Как играть с пирамидкой

Развивающие игры с пирамидкой

Для чего нужна пирамидка? Чтобы ребёнок учился её собирать и разбирать, а значит, развивал мелкую моторику, координацию, усваивал понятие величины. Поэтому многие мамы и папы задумываются о покупке такой игрушки только тогда, когда их малышу уже исполнится год-полтора (ведь раньше он всё равно «ничего не понимает»).

И совершенно зря! Пирамидка – универсальная игрушка, которая может быть и колесом, и пирожным, обучать и ползанию, и счету, и вниманию. Мы собрали 11 интересных и полезных игр для детей с рождения до 3 лет.

С рождения: рассматриваем, хватаем

Когда ребёнок в возрасте около 1 месяца будет учиться фиксировать взгляд, колечки от пирамидки могут отлично послужить в качестве «демонстрационного материала», так как у них чаще всего яркий, насыщенный и однородный цвет. Показывайте малышу колечки, и он будет пытаться остановить на них взгляд. Когда это действие станет ему уже хорошо удаваться, можно, используя те же предметы, начать развивать умение следить за движущимся предметом.

Покажите колечко и дождитесь, пока ребёнок обратит на него внимание. Потом начинайте медленно перемещать колечко. Пусть вначале движения будут совсем простыми: вверх-вниз, влево-вправо. Позже можно усложнить «маршрут».

В 3-4 месяца малыш учится хватать разные предметы. Тут уж, казалось бы, не до пирамидки – сколько вокруг игрушек! Но колечки от пирамидки и здесь могут помочь в развитии ребёнка – ведь они разного диаметра, а значит, крохе придётся по-разному сгибать пальчики, чтобы захватить нужное.

С 6 месяцев: катаем, собираем

Когда ребёнок начнёт пытаться ползать, пирамидка тоже может сыграть важную роль – и не только в качестве привлекательной цели путешествия. Возьмите колечко и покажите малышу. Потом поставьте его ребром на пол и легонько толкните, чтобы оно покатилось. Ребёнок будет в восторге! И наверняка он активно заработает руками и ногами, чтобы скорее доползти до колечка и взять его. Эта простая игра не только стимулирует ползание, но и развивает мелкую моторику, зрительное восприятие. Малыш учится ориентироваться в пространстве, это тоже для него пока не так легко.

В 8-10 месяцев можно начать учить ребёнка надевать колечки на стержень. Сначала сделайте это, взяв ручку малыша в свою. Потом дайте возможность попробовать ему самому. Чтобы дело пошло веселее, можно использовать не стержень пирамиды, а любой другой подходящий предмет. Попробуйте нанизать колечки, например, на карандаш. Или на черенок ложки. А может, на мамин палец? Веселье и смех только помогают освоению нового действия! А ещё с помощью таких шутливых действий вы развиваете у малыша фантазию и сообразительность.

С 1,5 лет: учим цвет и размер

В 1,5-2 года ребёнок уже, как правило, умеет собирать-разбирать пирамидку. Но не спешите прятать её подальше, она вполне может пригодиться для усвоения понятия величины (больше-меньше).

Нарисуйте на листе бумаги маленькую и большую машины так, чтобы у них не хватало по одному колесу. Пусть малыш подставит подходящее колечко. Какое колесо нужно для большой машинки? А какое для маленькой?

Задание потруднее: возьмите несколько разных по величине игрушек и предложите рассадить их на колечки (допустим, это «табуретки»). Кто сядет на самое большое колечко? Наверное, тот, кто больше всех? Пусть ребёнок найдет самую большую игрушку. А кто сядет на самое маленькое колечко? Пусть малыш ищет того, кто меньше всех. Начните с двух игрушек и постепенно увеличивайте их количество, тем самым усложняя задание.

Предложите малышу построить дорожку для зайчика (куклы, машинки). Но не как угодно, а так, чтобы колечки были расположены от большего к меньшему («зайчик идёт в гости к мааааленькому жучку») или от меньшего к большему («зайчик пошёл в гости к большооооому медведю»). Пусть сначала дорожка будет короткой – из 2-3 колечек. Постепенно увеличивайте её длину, вновь и вновь повторяя операцию сравнения: какое колечко больше? Какое меньше?

С помощью пирамидки нетрудно выучить и цвета. В процессе сборки не забывайте проговаривать: «Вот я беру красное колечко, а вот синее». Позже пробуйте и малыша подключить: «Подай мне, пожалуйста, зелёное колечко». А можно устроить весёлую игру! Например, так: мама и малыш берут (не глядя) по колечку, а потом пытаются найти в комнате предмет такого же цвета. Конечно, нужно ещё и назвать доставшийся цвет!

Усадите кукол пить чай с «пирожными»-колечками (можно заранее их «украсить» пластилиновым кремом). Одна кукла просит красное пирожное, а другая –жёлтое. Сможет малыш им помочь? Пусть выберет и подаст угощение своим гостям. Заодно повторим и цвета фруктов: красное пирожное с каким кремом? Наверное, с клубничным, раз оно красное! А жёлтое – с абрикосовым…

С 2 лет: запоминаем, рисуем

В 2-3 года с помощью пирамидки можно тренировать внимание, память и умение сконцентрироваться. Положите перед ребёнком несколько колечек (начинать лучше с двух-трёх) и попросите их запомнить. Пусть потом он отвернётся на пару секунд, а вы в это время одно колечко уберёте. Какое колечко пропало? Постепенно задание можно усложнять: попросите малыша запоминать не только сами колечки, но и их взаимное расположение, и не просто убирайте одно, но и передвигайте остальные.

Используйте колечки как трафареты: пусть ребёнок возьмёт карандаш и обводит их – это, между прочим, прекрасная подготовка руки к письму. А что потом делать с получившимися кружочками? Да что угодно! Закрашивать, пририсовывать лучики или колючки (получится солнышко или ёжик), штриховать, вырезать и лепить на них пластилин… Так мы развиваем не только мелкую моторику ребёнка, но и фантазию и воображение.

Оказывается, простая пирамидка не такая уж «простая»! И с ней вполне можно и поиграть, и позаниматься… Не стоит недооценивать эту универсальную и во многих отношениях незаменимую игрушку и раньше времени прятать её в шкаф.

Как научить ребенка собирать пирамидку из колец?

Одна из самых популярных развивающих игрушек, которую для игр и занятий с ребенком используют родители, педагоги и психологи, – детская пирамидка. Сейчас существует множество разновидностей этого элементарного конструктора, с помощью которого можно развивать мышление, память, внимание, логику, воображение, мелкую моторику, координацию движений, а также учить различать размеры и цвета. К тому же, игра с пирамидкой просто доставляет деткам удовольствие.

Какие навыки развивает пирамидка?

Когда малыш трудится над собиранием этой игрушки, он не просто механически нанизывает одни предметы на другой. Он оттачивает множество необходимых ему навыков.

Пирамидка помогает ребенку развивать:

  • мелкую моторику рук;
  • восприятие предметов в пространстве;
  • координацию;
  • глазомер;
  • тактильные ощущения;
  • логику;
  • внимание;
  • память;
  • усидчивость;
  • понятия цвета, размера, форм, последовательности, счета.

А если мама играет с малышом, активно общаясь, то развивается и речь.

С какого возраста можно играть с пирамидкой?

Самые простые по форме и составу модели можно предлагать ребенку еще до года (в 9–11 месяцев): он будет отрабатывать хватательный навык, а также умение нанизывать кольца на стержень, держа его пока что горизонтально. Далее пирамидки могут развлекать малыша, одновременно развивая, до трех лет и даже после. Главное условие – правильно подобрать модель пирамидки под возраст, тогда она своевременно и последовательно будет развивать его, поддерживая интерес. То есть в идеале пирамидок – полезных и разных – в арсенале крохи должно быть несколько. Каких? Какими вообще бывают пирамидки, как их подбирать?

Видов этой игры для детей существует немало:

  • с элементами (а это могут быть не только кольца) одного размера;
  • с элементами разного размера: с прямым или конусообразным стержнем (вторая сама помогает малышу научиться правильно собирать всю конструкцию, ведь деталь с меньшим отверстием нельзя поставить на место нижней);
  • фигурные пирамидки (в форме разных зверушек, персонажей, предметов, геометрических фигур) имеют сложные формы и способы сборки, каждая – единственный верный;
  • две в одном: пирамидка-каталка, пирамидка-неваляшка, «пирамидка-звучалка».

Как правильно выбрать игрушку?

Кроме того, что сама пирамида может быть разной формы, она еще может содержать разное количество деталей и быть изготовленной из разных материалов: дерева, пластмассы, ткани. Как подобрать игрушку по возрасту малыша?
Выбор пирамидки во многом зависит от возраста вашего ребенка.

  • Для совсем маленьких приобретайте игрушку из тканевого материала. Ни в коем случае до года не покупайте пирамиды из дерева, так как ваше чадо будет тащить детали в рот и может поранить десны.
  • Альтернативой могут стать пластмассовые пирамидки, так как они удобны для хватания, легкие и не так опасны, если кроха решит их погрызть. Их рекомендуется приобретать детям от года.
  • Деревянные пирамидки подходят деткам ближе к 2 годам, когда маленький непоседа становится более сообразительным.

На размер, конструкцию и количество колец тоже стоит обратить внимание.

  • Желательно отсутствие мелких деталей (рюшки, колечки, бисер). Малыш запросто может оторвать и проглотить их. Сама игрушка должна быть среднего размера: самая мелкая деталь не должна помещаться ребенку в рот.
  • Выбирайте игрушку с деталями без острых углов, без зазубрин и шероховатостей. Таким образом вы обезопасите малыша от нанесения травм во время игры.
  • Если кроха еще ни разу не собирал пирамидку, то выбирайте игрушку с количеством колец от 3 до 5 и с отсутствием сложных цветов. Цвета могут быть следующие: зеленый, красный, синий, голубой, желтый, розовый. Постепенно приобретайте более сложные пирамидки с большим количеством колец.

Производители указывают на этикетках возраст, на который ориентирована игрушка. Учитывайте эту рекомендацию: она поможет подобрать игрушку, подходящую для вашего малыша.

А теперь немного о модификациях.

  • Малышам до года подойдут более «детские» модели — с малым числом элементов одинакового размера (одного цвета или 3–4 разных) и с отверстиями гораздо большего диаметра, чем у стержня-основы. В этом возрасте важно научиться брать предмет, а такая манипуляция, как нанизывание, должна происходить «сама собой», без малейших усилий ребенка.
  • К году кольца могут быть уже разного размера. Предпочтительны макушки в виде забавных персонажей (так малышу будет интереснее) и кольца с различными наполнителями, разной фактуры (это полезно для развития разных видов восприятия). Нанизывать детали ребенок уже должен вертикально. Количество их – до 5.
  • В полтора года можно пробовать модель, которая в собранном виде представляет собой конус с гладкой поверхностью, то есть ее детали имеют не форму «бублика», а скошены кверху. Если ребенок потрогает такую игрушку в собранном состоянии сверху вниз и снизу вверх, он отложит в памяти эту связь формы и тактильных ощущений и сможет легче понять принцип сборки.
  • После 2 лет ребенок в состоянии освоить пирамидки с несколькими стержнями, с деталями и стержнями разной формы.
  • К 3 годам ему будут интересны самые сложные варианты фигурных пирамидок с большим количеством элементов и сложной сборкой.

Покупая игрушку, обращайте внимание на стойкость красителей, отсутствие химического запаха, шершавостей, трещин, сколов. Такая пирамидка будет безопасна для ребенка.

Как играть с пирамидкой?

Если малышу еще нет года, то, скорее всего, научить его собирать пирамидку у вас не получится. Его интерес к игрушке будет сводиться к рассматриванию деталей, разбрасыванию их и раскладыванию по каким-нибудь емкостям. Активно заниматься можно начать тогда, когда малыш стремится надеть кольца на стержень и даже плачет, если у него не получается. В среднем это происходит ближе к полутора годам.

Читайте также  Как правильно заштопать шерстяные носки

Как же научить ребенка собирать пирамидку? Для того чтобы охватить больше сфер развития, рекомендуется использовать пирамидку из колец.
Мама показывает принцип работы. Повторить крохе будет не так сложно, потому как детали можно нанизать только в определенной последовательности – иначе размеры отверстий не позволят. Если после сборки кольца остались – значит, где-то ошибка. Мама должна объяснить крохе, в чем она, и предложить собрать конструкцию заново, ни в коем случае не ругая за неудачу, а поддерживая.

  • Шаг первый. Знакомство с размерами.

Покажите малышу правильно собранную пирамидку, пусть внимательно рассмотрит ее. Расскажите ему, что у основания находится самое большое колечко, а наверху самое маленькое. Затем снимите кольца со стержня и разложите перед ребенком. Спросите его: «Какое колечко самое большое?» Так как словарный запас у крохи еще маленький, то он будет показывать пальчиком. Сначала он будет ошибаться, поэтому доброжелательно поправляйте его. Ориентируйтесь на 2 размера: самый большой и самый маленький.

  • Шаг второй. Сравнение.

Когда малыш будет уверенно различать 2 размера (а это произойдет довольно быстро), знакомьте его с понятиями «больше» и «меньше». Например, это колечко меньше самого большого, но больше самого маленького. Постепенно увеличивайте количество сравниваемых деталей. Конечным результатом этого шага должно стать умение выбирать из трех колец самое большое, самое маленькое и среднее.

  • Шаг третий. Сбор пирамидки.

Чтобы малышу было проще выполнить его самую первую сборку, распределите колечки по размеру до того, как начнете нанизывать их на стержень. Когда у него получится, можете дать ему возможность самостоятельно выстроить пирамиду, без изначального раскладывания размеров. Ненавязчиво подсказывайте ему и не торопите. Иногда дети сначала надевают кольца неправильно, а потом, взглянув на свое строение, переделывают его. Не мешайте развитию мышления и логики маленького исследователя.

За любое достижение хвалите малыша, это будет подталкивать его к дальнейшим занятиям и благотворно скажется на психоэмоциональном развитии. Не настаивайте на продолжении игры, если видите, что кроха устал или у него испортилось настроение.


Но пирамидки разных конструкций не всегда есть возможность приобрести. Тогда можно учить ребенка на обычной, классической модели. Как?

  • Взять модель с небольшим числом колец (3). Показать и объяснить, что нижнее больше среднего, а среднее – больше верхнего.
  • Поочередно снять кольца и разложить рядом с малышом в нужной последовательности, чтобы он брал и нанизывал их по порядку. Попросить кроху: собери пирамидку, попробуй!
  • Можно также взять сразу 2 одинаковые пирамидки и показывать пример. Одну собирает мама, другую – ребенок, повторяя за ней каждое действие. При этом нужно обязательно объяснять, какого цвета нужно колечко и что оно меньше предыдущего.
  • Не нужно постоянно останавливать и одергивать малыша. Важно просто наблюдать за процессом, а в конце спросить, что же не так, и помочь исправить ошибку, если она есть.

Дополнительные игры с пирамидкой

Игрушка настолько многофункциональна, что с ней можно организовать еще ряд развивающих игр, которые вы можете включить в деятельность своего малыша.

  1. Изучаем цвета. Называть цвета колец вы можете уже на этапе сбора пирамидки, а если малыш достаточно активен, то и на этапе изучения размеров. Например, синее колечко больше красного, а зеленое больше синего.Подключайте другие игрушки. Если у вас есть пластмассовые шарики, которые можно поместить в центр кольца, попросите ребенка подобрать к каждому колечку шарик того же цвета. Поначалу подсказывайте малышу и не предлагайте более трех цветов.
  2. Игра на развитие координации и мелкой моторики. Дети до года могут нанизывать кольца на стержень не по размеру, а в качестве интереса к самому процессу. У малыша может не получаться, в этом случае подскажите ему использовать пирамидку немного иначе, просовывая сам штырь в кольцо. Так кроха не будет сильно раздражаться и не потеряет интерес к игрушке.
  3. Развиваем воображение. Пирамидку можно использовать как предмет-заместитель. Из колечек можно собрать цветок, голову медведя, приделать к нарисованному автомобилю колеса; прикрепить к кольцу трубочки для сока – и получатся воздушные шарики или леденцы.
  4. Находим подходящее. Смешайте в коробке детали пирамидок разных форм, в том числе классической, которую и предложите ему собрать, подыскивая нужные «запчасти» среди всех.
  5. Перевертыш. Предложите крохе собрать игрушку наоборот – «вниз головой». Объясните, что для этого начинать нужно с самого маленького колечка.
  6. Угадай чего не хватает. Разложите в ряд несколько колец разного цвета и размеров. Попросите малыша внимательно на них посмотреть, а затем отвернуться. Уберите одну деталь. Пусть ребенок назовет, какую именно.
  7. Анализируем. Покажите крохе кольца от пирамидки и картонные круги без отверстий. Предложите ему нанизать круги на стержень. Пусть попробует догадаться, почему не получается. Если не сможет – объясните.
  8. Поиск верного варианта. Соберите одну пирамиду правильно, а другую – неправильно. Попросите малыша зажмуриться. Дайте ему пощупать каждую, чтобы определить, не глядя, верный вариант.

Можно даже придумать ролевую игру, где малышу нужно накормить игрушки баранками. А где же взять баранки? Разумеется, в качестве баранок используются кольца пирамидки. Также их можно представить как браслет, который вы вместе с ребенком упакуете в коробочку и подарите бабушке. Колечки можно использовать как елочные игрушки. Если вы их раскрасите или просто привяжете к ним веревочки, то малыш будет очень счастлив, что сам сделал игрушки на новый год и повесил на елку.

Заключение

Даже такие простые игрушки, как детская пирамидка, могут оказаться очень полезными и незаменимыми для эффективного развития ребенка. Используйте собственные творческие идеи, чтобы сделать досуг вашего малыша более интересным. Но не забывайте, что ребенок должен получать преимущественно положительные эмоции от игры, иначе он просто откажется играть, а вы не получите никакого результата.

«Волшебные колечки». Учимся играть с пирамидкой

Волшебные колечки: детская пирамидка как развивающая игрушка. Как правильно выбрать пирамиду. Обучающие занятия для детей разных возрастных категорий.

  • Познакомимся поближе.
  • Занимательное обучение
  • Какую пирамидку выбрать?

Уже с первых дней жизни малышу покупают игрушки. Как выбрать подходящую и как играть с крохой, чтобы это не только доставляло ему радость, но и приносило пользу?

Детская пирамидка — отличная развивающая игрушка, которая становится спутницей малыша в самом раннем детстве. Сборка пирамидки, сортировка ее колец по размеру или цвету способствует развитию интеллекта, совершенствует мелкую моторику и координацию движений ребенка.

Познакомимся поближе.

Пирамидка в своем классическом варианте состоит из стержня и нанизанных на него колец. Диаметр отверстия в кольцах чуть больше диаметра стержня, что позволяет свободно нанизывать колечки. Нижний конец стержня у основания пирамидки снабжен заглушкой, не позволяющей кольцам рассыпаться при сборке. Последнее звено пирамидки не имеет сквозного отверстия и надевается сверху на стержень, как колпачок.

Вершина также не позволяет пирамидке распадаться на части и придает конструкции завершенный вид.

Стержень пирамидки может иметь коническую форму, а отверстия в кольцах — разный диаметр в соответствии с формой стержня. Такую пирамидку малышу собирать проще, так как сама конструкция игрушки предполагает соблюдение строгой последовательности нанизывания колец: сначала нужно надеть кольцо с большим отверстием, затем с отверстием поменьше и, наконец, с самым маленьким. Это значительно облегчает задачу при сборке. Но, вместе с тем, такая конструкция имеет и недостаток: на первых порах ребенок не умеет дифференцировать размер и нанизывает кольца в произвольном порядке. Если малыш начнет собирать пирамидку, используя сначала кольцо с отверстием меньшего диаметра, остальные кольца ему уже не надеть. Ребенок постарше научится быстро собирать такую пирамидку методом проб и ошибок. А пока пусть мама сама предлагает ребенку кольца в нужной последовательности.

Пирамидки изготавливаются из разнообразных материалов: дерева, пластмассы или ткани.

Деревянная пирамидка считается самой экологичной, так как изготовлена она из натурального материала.

Части пластиковых пирамидок выполнены из мягкой или более твердой пластмассы, могут быть полыми внутри или цельными.

Мягкие пирамидки изготавливают из тканей разных текстур, имеющих гладкую, мягкую или шероховатую поверхность. На кольца могут быть нашиты мелкие предметы: пуговки, бусинки, колокольчики, небольшие мягкие игрушки. Такая разнородность поверхностей при ощупывании и прикосновении к ним развивает осязание, чувствительность кожных рецепторов, тренирует ручки и пальчики младенца. Все части игрушки хорошо держат форму благодаря плотно набитому наполнителю. Матерчатые кольца могут иметь специальный наполнитель: мелкие пластиковые гранулы или крупу — для развития мелкой моторики.

Читайте также  Как починить треснувшую подошву обуви

Встречаются также пирамидки из резины и надувные пирамидки.

Существуют развивающие комплексы или панели, в которые наряду с сортерами, пазлами, шнуровками включена и пирамидка.

В собранном виде игрушка может иметь форму конуса, шара, вид башенки, мельницы, человечка или животного. Размеры тоже варьируются: маленькие пирамидки легко умещаются на ладони, большие можно собрать только на полу.

Вместо колец нанизывающиеся части могут быть выполнены в виде звездочек, треугольников, квадратиков, игрушек с отверстием в центре.

Занимательное обучение

В силу своего возраста малышу до полугода собирать и разбирать пирамидку пока не под силу. Сортировать колечки по цвету или размеру кроха научится ближе к полутора годам. А пока можно использовать отдельные части пирамидки для развивающих игр с ребенком. На первое время достаточно 3-4 таких игрушек, изготовленных из разных материалов.

В возрасте около 1 месяца малыш учится фиксировать взгляд на предмете. Зрительная система крохи очень быстро развивается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представлений о внешнем мире. Для развития зрения понадобятся игрушки с четкими очертаниями. Яркие разноцветные кольца пирамидки привлекут внимание ребенка. Покажите ему сначала в течение 5-6 секунд самое большое колечко (на крупных предметах малышу проще зафиксировать взгляд), затем колечко поменьше. Прекращайте занятие сразу, как только заметите, что кроха устал или перестал обращать внимание на демонстрируемый предмет. Здесь также важно побуждать малыша словом, улыбкой, ласковым голосом, одобряющей интонацией.

Ближе к 2 месяцам, когда ребенок уже умеет фиксировать взгляд, развиваем следующее умение — следить взглядом за движущимся предметом. Покажите крохе яркое колечко, привлеките его внимание к игрушке: «Посмотри, что у меня есть. Какое интересное колесико!» Перемещайте колечко на расстоянии 40-50 см от глаз вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали. Амплитуда ваших движений должна быть около 7 см. Через несколько дней к предыдущим упражнениям добавьте новое: приближайте колечко к лицу малыша (но не ближе чем на 20 см), а потом, наоборот, отведите от лица примерно на 1 м. Повторите упражнение несколько раз с разными по цвету и размеру колечками. Словами побуждайте ребенка следить взглядом за предметом: «Посмотри, куда катится колечко!»

Первое время малыш будет просто наблюдать за игрушками, ближе к 3 месяцам начнет тянуться к ним, пытаясь схватить. Чуть позже он попробует то подносить их поближе, то отодвигать подальше, тренируя мышцы глаз, чтобы одинаково хорошо видеть предметы, находящиеся на разном удалении.

Прикасаясь к игрушкам, ребенок учится держать предметы, исследует возможности своих рук и развивает их чувствительность — вот почему так важно, чтобы первые игрушки малыша были разными по размеру и фактуре.

Прикрепите к бортикам кроватки или коляски веревочку с нанизанными на нее колечками от пирамидки разных цветов, размеров и текстур. Кроха хаотичными движениями будет случайно наталкиваться на колечки, затем попытается их схватить, удержать, потянуть к себе, ощупать.

Овладение ощупывающими движениями руки играет большую роль в развитии познавательных процессов, тактильной чувствительности, сложной координации действий. К 4 месяцам ребенок овладевает этим умением — уверенно хватает игрушку, ощупывает ее пальчиками.

Помочь ему совершенствовать эти навыки можно, предлагая колечки небольшого размера, удобные для захвата. Можете привязать к кольцу веревочку и, вложив кольцо в ручку малыша, легко потянуть за нее. Ребенок, напрягая мышцы рук и пальчиков, будет удерживать колечко, попытается притянуть его к себе.

Благодаря схожести колечек с баранками и бубликами можно инсценировать потешки-прибаутки:

Рано утром спозаранок
Накупил баран баранок
(показываем маленькие колечки),
А затем на рублики
Прикупил и бублики
(показываем колечки побольше).
Хороши баранки-бублики!
Ах, не зря платили рублики!
(отдаем малышу все колечки)
Ай, чи-чи, чи-чи, чи-чи!
Пекли зайцы калачи
(показываем 2-3 крупных кольца и отдаем их малышу).
Ах, румяны, горячи!
Прилетели тут грачи,
Похватали калачи,
Укатили, сев на саночки, —
Нам достались лишь бараночки
(предлагаем колечки поменьше).

Конечно, малыш еще не понимает содержания стишков, зато слушает он их с удовольствием. Кроху завораживает ваш голос, ему очень нравятся ваша неторопливая, ритмически организованная речь. К тому же, со временем малыш начнет повторять за вами какие-то звуки, и эти активные тренировки подготавливают его речевой аппарат к произнесению первых слов.

В возрасте около 5 месяцев совершенствуются движения ребенка — общая моторика. Побуждайте кроху дотягиваться до игрушек, пробовать ползти по направлению к ним. Можно собирать пирамидку таким образом: предварительно разложив кольца на разном удалении от малыша, попросите его достать одно колечко и наденьте его на стержень. Затем кроха дотягивается до другого кольца и т.д., пока пирамидка не будет собрана. Одновременно с развитием мускулатуры, навыков ползания мы помогаем ребенку овладеть более точными и регулируемыми действиями, а также умением совершать действия (доставать кольцо) по просьбе взрослого. При этом он учится ориентироваться в пространстве, определять расстояние до игрушки.

Следующая игра развивает способность ребенка брать колечки, ощупывать их то левой рукой, то правой, перекладывать из одной руки в другую. В небольшую мисочку или коробку складываем маленькие колечки от разных пирамидок: пластмассовые, матерчатые и деревянные. Пусть малыш вынимает колечки, ощупывает их, тянет в рот, разбрасывает вокруг. Колечки разной структуры и степени твердости дадут малышу новые тактильные ощущения.

Можно надеть маленькие колечки на ленту и завязать ее. Перебирая такие четки, малыш тренирует пальчики, совершенствует мелкую моторику — это важно для умственного развития и последующего овладения речью.

В возрасте примерно 6 месяцев ребенок овладевает предметными действиями: осваивает возможные способы действий с разными предметами, учится манипулировать ими и отслеживать результат своих действий.

Можно начать знакомить малыша с классической игрой — собиранием пирамидки. Конечно, моторика и координация движений крохи еще недостаточно развиты, чтобы быстро овладеть действиями нанизывания колечек на стержень. Но уже сейчас вы можете показать ему, как собирать пирамидку, и помочь овладеть этим умением.

Для начала сами продемонстрируйте ребенку, как это делается, сопровождая свои действия словесной инструкцией: «Посмотри, я беру зеленое колечко и надеваю его на эту палочку, потом беру красное колечко и снова надеваю его. Хочешь, попробуем вместе?» Предложите крохе взять колечко. Затем возьмите ручку ребенка в свою и помогите ему надеть колечко на стержень.

Возможно, процесс собирания пирамидки увлечет малыша. Если нет — предложите ему другую забаву: сами соберите пирамидку (не надевая колпачок) и, перевернув ее, наблюдайте с малышом, как колечки будут рассыпаться в разные стороны: «Ба-баах! Рассыпалась наша пирамидка!» Наверняка, это вызовет восторг у крохи — он сам будет брать колечки и раскидывать их. Или попробует снимать кольца со стержня собранной без верхушки пирамидки.

Можно строить башни из колец пирамидки: на большое колечко ставить меньшее и т.д., не надевая их на стержень. Малыш с удовольствием будет разрушать эти постройки. Не ругайте его за такие действия, не упрекайте: «Я строила-строила, а ты все сломал!» В этом возрасте ребенок изучает свойства предметов, совершая с ними разрушающие действия: бросает, кусает, грызет, разрывает, толкает. Совсем скоро процесс созидания разнообразных конструкций: сборка пирамидки, выстраивание башен из кубиков — будет увлекать кроху все больше.

Обучение малыша сборке пирамидки будет эффективнее, если комментировать свои действия, используя стихотворную форму. Начинаем собирать пирамидку со словами:

На реке — камыши.
Расплясались там ерши:
Круг — постарше
(надеваем самое большое колечко),
Круг — помладше (надеваем колечко поменьше),
Круг — совсем малыши (самое маленькое кольцо)!

В процессе такой игры активно развивается наглядно-действенное, логическое мышление и память: малыш наблюдает за последовательностью действий взрослого и предпринимает попытки повторить их самостоятельно. Не забудьте похвалить кроху, когда ему удастся надеть кольцо, ободрить его при неудаче.

Какую пирамидку выбрать?

Первая пирамидка для сборки не должна содержать более 3-4 колец, ведь внимание и усидчивость малыша кратковременны, ему пока трудно долго и кропотливо выполнять такую последовательность действий.

Если ваша цель — играть с ребенком, используя части пирамидки, то чем больше будет колец — самых разнообразных по цвету, размеру и текстуре, — тем интереснее крохе играть.

Выбирая пирамидку, осмотрите внимательно поверхность всех деталей: нет ли заусенцев, острых краев или других повреждений, равномерно ли окрашены части игрушки, прочно ли прикреплены мелкие детали-дополнения (шарики, бусины). Деревянная игрушка должна быть хорошо отшлифованной, чтобы малыш не занозил руку. Все части мягких пирамидок должны быть прочно сшиты, равномерно набиты наполнителем.

Учитывайте размеры игрушки. В целях безопасности не покупайте пирамидки малых размеров с мелкими деталями, которые ребенок может проглотить. Кроме того, маленькие пирамидки не очень удобно собирать, потому что координация детских ручек еще далека от совершенства и первые неудачи могут отбить у малыша желание заниматься с этой игрушкой. Слишком большие кольца крохе трудно удерживать в ручках и перемещать.

Выбирайте пирамидку с широким толстым стержнем, чтобы малыш не нанес им себе травму: не ткнул в глаз, не засунул далеко в рот.

Особого ухода такая игрушка не требует. Достаточно вымыть ее водой с мылом перед первым применением, а затем устраивать «генеральную уборку»: протирать пыль, мыть. Мягкие пирамидки можно время от времени стирать в стиральной машине или собирать пыль пылесосом со специальной насадкой.

Хранить пирамидки лучше в собранном виде на полочке или в шкафу в детской комнате. Собрать игрушку после занятий можно вместе с малышом в игровой форме.

По мере роста и развития крохи усложняйте игру с пирамидкой: учите его различать цвета, сортировать кольца по размеру: от большего к меньшему и обратно, считать их количество и т.д. Превратите изучение окружающего мира в познавательную игру и предоставьте своему ребенку свободу действий.

Читайте также  Какими словами выразить восхищение женщине

Развивающие игры с пирамидкой
методическая разработка (младшая группа) на тему

Пирамидка, при всей своей простоте, многофункциональна, она:

развивает мелкую моторику,

знакомит малыша с разнообразием цветов, размеров и форм предметов,

способствует развитию логики, внимания и памяти.

Я хочу предложить вам развивающие игры, в которые вы можете поиграть дома со своим малышом, используя колечки от пирамидок.

Скачать:

Вложение Размер
piramidki.docx 20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры с пирамидкой.

Материал подготовила Липина М.А.,

воспитатель детского сада «Малыш» г.Асбеста

Детская пирамидка…она есть в каждом доме, в каждой группе детсада. Сейчас существует огромное количество разновидностей пирамидок для детей, на любой вкус – тканевые, пластмассовые, из крашеного и некрашеного дерева и др. Пожалуй, это одна из тех развивающих игрушек, необходимость которых даже не обсуждается. Пирамидка, при всей своей простоте, многофункциональна, она:

развивает мелкую моторику,

знакомит малыша с разнообразием цветов, размеров и форм предметов,

способствует развитию логики, внимания и памяти.

Я хочу предложить вам развивающие игры, в которые вы можете поиграть дома со своим малышом, используя колечки от пирамидок. Очень часто стержень (палочка) для нанизывания колечек пирамидки оказывается утерянной, это не беда. Можно придумать много других игр, используя собранные от всех пирамидок кольца.

«Складные башенки»
Кольца любой пирамидки можно просто накладывать друг на друга, не обязательно нанизывать их на стержень. Напоминайте малышу, что верхнее кольцо всегда должно быть меньше нижнего. Важно, чтобы ребенку нравился сам процесс построения башенки, а сооружение получалось красивым и устойчивым.

«Прокати в воротики».

Катаем колечки от пирамидки по полу или друг другу, закручиваем «волчком», прокатываем в воротики.

«Горка». Скатываем колечки с горки — чье дальше укатится.

«Меткий стрелок». Бросаем колечки в ведро, тазик, коробку. Развиваем у ребенка внимательность, глазомер, учим не переступать через линию.

Игра с водой «Кораблик». Пусть наши колечки превратятся в кораблики. Чтобы цветные кораблики не протекали, чиним бреши пластилином. Подбираем его по цвету. Спускаем кораблики на воду, можно покатать на них мелкие игрушки.

Игра « Разноцветные дорожки».

Если у Вас много разноцветных колечек от разных пирамидок, то можно использовать их для выкладывания дорожек. Можно выложить одноцветную дорожку, например, желтую, ведущую к желтому домику. Или разноцветную с чередованием элементов по цвету (красный – желтый – красный – желтый), величине (большое колечко – маленькое – большое — маленькое) или форме (кубик – колечко – кубик – колечко)

Затем покажите, как выложить постепенно сужающую дорожку. Полюбуйтесь ею вместе с малышом. Пусть по дорожке прогуляется зайчик, подпрыгивая на каждом колечке и приговаривая: «Вот самое большое. Вот по меньше. А вот еще меньше.» и т.д. Рассматривая ряд выложенных разных колечек, ребенок постепенно начнет постигать относительность величины, следить, как она убывает или возрастает.
Топ – топ, по дорожке
Зашагали чьи — то ножки,
Пробежались чьи – то лапки
Да умчались без оглядки.
Вдруг зацокали копытца,
Только пыль столбом клубится.
Хороша дорожка наша!
Так давай на ней попляшем!

Игра «Принеси такого же цвета». Покажите ребенку колечко, назовите его цвет. И попросите малыша принести игрушку такого же цвета (например, если колечко красное, то малыш приносит красный мячик). Кладем игрушку рядом с колечком и сравниваем цвета.

Поиграйте в игру «Вагончики» для изучения цветов. Перед ребенком положите разноцветные колечки друг за другом и скажите малышу: «Смотри, какой красивый поезд. В нем есть разноцветные вагончики. Зверята очень хотят прокатиться на поезде». Пусть рядом с поездом у вас находятся различные животные. Загружайте игрушки в вагоны по цвету. Например, оранжевый львенок садится в оранжевый вагончик, синий зайчик в синий вагончик и так далее.

Игра «Полянка». Положите в центр комнаты обруч. Это будет наша полянка. На нее будут ходить «гулять и играть» колечки. Вокруг круга снаружи разложите колечки. Расскажите стишок:
«В лесу у речки жили колечки,
Дружно играли, на полянке гуляли».

Поставьте в центр круга самое маленькое колечко и скажите: «Прибежали на полянку самые маленькие колечки. Вот такие!» и попросите ребенка найти такие же колечки. Поставьте найденные ребенком колечки такого же размера рядом с вашим образцом. Наложите их на ваше колечко и проверьте, действительно ли размер совпадает. Когда вы соберете все колечки нужно размера на полянке, то пусть они «поиграют» так, как придумает малыш. А потом отправим их «домой» отдыхать — за пределы круга. А на полянку придут «играть» колечки другого размера.

Пирамидка – очень многофункциональная игрушка. Ее можно использовать не только для развития мелкой моторики или знакомства с математическими понятиями, но и в сюжетных играх. Колечки могут быть: тарелками, домиками, пирожными, блинчиками – всем, чем угодно.

Пусть колечки превратятся в бублики.
Испечем мы бублики,
Будут они кругленьки!
Вот один, а вот другой,
Очень рады мы с тобой!
Кругленький и гладкий,
То-то рады все ребятки!
Превратите колечки в лакомства для игрушечных зверушек, раздавайте им разноцветное пирожное. Правила игры те же: накормить игрушку десертом, подобрав соответствующий ей цвет колечка.

Чтобы разнообразить игры, добавьте фантазию, используйте в игре «посторонние» предметы. Можно надевать колечки на фломастер, карандаш, свернутую в трубочку плотную бумагу или просто на пальцы. Можно нанизывать колечки на веревку.

«Бусы». Нанизываем на веревку, ленту, шнур «бусы» из колечек и катаем их все вместе, наклоняя их-то в одну, то в другую сторону. Закручиваем. Привязываем «бусы» к ножкам стула и играем в счеты.

«Подбираем детали предметам». Рисуем сюжеты, где не хватает круглых деталей. Потом подбираем по размеру колеса машинам, комы – снеговикам, серединку – лепесткам цветка, лучикам — солнышко и т.д.

Используем колечки в настольных дидактических играх.

Учите обводить колечки на листе бумаги. Выкладывать колечки на трафарет в соответствии с цветом или размером.

Играйте вместе с ребенком, фантазируйте, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваши малыши!

Как играть с деревянной пирамидкой?

Что нужно для игры: пирамидки из дерева с разным количеством колец.

Что дает игрушка?

Пирамидка — одна из первых игрушек для ребенка. Это своего рода «первый конструктор» для малыша. Взрослый учит детей разбирать и собирать колечки в соответствии с их размером и цветом. В процессе игры малыш познакомится с цветами, формами игрушек и геометрическими фигурами. Разовьет мелкую моторику, пространственное мышление, координацию движений руки и глазомер. А совместные игры с пирамидкой еще и помогут наладить контакт с ребенком и подарят радость общения.

Рис. 1 . П ирамидки Holy Moly

Как играть?

С детьми раннего возраста можно организовать следующие дидактические игры и упражнения с пирамидкой.

  • Игра «Разбираем-собираем пирамидку». В 1 год учим ребенка сначала разбирать пирамидку, а потом нанизывать колечки на стержень. Это очень трудная задача для малыша. Помогайте ребенку, вытягивая стержень пирамидки из колечка, который он взял в руки. Когда колечки сняты, покажите малышу, как их надевать обратно на стержень. Помогайте ребенку просовывать стержень в колечко. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко нужно взять. Колечки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.
  • Построим башню из пирамидки. Соберем пирамидку в правильной последовательности, чтобы все колечки выстроились по размеру. Проговариваем с ребенком каждое действие. «Это самое большое колечко. Оно красного цвета. Это синее колечко поменьше, наденем его на пирамидку. Это колечко еще меньше. Какая красивая получается башня, разноцветная и т.д.». Позже можно устроить соревнования, кто быстрее построит башню.
  • Игра «Карусель из колечек». Наденьте на карандаш или стержень пирамидки 2—3 колечка и повращайте их рукой. Можно покатать такую конструкцию по полу — получится стержень на колесах. Колечки можно вертеть как волчки на столе или полу. Также можно покатать разноцветные колесики по полу.
  • Игра «Попади в коробку». Тренируем ловкость, глазомер, мелкую моторику. Поставьте перед ребенком любую коробку или можно положить коврик. Покажите малышу, как можно забрасывать колечки в коробку или на коврик.
  • Игра «Дорожка к дому». Если в пирамидке много колец одинакового цвета, можно выложить дорожки к дому из желтых колец для зайчика, из красных колец — для мышки и т.д.
  • Игры «Цвета» и «Вагончики». Покажите ребенку колечко какого-то определенного цвета и попросите найти игрушку такого же цвета. Проговорите название цвета. Еще можно поиграть в вагончики. Разложите колечки в виде поезда. Скажите, что звери хотят покататься. «Где же их места? У львенка — желтый вагончик, у лисички — красный и т.д.». Ребенок рассаживает животных по вагончикам.
  • В 3 года научите ребенка обводить колечки на листе бумаги карандашом и из получившихся кругов разного размера рисовать солнышко, колеса, арбуз и т.д.

На что обратить внимание: начинайте собирать пирамидку с небольшим количеством колечек и следите, чтобы они были основных цветов (желтый, синий, красный, зеленый), постепенно можно увеличивать количество колечек и цветов. Играть в пирамидку можно начиная с 1 года. Обязательно проговаривайте все свои действия вслух, побуждайте ребенка отвечать вам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: