Классная руководительница или классный руководитель как правильно

Что должен делать классный руководитель в школе

Обязанности классного руководителя в школе для многих до сих пор очень расплывчаты: он одновременно проводит классные часы, родительские собрания и возит детей на экскурсии. Вместе с классными руководителями «Домашней школы Фоксфорда» разобрались, чем же они должны заниматься с юридической точки зрения.

Кто такой классный руководитель

Классного руководителя назначают приказом директора школы для того, чтобы организовать учебную и воспитательную работу с детьми. Этим специалистом может стать учитель по любому предмету и даже директор школы: это не запрещено законом.

Что входит в обязанности классного руководителя

Полный перечень того, что должен делать классный руководитель в школе, прописан в приказе Министерства образовании и науки. Но он носит лишь рекомендательный характер, и за его неисполнение никто не может привлекаться к ответственности. В каждом учебном заведении обязанности класс­ного руководителя могут отличаться. Они прописаны в «Положении о классном руководстве», «Функциональных обязан­ностях классного руководителя» и Уставе конкретной школы.

Попытаемся перевести язык закона из приказа на «человеческий».

— Классный руководитель должен обеспечивать связь общеобразовательного учреждения и семьи, устанавливать контакты с родителями.

На практике это означает, что педагогический работник должен знать имя, фамилию, телефон и домашний адрес каждого ребёнка и его родителей. Классный руководитель может проводить беседы с учеником и его семьёй, организовывать встречи родителей и учителей-предметников.

— Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.

Чтобы каждый ученик получал максимум пользы от учёбы и мог реализовать все свои возможности, классрук должен знать особенности характера и здоровья каждого.

Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Здесь всё очевидно. Классный руководитель должен знать, почему ребёнка не было на занятиях, ведь именно педагог отвечает за жизнь и здоровье школьника в учебное время. Поэтому классрук вправе попросить у родителя заявление, записку или справку с причиной отсутствия. По этому документу ответственность за жизнь и здоровье ученика во время занятий переходит на родителей.

— Контроль за успеваемостью каждого обучающегося.

Обычно раз в неделю классный руководитель проверяет дневники, проставляет недостающие оценки и размещает там информацию для родителей. Даже сейчас, когда всё больше школ пользуются сайтами, многим родителям удобнее получать информацию на привычной бумаге.

Когда классный руководитель исполняет обязанности

Есть обязанности классного руководителя, которые исполняются ежедневно, еженедельно или по определённому графику. Ежедневно он следит за посещаемостью учеников и соблюдением школьных правил. Классрук решает конфликты и спорные вопросы, которые возникают между учениками или между учениками и педагогами.

По графику, утверждённому директором, специалист проводит классный час. Это собрание учеников, на котором решаются организационные вопросы и обсуждается практически всё, что может быть важно для школьников: от поведения конкретного ребёнка до техники безопасности на дороге.

Обычно не реже двух раз в год классный руководитель проводит родительские собрания, график которых также утверждает директор.

Что не вправе делать классный руководитель

Выяснив, что делает классный руководитель в школе, определим, чего педагог не должен делать ни в коем случае.

Во-первых, те самые пресловутые «шторы». В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» классный руководитель не имеет права собирать с учеников и родителей деньги. Как по собственной инициативе, так и по распоряжению администрации школы.

Во-вторых, классрук не может раскрывать личную информацию об ученике, его семье и учителях посторонним лицам.

В-третьих, педагог не может выводить класс за пределы школы в одиночку и без приказа директора.

Классный руководитель в онлайн-школе

Адаптироваться к онлайн-обучению и оперативно узнавать об аттестациях и олимпиадах ребятам и их родителям в разных школах помогают наставники, классные руководители и тьюторы.

Классный руководитель мониторит посещаемость занятий и то, как ребёнок справляется с учебной программой. Если школьник не успевает, пропускает занятия, классрук лично сообщает об этом родителям по электронной почте.

Классный руководитель отвечает на вопросы учеников и родителей в чате параллели, рассказывает о содержании курсов, расписании, контрольных работах.

Часто специалист встречается с детьми по видеосвязи. На встречах обсуждаются организационные и технические вопросы, аттестации, внеурочные мероприятия и другие моменты, связанные с учебным процессом. На видеовстречах с родителями классрук рассказывает про аттестации, олимпиады и внеурочные мероприятия.

Для детей, которые не знают, кем стать в будущем, или не очень заинтересованы в учёбе, в «Домашней школе Фоксфорда» разработана программа тьюторского сопровождения. Тьюторы раскрывают сильные стороны детей и помогают определиться с профильными предметами.

Наши наставники знакомят учеников с платформой школы и учат учиться в онлайне. Например, ученик может потренировать скорость печати на клавиатуре, чтобы работать в чате на занятиях. Наставники с опытом репетиторства могут даже разобрать с детьми трудные темы и домашние задания.

Меня вызывают к директору! Что мне надо знать?

© Иллюстрация Кристины Савельевой

Подробная инструкция для родителей

В один не очень прекрасный день вам звонят из школы и говорят: «Завтра вы приглашены на беседу с директором». Или понурый школьник приносит записку примерно такого же содержания.

Первое желание, которое испытывает после этого родитель, — узнать, за что все-таки его вызывают. А еще хочется понимать, как себя вести в этой ситуации.

Почему родителя могут вызвать в школу?

В законе «Об образовании» нет ни одного слова о том, при каких обстоятельствах можно вызвать в школу родителей ученика. Даже в уставах школ не всегда подробно прописаны эти обстоятельства.

Зато в этих документах на директора школы возлагается обязанность следить за соблюдением прав участников образовательного процесса. А поскольку законным представителем несовершеннолетнего являются его родители, все вопросы относительно нарушения прав решаются со взрослыми (не важно, ребенок нарушит чьи-то права или его права будут нарушены).

Чаще всего вызывают к директору по поводу поведения: срыва уроков, оскорбления учителей, драки, прихода в школу в измененном состоянии сознания, мелкого воровства, порчи школьного имущества.

Реже могут пригласить для беседы по поводу успеваемости, но сейчас, в эру мобильных телефонов, про оценки сообщают дистанционно. До директора доходит в исключительно вопиющих случаях, например, если классный руководитель подозревает, что ребенком пренебрегают или даже мешают ему учиться дома.

Вообще, в советах для учителей часто встречается рекомендация обсуждать с родителями не только уже случившиеся проблемы, но и те, к которым, по мнению педагога, идет дело. Занимаются этим, как правило, классные руководители.

Но если вызов к директору застиг вас внезапно, значит, дело серьезное.

Елена Б., учительница информатики в лицее, классная руководительница:

Директор — это всегда крайний вариант. Мне кажется, что при правильно организованной учебно-воспитательной работе, решить большинство вопросов можно между родителями, учеником и учителем.

Директор не должен заниматься мелкими ссорами, внешним видом учащихся и их тройками. Но если случилось действительно что-то из ряда вон выходящее, или имеется конфликт между несколькими сторонами — тут наступает время для вмешательства школьного руководства.

Если есть трения между учеником и учителем, директор выслушивает стороны и выступает арбитром. Если подрались, например, два школьника и их родители настроены воинственно, в кабинете у директора еще есть шанс погасить конфликт, не вовлекая в дело комиссию по делам несовершеннолетних, правоохранителей и суды.

Если вы не подозреваете директора своей школы в самодурстве (что делать, если подозреваете — напишем ниже), значит, повод для опасений есть, ситуация серьезная, и вмешательство необходимо.

Справедливости ради отметим, что ученика к директору могут вызывать и в качестве свидетеля какого-либо школьного происшествия. Тогда, если ребенок еще мал, вместе с ним позовут и родителей, чтобы он увереннее себя чувствовал, рассказывая, что произошло.

К чему готовиться? И как это делать?

Выясните у ребенка, что произошло. Не надо сразу включать режим пожарной сирены. Может быть, Вася поругался с Марьей Ивановной из-за ее манеры преподавания, а ваша Маша все это видела и слышала. Может быть, ребенок облокотился на раковину в школьном туалете, а та рухнула и разбилась. Может быть, все играли в волейбол, а ваш случайно сломал товарищу очки, и теперь родители потерпевшего гневаются.

Не обязательно случилась катастрофа, помните об этом, когда будете расспрашивать ребенка.

Узнайте, почему вас приглашают для беседы, объясните ребенку, что вам нужна подробная и честная информация, чтобы иметь возможность его защитить.

Успокойтесь. Да, даже если случилось ЧП вселенского масштаба, все равно: успокойтесь. Многие родители, оказавшись в подобной ситуации, испытывают страх, чувство вины, злость, чувство родительского бессилия. Из глубин памяти выползают еще и ощущения школьника, вызванного на ковер. С этими чувствами справиться тяжело, но нужно.

Примените дыхательные техники, валериану, раскраску-антистресс, побейте боксерскую грушу, только не идите к директору во взвинченном состоянии. Во-первых, ваш диалог быстро станет неконструктивным. Во-вторых, вы можете не уловить самой сути претензий и проглядеть способ мирного урегулирования конфликта.

Подготовьте свои вопросы о произошедшем, которые вы хотели бы задать директору.

В разговоре держитесь вежливо, внимательно выслушайте все, что хочет сказать педагог. Если учитель или директор ведут себя чересчур эмоционально, корректно попросите их сбавить обороты.

Просите больше достоверных фактов и конкретики: «дерзко ведет себя на уроке» — расплывчатая формулировка, надо знать: ребенок закатывает глаза и фыркает или обзывает преподавателя бранными словами и уходит из класса.

Не отрицайте вину ребенка, но объясните мотивы его поступка. Если ребенок при разговоре присутствует, важно, чтобы он чувствовал, что вы на его стороне.

Читайте также  Если ребенок ленится учиться что делать

Не позволяйте оскорблять своего ребенка, даже если он очень виноват. Бранные слова, оскорбительные замечания и навешивание ярлыков — это то, чего не должно быть в разговоре ни с вашей стороны, ни с директорской.

Спросите, что вы можете сделать, какой реакции от вас ждет школа: возместить ущерб, провести беседу, обратиться к психологу.

Как говорить с ребенком о произошедшем в школе?

Даже самый отъявленный хулиган будет беспокоиться и тревожиться после визита родителей к директору. Обсудите с ребенком все, что случилось, осудите его поступок, но не личность. Не скрывайте своих чувств, скажите, что расстроены и сердиты. Выясните, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию, перед кем придется извиниться, с кем — помириться, и как это сделать.

Если ребенок совершил что-то по незнанию, устраните пробелы в его образовании. Если ситуация имела материальные последствия, но была результатом случайности (например, история с раковиной) — объясните, что вы всецело на стороне ребенка, и не считаете, что он в чем-либо виноват.

Психологи утверждают, что самыми провальными родительскими тактиками будут отстранение и нападение. Отстранение — это когда родители не желают вникать в ситуацию, и скидывают решение проблемы на ребенка. «Не важно, что там произошло, мы хотим, чтобы нас не дергали», — транслируют такие взрослые. Люди вообще не любят, когда на их проблемы всем начхать, а особенно не любят этого дети. Ребенок вместо исправления ситуации может еще больше ухудшить свое поведение, чтобы на него наконец обратили внимание.

Нападение — это когда родители сразу же обвиняют во всем случившемся ребенка и встают безоговорочно на сторону школы. Результатом таких действий может стать не только потеря доверия между ребенком и родителями, но и «потеря» всех последующих записок с приглашениями на беседу с директором.

Могу ли я не ходить к директору?

Да. Никаких документов, обязывающих вас являться в школу по просьбе ее руководства, не существует. Если повод кажется вам мелким, а времени на визиты действительно нет, попытайтесь обсудить проблему по телефону. Если вашего ребенка вызывают в качестве свидетеля, и он не против сходить один, — пусть идет. Но если ситуация серьезная, визит к директору зачастую является последним шансом не попасть на учет в комиссию по делам несовершеннолетних

Что делать, если обвинения директора несправедливы, а действия — некорректны?

Школа и родители — не враги друг другу. Обычно если родителей приглашают для беседы, значит, надеются разрешить конфликт мирным путем. Однако если в кабинете директора вы сталкиваетесь с оскорблениями, явным нежеланием слушать ваше мнение, отсутствием внятных предложений по решению проблемы — вы и ребенок не обязаны этого терпеть.

В книге «Учителя и ученики: права и обязанности» Любови Духаниной говорится, что школа не вправе не допустить ребенка до занятий, если он нарушил установленные требования к внешнему виду. Это можно рассматривать лишь как основание для применения мер педагогического воздействия.

То есть если ребенка не пустили на уроки из-за его одежды, прически, украшений, маникюра — это уже повод жаловаться.

Основанием для жалобы на директора школы может быть: предвзятое отношение к учащемуся, грубость и оскорбления, применение физической силы по отношению к учащимся, ошибки в обучении (не по программе, школьники не усваивают необходимые знания в рамках избранной программы), поборы, или вопиющее бездействие (например, в ситуации буллинга).

Родители, столкнувшиеся с произволом со стороны директора школы, могут подать на него жалобу в департамент образования, прокуратуру (если были нарушены права человека, применено насилие, оскорбления), или министерство образования.

Ситуации, когда в школьном конфликте плохо проявил себя не ребенок, а директор случаются сплошь и рядом. Например, директор и завуч отчитали девочку за синий цвет волос. Мальчика не пустили на уроки, а вместо этого отправили к психологу и все потому, что он собирал в хвост длинную челку. А еще в сельской школе директор порвал мальчику ухо, выдергивая из нее серьгу.

Ты и твоя классная руководительница

Sone4ka ili4ova

Еще тесты:

твоя любовь с Драко Малфоем (с ДракошеЙ) 2 ЧАСТЬ

Ты-новая ученица Хогвартса!

Какая ты ученица?

⚜ Воспоминания на страницах дневника ⚜️

Комментариев: 26

Мама и дочка
Ваши отношения с учительницей похожи с отношениями мамы и дочки.На вид и не скажешь,что ты ученица,а она учительница!Всё это очень хорошо,но возможно у неё тоже есть семья и даже возможно есть дети,а вдруг они будут ревновать её к тебе?Подумай,как к таким отношениям отнесутся твои родители и твои одноклассники?!Если всё хорошо,то у тебя замечательная учительница,ты замечательная ученица,а у вас замечательные отношения,которые радуют глаз!
——————————————————————————————————
Хоть неправда, но всё равно +3

Я люблю только свою самую первую учительницу, а вот которая ведёт в 5 классе ненавижу. Вы бы попробовали хоть неделю поучиться, это просто сущий ужас. А вот с 1-ой учительницей мы до сих пор общаемся)))

Я просто в шоке.
Ваши отношения на грани предела…
Ваши отношения возмутимо,не правильные,и скорее всего виновата Ты!Нет,я тебя не виню,но ты сама так себя ведёшь.Ты наживаешь себе врага на всю твою школьную жизнь.А это не правильно!Подумай,ведь общаться с учительницей-это такое счастье.А счастья должно быть много!

Я в этом виновата? Разве можно писать о том чего вообще не знаешь? А ты конечно об ней ничего не знаешь.
+0

Ваши отношения с учительницей похожи с отношениями мамы и дочки.На вид и не скажешь,что ты ученица,а она учительница!Всё это очень хорошо,но возможно у неё тоже есть семья и даже возможно есть дети,а вдруг они будут ревновать её к тебе?Подумай,как к таким отношениям отнесутся твои родители и твои одноклассники?!Если всё хорошо,то у тебя замечательная учительница,ты замечательная ученица,а у вас замечательные отношения,которые радуют глаз!

тест сууууууууууууупеер мне понравилс

Мама и дочка
Ваши отношения с учительницей похожи с отношениями мамы и дочки.На вид и не скажешь,что ты ученица,а она учительница!Всё это очень хорошо,но возможно у неё тоже есть семья и даже возможно есть дети,а вдруг они будут ревновать её к тебе?Подумай,как к таким отношениям отнесутся твои родители и твои одноклассники?!Если всё хорошо,то у тебя замечательная учительница,ты замечательная ученица,а у вас замечательные отношения,которые радуют глаз! 2+

Ваши отношения возмутимо,не правильные,и скорее всего виновата Ты!Нет,я тебя не виню,но ты сама так себя ведёшь.Ты наживаешь себе врага на всю твою школьную жизнь.А это не правильно!Подумай,ведь общаться с учительницей-это такое счастье.А счастья должно быть много!
Не я виновата, вы ее не знатете, она кого угодно среди многих может опозорить на всю жизнь! и я не виновата что ее не люблю!

«Подумай,ведь общаться с учительницей-это такое счастье.»
__________________________________________________
Никогда бы не подумала, что это такое уж счастье. :D Прошлая моя классная была хорошая, а теперь…

И не друг,и не враг,а так…
—————————————————————————
Эту песню недавно на музыке проходили, хе. +3

И не друг,и не враг,а так…
Ваши отношения достойные,хорошие,однако будь чуть-чуть раскрепощённее,доверяй своей учительнице.больше с ней общайся.Только не переиграй.Это очень важно!

Мама и дочка
Ваши отношения с учительницей похожи с отношениями мамы и дочки.На вид и не скажешь,что ты ученица,а она учительница!Всё это очень хорошо,но возможно у неё тоже есть семья и даже возможно есть дети,а вдруг они будут ревновать её к тебе?Подумай,как к таким отношениям отнесутся твои родители и твои одноклассники?!Если всё хорошо,то у тебя замечательная учительница,ты замечательная ученица,а у вас замечательные отношения,которые радуют глаз!
Спасибо за тест, + 3! Только надо было добавить вопрос: Часто ли ты прогуливаешь уроки, потому что из-за этого зависит отношение ученика и классной руководительницы.

Отношения на грани предела…
Ваши отношения возмутимо,не правильные,и скорее всего виновата Ты!Нет,я тебя не виню,но ты сама так себя ведёшь.Ты наживаешь себе врага на всю твою школьную жизнь.А это не правильно!Подумай,ведь общаться с учительницей-это такое счастье.А счастья должно быть много!
Ещё чего!Она сама такая,а то в чём виновата,а?

Ваши отношения с учительницей похожи с отношениями мамы и дочки.На вид и не скажешь,что ты ученица,а она учительница!Всё это очень хорошо,но возможно у неё тоже есть семья и даже возможно есть дети,а вдруг они будут ревновать её к тебе?Подумай,как к таким отношениям отнесутся твои родители и твои одноклассники?!Если всё хорошо,то у тебя замечательная учительница,ты замечательная ученица,а у вас замечательные отношения,которые радуют глаз! Спасибо +3

Ваши отношения с учительницей похожи с отношениями мамы и дочки.На вид и не скажешь,что ты ученица,а она учительница!Всё это очень хорошо,но возможно у неё тоже есть семья и даже возможно есть дети,а вдруг они будут ревновать её к тебе?Подумай,как к таким отношениям отнесутся твои родители и твои одноклассники?!Если всё хорошо,то у тебя замечательная учительница,ты замечательная ученица,а у вас замечательные отношения,которые радуют глаз! классный тест! +3

Отношения на грани предела…
Ваши отношения возмутимо,не правильные,и скорее всего виновата Ты!Нет,я тебя не виню,но ты сама так себя ведёшь.Ты наживаешь себе врага на всю твою школьную жизнь.А это не правильно!Подумай,ведь общаться с учительницей-это такое счастье.А счастья должно быть много!
Ага. Она меня гнобит и обещает мне, что завалит на экзаменах, а я ей должна ножки целовать. Войну начала не я, а она. Впрочем ее 90% учеников со всей школы на дух не переносит. Короче, +2 и то лишь за старание.

Мама и дочка
Ваши отношения с учительницей похожи с отношениями мамы и дочки.На вид и не скажешь,что ты ученица,а она учительница!Всё это очень хорошо,но возможно у неё тоже есть семья и даже возможно есть дети,а вдруг они будут ревновать её к тебе?Подумай,как к таким отношениям отнесутся твои родители и твои одноклассники?!Если всё хорошо,то у тебя замечательная учительница,ты замечательная ученица,а у вас замечательные отношения,которые радуют глаз!

Читайте также  С рождением сыночка сестренка

Да уж,я никогда не буду ближе к своей классной руководительнице. Зачем вообще это?! Пора уже учиться доверять только себе и никому больше. Ведь ты не знаешь,какимтчеловек будет завтра.
Ну а так мне понравился тест))

Ваши отношения возмутимо,не правильные,и скорее всего виновата Ты!Нет,я тебя не виню,но ты сама так себя ведёшь.Ты наживаешь себе врага на всю твою школьную жизнь.А это не правильно!Подумай,ведь общаться с учительницей-это такое счастье.А счастья должно быть много!
+3

Отношения на грани предела…

Отношения на грани предела…
Ваши отношения возмутимо,не правильные,и скорее всего виновата Ты!Нет,я тебя не виню,но ты сама так себя ведёшь.Ты наживаешь себе врага на всю твою школьную жизнь.А это не правильно!Подумай,ведь общаться с учительницей-это такое счастье.А счастья должно быть много!

На всю школьную жизнь, говоришь? Да нет, мне всего-то год- два отмучиться и всё.

И не друг,и не враг,а так…
Ваши отношения достойные,хорошие,однако будь чуть-чуть раскрепощённее,доверяй своей учительнице.больше с ней общайся.Только не переиграй.Это очень важно!
Зачем мне это? Она просто учительница. +3

И не друг,и не враг,а так…

И не друг,и не враг,а так…
Ваши отношения достойные,хорошие,однако будь чуть-чуть раскрепощённее,доверяй своей учительнице.больше с ней общайся.Только не переиграй.Это очень важно! +3

Мама и дочка. Ну для такого предсказуемого теста столько вопросов это перебор. Всем уже понятно по ответам я учусь в 4 классе. Все уроки у меня почти ведет она. Но все равно ты могла спросить. По предметам, которые ведет твоя классная руководительница, какие ты оценки получаешь? Например: я круглая отличница, ни одной четверки. Ну я понимаю, что тест не может быть идеален. Ну это на будущее.

Ваши отношения достойные,хорошие,однако будь чуть-чуть раскрепощённее,доверяй своей учительнице.больше с ней общайся.Только не переиграй.Это очень важно!
С чего бы я со своей руководительницей,общалась раскрепощённее?
Мы ведь с ней не подруги,а учусь я там.У неё дел своих полно,и всегда она до всех докапывается..
2+

Семь советов, как создать коллектив из класса

Наталья Березина

04 февраля 2020 • 17:48

Самой первой задачей для классного руководителя является создание коллектива учеников. Если у вас получится объединить детей, то классное руководство станет интересным делом и даже определенной инвестицией в будущее.

Все благодарные ученики вырастут и станут специалистами в своем деле — тогда у вас будет на кого опереться в разных жизненных ситуациях. Конечно, важно не только создать, но и развивать коллектив, проявив творчество и здоровую долю пофигизма ко всей канцелярской работе и неадекватным требованиям администрации.

Итак, несколько советов из личной практики.

1. Будьте авторитетом

Современные дети не уважают только за то, что вы старше или потому что вы учитель. Для них это не аргумент. Правильно это или нет — дискутировать в этой статье не буду, просто примем как факт. Можно задавить, запугать, но уважения это не прибавит, а в деле создания коллектива сыграет негативную роль. Они уважают людей, имеющих свое мнение, интересную жизнь вне школы, обладающих чувством юмора и плюс ко всему прекрасно владеющих своей профессией. Станьте для них таким человеком.

Классный руководитель, который имеет собственное достоинство и поддерживает чувство собственного достоинства в каждом ученике — ключевой элемент для создания коллектива.

2. Общее дело

Как только произошел процесс взаимного знакомства и взаимного приятия или неприятия, пора начинать действовать активно. Срочно организуйте общее дело: например регулярный выпуск газеты или КВН, на который ваши ученики вызовут на битву, например, старший класс, учителей и т.д. Самое главное, чтобы выбор мероприятия исходил от самих ребят и был им интересен. Навязанный сверху формат разрушит дело на корню (сами знаете, как готовить спущенные сверху мероприятия — ни уму ни сердцу). Подготовка конкретного дела будет объединять всех в достижении цели.

Такую газету мы выпускали в докомпьютерную эру.

Важно, чтобы у каждого было собственное задание, за которое он в состоянии отвечать. Общее дело поможет ребятам посмотреть друг на друга с другой стороны, увидеть положительные стороны каждого. Так будет сделан следующий шаг в становлении коллектива.

3. Да ошибкам

Если вам удалось выполнить п.1, ваши поступки и слова будут оказывать огромное влияние на ваших подопечных. Примите для себя некоторые правила, которые будут поддерживать хорошие отношения и укреплять их. Никогда не ругайте за ошибки. Это отбивает охоту двигаться вперед, рождает неуверенность. Учите ребят делать правильные выводы из неудач. Это очень полезный опыт. Я обычно говорила, что, ошибившись, стоит расстроиться… на пару минут. А потом нужно посмотреть на ситуацию со стороны и понять, а что было сделано не так, может, посоветоваться с кем-то. И сделать в следующий раз по-другому. Для ребенка важно ваше мнение, а не укор и овиновачивание. Перевод ошибки со знака «минус» на знак «плюс» очень сильно влияет на атмосферу в коллективе.

4. Нет фамилиям

Еще одно важное правило для создания положительной психологической обстановки в коллективе — намеренное избегание фамилий. Называйте учеников по именам. Собственное имя ласкает слух, располагает к учителю. Фамилию употребляйте только в случае совпадения имен, если нет возможности взглядом или жестом обратиться к ребенку. Подобный стиль общения с учениками дает им хороший пример для общения друг с другом. Уважительное обращение ребят к своим одноклассникам будет способствовать укреплению коллектива.

5. Бойкот бойкотам

Конфликты — это неотъемлемая часть жизни. Безусловно, в школе постоянно возникают спорные случаи, разборки. Учитель должен быть именной мировым судьей. Задача — вручить каждому конфликтующему свой кусок ответственности.

— А кто первый продолжил? (Обычно такой вопрос застает ребят врасплох)

— Значит, ответственность за ситуацию 50 на 50.

В моей педагогической практике подобные конфликты обычно заканчивались извинениями друг перед другом за свой кусок вины, после чего ребята убегали вместе играть на переменку.

Используйте конфликты как способ укрепления взаимоотношений. Научите ребят находить в каждом положительные стороны, а не акцентируйте на недостатках. Никто не должен чувствовать себя отверженным. Демонстрируйте свое категорически отрицательное отношение ко всем видам доносам, сплетням, бойкотам. Выращивайте в учениках доверие друг к другу как основу крепкого коллектива.

6. Оценка не отражает истинного лица

Часто учителя грешат тем, что переносят учебные успехи или неуспехи в послеурочную жизнь. Забудьте об оценках в журнале в процессе общения с учениками. Не вспоминайте о них никогда и не попрекайте ими. Вы общаетесь прежде всего с человеком. Он может получать двойки за диктант, зато задачки по математике очень сложные решает или цветы дома экзотические выращивает. У каждого свои таланты. Найдите их, и как классный руководитель вы от этого только выиграете. А если он доверит вам свои тревоги и сомнения, значит, произошло чудо — он принял вас как старшего друга. Цените это. Вы ведь хотели создать коллектив, а душевная близость в коллективе — неотъемлемая его составляющая.

7. Забудьте, что вы учитель

Коллектив — это группа единомышленников. В хорошем коллективе при разных социальных статусах по-человечески все равны. Забудьте, что вы учитель, вспомните, что вы человек со своими недостатками, увлечениями и желаниями. Рассказывайте о том, какие книги вы прочитали, какие спектакли и фильмы посмотрели, где побывали. Не бойтесь показывать свои негативные эмоции — вы имеете на них точно такое же право , как и они. Будьте искренни с ребятами. Поверить можно только тому, кто не врет, поэтому делайте то, что говорите. Коллектив создает не учитель и не классный руководитель. Коллектив может создать только человек, которому поверят и с которым пойдут вместе.

2019 год. Встреча с классным руководителем 25 лет спустя. Это они делали газету.

Тяжело ли быть классным руководителем?

10 июля 2019 , 09:42 Юлия Глухова

В жизни каждого из нас была своя «классная». У некоторых – даже не одна, у кого­то классным руководителем был столь редкий в школьном коллективе мужчина. Классные наставники играют важную роль в жизни любого школьника. От них во многом зависит, насколько комфортно чувствует себя в школе ребёнок, насколько он уязвим или защищён, принят в среде или отвергнут, мотивирован на учёбу или равнодушен к получению новых знаний.

Сегодня мы расспрашиваем о классном руководстве молодую учительницу гимназии № 3 Южно-­Сахалинска Ксению Бурову

Не конфликт, а недопонимание

­ Каков ваш личный опыт классного руководства?

­ Я учитель английского языка и по совместительству классный руководитель теперь уже 9В класса нашей гимназии. В школе я проработала шесть лет. Классное руководство мне доверили только по прошествии двух лет преподавания. Достался пятый класс, набранный из учеников разных школ. Пятый класс – довольно трудный период для школьника: закончилась начальная школа; многие только перешли в гимназию, с её незнакомыми пока правилами, устройством, структурой, мероприятиями; появились новые преподаватели, новые предметы; увеличился объём предметов – они стали более сложными. Я оказалась для детей неким проводником в этом новом мире. Тем не менее первые годы классного руководства я вспоминаю с лёгким чувством: всё складывалось, всё удавалось. Детки были ещё достаточно маленькие, прислушивались ко мне, глаза горели… Но переходный возраст подопечных сильно осложнил моё существование как классного руководителя. Седьмой и восьмой классы дались мне тяжелее: были насыщены сложными моментами, трудными вопросами, конфликтными ситуациями. Сфера интересов ребят сильно изменилась: учёба отодвинулась на задний план, на первый план вышло общение со сверстниками. Авторитет преподавателя (и родителей) пошёл на убыль, теперь ребят гораздо больше интересует мнение друзей или просто знакомых. С одной стороны, это естественно и предсказуемо, с другой – проблемы всё равно возникают и их нужно разрешать.

Читайте также  Как плести из резинок мяч

­ Чем вы руководствуетесь в своей работе?

­ Пока я не могу похвастаться большим жизненным опытом, своих детей у меня тоже нет. Приходится опираться в работе на свои личные качества и убеждения. В первую очередь нужно прислушиваться к ребёнку, потом – к родителям; в конфликтных ситуациях (ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, ребёнок – учитель) не ограничиваться одной точкой зрения, не стараться обвинить и наругать, а пытаться понять причину произошедшего. В большинстве случаев оказывается, что никакого конфликта и не было, имело место недопонимание. А устранить недопонимание гораздо проще, чем справиться с реальным конфликтом интересов.

­ В чём суть классного руководства? Задачи руководителя?

­ Обязанности есть, они закреплены в уставе. Но без инициативы, без выхода за рамки обязанностей успешного классного руководства всё равно не получится. Правда, некоторые учителя сильно ограничены той нагрузкой в школе, которую составляет их основная работа как преподавателя. С другой стороны, это – тоже один из методов воспитания: если с детьми не носятся с утра до вечера, они становятся более самостоятельными, организованными, ответственными.

Направлять и поддерживать

­ В чем представления и ожидания от предстоящего наставничества не совпали с действительностью?

­ Я представляла себе сплошные экскурсии и совместное весёлое времяпровождение. Будем узнавать новое, делиться знаниями. Ещё готовилась помогать в налаживании школьного быта детей: питание, мероприятия. Оказалось, всё гораздо сложнее. Во-первых, много бумажной работы. Во-вторых, недостаточно моего желания просвещать, важнее раскрыть их собственные интересы, понять, чему они сами хотят научиться. Очень важно информировать ребят о разнообразных возможностях развития (лагеря, олимпиады, конкурсы), направлять их, поддерживать уверенность в себе, провоцировать желание попробовать… Многие излишне скромны или закомплексованы, боятся неудачи, не верят в свои силы. Порой и родители не понимают, зачем прилагать «лишние» усилия. В-третьих, классный руководитель отвечает за успеваемость своего класса, выясняет причины отставания ребят, координирует работу с ребёнком, родителями и учителями. В ­четвёртых, нужно всё время решать проблемы с поведением (даже вне школы).

­ Приносит ли эта работа удовлетворение? С чем оно связано?

­ На первых порах мне нравилось всё. Но возникающие сложности иногда заставляют задуматься, а соответствуешь ли ты требованиям, на своём ли ты месте? Сомнения множатся, если никак не получается найти общий язык с ребёнком, помочь ему. Но возможности оставить классное руководство нет – в школах всегда не хватает людей с достаточным для этого свободным временем. Бросить своих детей на полпути тоже никак нельзя – совестно.

А удовлетворение, конечно, есть. Когда у них получается самостоятельно воплощать в жизнь то, чему когда­то их учила. Например, в этом году, во время моей командировки, всего семеро мальчишек класса здорово поздравили девочек с 8 марта. Я была очень горда ими. Или когда у детей, с моей помощью, получается развивать свои творческие таланты. Когда есть отличники и меньше двоечников, тоже радуешься. То есть удовлетворение я получаю от их успехов. Конечно, приятно, когда мой класс хвалят другие преподаватели. Это, может быть, немного тщеславное чувство, но что поделать – бывает. Так что работа эта благодарная.

­ Какие проблемы ­ основные? Возникновения каких ситуаций опасаетесь?

­ Каких­то нерешаемых проблем назвать не могу. Иногда родители не стремятся помочь, равнодушно относятся к возникающим сложностям с ребёнком. Их можно понять, все заняты.

Нередко родители слишком многого хотят от своего ребёнка, требуют от него достижений, результатов. Если он чувствует, что не оправдывает надежд папы и мамы, то начинает замыкаться в себе, переживать, тем самым усугубляя ситуацию с успеваемостью. Тогда приходится учить, воспитывать родителей. Но это тоже естественный процесс, мы всю жизнь учимся: быть учениками, родителями, учителями.

Некоторые родители почему-то не желают разрешать конфликты локально (с другими родителями, с учителем), сразу – в министерство. Но разбираться в ситуации всё равно придется на месте, а не с высоты птичьего полёта.

Плохо, когда родители не знают, с кем дружит ребёнок, не общаются с родителями его друзей. Это бывает сложно устроить, но нужно интересоваться кругом общения ребёнка, раздобывать как-то информацию о нём.

Я давно для себя усвоила, что важно отнестись к любой проблеме не как к досадной сложности, а как к задаче, которую необходимо решить.

Индивидуальный подход против универсального

­ Каких принципов работы с детьми стараетесь придерживаться, появились ли у вас какие-нибудь личные наработки?

­ С каждым ребёнком нужно работать индивидуально. Не существует универсального средства для всех детей, даже если мы рассматриваем какую-то определённую проблемную ситуацию. Есть дети, на которых можно влиять (направлять их, подсказывать желательные варианты поведения) через родителей. Есть дети, которые утратили контакт с родителями, и повлиять на них можно только общаясь напрямую. С одними разговаривать нужно мягко и деликатно, без явного вторжения в личное пространство, с другими – играючи, с третьими – уверенно и авторитетно.

Нужно уважать учеников. Иногда это непросто, приходится напоминать себе об этом. Подход к ребёнку должен быть положительным, невзирая на «багаж» знаний о нем, бывшие конфликты, личные обиды. Если ребёнок (да и взрослый) ведёт себя грубо, оскорбляет окружающих, значит, это у него проблемы, что-то сломано внутри, он выплескивает эту энергетику, сам не понимая причины. Доброе слово, нейтральный тон может вовремя отрезвить нарушителя спокойствия, не спровоцировав ещё большую агрессию, не усугубив ситуации. Даже если репутация у ученика «ужасная», не надо воспринимать её как что-то первостепенное, нужно постараться каждый раз начинать общение «с чистого листа», тем самым оставляя и ему эту возможность.

Нельзя позволять детям принижать твое достоинство, твой авторитет. Нужно быть доброжелательным, открытым для общения, но это не должно быть общением «дружков», необходим барьер между учителем и учеником.

­ Как влияет работа на характер, на личность учителя?

­ Профессия очень закаляет. Ты привыкаешь и перестаешь бояться любой аудитории. Дети несут в школу разный социальный опыт, и это заставляет учиться находить подход и правильно реагировать на разные варианты поведения.

Бывает, подростки ведут себя провокационно: затрагивают вопросы личной жизни, внешности педагога, позволяют себе вольные шутки, ждут твоей реакции. Со временем ты перестаёшь смущаться, чувствовать себя задетой, понимаешь природу их поведения. Уже получается с лёгкостью игнорировать колкости, продолжая вести урок. На многие вещи начинаешь смотреть более реалистично. Это вовсе не значит, что конфликты перестают тебя трогать, просто формируется более профессиональное к ним отношение.

­ Дайте совет молодому учителю, впервые берущемуся за классное руководство.

­ Я жалею, что не обращалась за помощью и за советом к опытным коллегам. Не нужно бояться насмешек и иронии. Лучше спросить совета сразу у нескольких людей, собрать весь опыт коллектива по волнующему вопросу. Это предостережет тебя от многих ошибок, неизбежных у молодого специалиста.

Ещё я настоятельно советую заниматься спортом – это наиболее естественный способ эмоциональной разрядки, а также возможность компенсировать сидяче-­стоячий образ жизни учителя. Нужно чаще бывать на природе – в противовес густой концентрации человеческой энергии на работе. Нужно иметь хобби ­ и чтобы переключаться на другую деятельность, и чтобы дети видели, что жизнь учителя интересна и разнообразна, не ограничена школьными стенами. Необходимость саморазвития и самообразования для наставника, учителя тоже очевидна. Несмотря на утверждение, что дети перестали читать, возражу: дети читают, интересуются, что читаешь в данный момент ты, и даже делятся наблюдениями: «А вот учитель географии сейчас читает такую-то книгу…»

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

Начался процесс по делу одной из самых кровавых преступных группировок России

Космонавт Шкаплеров рассказал о бардаке на российском сегменте МКС после съемок фильма

Познер считает странной идею о присуждении Пересильд и Шипенко звания Героя России

Ветеран «Альфы»: волна про краповый берет пошла после дичайшего случая с дагестанцами в московском метро

Георгий Остапкович прокомментировал планы Росстата изменить методы оценки бедности россиян

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту shop@argumenti.ru
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: