История возникновения и развития художественной вышивки бисером

История возникновения и развития художественной вышивки бисером

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX — XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.

Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.

Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.

Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.

С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек — крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это — богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

Богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт — Петербурга.

Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.

Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.

Трудно ли научиться вышивать? Как и любое дело, вышивка бисером требует внимания и аккуратности, а, главное, — желания. Если все это есть, то вышивать не трудно. Вышивка — это творческий процесс. Не бойтесь первых неудач, не думайте, что если у вас с самого начала не получилось задуманное, то вы не способны достичь мастерства. Приступайте смелее, только не забудьте настроить душу на радость и творите! И надеемся, что история развития вышивки бисером вам в этом поможет.

Как говорят в народе: «Рукам работа — душе праздник»

Выводы по 1 главе

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.

История вышивки бисером

Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче — так появился бисер.

Бисер — великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера — стеклянные бусины — украшали одежду древнеегипетских фараонов.

Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства (к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 — 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.

Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны».

Читайте также  Во сколько можно сажать девочек комаровский

Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.

«Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков — бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.

В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.

К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

Широкое распространение получили картины, вышитые бисером. В них отражена разнообразная тематика: природа (пейзажи, натюрморты), духовное направление (иконы, церкви), копии картин известных художников, мир животных и птиц.

История возникновения и развития художественной вышивки бисером

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX — XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.

Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.

Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.

Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.

С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек — крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это — богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

Богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт — Петербурга.

Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.

Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.

Трудно ли научиться вышивать? Как и любое дело, вышивка бисером требует внимания и аккуратности, а, главное, — желания. Если все это есть, то вышивать не трудно. Вышивка — это творческий процесс. Не бойтесь первых неудач, не думайте, что если у вас с самого начала не получилось задуманное, то вы не способны достичь мастерства. Приступайте смелее, только не забудьте настроить душу на радость и творите! И надеемся, что история развития вышивки бисером вам в этом поможет.

Как говорят в народе: «Рукам работа — душе праздник»

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Другое о педагогике:

Обучение английской фонетике на начальном этапе
Существует множество мнений о том, в каком возрасте следует начинать обучение иностранному языку. По результатам множества исследований, проведенных такими учёными, педагогами и психологами, как М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, К.В. Бардин, Б.Ю. Бахталина, З.Н. Никитенко, обучение иностранному язы .

Актуальные проблемы преподавательской деятельности в процессе физического воспитания студенток, отнесённых к специальной медицинской группе
ХХ век внёс существенные изменения в здоровье человека. С одной стороны, научно-технический прогресс, развитие медицинской науки, культуры и образования – позволили бороться с рядом ранее считавшими неизлечимыми болезнями и предупреждать их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека, а .

Как построить урок-исследование
Творчество- это копать глубже, смотреть дважды, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, смотреть сквозь закрытую дверь, зажигать солнце, хотеть знать, быть первооткрывателем, строить замок из песка, петь свою песню, обмениваться рукопожатием с будущим. Е.П. Торренс. Поиск сатори ( .

История вышивки бисером

Когда появился бисер, точно сказать невозможно, но находки археологов показали, что одежда, украшенная бисером была у египтян, греков, индейцев, скифов и сарматов. Свою одежду украшали маленькими бусинами сарматы, и скифы, а индейцы — колыбельки детей, пояса, кухонную утварь и даже свои жилища. На разукрашивание бисером платья уходило до шести килограммов бисера. По орнаменту и рисунку можно было определить к какому племени и какому статусу принадлежит индеец.

Читайте также  Как померить размер запястья у женщин

Стеклянный бисер появился позже, и даже по этому поводу существует всем известная легенда, когда финикийские моряки везли из Африки соду в мешках. С наступлением сумерек они остановились на ночлег и развели костёр, который обложили мешками с содой. Проснувшись утром моряки обнаружили, что в мешках лежит что-то твёрдое и блестящее, и тогда они поняли, что сода при нагреве расплавилась и превратилась в прозрачный камень. Так, исходя из легенды — возникло стекло. Позднее из стекла стали делать бисер. Конечно размеры изначально были достаточно большие, но со временем, бусины стали меньше и меньше, и наконец, появился бисер. Секрет производства бисера держался в строжайшем секрете, потому, что его сравнивали с золотом, например, за две нитки бисера можно было купить двух рабов. Финикийцы долгое время были единственными торговцами бисера в Средиземноморья.

И вот пришло время перенять секреты и традиции византийских мастеров Венецианцам, которые надолго превратились в главного и основного поставщика бисера в страны Европы. Центром же стал остров Мурано. Венецианские купцы везли стеклянные изделия, которые были основным источником дохода и процветания Венецианской республики. Муранский стеклярус, бисер, стекло и др. везли в страны Азии, Европы и Америки.

Долгое время мастера других государств хотели получить секрет изготовления Венецианского бисера, но всё было напрасно. Страна долгое время процветала за счёт изготовления стекла и изделий из него. Стеклоделы пользовались многими привилегиями. Стекольщикам прощались мелкие и крупные прегрешения. В стране был издан указ, строго наказывать тех, кто вывезет необработанное стекло или поделиться секретами изготовления бисера. Семьи мастеров-стеклоделов, продавших секрет, заточались в темницы, а их самих жестоко наказывали — вплоть до казни, иногда отправляли наёмных убийц. Но всё тайное когда то становится явным. И вслед за Венецианцами, бисер стали изготавливать в Европе в Богемии (Северная Чехия), мастерами из Мурано, которые смогли покинуть пределы республики и избежать наказания венецианских властей.

Стеклоделы Богемии стали делать стекло не из соды, а из древесной золы. Оно было тугоплавким и легко поддавалось огранке. Это требовало высоких температур, при которых обработка богемского стекла была сложнее венецианского. Но и здесь мастера нашли выход, они стали применять для обработки стеклянных изделий огранку. Изделия с огранкой стали пользоваться большим спросом, и постепенно монополия венецианского стекла и бисера сошла на нет, а богемское стекло стало востребованным и популярным. С тех пор прошли столетия, но Чехия до сих пор остаётся одним из главных центров по производству бисера.

Стоимость бисера была дорогой из-за сложности изготовления вплоть до XVIII века, пока не придумали специальный станок, вытягивающий массу в тонкую нить. Эти нити затем разрезали на мелкие кусочки — бисеринки. Конкуренция стеклоделов Богемии и Венеции сопровождалось желанием совершенствоваться. Именно это соперничество привело к тому, что стали появляться разнообразные по форме, размерам и окраске бисера. Цена бисера стала тоже разной, его теперь могли позволить себе не только аристократы, но и простые граждане. Бисер удовлетворял вкусы разных слоёв населения и теперь его можно было встретить на ярмарках в крупных европейских городах.

Вышивка бисером в России

Интерес к бисеру в России был так же огромен как и в Европе. Он применялся с незапамятных времён. Маленькие бусины, нашитые на одежду находили ещё при археологических раскопках, датируемых IX — XII веками. До бисерных украшений в Древней Руси была мода на жемчуг. В реках и озёрах Севера водились моллюски, из раковин которых добывали жемчужные бусинки. Жительницы северных районов расшивали одежду и головные уборы крупным и мелким жемчугом. Крупный жемчуг привозили из Феодосии, а мелкий, более качественный добывали в Ильмень-озере. Жительницы же южных районов не имели жемчуга, поэтому бисер для них был по истине находкой.

Жемчуг и бисер применялись в светской и церковной вышивке. Иноземные купцы восхищались русскими рукодельницами, которые совмещали в вышивке бисер и жемчуг, создавая настоящие шедевры.

Онлайн журнал для мам

  • Главная
  • Стиль жизни
  • Увлечения и хобби
  • История вышивки бисером

Что из себя представляет бисер знают все. Крошечными цветными стеклянными шариками декорируют предметы интерьера, одежду, аксессуары и даже обувь. Не говоря уже о потрясающих колье, браслетах, серьгах, брошках, головных уборах и других разнообразных украшениях и сувенирах, созданных с использованием сияющих мелких бусинок.

Вышивка бисером просто завораживает красотой и утонченностью. Увидев однажды предметы и полотна с бисерной вышивкой, вы навсегда запомните их сияние.

Для рукодельниц бисерное вышивание стало любимым хоби и дополнительным источником дохода: изделия, расшитые бисером, ценятся довольно высоко, поскольку для этого вида творчества нужны хорошие навыки, немалое терпение и аккуратность.

Как люди начали вышивать, используя бисер

Люди давно поняли, что бисер — это потрясающе красивый и, при этом, прочный материал, который не разрушается от времени и не выгорает на свету. Поэтому он идеально подходит для декорирования предметов и создания украшений.

Итак, история вышивания бисером простирается своими корнями вглубь тысячелетий, на несколько веков до нашей эры, когда кочевые племена начали носить наряды и обувь, украшенные бисеринками. Мелкими стеклянными бусинками были отделаны воротник и рукава с нагрудной частью скифских и сарматских рубах. Искусно были расшиты бисером и наряды древнеегипетских фараонов.

До изобретения стеклянного бисера, люди использовали вместо него природные материалы: глину, семена растений, древесину, кости зверей, фарфор, самоцветы, металл. Технический прогресс сказался и на совершенствовании технологии бисерного производства.

Колыбелью его принято считать Древний Египет, здесь в начале первого тысячелетия до нашей эры начали производить стекло и были найдены бисерные ожерелья и расшитые им платья. Отсюда он распространился в Римскую империю, а затем в страны среднего и дальнего востока: Византию, страны Месопотамии, Индию и Китай.

Долгие столетия пальму первенства в производстве бисера удерживала Венеция, строго храня секреты своей технологии. Венецианский бисер высоко ценился во всем мире. Неудивительно, что в Италии же большое развитие получило и искусство бисерной вышивки. Свидетельства этого хранят крупнейшие музеи мира в виде многообразия сохранившихся предметов, украшенных бисером.

Венеция активно торговала бисером по всему миру. Со временем производство бисера освоили германские и французские мастера, а в конце ХVIII столетия серьезным конкурентом венецианцев стали богемские мастера (современная Чехия). Эта конкуренция привела к многообразию видов, форм, величины и окраски бисеринок.

С конца ХVIII столетия использование бисера становится еще более масштабным. Он входит в моду среди всех социальных слоев стран Европы. Простые женщины носили головные уборы, полностью обшитые бисеринами. Свадебные наряды девушек тоже старались украсить бисерными переливами.

Как появился бисер на Руси

Коснулась мода на бисерное искусство и народов, населявших Русь. До середины 17-го столетия они использовали для украшения нарядов природные материалы, в частности, жемчуг. Рукодельницы мастерски отделывали им одежду. В церквях жемчугом украшали и вышивали иконы и другие предметы культа. Эту традицию поддерживают и сейчас.

Читайте также  Пигментные пятна на груди у женщин

С середины 17-го столетия жемчуг постепенно заменил разноцветный стеклянные бисеринки. Им декорировали одежду, вышивали картины, иконы, панно. Последние представляли собой большие массивные полотна, напоминавшие ковры, только полностью узорно вышитые бисером. Они порой целиком закрывали стену, выполняя роль обивки, а порой располагались на стенах в рамах, подобно произведениям живописи.

Современное бисероплетение

Сейчас создавать поделки из бисера нравится как взрослым, так и детям. Бисероплетение — это очень интересное и творческое занятие, хоть и требующее много усердия, терпения.

Современный бисер отличается огромным разнообразием форм и цветовой палитрой. Его изготавливают из искусственных материалов, из стекла и натурального камня. Достаточно взглянуть на ассортимент интернет-магазина https://mirbusin.ru/catalog/cat-16-biser.

Бисероплетение привлекает своих адептов не только своей увлекательностью, но и практической стороной. Готовые изделия используют как аксессуары, для декорирования одежды и интерьера. Освоить техники бисероплетения при желании могут даже маленькие дети. И для них такое хобби будет очень полезно, поскольку хорошо развивает мелкую моторику, фантазию, творческие способности и даже речь.

Найти вдохновляющие идеи для создания своих шедевров можно с помощью специальных печатных изданий или интернет-сайтов и социальных сетей: таковых сейчас просто море. Многие мастерицы ведут свои блоги и делятся схемами плетения, иллюстрируя их красочными и детальными фотографиями.

Бисер часто сочетают с другими декоративными элементами, например, лентами, полимерной глиной, металлической фурнитурой и т.д. Поэтому границы для творчества сейчас определяются только фантазией и творческим вдохновением.

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Вы можете зарегистрироваться, войти на сайт вверху, либо авторизоваться, используя свой аккаунт в социальных сетях:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: