Если ребенок ленится учиться что делать

Лень-невидимка

Здоровый ребенок не будет лениться, если его к этому не вынудят родители.

«Леность детей — это одна видимость, фикция, а не настоящее явление; взглянул на нее попристальнее — и она исчезла». Как вам, строгие и безапелляционные мамы и папы, такое мнение знаменитого русского педагога Петра Каптерева? Он считал, что за словами «лень», «лениться» скрываются абсолютно конкретные причины нежелания ребенка заниматься тем или иным делом, моральные или физические, и родители должны понять и устранить их — тогда и слово «лень» станет мифическим, несуществующим.

Флегматик не виноват

Детей ленивых от природы не существует. Каждый здоровый ребенок в раннем детстве вполне себе деятелен, от него только и слышишь: «Я сам», он сердится, когда ему не позволяют что-либо сделать самостоятельно. Пассивность, бездеятельность — в чем родители тоже усматривают проявления лени — чаще всего говорят о том, что ребенок попросту нездоров.

У младших школьников за лень часто принимают неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устает, разочаровывается, все бросает. В результате уроки сделаны кое-как и со временем он все с большей неохотой берется за них: зачем что-то делать, если все равно не получается?

Иногда ленью ошибочно называют резко выраженные проявления темперамента. Малыш-флегматик малоподвижен, медлителен, долго раскачивается. Его бесполезно подгонять и обвинять в лени, все равно он будет работать в том темпе, который диктуется его внутренним складом. Человек не виноват, что не может работать, как эти бойкие ребята вокруг него, у которых все в руках горит. Но при этом ленивыми считают и тех же холериков, которым необходима активная деятельность, и им сложно выполнять работу скучную, монотонную. Поиграть для них — это настоящее дело, а собрать в песочнице разбросанные игрушки — смертельная тоска.

На похвалах как на дрожжах

Иногда так и хочется наорать, а то и замахнуться ремнем на чадо, «рубящееся» в компьютерную стрелялку, в то время как вы ждете от него усилий по исправлению двоек. Вот только поможет ли? Легко принудить человека выполнить вашу волю, а вот как переломить лень-матушку?

Двор, песочница. Тут каждый занят делом. Кто-то нагружает песком самосвал, другие делают куличики, собирают камушки. В дет ском возрасте игра — это самый настоящий труд. А с каким рвением дети стремятся достичь задуманного, сделать, к примеру, тот же первый шаг! Разве можно заподозрить в лени ребенка, который все пытается и пытается прорыть в песочнице все осыпающийся и осыпающийся подземный ход? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике?

. Это катастрофа! Наша пятилетняя Наталья решила помочь бабушке помыть посуду! Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, по локти мокрые руки, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой.

Бабушка не выдерживает:

— Наташ, не надо, иди поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать еще потом за тобой!

И ребенок покорно идет, куда его послали. Читать книжку, играть или делать уроки. А так хотелось помочь, сделать что-то самой.

В три-четыре года дети рвутся к самостоятельности — так дайте им возможность ею насладиться! Конечно, сначала получается плохо — но чтобы чему-нибудь научиться, нужно это начать делать! Вот малыш пыхтит, сопит, но при этом сам ползает по своей коечке, заправляет ее. Похвалите его даже за самый маленький успех! И пусть доводит дело до конца. Довел, помыл посуду, положил подушку на место — оцените его работу, на похвалах дети растут как на дрожжах.

Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, получая бонусы в виде похвалы или чего повесомее со стороны взрослых. Он же получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?

Дальше — больше. Закрепите за взрослеющими детьми какие-то домашние обязанности и настаивайте на их выполнении, причем поручения должны быть конкретными, действительно нужными, а не придуманными в воспитательных целях. И продолжайте подчеркивать, что хлеб, скажем, куплен свежий, пыль вытерта начисто. А поощрения необходимы просто как воздух! Ребенку младшего возраста лучше открыто сказать, что, разгрузив вас, он получил возможность, например, подольше побыть в зоопарке, сходить в кино, а с теми, кто постарше, уже можно побеседовать о разделе домашней работы «по-честному».

С домашних дел начинается выработка в ребенке отношения к труду как к жизненной потребности. А если вы раз за разом вырывали у Наташки, поднимающей клубы пыли в квартире, веник из рук — не удивляйтесь, когда, подросшая, она сможет спокойно проходить мимо полной раковины посуды и не будет стремиться хоть часть домашних дел взять на себя, как говорится, «по умолчанию». И только ли домашних?

Лень гормональная

Наличие-отсутствие «мотива» объясняет и поведение так называемых лентяев и в школьном возрасте. Начнем с того, что ребенок, всеми способами увиливающий от уроков, скорее всего, просто не имеет собственной мотивации к своему самому важному, единственному, можно сказать, делу, искренне не понимая, зачем ему самому нужны все эти уроки, домашние задания и т.д. Потом он настолько привыкает к постоянному контролю взрослых, что делает вывод: «Это им надо, а не мне». И вроде бы не лентяй, много чем интересуется, но в школьных делах — бездельник бездельником.

Не пора ли вам ослабить мелочное ежеминутное внимание и требовательность? Иначе ярлык «лентяя» станет для ребенка неожиданно привлекательным — может быть, хоть так от него отстанут, ведь все равно окружающие им недовольны, а бессмысленная деятельность «из-под палки» ничего, кроме отвращения и стремления избежать перегрузок, вызвать не может. Может, попытаться довести до ребенка смысл его работы, объяснить, что если он ничего не будет знать и уметь — он никому не будет нужен, кроме своих родителей. Поищите смысл, ради которого он будет стремиться в класс. Пусть это будет только общение со сверстниками — и ради этого можно захотеть в школу! Как только ребенок начнет заниматься тем, что ему интересно, что для него важно, лень исчезнет, а оценки улучшатся.

Ленью нередко оборачивается и, напротив, завышенная оценка талантов человека, и его автоматически повышающаяся самооценка. Действительно умный, способный, захваленный ребенок не хочет заниматься, потому что ему и так все дается легко, и он считает себя лучшим в классе и без лишних усилий со своей стороны. В родительских же жалобах на лентяя слышится даже что-то вроде восхищения — кладезь способностей, горы бы своротил, если бы захотел, но «лень вперед него родилась». Вас это утешает и расслабляет, а человек так утверждается в своей правоте: способности у него есть — так они проявятся и без лишних усилий с его стороны. А лучше бы он слышал от вас, что лень и талант — взаимоисключающие понятия и что первое зарывает в землю второе.

. Кажется иногда, что подростки в этой лени целиком — валяясь на диване, просиживая перед монитором или шатаясь по улицам. Они при этом часто говорят, что не успели отдохнуть, что надо расслабиться, «оттянуться». А ведь человек молод, более или менее здоров, он не ходит на работу и домашними делами не перегружен — да придуривается он, отлынивает, уверены вы. И напрасно. В определенном возрасте в дело вмешивается физиология: в организме подростка идут глобальные перемены, связанные с гормональными изменениями, и это действительно вызывает постоянное ощущение усталости. Чем ежечасно пенять ему на безделье, начните «прикармливать» его витаминами, сходите вместе куда-нибудь, организуйте ему отдых сами, если уже хотите контролировать своего ребенка от и до.

Пословицы на тему

  • Глядя на лес, не вырастешь, а смотря на людей, богат не будешь.
  • Хоть три дня не есть, а с печи не слезть.
  • В лес не съездим, так и на полатях замерзнем.
  • Ленивый сидя спит, лежа работает.
  • Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
  • Спать долго — жить с долгом.
  • Чем эдак пахать, так лучше выпрягать.
  • Лежебоке и солнце не в пору всходит.
  • Были бы хлеб да одежда, так и ел бы лежа.
  • Что потрудимся, то и поедим.

1 Если ваш ребенок постоянно пытается уклониться от домашних дел, учебы и т.д., попытайтесь понять, по силам ли ему в принципе предъявляемые вами требования.

2 Часто ли вы хвалите или благодарите за сделанное того, кого считаете ленивым? Пожалуйста, не забывайте это делать. Трудно с увлечением заниматься делом, которое никто не замечает и не оценивает.

3 В тех случаях, когда учителя говорят о внезапно возникшей лени вашего ребенка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать человека. Возможно, именно сейчас он нуждается в помощи (психологической, медицинской, дополнительных занятиях или, наоборот, освобождении от учебы, наконец, просто в ваших советах или поддержке), а лень — сигнал бедствия, который вам необходимо заметить.

4 Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью будут испорченные отношения с «надсмотр щиком».

Читайте также  Противопоказания к грудному вскармливанию

Ребенок не хочет учиться, что делать: рассказывает нейропсихолог

Вернуть ощущение успеха

Annie Spratt / unsplash

Оценки — инструмент внешней мотивации. Но любая деятельность эффективнее, если в ней больше мотивации внутренней. Именно ее и важно поддерживать в учебе и учителям, и родителям. Один из трех китов внутренней мотивации — ощущение компетентности. Ребенку нужно создать ситуацию, где он будет чувствовать, что он успешен, что он молодец. Для этого нужно:

  • Давать задачи актуального для ребенка уровня сложности, даже если нужно немного вернуться назад по школьной программе. Хорошо, если такой индивидуальный подход возможен не только дома, но и в школе. Это современный тренд, и появляются даже онлайн-олимпиады вроде «А я знаю», которые дают возможность добиться успеха всем: слабым ученикам — в заданиях попроще, а сильным — в задачах повышенной сложности.
  • Двигаться маленькими шагами от простого к сложному. От того, что хорошо усвоено и понятно, к новым темам и навыкам.
  • Акцентировать внимание на личной динамике, а не на сравнении с другими детьми и со средними нормами. Оценки — способ сравнить достижения со стандартами, которые часто могут оказаться завышенными для текущего уровня ребенка. Относительно неуспешные ученики, дети с трудностями обучения оказываются в невыгодном положении.

Чтобы лучше понять переживания ребенка, вспомните, когда последний раз вы учились чему-то новому. Например, игре в теннис или иностранному языку. В самом начале пути, когда вы не могли участвовать в турнирах или свободно разговаривать с носителем языка, для вас была очень важна обратная связь от тренера или учителя — о том, что у вас получается, чему вы уже научились, что ждет вас впереди, какая ближайшая цель. Сравнивая текущие знания с тем, что умел ребенок в прошлом, мы подчеркиваем достижения, а это очень помогает двигаться дальше.

Хвалите не только за объективные достижения, но и за старания. За те усилия, которые он приложил, найдите, за что можно похвалить, даже если суммарный результат не очень высок.

Помочь преодолеть трудности

Annie Spratt / unsplash

Плохая успеваемость часто связана с тем, что ученик что-то не понимает в предмете или у него есть психологические трудности: например, невнимательность, медлительность, плохая память. Хорошо бы разобраться в том, что именно вызывает затруднения, какой характер они носят — предметный или метапредметный. А потом совместно, учителям и родителям, иногда с другими специалистами, придумать план по их преодолению.

Разрешить ошибаться

Bermix studio / unsplash

Для того чтобы научиться чему-то новому, нужно ошибаться. В случае ошибки учитель, родитель, близкий взрослый должны сначала обратить на нее внимание ребенка. Лучше с исследовательским интересом, не из обвинительной позиции: «Смотри, вот здесь у тебя ошибка в вычислениях, и масса слона получилась всего 10 кг. Слишком мало для такого гиганта!» Порассуждайте о причинах ошибки, покажите, как правильно. Один из важнейших помощников в обучении — это вовремя данная обратная связь о том, что идет не так, а что получается хорошо. Всем нам свойственно ошибаться, здорово, когда рядом есть человек, деликатно указывающий на ошибки и объясняющий, что ошибки могут значить и как их исправить.

Разбудить любопытство актуальным контентом

Alexis Brown / unspalsh

Не всегда бумажные учебники могут похвастаться интересными заданиями, которые связаны с повседневной жизнью ребенка. Важно показать, как фундаментальные знания помогают решать практические задачи: химия помогает выбрать крем в магазине, география — составить оптимальный план похода, литература — понимать окружающих людей, математика — выбрать выгодный тарифный план для телефона.

Пробовать себя в разных областях

Annie Spratt / unsplash

Иногда для того, чтобы возбудить интерес к учебе, нужно взглянуть на школьный предмет с новой стороны:

  • Послушать лекции и рассказы на школьную тему от интересных рассказчиков.
  • Учителя и ученые, которые увлечены своим предметом, могут вдохновить и заинтересовать даже немотивированного двоечника.
  • Участвовать в интересных активностях и челленджах — например, в олимпиаде «А я знаю», для которой характерны нестандартные задачи на смекалку.
  • Сходить в музей, на выставку, мастер-класс, где можно пообщаться вживую с профессионалами из разных областей. Посмотреть интересные модели, инсталляции, попробовать сделать что-то своими руками.

Взрослым стоит помочь ребенку найти интересные ресурсы и активности и, возможно, принять в них участие вместе.

Этой осенью «Яндекс.Учебник» проводит интерактивную олимпиаду «А я знаю» , в которой интересно поучаствовать и сильным ученикам начальной школы, и тем, кто не блещет оценками.

Если ребенок ленится учиться что делать

  • ТРЕНИНГИ
  • БЛОГ
  • ОТЗЫВЫ
  • МОЯ ИСТОРИЯ
  • КОМАНДА
  • НОВОСТИ
  • КОНТАКТЫ
  • АНТИПСИХОЗ
  • МАТРИЦА СТРОЙНОСТИ
  • МАТРИЦА СТРОЙНОСТИ SPORT EDITION
  • МАТРИЦА СТРОЙНОСТИ ДЛЯ МАМ
  • АВТОР ЖИЗНИ
  • ФИНАНСОВЫЙ КЛЮЧ
  • КЛЮЧ К СЕБЕ
  • АВТОР ЖИЗНИ 2
  • МАРАФОН ЖЕЛАНИЙ
  • РАСШИРЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОЗНАНИЯ
  • Страх перед едой
  • Кто виноват и что делать
  • Психология похудения
  • Автор или жертва?
  • Инструкция желаний
  • Финансовый ключ
  • Всем должна
  • Рецепты мс
  • Я — Автор
  • Sport Edition
  • Воспитываю автора

Взрослые считают, что ребенок ленится, если он отказывается делать уроки, выполнять требования, посещать кружок или секцию, которые кажутся нужными с точки зрения родителей. Но лень ли это на самом деле?

Родителям важно сначала разобраться в причинах лени. Почему школьник придумывает любые отговорки, лишь бы оттянуть выполнение домашнего задания? Из-за чего отказывается посещать секцию по карате? Почему ребенок ленится учиться?

Причины могут быть разные. Вот основные из них:

  • не интересно учиться или заниматься в секции;
  • ребенок чрезмерно перегружен, он просто устал, и у него не хватает сил;
  • заниженная самооценка — ребенок не уверен, что справится с задачей;
  • чрезмерное давление взрослых — ребенок защищается и бунтует;
  • особенность темперамента;
  • неблагоприятная обстановка в семье или коллективе.

Рассмотрим каждую подробнее.

Что касается интереса и мотивации, возможно, занятия танцами или рисованием навязаны родителями. Так взрослые стремятся исполнить своюнереализованную детскую мечту. А ведь у ребенка есть свои мечты и желания. И на них надо ориентироваться. Самое важное — интересы и мотивация ребенка. Если речь идет об уроках, то неинтересно может быть, например, если материал скучно преподносится.

Очень важен правильно составленный режим дня. Если школьник занимается не только уроками, но и посещает гимнастику, музыкальную школу, рисование, английский язык, конечно, он устает. Ребенок не хочет ничем заниматься, ведь у него не остается времени на прогулку, игры, вот и возникает усталость — и физическая, и психологическая. А взрослые трактуют это как лень.

Заниженная самооценка тоже может маскироваться под лень. Ребенок отказывается что-то делать, так как боится не соответствовать ожиданиям родителей. Особенно часто такое происходит, если взрослые постоянно критикуют его успехи, требуя от него соответствия каким-то своим идеалам. Естественно, ребенок не хочет ничем заниматься, если понимает, что он заведомо окажется в проигрыше

Напор и желание родителей сделать из ребенка кого-то очень умного вызывает сопротивление. Психика любого человека устроена так, что хочется сохранить свое собственное «Я». Тем более, ребенок будет защищаться, если взрослые заставляют делать то, что противоречит его желаниям и представлениям об интересной жизни.

Лень может объясняться и темпераментом. Холерик может не понять флегматика. Если школьник-флегматик все делает медленно, холерику-взрослому кажется, что чадо просто ленится.

И, конечно, не стоит забывать о проблемах в семье или школе. Сильные переживания (ссоры с родителями, друзьями, стыд, напряжение) отнимают много сил. Ребенку приходится тратить энергию на переработку этих чувств. Поэтому он выглядит уставшим, апатичным. Кажется, что он ленится.

Конечно, родителям обидно, если ребенок умный и талантливый, многое умеет делать, но при этом ленится. Однако перед тем как ругать ребенка за лень, стоит попытаться найти причины такого поведения. Только так можно понять, как справиться с этой проблемой.

Как воспитать в ребенке желание учиться? Как добиться того, чтобы школьник с удовольствием посещал кружки и школу? Придется потрудиться!

Прежде всего, стоит помнить: воспитание невозможно без взаимного уважения. Желания своего ребенка надо уважать. Если он хочет учиться плаванию, стоит приобрести ему абонемент в бассейн. И неважно, что отец мечтал о занятиях боксом. Реализовывать свои мечты через ребенка — сомнительная затея.

Кроме того, если нет желания учиться, надо выяснить, почему. Возможно, не нравится преподаватель, на уроках неинтересно, сложно, пропустил одну тему и теперь не получается понять дальнейший материал. Если что-то непонятно, стоит вместе разобрать материал, объяснить. Если урок просто скучный, следует найти интересную информацию. Следует заинтересовать школьника, мотивировать его к учебе. Поискать интересные факты, тесты, вместе провести опыты. Это может серьезно помочь.

Режим дня необходим школьнику. И в расписании стоит выделить время не только на учебу, дополнительные занятия, помощь по дому, но и на игры, общение с друзьями, прогулки. Если в распорядке дня расписана лишь учеба, сон и домашние дела, это может стать причиной хронической усталости и апатии.

Что касается заниженной самооценки, тут все сложнее. Родителям придется пересмотреть свое поведение. Ведь зачастую именно взрослые способствуют развитию комплекса. Хвалить стоит чаще, а ругать меньше. Но хвалить не просто так, а за конкретные действия. И похвала должна быть искренней. Прежде чем начинать воспитывать в ребенке желание учиться, займитесь его внутренним миром, помогите ему поверить в свои силы.

И тут уместно будет вспомнить о родительском давлении. Излишняя критика, жесткая диктатура ведут к сопротивлению. Школьник защищается, и эта защита может проявляться в виде лени. То есть, он не хочет ничего делать, потому что ему все это не нравится.

Естественно, ребенку нужны правила. Но необходимо соблюдать и его границы. Когда его принуждают к чему-то, его заставляют пойти против своей воли. А у ребенка свое мнение на счет того, что ему необходимо.

Да, нельзя вестись на манипуляции. Почему дети манипулируют родителями? Они очень наблюдательны и берут пример со взрослых. Ведь родители зачастую манипулятивно ведут себя с другими прямо на глазах у ребенка, и так же поступают с ним самим: манипулируя, оказывают давление. Или еще хуже — заставляют. Ведь они сильнее.

Взрослым важно научиться учитывать особенности темперамента. Холерик или сангвиник быстрее выполнит задачи, быстрее отдохнет и наберется сил. А вот меланхолик и флегматик могут тянуть время, делать все медленно и долго отдыхать, так как им не хватает энергии. Вот почему ребенок ничем не хочет заниматься.

Многие родители не обращают внимания на психологическую атмосферу дома и в школе. На самом деле она очень важна. Если ребенку некомфортно, он переживает, волнуется. Требуя от него высоких показателей в учебе и заинтересованности, вы лишь еще больше травмируете его. Поэтому, если школьник ведет себя необычно, он раздражен, невнимателен, стоит узнать, в чем дело. Возможно, он поссорился с другом, или родители часто ругаются, и чадо болезненно это воспринимает. Важно принять меры к исправлению ситуации. Вот вам и ответ на вопрос, почему ребенок ленится учиться. Он переживает.

После того, как причина детской лени найдена и устранена, можно ожидать улучшения ситуации. Если изменения происходят медленно, можно попробовать еще несколько интересных способов.

Вот неожиданные, но действенные рекомендации:

    создайте развивающую среду — отправьте в лагерь, где в интересной форме учат иностранный язык; вместе узнавайте и обсуждайте исторические факты, найдите общее хобби. Все это поможет ребенку заинтересоваться, а следовательно, и проявить усердие. То есть, воспитать в ребенке желание учиться;

давайте время на отдых. Почему ничего не хочется делать? Потому что ему очень нужно время, когда можно переработать свои мысли и чувства. Он не должен быть постоянно занятым, иначе пропадет желание вообще делать что-либо. Стоит отстать от чада и дать ему возможность отдохнуть;

разделяйте чувства сына или дочери. Не хочет делать уроки? Стоит посочувствовать. Переносить неизбежное легче, если можно с кем-то этим поделиться. Однако при этом надо напомнить, что выполнять то, что не хочется, все равно придется;

станьте примером — дети берут пример с родителей. Поэтому начинать исправление ситуации надо, прежде всего, с себя;

помогайте ребенку определиться со своими желаниями — не всегда он знает, чего хочет, в каком направлении двигаться. Тут важно не настаивать на своем мнении или хитростью внедрять в его голову свои мысли, а именно помочь понять свои мысли и чувства.

Должны ли дети оправдывать ожидания родителей? Конечно, очень хочется, чтобы ребенок вырос самостоятельным, ответственным, умным. Но для этого надо найти #ключкребенку. Научиться этому вы сможете на одноименном марафоне.

Как справиться с ленью

Содержание статьи:

В зимний день один тюлень продавал на рынке лень… Помните этот мультфильм? Если нет, обязательно посмотрите, чтобы примерно представлять, во что может превратиться жизнь, если потакать лени и бездействовать. Когда пишут школьные сочинения на тему «Кем я хочу стать», еще ни один ребенок не написал дворником или вахтером. Но кто-то все же превращается из потенциального хирурга в дворника. Как ему это удается? Виной всему лень. Хотя и говорят, что лень – двигатель прогресса, зачастую она все же двигатель регресса. Высокопродуктивными не рождаются, ими становятся. Если ребенок хочет прожить свою жизнь интересно и качественно, с ленью придется попрощаться.

Что такое лень?

Ошибочно ленью называют разные проявления – от чрезмерной усталости, выгорания до реального безделья. Если ребенок ленится учиться, если он в какой-то момент не занят спортом или трудом, ребенок может услышать от взрослых, что он лентяй. На самом деле, он может чувствовать усталость после школьного дня, испытывать страх, думая об объеме и сложности домашних заданий или физическую усталость после тренировки. Настоящий лентяй просто ленится, ощущая лишь слабые укоры совести, сигнализирующей ему о незаслуженном отдыхе.

Если говорить о научной трактовке лени, здесь тоже все неоднозначно. Например, доктор биологических наук Д.А. Жуков, считает лень одной из форм адаптации организма, потребностью экономить энергию. Одним из проявлений лени в этом случае является нежелание организма расходовать энергию, чтобы сконцентрировать внимание. Другим проявлением является недостаточная мотивация, чтобы тратить энергию.

Если ребенок ленится учиться, это может быть лишь видимостью лени. Психолог О. Елисеева упоминает о страхе и тревоге, которые могут скрываться за псевдоленью, особенно это касается заданий по новым предметам, которые появляются из класса в класс. Замечали, как подросток готов переделать всю домашнюю работу, помочь приготовить ужин, выгулять собаку, лишь бы не садиться за уроки? Задания по новым темам вызывают у них страх провала, этим и объясняется их псевдолень. Как бороться с ленью подростка? Что еще может скрываться за видимой ленью? И какими причинами может быть вызвана лень у детей?

Причины детской лени

  1. Гиперопека

Одной из причин настоящей детской лени является поведение родителей, желающих избавить свое чадо от лишних волнений, забот и проблем. Маленькие дети хотят помогать: мыть посуду, пылесосить, подметать, возиться на кухне. Но если раз за разом ребенок слышит: «Ты еще маленький. Я сама сделаю» или «Не трогай! Разобьешь/сломаешь/уронишь», постепенно он теряет инициативу и перестает стремиться к самостоятельности. А с возрастом еще и понимает, что это очень удобно, когда за него все делают взрослые. Те же в свою очередь задаются вопросом: как бороться с ленью ребенка? Не понимая, что именно они ее и спровоцировали.

  1. Особенности темперамента

Прежде чем вешать на ребенка ярлык ленивого, необходимо проанализировать его поведение и определить темперамент. Меланхолики, а особенно флегматики могут казаться ленивыми, на самом деле они просто живут в своем ритме, выполняя задачи, но гораздо медленнее, чем это сделали бы сангвиники или холерики.

  1. Страх неудачи

Как уже упоминали, страх неудачи тоже может быть причиной видимой лени. Особенно сильно он проявляется, если ребенок однажды уже выслушал негативные комментарии учителя по поводу неправильно выполненного задания или подвергся насмешкам одноклассников. Есть дети, очень болезненно реагирующие на подобные ситуации и боящиеся повторения уже произошедшего. Как бороться с ленью ребенка, если такая ситуация уже сложилась? Ранимым детям больше подходит домашнее обучение, когда он не находится во враждебной среде. Например, в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 бережно и внимательно относятся к каждому ребенку. Высокопрофессиональные учителя корректны и дружелюбны, они помогают разобраться в теме, отвечают на все вопросы, есть даже круглосуточный чат, в который ребенок может написать вопросы по выполнению домашнего задания. Дети чувствуют постоянную поддержку и защищенность, в такой атмосфере их потенциал раскрывается полностью, а учиться становится легко и интересно. Кроме того, все уроки записываются, и родители могут посмотреть в записи, как проходит урок, насколько комфортно и интересно их ребенку.

  1. Недостаточная мотивация

За видимой ленью может скрываться другая причина – отсутствие мотивации. Если подросток уже выбрал траекторию развития и знает, что предмет не пригодится ему в дальнейшей жизни, он не будет тратить на него энергию. Как раз в этом случае лень и является режимом энергосбережения. Как бороться с ленью подростка в этом случае? Здесь многое зависит от личности учителя, способен ли он увлечь своим предметом. Известны случаи, когда приходит новый учитель в класс или ребенок переходит в другую школу, и нелюбимый предмет становится приоритетным и даже определяющим дальнейшую карьеру.

Одна из самых распространенных причин лени – скука. Детям, особенно младшим школьникам, сложно долго находиться без движения и слушать объяснения, особенно если они монотонные и не воздействуют на зрительное восприятие. А если еще и переменку учитель забирает на объяснение домашнего задания, о какой включенности может идти речь? Детям становится скучно и неинтересно, падает интерес к учебе, и включается защитный механизм – лень. В таком случае заставить ребенка не лениться нельзя, надо менять стиль преподавания. В ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 используют современные технологии, привычные для поколения Z. Например, «умная» ручка делает процесс учебы увлекательным. Детям нравится, что все написанное в тетради выводится на монитор, а учитель может анализировать весь процесс работы, в том числе какие моменты заставили задуматься и остановиться. Кроме того, учитель может заблокировать сторонние приложения, если они мешают работе. Отличной помощью в освоении новых тем служат анимированные ролики. Благодаря им процесс обучения воспринимается как нечто захватывающее и интересное. Уроки пролетают мгновенно, на лень времени точно не остается!

Лень или энергосбережение?

Что касается вопроса: как бороться с ленью ребенка, и надо ли с ней бороться. Безусловно, необходимо это делать, если действительно лень, а не усталость мешает ребенку действовать. Если понимать, чем вызвана лень, справиться с ней можно очень легко.

Прежде чем бросать все силы на борьбу с детской ленью и мотивировать ребенка к активным действиям, проанализируйте, в каком режиме он живет. Если ребенок учится в гимназии с углубленным изучением ряда предметов, в музыкальной школе, а также посещает занятия фехтованием и верховой ездой, неудивительно, что время от времени он не хочет подниматься с дивана. Он просто перегружен.

В этом случае не стоит думать, как бороться с подростковой ленью, а стоит пересмотреть расписание и снизить нагрузку.

Кроме того, обратите внимание, сколько времени ребенок спит, и насколько сбалансировано его питание. Постоянное недосыпание, недостаток витаминов и минералов тоже вызывают апатию и нежелание что-то делать. Полноценный 8-часовой сон и правильное, полезное питание помогут вернуть энергию и интерес к жизни.

Как еще можно распознать лень? Пофантазируйте с подростком. Если бы он за выполненную задачу получил какое-то вознаграждение, взялся бы он за нее? Если ответ «да». Значит, это точно лень, а не усталость или другая причина. Действительно уставший человек, находящийся на грани выгорания, предпочтет отдых, а не дополнительный стимул.

Как бороться с ленью

  • Разбить задачу на подзадачи. Заставить ребенка не лениться таким способом можно, если лень связана со страхом и тревогой перед новой большой задачей, например, написанием эссе, разбейте ее на этапы, в данном случае составьте план написания.
  • Составить список дел. Наша психика устроена так, что структуризация идет ей на пользу, успокаивает и помогает убедиться, что все решаемо, если подходит к делам планомерно. Вычеркивая, очередную выполненную задачу, вы видите, что со всем справляетесь, что вы это можете.
  • Создать мотивацию. Если задача действительно сложна, например, это – подготовка к олимпиаде или экзаменам, правильная мотивация поможет заставить ребенка не лениться. Возможно, ему хочется отдохнуть на море, или провести лето на языковых курсах в другой стране, и вы материально способны осуществить его мечту, скажите ему об этом. Если материальные возможности ограничены, найдите другой способ замотивировать успехи ребенка. Проведите время вместе за просмотром любимого фильма, чтением книги или на пикнике.
  • Довести лень до абсурда – это лучший ответ на вопрос: как бороться с подростковой ленью. Научите ребенка простому способу борьбы с подлинной ленью. Пусть от встанет с дивана/кровати или поднимется из кресла и стоит посреди комнаты. При этом ничего не смотрит, не читает, не слушает и ни с кем не разговаривает. В какой-то момент ему надоест просто стоять, и он займется делом.
  • Спорт – лучшее лекарство. Физические нагрузки не только повышают работоспособность, но и способствуют выносливости и улучшению настроения. Легкая разминка между выполнением заданий, поможет расслабиться, размять позвоночник и даст отдых глазам.
  • Быть примером. Для ребенка огромную роль играет не то, что вы говорите, а то, что вы делаете. Если родители ленятся читать, гулять, заниматься спортом, убирать в квартире, не ставят перед собой цели и не стремятся к ним, неважно, насколько правильные вещи они будут говорить ребенку. Он будет смотреть на их поступки и действовать так же.
  • Научить ценить время. Объясните ребенку, что чем меньше он будет лениться, и чем быстрее справится с делами, тем больше времени у него останется на свои увлечения, хобби, общение с друзьями. Причем выполнение заданий необходимо начинать с самого сложного, пока сил и энергии больше.
  • Изменить отношение к учебе. Если ребенок ленится учиться, считает, что учеба – это тяжело и сложно, а развлечения и компьютерные игры – легко и хорошо, обучение станет для него сущим адом. Меняйте отношение ребенка, покажите ему, что учеба может быть легкой и увлекательной. Учите новые иностранные слова в игровой манере, правила – с использованием карточек, таблицу умножения как соревнование на скорость. А подростку расскажите о том, какой интересной может быть жизнь, если заниматься любимым делом, а не работать от безысходности. Научите ставить личные цели и стремиться к ним. Например, безупречное владение французским языком и отлично сданный экзамен по нему позволят бесплатно учиться в этой стране.
  • Чередовать работу и отдых. Научите ребенка работать по графику, например, по привычному, школьному. 45 минут занимается учебой, 15 минут отдыхает, занимаясь своими делами. Эти 15-минутки будут мотивировать быстрее выполнять домашнюю работу.

Волшебной таблетки от лени так и не придумали, и чтобы справиться с ней надо просто начать действовать. Если ребенок ленится учиться, необходимо ставить интересные для него цели и посильные задачи, сделать процесс учебы более увлекательным, тогда не захочется лениться и зря тратить такой драгоценный и ограниченный ресурс – время.

Если ребенок ленится учиться что делать

«Мне что ли это нужно?! Я свое уже отучилась», — часто отвечают родители ребенку, если тот не хочет идти в школу. Мысль вроде бы верная, но не особо полезная. Что же делать? Психолог Марина Новикова рассказывает, как воспитать интерес к обучению и научиться слушать учителя.

Как донести до ребенка мысль, что школа — это интересно?

Может показаться, что мотивация учения — это зона ответственности школы. Отчасти да, но в целом интерес к познанию зарождается в семье, и именно родители могут его поддерживать. Что же могут сделать мама и папа, чтобы ребенку стало интереснее учиться?


Психолог Марина Новикова

Подавайте пример

Задайте себе простые вопросы: как часто вы читаете? Чем сами интересуетесь? Где ищите знания? Какие места посещаете? О чем говорите за семейным ужином? Знают ли дети про ваши увлечения?

Дети бессознательно копируют наши достоинства и недостатки. Так пусть достоинств будет больше.

Делитесь личным опытом

Узнавайте, что ребенок проходит в школе, что ему особенно нравится и не нравится. Только, чур, без осуждения и нравоучений. Делитесь личным опытом из детства: не с позиции «А вот я в твои годы!», а на равных. Расскажите про возможную двойку, про первую пятерку, про отношения с учителями.

Определите таланты ребенка и свяжите их с обучением

Если ребенок не боится публики, пусть чаще выступает с докладами. Если обладает организаторскими способностями — пусть устраивает школьные мероприятия. Главное — дать возможность для реализации потенциала. Помещайте ребенка в ситуацию успеха и концентрируйтесь на сильных сторонах и достижениях.

Пройдите «лабиринт с конца»


Источник

Выясните, кем хочет стать ребенок, когда вырастет, и расскажите ему, что для этого необходимо. Но только начните с финишной прямой. Объясните, в каком учебном заведении нужно учиться, какие для этого важны знания, какие предметы для этого нужно изучать.

Участвуйте в жизни школы

Общайтесь с учителем, родителями одноклассников, приходите на школьные концерты и посещайте собрания — принимайте в меру активное участие в жизни школы.

Спрашивайте, как прошел день в школе

Узнавайте, что проходили на уроках и что давали на обед в столовой; с кем ребенок играл или общался на переменах; что нового узнал и от чего ему было скучно.

Поддерживайте благоприятный климат в семье


Источник

Помните, что отношения в семье влияют на учебу. Если у ребенка сильный стресс, ему не до развития и новых знаний: все силы организма направлены на борьбу с проблемой. Пусть дома будет комфортно.

Развивайте эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять эмоциями, своими и чужими. Когда ребенок хорошо владеет своими эмоциями, он адекватно переживает разные ситуации: его не выбивают из колеи плохие оценки, новые учителя или другой коллектив.

Устраивайте интересные образовательные мероприятия

Вместе разгадывайте кроссворды или ходите в библиотеку. Отправляйтесь на выставку или в театр. Обучение — это ведь не только сидеть за учебниками. Это весело и необычно.

Обращайте внимание на то, что вы сами говорите про школу и учителей

У каждого у нас богатый опыт. Возможно, ваши воспоминания о школе не очень радужные, но не стоит переносить их в жизнь ребенка.

Иначе ребенок сделает простой логический вывод: если мама с папой не любят школу, почему её должен любить я?

Авторитет учителя


Источник

Ох уж этот авторитет — он беспокоит и учителей, и родителей. Сразу возникает вопрос: возможно ли сформировать авторитет без участия самого учителя? Конечно, нет. Уже на первых уроках дети составляют мнение о педагоге, который своими поступками, словами и даже молчанием создает определенный образ. Но кое-что родители могут сделать.

Если вы столкнулись с агрессивным поведение учителя, то эта ситуация должна рассматриваться на уровне руководства школы. Остальные проблемы будем решать с помощью личного примера.


Учителям тоже непросто завоевать уважение целого класса. Источник

Говорите об учителе уважительно в присутствии ребенка

Никогда не оскорбляйте учителя при ребенке. Даже если учитель не прав, делайте акцент на его поведении, а не его личности.

Если возникает конфликт, не занимайте сразу чью-то сторону

Выслушайте всех участников и затем делайте выводы. Будьте деликатны в общении с учителем, в том числе при ребенке.

Требования по делу

Если вы сами хотите поговорить с педагогом, договоритесь о встрече заранее, будьте вежливыми и постарайтесь не предъявлять нереальные требования.

Избегайте объединения

Да, авторитет — это важно. Но не допускайте, чтобы ребенок думал, что вы с учителем в одной команде. Вы — родитель, и ваша поддержка нужна ребенку, иначе он просто перестанет вам доверять. Не забывайте об этом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: