Как исповедоваться детям после 7 лет

Как подготовить ребенка к исповеди?

Сегодня родители, приводящие своих детей в храм, в большинстве своем не имеет опыта исповеди в своем детстве. Желая помочь детям обрести веру в Бога, взрослые не знают каким образом это сделать. Процесс воцерковления детей часто превращается в формальность: сегодня у нас музыкальный кружок, завтра танцы, а в воскресенье мы идем причащаться. Какие проблемы бывают наиболее часто и чего особенно надо избегать? Что наиболее важно в начале этого пути? Мы беседуем с протоиереем Алексием Уминским.

Как подготовить ребенка к исповеди?

— Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?

Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.

Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это — беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, — все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.

Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.

После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.

Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: « Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», — это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.

А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.

Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить — как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.

Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим — большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!

Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.

И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.

А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…

Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.

У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.

Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.

Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».

И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.

Протоиерей Алексий Уминский. Фото Тамары Амелиной

И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.

И ребенку так можно сказать?

И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.

Возраст начала исповедования — 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?

Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.

Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!

Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».

Вы прочитали статью Как подготовить ребенка к исповеди? Читайте также:

Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное.

«С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо.

Вместо того чтобы любить молиться – ребенок от молитвы уходит. Вместо того чтобы любить пост – ребенок пост не любит. Вместо того чтобы любить ходить в храм – ребенок противится этому. Не дай Бог, если мы будем говорить с детьми о Боге, а воспитаем безбожников.

Сегодня мы поговорим об изъянах православного воспитания. О проблемах, которые возникают в воспитании детей в семьях, где родители недавно воцерковились или только стоят на пороге храма. Очень часто люди плохо представляют, как надо воспитывать в вере собственных детей – нет общего подхода, ориентира. Попробуем поразмышлять об этом!

Когда мы начинаем наших детей воспитывать в Православии, мы опять начинаем искать для себя удобные схемы. Что правильно? Что неправильно? Какую бы нам схему найти, чтобы заработало, чтобы стало все по-нашему, по-православному? Чтобы у нас было не просто воспитание, а – православное воспитание, не просто образование, а православное образование. Где эта схема, дайте нам ее!

«Казалось бы, Церковь – это место, которое хранит смыслы, которое взращивает и оберегает эту культуру, на пороге Церкви должно кончаться безумие, в котором пребывает современный мир». О потере смысла в современном мире и об опасности превращения церковной жизни в набор готовых схем размышляет протоиерей Алексий Уминский.

Исповедь в детском возрасте, с какого возраста и как правильно подготовить ребенка

Достаточно долго узаконенный атеизм не давал людям, не только беречь заветы предков, но и обогащаться духовным опытом религии. Это привело к тому, что взрослое поколение и дети не имеют основ православной культуры. Сейчас интерес к церкви растет, и исповедь, как одно из главных Таинств, набирает популярность. Однако лишь немногие знают о детской исповеди и ее традициях.

Общая информация про таинство исповеди

В каждой церкви есть свойственные ей традиции, обычаи и обряды. Так вместе с христианством появились семь основных таинств:

  • миропомазание;
  • крещение;
  • брак;
  • покаяние;
  • причащение;
  • соборование;
  • таинство священства.

Каждое из них играет первостепенную роль и несет в себе смысл всей Церкви. Наиболее известным для больших масс людей является тайна Причащения, которую многие еще называют причастием. Его частью является исповедь.

Это особый процесс, при котором человек рассказывает о своих грехах перед лицом священника и Бога. Его же называют покаянием.

Слово «покаяние» имеет славянские корни и обозначает не столько «извинение», сколько «изменение». Это значит, что после исповеди человек не просто должен очиститься от старых грехов, но и стараться не совершать новых.

Читайте также  Лучшие сценарии юбилеев на 70 лет мужчине

Процесс покаяния для многих может быть нелегким, потому что не так-то просто признаться в той же лжи или воровстве. Именно поэтому о грехе нужно рассказывать священнику, чтобы он мог очистить душу и совесть, понимая, что человек раскаялся в поступке. По своей сути грех – это грязь, которая оскверняет человека. Однако одно только отвращение к ней не поможет очиститься. Человеку нужен источник чистой воды, чтобы избавиться от грязи. В религии это Божья благодать. Прежде всего, на покаянии человек говорит о грехах, которые он совершил. Но мало кто задумывается о том, на чем оно построено. Покаяние создано на заповедях Божьих.

Как известно их всего десять:

  1. Я – Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.
  2. Не делай себе кумира, не поклоняйся ему.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний.
  5. Почитай отца своего и матерь свою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не воруй.
  9. Не произноси на другого ложного свидетельства.
  10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

На них строится не только исповедь, но и вся христианская вера. Покаяние может проходить «всегда и везде» при наличии рядом священника. Однако чаще всего происходит после вечернего богослужения или перед утренней литургией. Покаяние это обязательный этап, который необходимо пройти перед таинством причастия, где вино и хлеб обращаются в кровь и плоть Христа. Как проходит исповедь? Человек подходит к священнику и рассказывает о грехах, которые он совершил и в которых раскаивается. После этого святой отец кладет на голову кающегося край епитрахили и читает молитву о разрешении опущения грехов. Человек целует крест и Евангелие.

Это интересно! Епитрахиль – это часть облачения священника, которая является традиционной для проведения богослужений.

Она представляет собой длинную ленту, которая надевается поверх рясы. Епитрахиль символизирует благодатные дарования священника.

Не существует каких-то строгих правил, которым нужно следовать при покаянии. К нему не нужно готовиться, как к Таинству причащения. Часто люди задают вопрос: «Часто ли нужно исповедоваться?». Священнослужители говорят, что причащаться можно не более одного раза в сутки и не реже чем 3 раза за неделю. Однако эта норма нигде не закреплена и остается на усмотрение самого кающегося.

Рекомендуемый возраст для первой исповеди

Часто верующие родители задают логичный вопрос: «Со скольких лет можно исповедоваться моему ребенку?». Согласно церковным канонам минимальный возраст при покаянии – семь лет. Однако в любом правиле бывают исключения. Так если ребенок совершил грех, и он осознает это сам, без науськивания родителей, то можно пройти первый обряд ранее семи лет.

Стоит заметить, что это должно быть личное желание исключительно ребенка. Иначе пользы от такой исповеди не будет. Каждое покаяние – дело сугубо индивидуальное. Нельзя исповедоваться по наставлению или наказу. Каждый ребенок по-разному растет и развивается. Если он в десять лет не готов к покаянию, то нельзя заставлять или давить. Ребенок сам должен «созреть» для такого таинства. Какие-то дети могут пройти этот обряд и ранее семи лет, но это не всегда одобряется священнослужителями.

Как правильно подготовить ребенка

Первая исповедь – очень важный момент в жизни каждого ребенка. К ней нужно хорошо подготовиться, а самое главное, поговорить с самим ребенком.

Какие моменты стоит помнить:

  1. Ребенок должен понимать, что такое грехи, какие они бывают. В этом пункте главное не перестараться. Детская душа и разум не вполне готовы для восприятия всей информации обо всех грехах. Достаточно будет просто рассказать ребенку о заповедях Божьих. Лучше всего разобрать каждую из них и подумать над смыслом.
  2. Не стоит разговаривать с детьми об их конкретных поступках. Лишним будет и настойчивость в этом деле. К пониманию своего греха нужно прийти самостоятельно. Нельзя настаивать на самом покаянии.
  3. Ребенок должен хотя бы для общего развития понимать, что такое исповедь и вообще суть Таинства причащения. Стоит рассказать о происхождении этой традиции, значении и целях.
  4. Необходимо объяснить, что раскаяние в своих грехах – лишь часть общего дела. Намного важнее не совершать более таких поступков.
  5. Не стоит давать чаду перечень взрослых грехов. Многие из них не доступны детскому разуму. Их непонимание может привлечь только внимание и интерес к самому понятию.
  6. Существуют специальные книги по подготовке кающегося к обряду. Полезно прочитать детскую версию вместе. Иногда книга объясняет все нюансы лучше родителей. Особенно если отец и мать не сведущи в церковных канонах, обычаях, традициях и обрядах.

Подготовка – очень важный момент. Если пропустить, то ничего хорошего добиться не получится. Даже наоборот исповедь может принести вред и полное нежелание чада в будущем обращаться к Церкви.

Рекомендации по выбору духовника

Если в семье у родителей разные духовники, то встает вопрос о том, какой священник должен наставлять дитя. Эта ситуация не совсем нормальная, но для нашего времени обычная. Вопрос стоит решить на семейном совете. Если оба духовника от отца и матери достойны, то стоит предоставить выбор самому ребенку.

Однако нужно всю ответственность за воспитание перекладывать на священника. Каким бы прекрасным человеком он ни был, но родителем не является. Многим мамы и папы не понимают, что до определенного возраста вообще не нужен духовник. Эта потребность приходит у каждого в свое время. До этого момента главные духовники – родители.

Что нельзя делать родителям после исповеди

Исповедь это часть таинства Причащения. Покаяние ребенка это личное дело, в которое нельзя вмешиваться. Многие родители либо считают свое чадо слишком маленьким, либо не доверяют. Тогда вопрос: «Зачем вы привели на исповедь дитя?» Покаяние – это испытание, которое каждый пройдет сам и в тайне. После завершения обряда нельзя подходить к святому отцу и спрашивать: «Что сказал мой ребенок?» «Он каялся в таком то своем проступке?».

Не стоит обращаться с такими вопросами и к чаду. В этом деле лучше всего предоставить ему полную свободу.

Перечень грехов для детей до 13 лет

Чтобы правильно подготовиться к обряду, лучше всего заранее ознакомиться со списком детских грехов, рассказать о них ребенку, объяснить суть. После этого он сам должен выбрать те поступки, которые совершил. Какие же существуют грехи для детей до наступления подросткового возраста?

По отношению к старшим

Прежде всего, этот грех связан с заповедью о почитании отца и матери. Если школьник врал, капризничал, не слушался, ругался, не уважительно относился к родителям или учителю, то этот грех ему стоит упомянуть на исповеди, но на свое усмотрение и по своему желанию.

По отношению к младшим

Этот грех связан с обидами оп отношению к меньшим. Ребенок обижает детей, которые младше его, издевается над ними, а так же над животными.

По отношению к друзьям и одноклассникам

Школьник обманывал своих ровесников, врал, дрался с ними, часто ссорился, обзывал или издевался, подставлял и ябедничал. На этот грех стоит обратить не меньше внимания, чем на первые два. Общение со сверстниками и другими людьми, не входящими в семью, не мене важно для будущей жизни.

Обязанности

Если ребенок пренебрегает домашними делами, заданиями из школы или учебой в целом, а так же игнорировал слова родителей, то и об этом стоит сказать на исповеди.

Вредные привычки

В таком возрасте наверно рано говорить о курении и алкоголе, но вот чрезмерное пользование компьютером и телевизором попадает под прицел. Пустое времяпровождение не несет ничего, кроме негативных последствий. Это так же является грехом.

По отношению к Богу

Этот грех относится почти к каждому человеку в наше время. Что уж говорить о детях. Несмотря на это, если не читать утренних и вечерних молитв, не благодарить Господа, то это тоже грех.

Как можно дополнить список в переходном возрасте

Возраст увеличивается, и количество грехов тоже. Так вышеуказанный список можно дополнить:

  • нецензурная лексика;
  • курение;
  • употребление алкогольных напитков;
  • просмотр стыдливых и похабных картинок, фильмов;
  • непристойное обращение с человеком противоположного пола.

Об этих грехах стоит рассказать уже в подростковом возрасте. Если это произойдет раньше времени, то не нужно заострять внимание на таких поступках. Детская душа слишком наивна, чтобы ребенок понял суть этих грехов. Наоборот, он может проявить к ним интерес, и тогда добрые намерения обратятся злом.

Примеры детских исповедальных текстов

Детям достаточно сложно запомнить все грехи, которые они в себе увидели. Поэтому на исповедь, особенно первую, стоит написать специальную бумажку. Где будут указаны все поступки. Грехи против Господа:

  • отрицание и неверие в существования Бога;
  • атеизм (люди уверены, что в бога верят, но не задумываются о правилах веры);
  • создание и поклонение какому-то кумиру.

Список грехов против ближнего:

  • гордыня и себялюбие, пренебрежительное отношение к другим людям, невнимание;
  • обсуждение и осуждение других людей;
  • присвоение чужой собственности (кражи, невыплата или задержка выплаты зарплаты);
  • ложь;
  • причинение физического вреда.

Полезные советы родителям

Часто во время обряда ошибки совершают не столько дети, сколько родители. Они слишком волнуются и часто переходят границы дозволенного. Так можно дать простые, но верные советов для отцов и матерей:

  1. Если ваш ребенок стремится сам пройти исповедь, а вы не являетесь верующими людьми, то не стоит ему запрещать это делать. У каждого человека свой путь, и если душа требует отправиться в храм, то не сдерживайте порыва. Наоборот сходите в церковь вместе, при желании зайдите.
  2. Если ребенок не стремится к исповеди и вообще не хочет ее проходить, не настаивайте. Желание покаяться перед Господом должно идти от души, а не от родительских указов.
  3. Помогите подготовиться к исповеди. Расскажите ребенку о грехах, которые совершает человек. Разберите вместе заповеди, которые дал нам Господь.
  4. Не указывайте малышу непосредственно на грехи. Понять, как и раскаяться, он должен сам.
  5. Посоветуйте ребенку написать то, что хочет сказать на бумажке, но не делайте этого сами. Пусть сохранится тайна исповеди.
  6. После окончания исповеди не обращайтесь к священнику и не выспрашивайте о грехах.
  7. Не узнавайте у самого кающегося о его поступках. Тайна причащения должна сохраниться.

Следуя этим несложным советам, любой родитель сможет помочь своему ребенку, не навредив ему.

Детская исповедь

С какого возраста ребенок должен идти на исповедь? Существуют ли исключения?

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае, пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обычно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые. Исключения, конечно же, бывают – кто-то и в шесть лет очень серьезно исповедуется, а кто-то и в восемь лет не может на себя взглянуть со стороны. Важно, чтобы родители не переусердствовали в последнем случае, заставляя ребенка исповедоваться.

Нужно ли заставлять ребенка идти на исповедь?

Ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще.

Как готовить ребенка к первой исповеди?

Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди – это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их. Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на листочке бумаги, по которому можно прочитать грехи на исповеди. Но родители не должны писать грехи за ребенка на бумажку, которую он прочитает на исповеди. После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди. При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно, когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив, возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д.

Читайте также  Как общаться с парнем дочери советы

Для ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

  • Грехи по отношению к старшим: Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.
  • Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.
  • Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.
  • Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.
  • Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.
  • Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.
Для ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

  • Ругался нецензурно. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины или фильмы. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Что делать, если ребенок не может преодолеть страх и подойти к священнику?

Исповедь совершается перед крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.
Хотелось бы, чтобы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у креста и Евангелия – это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». В кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и медсестра, которая помогает врачу. Так и на исповеди: мы стоим на исповеди перед Богом – Врачом наших душ – и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь – это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь – это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Пост для детей.

Пост – воспитание в человеке преодоления греховных привычек, воспитание духовного иммунитета против греха и безверия. Для детей важен пример семьи. Если постятся близкие, тогда для ребенка пост — само собой разумеющееся. Для детей важно научиться преодолевать себя. Если ребенок к посту относится духовно, пусть постится, как положено, не мешайте ему. Если для него пост сложен, пусть с Вашей помощью учится все-таки ограничивать свои желания. Если ребенок питается в школе, то хотя бы во время обеда пусть отложит котлету, сосиску, это уже будет воздержание. Дома постарайтесь поститься как положено. Если ребенку пост труден, определитесь с ним о послаблении, к примеру, на молочные продукты. Если страх за здоровье ребенка Вас терзает, то в субботу и воскресенье позвольте ребенку большее послабление. Поститься может ребенок любого школьного возраста. Для маленьких можно попробовать ограничить количество любимых конфет или сладостей. Важно ограничить и развлечения, просмотр ТВ, игра в компьютере (также должны поступать и родители).

Детская исповедь1

15.01.15

ПЕРВАЯ ИСПОВЕДЬ – ВАЖНЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ КАЖДОГО РЕБЕНКА. ОН ДЕЛАЕТ ПЕРВЫЕ ОСОЗНАННЫЕ ШАГИ НА ПУТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, УЧИТСЯ РАБОТЕ НАД СВОЕЙ ДУШОЙ. НЕРЕДКО РОДИТЕЛИ ИСПЫТЫВАЮТ НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ, СТАРАЯСЬ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПЕРВОЙ ИСПОВЕДИ. КАК ОБЪЯСНИТЬ ВЧЕРАШНЕМУ МАЛЫШУ, ЗАЧЕМ НУЖНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ, О КАКИХ ГРЕХАХ ГОВОРИТЬ СВЯЩЕННИКУ? ОБ ЭТОМ МЫ БЕСЕДУЕМ С НАСТОЯТЕЛЕМ ХРАМА ВАТОПЕДСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ» СВЯЩЕННИКОМ АЛЕКСАНДРОМ МЕЛИНЫМ.

Отец Александр, с первой исповедью ребенка нередко связано много родительских переживаний. Как родителям правильно подготовить ребенка к этому таинству?

В семь лет младенец становится отроком и приступает к Таинству Исповеди. Но и до этого возраста родители должны приучать ребенка не кушать перед Причастием, читать ему некоторые молитвы, постепенно приобщая его к церковной жизни. Чтобы помочь ребенку, поддержать его, если он волнуется, мамы и папы (бабушки и дедушки) могут подойти вместе с ним к батюшке и сказать, что сыну (или дочке) исполнилось семь лет, и он (она) первый раз на исповеди. Можно заранее поговорить с ребенком дома, подсказать, о чем нужно говорить священнику, например: «не слушал маму и папу, сестренку или братика обидел». Но, как правило, если старшие ходят в храм, то для ребенка с детства знакомы церковная служба и таинства. Конечно, он многого еще не понимает, но видит, как мама с папой молятся, исповедуются, причащаются, соборуются – и не боится этого. Нередко мамы, исповедуясь, держат малыша за руку или на руках, если его не с кем оставить. Ребенок с младенчества видит, как мама исповедуется, бывает, и плачет, и чем-то испугана, чем-то встревожена. Он переживает за нее, думает своей маленькой головкой, что же там такое происходит? Бывают случаи, когда малыш сам подходит к батюшке, иногда даже не зная, что сказать, просто подходит, потому что мама и папа так делают. А иногда и еще не достигшие семилетнего возраста детки сознательно исповедуют свои грехи: «Батюшка, я маму не слушаюсь, хулиганю». Это, конечно, очень трогательно – ребенку всего четыре-пять лет, он и говорит-то еще совсем по-детски. Но в его душе уже есть покаяние. Наверное, Господь Сам открывает детям, что это великое таинство. Дети своими душами чувствуют Бога.

Нет лучшего оружия, чем исповедь, – оружие самое сильное и самое действенное. Диавол не терпит быть обнаруженным и объявленным: будучи обличен и объявлен, он кидает свою добычу и уходит.

Святитель Григорий Двоеслов

Детки из церковных и нецерковных семей ведут себя на исповеди по-разному?

Конечно, по детям сразу видно, ходят их родители в храм или нет. Для ребенка из нецерковной семьи здесь все ново, незнакомо, все пугает. Он держится за маму, которая пытается его успокоить, но ребенку трудно успокоиться, ведь у него нет перед глазами ее примера, образца для подражания. Даже младенцы перед Причастием ведут себя по-разному. Те, которых с первых дней жизни, после святого Крещения, родители приносят к Причастию, приступают к Чаше мирно, спокойно. А «новички» нередко плачут, вырываются, закатывают истерики. В таких случаях священник старается разъяснить маме, в чем причина страхов ее ребенка, что ей самой нужно чаще исповедоваться и причащаться. Посещать храм, подавая благой пример ребенку.

И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество.

Преподобный Нил Синайский

Батюшка, как ребенку объяснить, зачем нужно исповедоваться?

Приведу пример нашей семьи. Обычно с детьми, когда они достигали отрочества, мы беседовали на эту тему примерно так: «Зачем надо исповедоваться? – Чтобы покаяться в грехах. – А зачем нужно каяться в грехах? – Коля, а вот если руки не мыть, что будет? – Грязные будут руки. – А если посуду не мыть на кухне каждый день, что будет? – Грязь и беспорядок у нас будет на кухне». И так постепенно подводили ребенка к сравнению, объясняя, что душа наша тоже «пачкается» грехами, как грязью. Где-то хулиганим, где-то папу, маму не слушаем, где-то ленимся, где-то сестричку или братика обижаем. И душа «пачкается». А мы же хотим из чистой кружки чай пить, со свежей заваркой, да еще подсластить, потому что из грязной и без сахара как-то неприятно и невкусно… Обычно после таких разговоров, образных сравнений, ребенку все становится понятным.

Не стоит как-то особо тщательно готовить ребенка к первой исповеди – это же не подготовка к первому классу школы. Главное, чтобы он понимал смысл таинства. А самая лучшая подготовка для ребенка, как уже было сказано, – это пример родителей. Это самое главное! Если мама и папа следят за порядком в своей душе, то ребенку даже и объяснять ничего не надо, он сам поймет душой и сердцем, что это обязательно надо, без этого никак нельзя – очистить свою душу.

Покаяние есть второе крещение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Батюшка, нередко детей на исповеди одолевает не страх, а стеснительность. Как ее преодолеть?

Это важная задача священника – найти подход к такому ребенку. Это огромная ответственность! Приведу небольшой пример. У нас такая боязливая девочка есть в воскресной школе. Если надо прочитать стих, то она выходит с боевым настроем, но тут же смущается и забывает слова. В такие моменты к ней подходит мама, а с мамой и молчать как-то легче! Потому что мама знает, что ребенок сейчас чувствует, знает, какие слова подобрать, чтобы ребенок забыл о своем страхе. Девочка очень быстро успокаивается, раскрепощается и прекрасно читает стихотворение. Так и духовнику важно найти слова, которые помогут ребенку справиться со своими страхами. Не нужно быть строгим с такими детишками, а нужно стараться помочь им: «Ну, Тонечка, как у тебя дела, хулиганишь немножечко? – Хулиганю». И вот она уже сама начинает говорить, чувствуя, что батюшка спокоен и не будет ее ругать. «Ну, давай будем с тобой исправляться». Иногда нужно говорить с детьми на их языке. Все мы разные по характеру, и природную стеснительность ребенок не может в себе изменить. У нас на приходе есть детишки, которые подходят на исповедь и говорят шепотом, еле слышно – боятся, смущаются. А бывают дети, которые не просто исповедуют грехи, а уже серьезно переживают: «Я сестренку обидел, вы представляете, батюшка, вот как у меня получилось-то так, я вот виноват сильно, я не сдержался». Вроде бы, дети, а уже такая осознанная исповедь! Каждый ребенок со своим устроением души, со своим складом характера, важно каждого услышать, несмотря на то, шепотом он говорит или громко. Дети должны чувствовать, что в храме их ждут с любовью, в храме нас ждет любящий всех Господь. Они должны это понимать, а родители должны укреплять их в этом своим примером.

Знайте: в чем откроетесь духовному отцу, того не будет записано у диавола.

Таинство Покаяния – такой великий дар Божией к нам любви, что мы не можем никогда достойно возблагодарить Господа за него.
Надо записывать для покаяния даже маленький грех, как вспомнишь.

Преподобный Амвросий Оптинский

Ребенку с семи лет уже нужно полностью вычитывать правило ко Причастию – включая каноны и молитвы?

Хорошо бы, чтобы родители и ребенок ходили на исповедь к одному батюшке, тогда он, зная ребенка, семью, скажет, в каком объеме нужно ребенку готовиться к Причастию. Кому-то по силам одну-две молитвы почитать, кому-то и канон целый. Можно разделить молитву на несколько частей: почитал – отдохнул – почитал. Надо смотреть на способности и возможности ребенка. Правило ко Причастию не должно быть ребенку в тягость. Если мы переусердствуем, нагрузим его непосильно большими правилами, подготовка к Причастию, само Причастие, да и все, что связано с церковью, будет вызывать у него отрицательные эмоции. А Причастие должно приносить радость. Но этот вопрос всем индивидуально нужно решать с батюшкой, к которому ребенок ходит на исповедь.

Господь дал милостиво людям покаяние, и покаянием спасаются все без исключения.

Преподобный Силуан Афонский

Читайте также  Речь на свадьбу от родителей жениха

Отец Александр, насколько строго должен поститься ребенок перед Причастием?

Пост также должен быть посильным. Обычно детям благословляется поститься перед Причастием хотя бы один день. Но об этом надо поговорить с батюшкой – как благословит. Большое значение имеет, в какой семье растет ребенок – если родители регулярно посещают храм, соблюдают все посты, молятся, то малыш с первых дней жизни впитывает в себя этот уклад жизни, и пост для него не будет чем-то новым и обременительным. Нередко родители с малых лет потихоньку приучают малышей к посту. Например, детки знают, что в постные дни нельзя есть конфетки. Ведь все начинается с малого. А, взрослея, постятся более серьезно, воздерживаются и от другой скоромной пищи. Важно заранее поговорить с ребенком о посте, объяснить, зачем он нужен, чтобы подготовка к Таинству Причастия была для него радостной, чтобы некий трепет был в душе, ожидание великого Таинства Причастия. И тут снова главным примером для ребенка будут мама и папа. Хорошо, когда к Причастию и исповеди готовится вся семья – это лучшая школа для ребенка! Когда в семье вместе молятся, вместе вкушают общую постную трапезу, вместе идут на исповедь и к причастию. Это праздник для всей семьи, а для ребенка в первую очередь.

Покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда.

Святитель Макарий, митрополит Московский

Беседовали Оксана и Тимофей Сиваковы

Детская исповедь: в 7 лет или позже?

Детская исповедь вызывает споры: с какого возраста начинать, не рано ли ребёнку, чтобы осознать свой грех? Православные сторонники детской исповеди напоминают, что человек в любом возрасте может умереть.

Тогда почему тянуть с тем, чтобы принять Христа и исполнять церковные таинства. Ведь крестят же с малых лет. Да. Но и за это православие часто критикуют.

Но на что опирается наша Церковь, когда позволяет детям исповедаться? Есть ли убедительные аргументы для того, чтобы родитель без опасений направил чадо к священнику.

Первая исповедь ребёнка должна быть тогда, когда он созрел, и по его доброй воле

Так с какого возраста ребёнок должен посещать исповедь и причастие? В Церкви есть традиция, согласно которой, детей допускают до этих таинств с семи лет.

Но допускают — это не обязывают. Никто не может попасть в веру Христову через силу. Не в том задача христианства.

Ребёнок должен быть достаточно взрослым, чтобы понимать суть исповеди

И если ребёнок ещё не дозрел, не поставил пред собой правильные вопросы и не чувствует нужды в исповеди, от участия в таком таинстве ему не будет никакой пользы.

Протоиерей Максим (Козлов) так высказывается по этому поводу:

«Для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы.

Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано.

Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи.

Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться).

Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка – нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит.

Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже.

Не вижу в этом ничего катострофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь».

Более того, протоиерей считает, что первая исповедь ребёнка в слишком раннем возрасте может ему только навредить:

«На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него — видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет.

Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге.

И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью».

Чтобы подготовить ребёнка к первой исповеди, нужно доступно рассказать ему о её сути и познакомить со священником

Исповедь для детей не должна быть как снег на голову. Вопрос о том, как подготовить ребёнка к первой исповеди, задаёт каждый разумный православный родитель.

Нужно доступно, простым языком объяснить ребёнку, что есть плохие поступки, но человек, который сожалеет о совершённом и никогда больше этого не повторит, заслуживает прощения.

Если у самих не находится подходящих слов, можно попросить священника объяснить чаду, в чём же состоит суть исповеди.

Батюшка — тоже человек. Далеко не у каждого налаживается контакт с детьми, не всякий священник умеет подобрать нужные слова. Это тоже своего рода талант. Духовника выбирают тщательно, знакомят с ребёнком.

Нужно дать чаду постепенно влиться в христианскую жизнь. Если ребёнок сам выбрал священника, не стоит с ним спорить.

Протоиерей Максим (Козлов) советует:

«Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом.

И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом.

Обретение духовного отцовства – процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду».

Ребёнку нужно рассказать про 10 заповедей и объяснить, какие ещё бывают детские грехи

Заповеди Божии надлежит исполнять каждому человеку. Но если и взрослые не всегда понимают, что такое «не сотвори себе кумира» и «соблюдай день субботний», то что уж тут говорить о ребёнке.

Есть отличные материалы в интернете, которые в доступной форме объясняют детям, что такое 10 заповедей. Например, эта статья на нашем сайте.

Если же кратко пройтись по 10 заповедям, то донести их до детей можно так:

  • первая заповедь — верить Богу, знать, что Он заботится и любит нас;
  • вторая заповедь — не позволять чужим решать за нас, что правильно, что нет, думать своей головой. Только Бог знает, что для нас лучше;
  • третья заповедь — Бог сам поможет, когда нужно, не относись к нему как к деду Морозу, не зови Его по пустякам. Он будет рад, если ты начнёшь самостоятельно справляться со своими делами;
  • четвёртая заповедь — шесть дней работай, но всегда находи время для того, чтобы подумать о Боге, пообщаться с ним, поблагодарить. Не забывай Его;
  • пятая заповедь — с любовью относись к родным;
  • шестая заповедь — не убивай, цени жизнь во всяком её проявлении;
  • седьмая заповедь — будь предан людям, с которыми тебя связывает жизнь;
  • восьмая заповедь — не бери чужого без разрешения;
  • девятое заповедь — не лги;
  • десятая заповедь — не завидуй.

Кроме этого надо объяснить ребёнку, что правильно жить чистотой своих мыслей и желаний, намерений и поступков. Если чего-то нет в заповедях, но мы понимаем, что это плохо, может кого-то огорчить или обидеть, то это не конкретной заповедью запрещается, но тоже поступок против Бога.

Побить кого-то — грех. Унизить — грех. Заповеди показывают нам принцип, но не исчерпывают список грехов. Священник не будет выспрашивать: «Произносишь ли имени Божия всуе?», «Ломаешь ли чужие игрушки?», «Обижаешь ли животных?».

В этом очень хорошо помогут сказки. Их можно прочесть, а потом обсудить вместе с ребёнком, были ли там дурные поступки, и как их следовало избежать героям.

Но следите, чтобы ребёнка это интересовало. Напористый морализм может отпугнуть чадо и от чтения и от религии.

Дайте ребёнку увидеть исповедь со стороны, а когда он сам её пройдёт, не расспрашивайте детали

Хорошая идея — привести ребёнка в храм, чтобы он со стороны понаблюдал за тем, как люди исповедаются. Это поможет ему получить представление о том, чего ожидать и подготовиться морально.

После этого ребёнку будет проще подойти к священнику и пообщаться с ним.

Ни в коем случае не держитесь рядом. Не слушайте, о чём идёт разговор. Не расспрашивайте потом священника, иначе можете навсегда утратить доверие ребёнка.

Детская исповедь — это разговор между священником и ребёнком. Родителям незачем знать, в чём исповедалось их чадо. Фото: foma.ru

Пусть мир его мыслей и желаний, ошибок и разочарований будет Вам доступен настолько, насколько ребёнок хочет. Через священника он рассказывает одному Господу, произносил ли имя Божие напрасно, брал ли тайком, лгал ли.

Если ребёнок об этом говорит, значит, чистотой своих мыслей дошёл до желания исправиться. И тогда нечего Вам копаться в его ошибках. «Стараешься ли исправиться?», — спросит священник, и ребёнок поймёт, в каком направлении действовать.

Дети могут понять по чувству стыда, что совершили плохой поступок, то, что мы называем детским грехом

В отношении детей справедливо спросить: а может ли вообще ребёнок понять, что совершил плохой поступок?

Привели дитя в церковь готовиться к святому причащению. Настаёт время исповеди. О чём ему говорить? Это же не родители должны учить ребёнка списку его грехов. Покаяние может идти только от сердца.

А как ребёнок получит прощение от Бога, если не знает, за что его просить?

Протоиерей Алексий (Уминский) придумал такой выход:

«Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь.

Тогда священник спрашивает его: «А тебе бывало когда-нибудь стыдно?»

«Да», — отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения…

И тогда батюшка говорит ему: «Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее».

Стыд — самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.

Давление родителей на детей перед исповедью недопустимо

Митрополит Анатолий (Сурожский) рассказывает, что в исповеди главное — правильно расставить акценты. Исповедь — это действо ребёнка. Недопустимо, чтобы он просто повторял заученные родительские слова:

«Иногда ребенок приходит и дает длинный список своих прегрешений; и вы знаете, что прегрешения-то записала мамаша, потому что ее эти разные проступки чем-нибудь коробят.

А если спросишь ребенка: А ты действительно чувствуешь, что это очень плохо? — он часто смотрит, говорит: Нет… — А почему же ты это исповедуешь? — Мама сказала…»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: