Как подружиться с новенькой девочкой

9 советов психолога, как помочь ребёнку найти друзей в школе

Даже результаты учёбы напрямую зависят от того, насколько ребёнку комфортно в коллективе. Для многих детей главная задача осени — превратиться из новенького в школе в уверенного в себе одноклассника. Психолог и мама детей, которые не раз меняли школу, Ирина Беляева рассказывает, как родители могут помочь ребёнку найти друзей.

Как не обесценивать чувства ребёнка

В этом году моим сыну и дочери снова предстоит стать новенькими в школе. Мы живём в разных странах, они часто меняют школы. У дочки, которой 10 лет, это будет четвёртая школа, у сына, которому 12, — шестая. Поэтому я знаю, что быть новеньким очень непросто.

Когда дочь пошла в первую американскую школу, она плакала каждый вечер, говоря, как одиноко и плохо ей там. Даже обещала «устроить забастовку» и больше не ходить (не знаю, что бы я сделала, если бы она её всё же устроила). Мне было очень тяжело видеть её слезы, и хотелось успокаивать: «Да это всё ерунда, ты всем нравишься, все хотят с тобой общаться, это совсем не страшно и не грустно и скоро пройдёт». Но так не работает.

Мне приходилось слушать, как тяжело моей маленькой девочке, разделять её боль и подставлять объятия для слёз. Всё это, а ещё книги о новеньких и рассказы о собственном опыте, помогло. В итоге дочь нашла и близкую подругу, и своё место в коллективе, и любимого учителя, и стала одной из самых популярных девочек в начальной школе.

В момент ощущения тотального одиночества очень важно не обесценить чувства ребёнка и не отрицать их

Тогда всё обязательно получится. Для нас важен коллектив, в котором мы проводим большую часть времени, и отношения внутри него. Когда мы говорим, что школа в первую очередь — институт социализации, мы признаём, как важно для детей, насколько удачно или неудачно сложатся их отношения в классе.

Почему каждому страшно быть новеньким

Роль «новенького в классе» — это вызов. Он действует на эмоции ребёнка, его разум, иногда даже меняет судьбу. Конечно, это интересно, захватывающе, многообещающе, но ещё тревожно, пугающе и даже опасно. Эта роль предполагает внутренний рост и развитие, хотя придётся приложить определённые усилия.

Быть новеньким страшно. Ребёнок переживает из-за тысячи вещей: вдруг он никому не понравится? А вдруг одноклассники не понравятся ему? А если просто не заметят? А если они будут смеяться? Как сделать первый шаг? Как рассказать о себе? Как узнать о других?

6 советов, когда нужно менять школу и почему это совсем не страшно, а иногда даже полезно

Ещё страшнее маме и папе: самый дорогой, уязвимый и прекрасный ребёнок (даже если у вас их пять) идёт к неизвестным людям, где каждый может его задеть, где некому будет его поддержать, где вас не будет рядом. Конечно, хороший педагог всегда работает над климатом в коллективе, но и мы как родители можем помочь ребёнку. Ведь научиться строить отношения с людьми можно так же, как и математике, езде на велосипеде или скрипке. Такой навык точно пригодится в жизни, ведь все мы иногда бываем новенькими.

Как родители могут помочь

Первое, что родители должны сделать, — это успокоиться. Дети хорошо считывают тревогу взрослых, поэтому важно, чтобы ребёнок видел: родители верят в него и знают, что всё получится. Мама и папа рядом, но у него достаточно сил, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Помните метафору материнской любви из «Гарри Поттера»? Если вы смогли передать ребёнку ощущение надёжной защиты — всё, вы справились, можно отдыхать.

Предложите ребёнку в сложные моменты представлять вас за его спиной или щит вашей любви вокруг него

Второй шаг — посоветуйте ребёнку сесть и подумать, какие его качества могут привлекать других. Остроумие, рассудительность, умение играть в футбол, готовность помочь? Пусть таких качеств будет как можно больше. Но у всех есть и то, что может помешать наладить отношения. Излишняя тяга к справедливости, которую легко спутать с ябедничеством? Категоричность? А может, застенчивость? Очень острый язык? Конечно, от того, что мы назовём вещи своими именами, они не исчезнут, но ребёнок будет знать, что ему самому мешает, и сможет лучше справляться с этим.

Главное правило: не надо ничего подсказывать ребёнку, даже если вы твёрдо уверены, что знаете о нём всё. Не спешите с предположениями: пусть человек изучит себя сам. Иначе вы рискуете превратиться из того, кто помогает, в того, кто оценивает.

После того как ребёнок провёл исследование, какой он друг, ему нужно дать силу и союзника. В начале любых отношений помогает умение быть собой и открываться навстречу другим, улыбка, приветливость, прямой взгляд, ровная осанка, готовность поддержать беседу. Все эти вещи достаточно легко даются при уверенности в себе, и наоборот: исчезают при тревожности и страхе.

4 причины, почему детям очень полезно хныкать и грустить

Есть простой способ повысить уверенность ребёнка в себе: предложите ему подумать о герое, который его восхищает, и в нужный момент представить, а что сделал бы он. Можно заранее помочь школьнику визуализировать его тревоги и то, как супергерой справляется с ними (им может быть как персонаж из фильма или книги, так и дедушка или старший брат).

Когда его уверенность в себе возросла, можно переходить к конкретным практическим рекомендациям.

9 советов вашему ребёнку, как лучше завести друзей

  • Если ребёнок новенький, он вызывает у других детей любопытство. Подготовьте его к тому, что одноклассники подойдут и спросят, кто он, откуда, что он любит, в какие игры играет, какие фильмы смотрит. Возможно, ему будет легче не растеряться и отвечать уверенно и прямо, если он заранее подумает над ответами на эти вопросы.
  • Скорее всего, в классе (особенно в первом) новеньким ребёнок будет не один. Кому-то в классе будет так же страшно и одиноко. Объясните ему, что можно подойти и спросить: «Привет! Ты тоже новенький? Я — да!» Вдвоём детям уже будет проще. Но замыкаться на первом найденном знакомом не стоит — ребёнку нужно познакомиться и с другими одноклассниками, понять, с кем у него больше общего.
  • Посоветуйте ребёнку показать его интересы и таланты. Возможно, он любит какую-то книгу, игру, болеет за спортивную команду. Он может взять с собой вещи, которые помогут увидеть это людям с похожими интересами. В первые месяцы вообще важно делать то, что ребёнок любит: рисовать, петь, заниматься спортом, — это поможет ему притянуть близких по духу людей.
  • Нужно быть приветливым и научиться начинать разговор первым. Это не так сложно. Можно просто сделать комплимент или спросить что-то у одноклассника про него самого: «Отличная сумка! Классный цвет!», «О! Ты тоже любишь „Гарри Поттера“! Мой любимый факультет — Слизерин, а твой?» Важно научиться быть внимательным слушателем. Тренироваться можно на соседях, в ближайшем магазине, при походе в музей или парикмахерскую.
  • Люди любят помогать другим и выступать в качестве эксперта. Им всегда приятно знать, что они могут дать хороший совет и продемонстрировать жизненный опыт. Не нужно бояться спрашивать: «Я новенький и ничего здесь не знаю, не подскажешь, где библиотека?» — и быть благодарным за помощь.
  • Если ребёнок ещё маленький, запишите его на кружок, который отвечает его интересам. Там он познакомится с детьми с похожими увлечениями. Подросток способен сам выбрать для себя дополнительные занятия, так что давить на него не стоит. Но напомните, что совместная деятельность лучше всего помогает завести друзей.
  • Ребёнку стоит активно участвовать в жизни класса, искренне высказывать своё мнение, но следить за тем, чтобы никого не задеть и не обидеть.
  • Можно найти одноклассника, который живёт рядом с вами, или просто дойти до метро вместе. Совместный путь здорово сближает — это идеальное время, чтобы обсудить день, да и просто поговорить обо всём на свете.
  • Многие родители не одобряют компьютерные игры, но для детей это важная часть жизни. Пара партий в Фортнайт — и ребёнку уже есть о чём поговорить с одноклассниками, чем заняться вместе. Онлайн-игры для нескольких пользователей рассчитаны на взаимодействие и коммуникацию. Они часто сплачивают коллектив гораздо быстрее и эффективнее любого педагога или психолога.

Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio)

Новенький в классе: Подружиться — но не со всеми, стать лидером — но не сразу

Непросто новенькому в классе! Все взгляды на него, все сплетни про него, все внимание учителя к нему: что знает, что умеет, как говорит, как одевается, чем увлекается. Далеко не все дети готовы к такому вниманию.

Чтобы родители могли помочь, они должны знать некоторые вещи:

МЛАДШАЯ ШКОЛА: НЕ КУДАХТАЙТЕ НАД ЧАДОМ

Первое время ажиотажа вокруг ребенка не будет. Один урок или пару дней дети будут присматриваться к новенькому, а он будет присматриваться к ним.

В каждом классе найдутся дети, которые первыми подойдут познакомиться с новеньким. Скорее всего, в начальной школе такое знакомство произойдет после второй перемены. Они спросят, как зовут новенького, покажут, что у них есть (ластики, пеналы, значки и т. д.), расскажут, что они умеют, чем интересуются, куда ходят.

Малышню в начальной школе заинтересует красивый пенал, интересный карандашик с любимым героем, насадки на карандаши в форме зверей или фруктов. Так что можете снарядить своего новенького полезными штучками, которые привлекут внимание. НО! Это не должны быть игрушки!

Читайте также  Детская считалка «Ехал Лунтик на тележке

Посоветуйте малышу быть естественным. Сейчас ему пригодятся: улыбка, готовность общаться и, что очень важно, готовность слушать то, что дети рассказывают о себе. Научите ребенка задавать вопросы. Детям понравится, если он будет не только рассказывать о себе, но и спрашивать, что его новые соученики любят, чем увлекаются. Не только отвечать на вопросы, но и задавать их — это уникальный рецепт подружиться!

Посоветуйте угощать и делиться. Но только не сразу и не всем! Если ребенок отдаст все свои карандаши, если в ущерб себе поделится яблоком, он может заработать славу «тряпки», у которого можно все отнять и из которого можно вить веревки. Быть «своим в доску» хорошо с друзьями, в которых ты уверен.

Однажды на консультацию к школьному психологу пришел второклассник и спросил: «А как подружиться со всеми?» И психолог честно ответил ему, что со всеми не получится. Вот и вы отвечайте честно: со всеми подружиться нельзя. И быть хорошим для всех тоже не получится. Нужно быть собой! С кем‑ то в классе ты подружишься, с кем‑ то отношения не сложатся. И это нормально! Такой ситуации, что ни с кем не будешь общаться, не может быть. И не будет так, что ты со всеми «на короткой ноге». Будут люди тебе близкие, которые потом станут друзьями, и будут дети, с которыми будут ровные спокойные отношения, — приятели, знакомые, просто одноклассники.

Познакомьтесь и поговорите с учителем и школьным психологом. Именно они будут способствовать адаптации ребенка в школе, уделять ему повышенное внимание первое время. Скажите учителю, если у вашего новенького есть какие‑ то особенности — он задумчивый, или он очень активный, или забывчивый (особенность вроде «он любит запеканку без сгущенки» не считается). Но не переборщите с походами в школу. Знакомая рассказывала, что у ее сына в классе учился мальчик Коля. У Коли были три сестры в этой школе. Они все время ходили к учителям узнавать, как там их младший братик. И мама все время ждала его под окнами, кудахтала над ним и ходила к учителям и детям по любому поводу. С мальчиком Колей никто не общался.

Не надо ходить за ребенком по пятам. Дайте ему возможность быть самостоятельным, пусть научится сам решать свои школьные вопросы. Именно в школе он должен приобрести опыт самостоятельно действовать. А ваша задача — следить, присматриваться, быть рядом, когда понадобится, показывать наследнику, что вы готовы помочь! Если у вас доверительные отношения, то ребенок сам обо всем расскажет и попросит помощи.

Посоветуйтесь с классным руководителем и организуйте в классе праздник. К себе в гости сразу всех звать не стоит. Лучше потом вы пригласите тех ребят, с которыми ваше чадо подружится поближе.

Главное, сами сохраняйте спокойствие. Младшие школьники хорошо чувствуют беспокойство мам и пап. И если родители носятся с вытаращенными глазами и пьют корвалол, потому что их «пупсика» никто не любит, то как будет чувствовать себя ребенок?!

СТАРШИЕ КЛАССЫ: ПРИСМОТРИСЬ, КТО ЕСТЬ КТО

Приходить в класс, где уже все разбились по компаниям, где есть свои лидеры и свои «мальчики для битья», совсем непросто. Как вести себя подростку, чтобы не оказаться белой вороной, не стать классным «лузером»?

— Если школьник в прошлом коллективе не занимал лидерских позиций, то он и не претендует на лидерство в новом классе, — говорит Татьяна Малютина. — Хотя, казалось бы, новая школа — новый шанс. Но тихие дети останутся тихими и в новой школе.

Если ребенок был душой компании в старой школе, царем в классе и лидером по характеру, то первый совет ему при переходе в новую школу — не высовываться! Не стоит сразу заявлять: «Вот я и пришел! Сейчас я вас всех построю!» Как говорит народная мудрость, со своим уставом в чужой монастырь не приходят. Пусть подросток проявит дипломатичность и первое время просто присматривается — какие здесь традиции, кто есть кто. И тогда уже можно будет прокладывать себе маршрут к трону.

Чем еще заинтересовать одноклассников? Искренностью, приветливостью и улыбкой, как бы банально это ни звучало. Нужно быть собой и быть доброжелательным. Еще одноклассники всегда тянутся к тем, у кого есть увлечения, с кем интересно общаться. Ни один человек — большой или маленький — не сможет заинтересовать собой, будучи скучным и ничем не увлеченным сам.

В подростковом возрасте чадо может вернуться из школы со словами: «Все мои новые одноклассники — придурки!»

И тут в ваших силах, родители, объяснить подростку, что все люди разные и что в новом классе его могут встретить очень разные личности, но все они имеют право на собственное мнение.

ЕСЛИ РАНЬШЕ ДРАЗНИЛИ «ОЧКАРИКОМ»

Ваш наследник чем‑ то отличается от общей массы школьников — он носит очки, пластинку на зубах, у него смешная фамилия, дурацкая привычка не завязывать шнурки или он забывчивый и рассеянный? И, что самое ужасное, в старой школе его за это дразнили?

Дети обычно цепляются к тем, у кого нет «позитива». Внешние странности — это только повод дразнить. Вам сейчас нужно обсудить с чадом, что не так, выяснить, какие ошибки могли привести к такому отношению. Возможно, подросток просто ведет себя как белая ворона — от всех уходит, садится подальше, говорит «бабушкиным» языком, огрызается или молчит и не идет на контакт.

Если выясните причины, почему отпрыска не принимали в компанию в прошлом коллективе, сможете помочь ему не пропасть в новом. Подключайте к работе школьного психолога.

Кроме школьного психолога, уверенности в себе и полезных советов, ребенку сейчас нужны родительская поддержка, любовь и настрой, что все будет хорошо! И помните, что новая школа — это всегда новый шанс проявить себя!

Если ребенку сложно заводить друзей: 5 идей

Ребенок-интроверт: как подружиться в летнем лагере или новой школе?

Сьюзан Кейн американская писательница, преподаватель, консультантом по переговорам

  • Просто скажи «привет»
  • Умение слушать
  • Как подружиться: 5 советов для инроверта

Как подружиться? Этот вопрос может сильно беспокоить ребенка перед поездкой в детский лагерь, при переходе в новую школу и даже во время поступления в вуз. Детям и подросткам интровертам часто не хватает легкости, с которой знакомятся и завязывают дружбу экстраверты, но у них есть одно коронное преимущество, которым просто надо научиться пользоваться. Какое?

Просто скажи «привет»

Если тебе сложно заводить новых друзей, это не значит, что с тобой что-то не так. Нужно время, чтобы разобраться, кто тебе подходит, кто будет поддерживать и ценить тебя. Хейли из Мичигана была настолько робкой, что даже стеснялась сказать «привет». В четвертом классе она решила, что станет работать над собой и заставлять себя чаще здороваться. Это же всего лишь «привет», сказала себе она; не нужно даже вступать в полноценный разговор.

Но и такое маленькое усилие привело к поразительным результатам. Одной из первых, с кем Хейли «вынужденно» поздоровалась, оказалась новенькая девочка, недавно переехавшая в город. «Я подошла к ней и поздоровалась, мы разговорились, и оказалось, что у нас много общего», — вспоминает Хейли. Девочка была очень благодарна Хейли за то, что та подошла к ней. «Она почувствовала себя лучше, ведь не так много людей подходили к ней и здоровались». С тех пор прошло пять лет, а они все еще дружат и даже стали соседками по комнате, когда начали учиться в школе-интернате.

Когда Дэвис закончил школу, он боялся, что не сможет ни с кем подружиться в колледже. И решил заранее подготовиться. За лето он научился показывать фокусы. «Я решил: если у меня не получится подойти к ним и заговорить, стану показывать фокусы, и тогда все подойдут ко мне сами». Так и вышло: приехав в кампус, Дэвис взял с собой игральные карты и вместо знакомства стал предлагать ребятам вытащить карту. Показывал фокус, и разговор завязывался сам собой. «Так я познакомился со своими лучшими друзьями», — вспоминает он.

Общение вселило в него уверенность, и в конце концов Дэвис решил, что карты ему больше не нужны. К концу первого года обучения в колледже необходимость в них отпала. Теперь, когда ему нужно было с кем-то познакомиться, он просто подходил и называл свое имя.

Умение слушать

Хейли и Дэвис — интроверты, а у многих людей этого типа есть способность, помогающая приобретать друзей, — умение слушать. Это умение можно использовать, когда активное общение дается тяжело.

Ты хотя бы раз оказывался в ситуации, когда нет настроения разговаривать? Со мной такое бывало не раз. Болтовня действует мне на нервы. Возникает ощущение, что кто-то постоянно подгоняет тебя, а ты пытаешься придумать, что бы такого умного сказать. Кроме того, я не люблю говорить о погоде или обсуждать сплетни. И здесь нет ничего плохого, просто мне интересны более серьезные темы. Если мне не хочется оживленно обсуждать что-либо, я начинаю задавать вопросы.

Многие интроверты признаются, что, когда в компании их охватывает желание спрятаться в свою раковину, они преодолевают этот порыв, переводя всеобщее внимание в другое русло. Если мне хочется закрыться от всех в момент, когда от меня ждут оживленных разговоров, я начинаю расспрашивать собеседника о нем самом. Пусть болтают те, кто любит болтать. Их ответы наверняка будут интересными. Окружающим людям есть что рассказать, и слушая их, можно узнать гораздо больше, чем болтая без умолку.

Читайте также  Публичное выступление о происхождении имени марина

Разумеется, нужно быть осторожным и иногда все-таки вносить свою лепту в беседу, иначе твоим «допрашиваемым» действительно покажется, что они на допросе!

По словам многих журналистов, именно так они нашли свое призвание. Айра Гласс, ведущий популярной радиопередачи и автор подкаста «Американская жизнь», рассказывает, что любит свою работу главным образом за то, что у него есть возможность разговаривать с людьми. Проводя интервью, он умеет расположить к себе собеседника и «вытянуть» из него историю, заставить поделиться сокровенными чувствами и убеждениями.

Гласс говорит меньше, чем его собеседники, но благодаря его умению внимательно слушать, задавать вопросы и дополнять собеседника своими любопытными наблюдениями его передачи никогда не бывают скучными. Способность создать для человека комфортную обстановку, выслушать и дать ему возможность рассказать самые интересные истории о себе и раскрыть сокровенные тайны — одна из многих суперсил интровертов.

Как подружиться: 5 советов для инроверта

Не существует одной-единственной хитрости или уловки, которая поможет найти верного друга. Я описала несколько вариантов развития событий, но главное, чтобы ты был открыт для общения и оставался собой. Твоим лучшим другом может стать новенький ученик в школе — тихоня, что незаметно стоит в уголке, — или самый шумный и популярный парень. Ты, с твоим умением вести задушевные разговоры и готовностью внимательно слушать, можешь стать хорошим другом каждому. Вот еще несколько советов, как познакомиться и завязать отношения.

Будь собой. Не пытайся изображать из себя кого-то другого, желая произвести впечатление. «Не притворяйся экстравертом, чтобы завоевать друзей, — советует девочка-интроверт по имени Рара. — Один верный друг лучше множества случайных знакомых. Даже если иногда тебе придется оставаться в одиночестве, это лучше, чем притворяться».

В то же время старайся общаться с людьми, с которыми ты можешь оставаться собой, — дурачиться, вести себя раскованно, плакать. Только не стесняясь быть собой, ты поймешь, кто настоящий друг, а кто — нет.

Найди группу по интересам. Немного странный совет для интроверта, но на самом деле спортивная команда, клуб, дополнительные занятия или курсы — отличный способ приобрести новых друзей! Особенно если это группа по интересам, где все объединены одним делом. Ты станешь проводить время с людьми, которые интересуются тем же, чем и ты, и при этом не будешь стремиться произвести «крутое» впечатление. «На курсах или в группе, куда ты регулярно ходишь, подружиться с кем-нибудь легко, — говорит Джаред, мальчик из Калифорнии. — Вы постепенно узнаете друг друга, и со временем отношения сложатся сами собой».

Начни с одного человека. Митчелл в течение нескольких лет переезжал с места на место: его отец военный, и семью переводили из одного гарнизона в другой. В результате мальчику пришлось выработать целую стратегию «как заводить друзей». Знаешь, какое у него было правило? Найти одного хорошего друга. Отыскав одного-единственного человека, которому можно доверять, и укрепив с ним дружбу, Митчелл начинал расширять свой круг знакомств и приобретать новых друзей.

За компанию. Тереза признается, что ей очень трудно сходиться с людьми, но когда рядом ее общительная подруга, девочка знакомится с ребятами, к которым иначе никогда бы не подошла. «Для меня лучший способ с кем-то познакомиться — быть вместе с подругами, — говорит она. — Тогда, общаясь с новыми людьми, я чувствую себя комфортнее».

Задавай вопросы. Мы уже знаем, что умение слушать — суперсила интроверта. Используй ее, когда знакомишься с новыми людьми: расспрашивай о них самих, а затем задавай уточняющие вопросы, чтобы человек понял, что ты заинтересован. Во-первых, ты многое узнаешь о нем, а во-вторых, тебе не придется говорить самому, пока собеседник травит свои байки. Ты почувствуешь, когда окружающим захочется узнать кое-что и о тебе, и тогда говорить тебе станет легче.

Как помочь ребёнку, если с ним не дружат

Мы привыкли, что дружба добавляет в нашу жизнь веселье, лёгкость, позволяет по-новому взглянуть на обычные вещи, обогащает эмоционально и интеллектуально. Но что делать, если вы однажды понимаете, что ребёнок ни с кем не дружит? Как понять, почему ребёнку не интересно общение со сверстниками или почему с ним не хотят дружить одноклассники? Вместе с экспертом выяснили, как выдержать баланс между тактичностью и внимательностью, если вы хотите помочь ребёнку завести друзей.

практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,

тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»

В каком возрасте дети заводят первых друзей

В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.

В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.

Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр. В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы.

Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.

Почему с ребёнком не хотят дружить

Прежде чем беспокоиться о том, что ваш ребёнок не приводит в гости друга или не ходит на выходных гулять с ребятами из школы, постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно. Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей. Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко, и лучше поговорить с психологом об этом, чтобы понять, действительно ли ребёнок не испытывает проблем из-за недостатка социализации.

Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы изолируют подростка от сверстников, мешают ему выстраивать отношения с друзьями в тот период, когда социальные контакты предельно важны.

К таким проблемам относится, например, низкая самооценка, которая часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания.

Ребёнку также будет сложно заводить друзей, если родители осуждают его круг общения — запрещают общаться с «плохой» компанией, негативно отзываются о тех ребятах, с которыми у подростка складывается общение.

Отсутствие коммуникативных навыков, которые ребёнок не смог приобрести в детстве, естественным образом затрудняют для подростка поиск друзей и сближение с ровесниками. Другой причиной может стать избалованность ребёнка — гиперопека и вседозволенность дома приводят к тому, что ребёнок пытается проецировать такую же модель отношений на общение с посторонними, которые не готовы принимать такие правила игры. Мешать построить дружеские отношения или общаться с одноклассниками может агрессия, подхваченная ребёнком у родителей, если в семейном общении допускаются насилие, нездоровая коммуникация, оскорбления.

Помимо психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Материальное положение семьи часто определяет возможности определённого досуга для ребёнка или статусного потребления — в школе, где у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.

Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит

Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.

Не менее важно, как родитель общается с ребёнком, — учите ли вы его экологичной, здоровой коммуникации? Рефлексия на эту тему — первый шаг для родителей, которые обнаруживают у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.

Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами. Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.

Читайте также  Замуж – беременной

Полезные инструменты для родителей:

  • игротерапия — моделирование и обсуждение ситуаций с ребёнком;
  • курсы и пособия по развитию эмоционального интеллекта у детей;
  • книги по психологии для детей, например книга А. Курпатова «Как научиться дружить? Книга о важнейшем навыке 21 века», которую вы можете дать своему ребёнку почитать или начать изучать её вместе.

Что делать, если с ребёнком не дружат в школе

Ребёнок может не общаться с одноклассниками не только из-за личных коммуникативных проблем, но и из-за нездоровой атмосферы в коллективе. При худшем сценарии игнорирование ребёнка одноклассниками может быть частью травли. Но необходимо понимать, что в случае травли отсутствие друзей будет не единственным и не главным признаком: ребёнок, которого травят в школе, станет запуганным, нерешительным — вы заметите, что он испытывает отвращение к школе. Важно также, что травля обычно выражена принципиальным игнорированием ученика. Одно только отсутствие тесных контактов с ребятами из школы — не проблема сама по себе.

Чтобы понять, в чём проблема — в коллективе или в самом ребёнке, — вы можете записать его на дополнительные занятия и посмотреть, как складываются отношения в новом коллективе. Если вне школы проблем с социализацией у ребёнка не наблюдается, то, вероятно, причина в классе и стоит подумать о переводе в другую школу или класс. Однако это вовсе не гарантирует, что у ребёнка сложатся тёплые близкие отношения с одноклассниками. В этом вопросе желательно исходить из настроения и ощущений ребёнка, а также поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте также поощрять стремление к внешкольным активностям.

Идти разговаривать в школу стоит только в том случае, если вы всерьёз подозреваете, что вашего ребёнка обижают одноклассники, или замечаете, что он страдает от недостатка социализации в классе. В ином случае беседа с классным руководителем, скорее всего, не только не вызовет должного эффекта, но и может даже навредить. Нет никакой гарантии, что у учителя будет возможность решить проблему тактично и адекватно ситуации. Если же вам кажется, что вам необходима поддержка школы в данном вопросе, желательно сперва обратиться к школьному психологу: он скорее найдёт способ осторожно и корректно донести до классного руководителя информацию, а также сможет проконсультировать вас о том, как вам быть.

«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании

Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.

Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.

В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.

По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.

Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: