Демонстративный ребенок рекомендации родителям

Консультация для родителей «Демонстративные дети»
консультация

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ ДЕТИ»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о демонстративных детях и о том, как с ними общаться.

Мы остановимся на следующих вопросах:

  1. Что такое демонстративность?
  2. Каково проявление демонстративности?
  3. Какие существуют виды демонстративного поведения?
  4. В чем причины демонстративности?
  5. Как вести себя с демонстративным ребенком?
  1. Что такое демонстративность?

В последние годы количество демонстративных детей возрастает, и родители, и воспитатели все чаще задают себе вопрос: «Как вести себя с демонстративным ребенком?». Думаю, что этот вопрос волнует и некоторых из вас.

Поэтому первое, что я хочу предложить вам сделать – рассмотреть, что же такое демонстративность и каковы её основные признаки.

Итак, демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим.

  1. Каковы проявление демонстративности?

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении, однако в большинстве случаев они не испытывают реального интереса к партнеру. Они говорят преимущественно о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Причем способами привлечения внимания могут быть как хорошее поведение, так и действия, выражающие агрессию.

Демонстративные дети ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: дерутся, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путем обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей доминируют сравнения: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т. д. Для демонстративных детей характерна также высокая нормативность поведения: они часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Если демонстративные дети и делятся со сверстником, то они комментируют свой поступок и обращаются к взрослому за поддержкой. Например: «Я дам Кате конфету, потому что хорошие дети всегда делятся с тем, кому не досталось». В случае отсутствия взрослого тот же ребенок и не думает делиться с партнером, несмотря на его просьбы. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально помочь сверстнику.

Ярко выраженная конкурентная направленность проявляется в том, что ребенок изо всех сил старается обесценить деятельность сверстника. Он пытается доказать, что на месте сверстника он справился бы гораздо лучше. Конкурентность проявляется также в реакциях ребенка на успехи и неудачи сверстников. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром поддерживает его. В ответ на похвалу взрослого ребенок, напротив, начинает возражать. Можно заметить, что представления о собственных достоинствах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими. У этих детей ярко выражена потребность в другом ребенке, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя. Это проявляется в характере высказываний: их яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!».

  1. Какие существуют виды демонстративного поведения?
  • Негативное самопредъявление – нарушение ребенком социально приемлемых норм с целью привлечения внимания. Ребенок изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным. Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.
  • Позитивное самопредъявление – привлечение внимания осуществляется ребенком при помощи подчеркнутого соблюдения всех правил и хорошего поведения. Ребенок с позитивным самопредъявлением не забывает говорить «спасибо» и «пожалуйста», вежливо здороваться и прощаться. Изображая «идеального ребенка» — «пай-мальчика» или «пай-девочку», — он добивается практически того же, чего добивается ребенок с негативным самопредъявлением, изображая «ужасного хулигана». Разумеется, формы внимания, получаемого при позитивном самопредъявлении, более привлекательны: похвалы, восхищение и умиление взрослых.
  1. В чем причины демонстративности?

Есть две причины демонстративного поведения – недостаток внимания или его переизбыток.

Ребенку не хватает внимания, в тех случаях, когда родители общаются с ним мало или формально, ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло, а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведёт и его следует отругать наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми, ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму – демонстративную выходку за которой незамедлительно следует наказание. Таким образом, «общение» состоялось.

Переизбыток внимания бывает в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. В этом случае кривляние само чернение ребенка «Я плохой» является способом выйти из-под власти взрослых не подчиняться их нормам и не дать им возможным осудить поскольку осуждение – самоосуждение – уже состоялось. Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях с авторитарными родителями, где дети постоянно подвергаются осуждению.

  1. Как вести себя с демонстративным ребенком?
  • При негативном самопредъявлении основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.
  • Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.
  • Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным.
  • Чтобы удовлетворить постоянную потребность во внимании ребенка с подобным поведением, вам необходимо будет найти занятие. Где он сможет свою демонстративность реализовать. Особо могут подойти театральные занятия.

Действуя таким образом, взрослый постепенно приучает ребенка к другому виду внимания.

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих. Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».

  • При уходе от деятельности необходимо развернуть во внешней форме активное воображение ребенка. Ему нужна сфера, удовлетворяющая его потребность во внимании. Эти цели могут быть достигнуты одновременно благодаря деятельности, которая связана с искусством – например, занятия в кружке рисования. В этой творческой реальной деятельности ребенку также надо обеспечить сразу эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание.
  • Если у него нет художественных способностей, то можно порекомендовать занятия абстрактной живописью. «Шедевры» обязательно следует повесить для украшения квартиры. Они и правда красивы, а главное нет особых критериев для строгой оценки, и тем более – осуждения.

Демонстративный ребенок

Демонстративный ребенок – это ребенок, который склонен к манерности, эгоцентричности, театральности, негативизму. Такие дети проявляют активность, стремятся любыми способами обратить на себя внимание взрослых лиц, показать себя, вызвать восхищение. При этом они могут использовать как положительные вариации поведения, так и выражать агрессию либо врать, рассказывая неправдивые истории. Демонстративная модель поведения, как правило, преследует цель самоутвердиться и породить восхищённое внимание окружения. Демонстративные дети чрезмерно ориентированы на мнение и оценку окружения в особенности взрослых лиц.

Причины демонстративного поведения

Основой рассматриваемого поведенческого паттерна является чрезмерная потребность в чрезмерном внимании к себе, желание всегда быть средоточием внимания взрослых либо ровесников. Демонстративное поведение ребенка проявляется в нарочито театрализованных действиях, пристрастии к украшениям, манерном поведении. Дабы привлечь внимание малыши используют самые разнообразные способы: паясничанье, преднамеренное нарушение поведенческих норм либо выраженное «идеальное» поведение, иногда даже проявление нарочитой застенчивости.

Демонстративные дети характеризуются выраженной эмоциональной лабильностью, то есть предрасположенностью к изменчивости настроения, непостоянство и кратковременность переживаний. Порой для привлечения дополнительной заботы эти крохи стараются спекулировать своими недугами: преувеличенно демонстрируют проявления заболевания, преувеличивают серьёзность хвори (аггравируют). Это касается не только соматических симптомов, но и психологических: показывают собственные страхи, демонстрируют повышенную утомляемость, тревогу.

Читайте также  Как разносить беговые кроссовки

Семейная атмосфера, в которой произрастает ребенок, непосредственно воздействует на качества характера и эмоциональный настрой, что в свой черёд влияет на поведенческий паттерн крохи.

Демонстративное поведение у детей часто бывает спровоцировано:

– желанием повышенного внимания;

– протестом против чего-то;

– реагированием на определённое эмоциональное потрясение.

Зачастую демонстративный паттерн поведения обнаруживается у детей, растущих в деспотичных семьях, где взрослые воспитанием не занимаются и внимания на отпрысков не обращают, но постоянно карают их за неподобающее, по их мнению, поведение.

Дети уже к пятилетнему возрасту нуждаются в уважении, самоутверждении, положительном оценивании. Поэтому на этом этапе крохи совершают попытки достижения желаемого. И если малыш неадекватно оценивает себя, то возникает демонстративная поведенческая модель, которая раздражает и отталкивает. Подобное вынуждает малышей удвоить совершаемые усилия, нервирующие окружение, но одновременно и привлекающие их внимание.

На пубертатном этапе дети сталкиваются с новыми сложностями, преградами, дилеммами. Подростки продолжают на данном этапе разрешать собственные внутренние противоречия, однако здесь демонстративные действия носят выражено подчёркнутый, показательный характер.

Основными потребностями тинэйджера являются:

– привлечение внимания (при этом неважно, какое внимание они привлекут – отрицательное либо положительное, поэтому признание, любовь, восхищение для них являются равноценными осуждению, ненависти, критике).

Среди причин подросткового демонстративного поведенческого паттерна выделяют нижеприведённые:

– неблагополучная семья либо неполная;

– потребность в любви;

При этом тинэйджер выбирает лишь те демонстративные действия, за счёт которых он достигает цели.

Характеристика

Рассматриваемая поведенческая модель демонстративного ребенка обусловлена потребностью ощущать повышенное внимание окружающих.

Как взаимодействовать с демонстративным ребенком? Особенности демонстративных детей заключаются в их стремлении сосредоточить внимание окружения на собственной персоне любыми доступными средствами. Они характеризуются активностью в коммуникациях, эгоцентричностью, стремлением вызывать восхищение, удивление, сострадание. Они постоянно озабочены впечатлением, которое они производят на окружение.

Тяготение к похвалам и восторгам у таких малышей возникает уже на этапе дошкольного возраста. Демонстративный ребенок в детском саду с наслаждением читает стихотворения, пляшет, поёт перед публикой, хвастается своими рисунками и необычными игрушками. Обычно он не переносит, если при нём расхваливают других детей либо уделяют кому-то больше внимания.

Демонстративные крохи любят застывать в эффектных позах, красоваться перед зеркалом, рисоваться перед окружением. Эмоциональное реагирование у них утрировано и театрализовано. Они стремятся всегда представать перед взрослыми и ровесниками в благоприятном свете. Отсюда нередко при посторонних демонстрируют подчёркнуто послушное поведение. Такие малыши склонны к чрезмерному фантазированию, они часто придумывают небылицы, лгут, дабы привлечь внимание.

Источником показного поведения на этапе детскости обычно становится дефицит внимания взрослых, когда малыши чувствуют ненужность, ощущают себя недолюбленными, «заброшенными». Именно недостаток внимания в качестве стиля родительского воспитания провоцирует формирование демонстративного поведенческого паттерна. Однако описываемый поведенческий стиль не всегда возникает по причине гипоопеки. Иногда он может появляться и при достаточной родительской заботе вследствие гипертрофированной потребности крохи в эмоциональном взаимодействии.

Демонстративные дети дошкольного возраста, как правило, характеризуются низкой самооценкой, поскольку они всецело ориентированы на одобрение взрослыми, высокой тревожностью, наличием различных страхов, конфликтностью с ровесниками, стремлением утвердить собственное превосходство над сверстниками.

Таким образом, независимо от причин, анализируемое поведение у малышей является показателем их дискомфорта и недостатка уверенности. В основе такой поведенческой модели всегда лежит опасение лишиться любви взрослых, потерять собственную значимость для родителей, страх стать брошенным.

Если демонстративные поступки подкреплять и не предпринимать никаких превентивных действий, то подобное поведение может закрепиться и трансформироваться в личностную особенность.

Рекомендации родителям и воспитателям

Как писалось выше, демонстративное поведение порождается либо переизбытком вниманием взрослых, либо его недостатком.

Как взаимодействовать с демонстративными детьми? При взаимодействии с такими малышами необходимо учитывать, что формы воспитания, которые применяются педагогами либо родителями в качестве мер наказания для детей становятся поощрением. А истинным наказанием для них является именно депривация внимания. Любое эмоциональное реагирование взрослых лиц крохой воспринимаются в качестве ценности. И здесь неважно будут ли такие проявления нести негативный заряд (наказание, замечание, одергивание), или же будут положительно направленными (одобрение, улыбка).

Поэтому необходимо чётко разграничить внимание, проявляя его при хорошем поведении и игнорируя плохое. Здесь важно научиться замечать кроху не когда он буянит, пытается вызвать реакции хулиганскими проделками, кричит, а когда ведёт себя «правильно». При плохих действиях необходимо минимизировать любые замечания, отказавшись полностью от бурного эмоционального реагирования, которого добивается кроха. Нужно понять, что для малыша любые эмоциональные реакции являются не карой, а поощрением. Если же проступок в действительности серьёзный, то меры наказания должны быть максимально безэмоциональными.

Дабы удовлетворить устойчивую потребность крохи во внимании, необходимо ему отыскать занятие, в котором он сможет реализовать собственную демонстративность, например, театральные занятия.

Иногда желание демонстративных детей обратить внимание на себя никак не обнаруживается во внешнем поведении, поскольку оно тормозится повышенной тревожностью. Такой конфликт кроха разрешает посредством развития защитного сочинительства и фантазирования. Отпрыск внешне инертен, а его реальная жизнь проходит в грёзах. Описанный способ поведения именуют уходом от деятельности. При подобном поведении следует придать активному воображению малыша внешнее проявление. Демонстративный ребенок нуждается в сфере, которая удовлетворит его нужду во внимании. Достичь этого возможно при помощи творческих занятий, например, абстрактной живописью. Детскими «шедеврами» обязательно необходимо украсить стены и демонстрировать с гордостью всем взрослым, посещающим жилище.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Демонстративный ребенок: как воспитывать

Демонстративный ребенок – это набор специфических черт характера и особая манера себя вести. Таких детей довольно-таки много – и в детском саду, и в школе, и в других детских коллективах. Не заметить их практически невозможно: они всегда стремятся быть на виду, постоянно, что называется, лезут в глаза. О чем говорит такая манера поведения: об особом складе характера, психиатрическом отклонении от нормы, или, может, это всего лишь чрезмерная общительность, в которой, по сути, нет ничего опасного? Чем это грозит ребенку? Как его воспитывать? Нужно ли «ломать» эту его черту характера?

  1. Демонстративный ребенок: особенности характера и поведения
  2. Что будет, если его не воспитывать?
  3. Как его воспитывать?

Демонстративный ребенок: особенности характера и поведения

Сразу скажем: демонстративность – это не общительность. Общительный человек (в том числе и ребенок) всегда искренен. Активно общаясь с другими людьми, он тем самым стремится узнать их получше, получить от них ответы на какие-то свои вопросы, бескорыстно помочь им, найти себе друга и единомышленника… Общаясь, такой человек всегда стремится быть равным с людьми, с которыми он общается, а зачастую – сознательно ставит себя ниже их. Это – нормальное поведение нормального человека.

Другое дело – демонстративный человек (ребенок). У такого малыша настоящей искренности как раз и нет. Ее место занимает показная, наигранная, корыстная искренность, которая, по сути, фальшь, ложь и предельный эгоизм. Демонстративное поведение у детей отличается следующими особенностями.

  1. Им всегда хочется быть на виду и в центре всеобщего внимания.
  2. Они очень любят, чтобы их хвалили и ими восхищались.
  3. Ради этого оно стремятся участвовать в массовых мероприятиях, и легко выходят из себя, если там их не заметили, не похвалили и не дали подарка.
  4. Чтобы обратить на себя внимание, они нередко «оригинальничают»: ведут себя сверх всякой меры активно, вмешиваются в чужие разговоры (в том числе, и во взрослые беседы), придумывают особую манеру говорить, изобретают всякие необычные словечки, любят ярко одеваться, требуют от родителей, чтобы они покупали им дорогие игрушки.
  5. Если родители отказывают им в покупке требуемых вещей, они нередко устраивают прямо в магазине целый истерический спектакль с криками, катанием по полу, угрозами и т. д. С одной стороны это, конечно же, представление, но с другой стороны – вполне искреннее проявление характера. На научном языке такие дети называются истероидными личностями. Или, проще говоря, истериками или истеричками.
  6. Эти дети постоянно лгут, и все по той же причине: им хочется быть постоянно в центре внимания. Поэтому они придумывают о себе разные небылицы, «преподносят» себя, так что порою очень сложно бывает понять, где там правда, а где вымысел. Особенно это проявляется в подростковом возрасте.
  7. Обычно демонстративные дети жестоки, коварны и бессердечны. Ради достижения своей цели (чтобы на них обратили внимание, а лучше – похвалили) они порой совершают всяческие нехорошие поступки, вплоть до преступления. Восхищение для таких детей – это их «хлеб» и «воздух», без похвалы они просто не могут жить.
  8. Такие дети – прирожденные и очень искусные манипуляторы другими людьми, и в первую очередь, конечно же, своими родителями. С возрастом способность манипулировать не исчезает, а лишь увеличивается и совершенствуется.
  9. А вот работать они не любят – особенно выполнять какое-то сложное, длительное дело. Во-первых, они от рождения патологически ленивы, во-вторых, им не хватает усидчивости, и в-третьих – долгая работа обычно не предполагает быстрой похвалы. А им надо, чтобы их хвалили «сто раз на дню».
Читайте также  Племяннику с 20 летием от тети

Что будет, если его не воспитывать?

Вот такой он, демонстративный тип ребенка. Что и говорить, хорошего здесь мало. К тому же, никакое воспитание полностью не избавит от демонстративных черт характера. Это – врожденное, и навсегда. Свидетельство тому – многочисленные научные работы и публикации психологов, педагогов и других ученых. Вот и попробуй его воспитай.

Но, однако же, воспитывать надо. Иначе – демонстративные черты характера разовьются, умножатся и укрепятся. И в итоге их демонстративного ребенка вырастет демонстративный взрослый. А это чревато многими печальными последствиями.

Из демонстративных детей, если их не воспитывать, часто вырастают законченные эгоисты, домашние тираны и даже – убежденные преступники. Здесь все объяснимо. Эгоист – это человек, который любит лишь себя и живет тоже исключительно для себя. Домашний тиран – это тот же эгоист, но еще и требующий, чтобы близкие люди им постоянно восхищались и ему поклонялись. А кто ближе, чем жена, дети или родители? В порыве гнева он запросто может изувечить или даже убить кого-нибудь из близких – вот вам и преступление. Или украсть, чтобы быть богатым, а, значит, на виду. Или, дорвавшись до власти, устроить всемирную бойню – опять-таки с той же самой целью – чтобы перед ним преклонялись.

Практически все выдающиеся короли, полководцы и прочие властьимущие – это бывшие демонстративные дети. Вот для чего, спрашивается, тот же Наполеон в свое время завоевал Европу и пошел на Россию? По сути, с одной единственной целью – чтобы о нем говорили – много и с восхищением. То есть, чтобы быть на виду. Это, между прочим, научно доказанный факт.

Как его воспитывать?

Психологи и педагоги давно уже разработали большой и подробный перечень советов, как именно лучше воспитывать демонстративного ребенка-истероида. В общем и целом, здесь необходимо его специфические черты характера и наклонности постараться направить в созидательное русло. Как же это сделать?

  1. Демонстративный ребенок – это прирожденный артист. Вот пускай он и идет в актеры, конферансье, шоумены или телеведущие. Нужно лишь натолкнуть его на эту идею и помочь ему развить определенные качества. Ну а что? И престижно, и всегда на виду, и доходно.
  2. Он не хочет быть артистом или конферансье? Пускай идет в спорт. Спорсмены тоже постоянно на виду, ими восхищаются, им хорошо платят. Чем не вариант?
  3. Главное – не навязывать им какой-то конкретный выбор, а лишь деликатно подтолкнуть к нему.
  4. Очень важно правильно выстроить воспитательные моменты:
  • не надо демонстративного ребенка постоянно хвалить – особенно по каким-то пустячным поводам;
  • но и совсем без похвалы оставлять его также нельзя. Особенно – за серьезную выполненную работу, где ребенок проявил усердие, усидчивость и добросовестность, да и, к тому же, выполнял ее не на публике;
  • ни в коем случае не следует поддаваться на его требования, показные вопли и истерики. Одержав одну-две победы таким способом, «показушный» ребенок будет бороться за свои эгоистичные интересы таким «оружием» и впредь. В конце концов, он усовершенствует это «оружие» до предела, и начнет применять его направо и налево, во всех случаях и против всех без исключения людей. А это уже – готовый тиран и садист.

  1. Еще один крайне важный момент – постараться научить демонстративного ребенка считаться с интересами других людей. Как это делать – во многом зависит от конкретных ситуаций, а также от правильно выстроенных отношений между родителями и самим ребенком.
  2. Ну а самое главное – объяснить маленькому эгоисту, что стараться выделиться среди людей и быть всегда в центре внимания – это, в общем, не так и плохо, если люди будут обращать внимание не на показушность поведения ребенка и не на какие-то навороченные бирюльки, а на его по-настоящему значимые и большие дела. Которые, разумеется, надо еще совершить. Вот пускай он их и пытается совершать, а совершив, купается в лучах заслуженной славы.

В общем, не надо терять оптимизма, воспитывая маленького «показушника». В конце концов, очень многие в этом мире «показушники» – кто в большей степени, кто в меньшей. И ничего, мир от этого пока не рухнул. А если «показушник» (хотя бы и ради своей славы) принес для мира какую-то реальную пользу, то и вовсе замечательно.

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Рекомендации родителям по всем видам нарушения поведения ребенка

Данные рекомендации помогут вам выходить из трудной ситуации при общении с ребенком

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по всем видам нарушения поведения ребенка»

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Обнимайте своего ребенка.

2. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

3. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

4. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.

5. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

6. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)

Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).

Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.

Повышайте самооценку ребенка.

Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.

Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.

Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!

(“Надо беречь природу”, — говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.

“Драться нехорошо”, — говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)

Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).

За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПРОТЕСТНЫХ ДЕТЕЙ

1. В первую очередь, нужно убрать из лексикона слова «управлять», «утихомиривать» и так далее. Ребёнок не тигр, чтобы его усмирять. Он – личность, который требует к себе индивидуального подхода.

2. Во-вторых, нужно снизить количество требований. Акцентировать внимание желательно только на тех просьбах, которые, действительно, важны для него. Проявлять протест ребёнок может в тех случаях, когда задания становятся непосильными. У каждого человека есть свои потребности в познании мира. Взрослый должен направлять деятельность, а не решать, за ребёнка круг его интересов. Например, если подросток хочет заниматься борьбой, не следует его отправлять в музыкальную школу.

3. Важно уметь слышать своё чадо. Вопросы, которые иногда взрослые задают специалистам, иногда удручают. Например, можно услышать такой вопрос: «Как заставить сына меня слушаться?» В таком случае, хочется задать встречный вопрос: «Готовы ли вы слушать своих детей? Понимать их потребности?» Дети будут слышать родителей в том случае, если родители будут слышать своих детей. Это значит – вникать в их проблемы. Порой, взрослые во время общения с сыновьями и дочерями разговаривают по телефону, сидят в социальных сетях, считая, что дети и так получат долю внимания с их стороны. Но, могут ли дети сосредотачивать внимание на родительской просьбе, если родители не в состоянии сделать то же самое?

4. Многие считают, что «мягкое» воспитание — один из самых неэффективных методов воспитания. Но, это неправда. «Мягкое» воспитание — это интерактивное, активное, совместное воспитание. Оно требует повышенного внимания и максимального участия в жизни подрастающего поколения.

5. Если ребёнок всё время протестует по любому поводу – причину нужно искать только в себе. Возможно, сами взрослые постоянно раздражаются по пустякам. Принуждая ребёнка к постоянному подчинению, взрослые не замечают, как дети повторяют сценарий их поведения. Родителям следует помнить о том, что чувство вины или страх неудачи никогда не станут хорошим мотиватором для примерного поведения.

Читайте также  Аппликация из березовых листьев

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕМОНСТРАТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Очень важно показать такому малышу, что отношение других людей к нему — далеко не самое главное в жизни. Конечно, объяснить на словах это трудно.

Создайте условия, в которых малыш будет сотрудничать со сверстниками, а не соревноваться с ними.

Полезна коллективная работа — пусть рисует с другими детьми на листе ватмана, собирает конструктор, лепит детали замка.

Покажите ребёнку, что ровесники — это партнёры, а не конкуренты. Включайте малыша в самые простые коллективные игры с правилами, да хоть просто водите хороводы.

Главное, чтобы он чувствовал свою причастность к общему делу. Учите слушать других людей.

Начните с аудиокниг, перейдите к чтению по ролям, устройте семейный совет, на котором каждый должен выслушать другого, не перебивая.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ИНФАЛЬТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Во-первых, покажите ребенка психоневрологу, возможно, ему требуется небольшое медикаментозное лечение. Оно может улучшить память, внимание, работоспособность, помочь ребенку в учебе. Однако только таблетками помощь не исчерпывается. Таким детям необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.

Во-вторых, система общения с инфантильным ребенком ни в коем случае не должна строиться на насильственном внушении ему определенных правил и запретах. Наоборот, лучше воздействовать на него ненавязчиво, учитывая интересы и пристрастия.

Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, предоставляйте ему возможность пообщаться с ровесниками, побуждайте его к такому общению, учите сотрудничать с другими детьми, прощать обиды, улаживать конфликты. Разъясняйте последствия его ошибок, побуждайте ребенка преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам.

Продумайте и установите для ребенка ряд посильных ежедневных обязанностей, которые он будет четко знать. Также объясните ему, что последует за их невыполнением. Ребенок должен хорошо усвоить эту логическую связь.

Избегайте так называемого отрицательного внимания — окриков, высмеивания, угроз, наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими эмоциональными формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.

Внимательно следите за ребенком. Инфантильные дети — личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия — спорт, туризм, чтение.

Поощряйте любое стремление ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этом процессе отца, особенно при воспитании мальчиков.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ КОНФОРМНЫХ ДЕТЕЙ

1. Развивайте критичность мышления ребёнка Умение трезво оценивать информацию и логически мыслить позволит быть ребенку самостоятельными и независимыми.

2. Золотое правило «Не сотвори себе кумира» Главные вопросы, которые ребенок должен уметь себе задавать: Так ли это на самом деле? Кто сказал, что это так, а не иначе? Кому может быть выгодно так утверждать?

3. Учить ребенка быть честным важно отличать свое частное мнение от истины.

4. Учить ребенка быть мужественным пойти против большинства всегда страшно.

5. Развитие индивидуальности Разговаривайте и действуйте как взрослый.

6. Не соперничайте с ребёнком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон.

Демонстративные дети

Демонстративным в психологии обычно называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Демонстративных людей легко узнать – они чрезвычайно ярко, крикливо одеты, любят экзотические наряды, так как для них очень важно, чтобы их внешность выделялась из толпы, бросалась в глаза. В компаниях они стремятся быть душой общества (и часто этого добиваются). Демонстративный студент всегда задает огромное количество вопросов преподавателю, не особенно интересуясь ответом. Обычно демонстративность сочетается с эгоцентризмом – о чем бы ни шла речь, такие люди говорят только о себе, преувеличивая свои успехи и достижения. Демонстративный человек может преувеличить и собственные неудачи и неприятности, так как главное для него – непохожесть на других, неповторимость, причем как с положительным, так и с отрицательным знаком.

Необходимо отметить, что при неблагоприятном стечении обстоятельств загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может приобрести патологический характер и перейти в психическое заболевание – клиническую истерию.

Демонстративность как стабильное свойство личности формируется очень рано. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки; мальчики – ремни, пряжки и т. д.). Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, меряют одежду взрослых. Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В детском саду они могут быть лидерами или активными озорниками, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

Особый вариант развития – негативистическая демонстративность, т. е. привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых. Такой ребенок делает все наоборот –• если его просят не шуметь, кричит и т. д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной деп-ривацией (т. е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами, они прибегают к безотказному средству – нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности наиболее неблагополучный.

Когда демонстративный ребенок приходит на психологическое обследование, он обычно положительно относится к этой ситуации, так как есть возможность проявить себя перед новым человеком. Но контакт гарантирован, если консультант даст понять, что ребенок ему понравился, похвалит его. В этом случае через несколько минут общения ребенок может сообщить о себе массу различных сведений (какую одежду ему недавно купила мама, какие у него дома есть хорошие игрушки и т. д.). После каждого задания необходимо похвалить ребенка, иначе он может отказаться от последующих.

При анализе результатов обследования с использованием различных методик необходимо обращать внимание на следующие диагностические показатели. В рисуночных методиках («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Пиктограмма») демонстративность проявляется в украшательстве, наличии необязательных деталей (оборочки, цветочки на платье, перья на шляпе). Необязательные детали в рисунке человека не следует путать с второстепенными. Шея, уши – детали обязательные для каждого человека, хотя и второстепенные (по сравнению со ртом и глазами), а бантики на туфлях – деталь украшательская.

При выраженной демонстративности повышенное внимание к украшательству (на фоне посредственного уровня изображения основных деталей) нередко сочетается с изображением «демонстративных персонажей» (клоунов, бандитов, фей). Если по рисунку человека трудно различить тенденцию к украшательству и хорошую технику рисования (при которой прорисовка деталей одежды и прически входит в изобразительный канон), то рисунок дома, где изображение занавесок с рюшечками ничем не может быть продиктовано, кроме тенденций демонстративного ребенка подвергать украшательству все, не только людей, оказывается более показательным.

В методике «Три желания» проявляется присущая этим детям склонность к украшательству – они хотят получить необыкновенно красивые платья, бантики, игрушки и т. п. Придумывая истории по картинкам детского тематического апперцептивного теста (CAT), демонстративный ребенок использует большое количество эпитетов.

Таковы основные диагностические показатели демонстративности. Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с таким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстративность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий может приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию. Однако не нужно впадать в другую крайность, постоянно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид, пять раз в день меняя ему одежду, каждый раз подчеркивая, как она ему идет, и т. п. Такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демонстративности.

Во-вторых, необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др. Родителям не следует опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естественный выход (деятельность, в которой демонстративность социально санкционирована), эта личностная особенность не будет препятствовать нормальному развитию.

Третья рекомендация направлена на профилактику негативистической демонстративности. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнорировать его в случае неблаговидного поведения. Не следует поддаваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой ценой). Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка – отказ от общения с ним.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: