Конспект занятия в старшей группе «Дикие животные»

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов»

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов».

Тема занятия: Дикие животные наших лесов

  • Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов.
  • Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных от сущ., согласовании сущ. и прилагательных.
  • Развитие зрительно-моторных координаций.
  • развитие мелкой моторики.
  • Закрепить представления детей о месте обитания животных, активизировать словарь сущ.: берлога, нора, логово, дупло.
  • Уточнение значений пространственных предлогов, умения их употреблять в речи.
  • Согласование числительных с существительным
  • Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Развитие навыка связной речи.
  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Аудио запись «звуки леса», сюжетные картины семей диких животных, картины берлоги, норы, дупла, «лабиринты» на каждого ребенка, «найди маму и малыша» на каждого ребенка,

Ход занятия

Орг. момент

Скажите мне ребятки, вы умеете отгадывать загадки? Ну, сейчас посмотрим!

1. Огадывание загадок про животных наших лесов.

Живёт в норке,
грызёт корки
Короткие ножки,
боится кошки
(мышь)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
(медведь)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный.
(волк)

Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
(заяц)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(лиса)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж).

Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжый хвост, а не лисица…
(белка)

Скачет зеленая зверушка.
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
(лягушка)

Какие вы все молодцы!
А где живут эти животные? ( в лесу)
А вы хотите попасть в лес? ( да)

2. Отправление в лес.

Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от детского садика. Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Когда музыка замолкнет, электричка сразу же останавливается. Двери открываются: «Ш-ш-ш-ш-ш. Станция «Городская». Это не наша остановка, ведь мы едем в лес, значит, нам нужна станция «Лесная». Запомните названия станций, которые мы будем проезжать, чтобы правильно назвать их на обратном пути. Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Речная», «Полевая». (на каждую станцию слайд: лес, река город поле)

Игра продолжается до станции «Лесная».

На каждую станцию слайд ( город, поле, речка , лес)

Теперь мы приехали в лес, садитесь на пенёчки (стульчики).

3. Релаксация (звуки леса)

Ручки положите на коленочки, закрывайте глазки и прислушиваемся.

4. «Прятки с зайчиком»

В лесу много интересного. Посмотрите, кто это прячется за ёлкой… Ой, да это же зайчик который нам писал письмо. Посмотрите он от нас прячется, может, он хочет поиграть с нами в прятки? Посмотрите где теперь спрятался зайчик (заяц прячется за деревом, за пнем, под деревом, между деревьев, за пнем и т.д.) ( слайды «зайка прячется»)

5. Игра «Какой? Какая?»

Но зайчик все еще боится к нам выходить и чтобы он понял, что мы в лесу не посторонние, надо поговорить с ним на лесном языке – я скажу слово, а вы добавляйте к нему слово «лесной». Гриб какой? Дорога какая? Озеро какое? Ягоды какие? Поляна какая? Воздух какой? Тропинка какая? Запахи какие? Речка какая? Звуки какие?

Молодцы, вот и вышел к нам зайчик, и он предлагает нам прогуляться по лесу.

6. Физ.минутка

Осенним днём, лесной тропой (маршируют спокойным шагом)
Звери шли на водопой.
За мамой лисицей крался лисёнок. (крадутся на носках)
За мамой ежихой катился ежонок. (приседают и медленно двигаются вперёд)
За мамой медведицей шёл медвежонок. (идут вперевалку)
За мамой белкой скакали бельчата. (скачут вприсядку)
За мамой зайчихой – косые зайчата. (скачут на месте)
Волчица вела за собою волчат, (шагают)
Все мамы и дети напиться хотят. (хлопают)

После игры “На водопой” дети садятся за столы.

Логопед. Часто теряются дети в пути-
Мамам поможем мы деток найти.

7. «Помоги мамам найти своих детёнышей». Задание на индивидуальных листах.

8. «Назови семью животного»

Логопед вместе с детьми рассматривают презентации и называют “семьи” животных ( мама- лиса, папа- лис, ребёнок — лисёнок)- белка, ёж, волк, медведь, заяц.

Зайчика наверно уже дома ждут, он с нами совсем заигрался и забыл где живет. Мы поможем ему?

9. «Кто где живет».

Отлично! Вы молодцы, напомнили зайчику что он живет в норке, а теперь давайте ему поможем найти дорожку до его дома.

Сначала проведите дорожку до норки пальчиком, потом обведите цветным карандашом.

10. «Возвращение в детский сад»

Какие вы все молодцы. Наше путешествие в осенний лес подошло к концу и нам надо возвращаться в детский сад. Как мы это сделаем? (На электричке)

Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Когда музыка замолкнет, электричка сразу же останавливается. Двери открываются: «Ш-ш-ш-ш-ш. Станция «Полевая». Это не наша остановка, ведь мы возвращаемся в детский сад, значит, нам нужна станция «Детский сад». Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Речная» «Городская».

Игра продолжается до станции «Детский сад».

На каждую станцию слайд (город, поле, речка, лес)

Итог занятия

Молодцы, ребята! Что вам понравилось больше всего на занятии?

«Дикие животные» НОД для детей старшей группы с ОНР

Иванова Светлана Венадьевна

МАДОУ детский сад № 101/4 «Березка» города Тюмени

Первая квалификационная категория

Конспект образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы с ОНР п

о лексической теме «Дикие животные»

Цель организованной образовательной деятельности:

активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

  • Обогащать словарный запас детей по данной лексической теме.
  • Развивать умение связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ.
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познание развитие:

  • Формировать устойчивый интерес к природе, к животному миру.
  • Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе, животном мире;
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
  • Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать эмоциональность, умение показывать повадки различных животных

Физическое развитие:

  • Совершенствовать двигательную активность, общую моторику.

Коррекционные задачи:

  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать навыки коммуникативной стороны речи;
  • обогащать лексический запас детей, развивать связную речь, грамматику, качество произношения фонем русского языка, учить правильно, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми об животном мире леса
  • Беседы на тему «Как вести себя в лесу».

Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, предметные картинки с изображением диких животных.

Ход организованной образовательной деятельности:

В лес отправимся гулять (Маршируют)

Будем весело шагать.

Ноги выше поднимаем,

На пеньки не наступаем. (Идут, высоко поднимая колени)

На носочки дружно встали (встают на носки)

В зимний лес все прибежали.(руки в разные стороны)

1.Организационный момент. Приветствие.Дети стоят кругом. Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают загадки. После загаданных загадок — какие животные еще спрятались в лесу?

*У нее красивая шкурка

Пятнистая, как у Мурки.

Но ее поберегись,

Ведь она не кошка — это . (рысь).

А у кочки черный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки. (Еж)

*Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?(заяц)

*Хозяин лесной
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.(медведь)

-Как назвать одним словом всех этих животных? (дикие)

-Почему их называют дикими? (потому что они живут в лесу в дали о человека, сами о себе заботятся, добывают еду, строят жилища).

-Как можно назвать их по другому? (звери).

2. «Кто как голос подает» по схеме.В лесу зверей много. И все они по-своему подают голос.

Волк – воетМедведь — ревет, рычит

Лиса — тявкает.Кабан — хрюкает.

Еж — фыркает Белка – цокает.

Лось ревет, стонет.Барсук шипит, рычит, сопит, кричит.

3. Сейчас сядет тот, кто назоветкак называется семья выбранного вами дикого животного (дети выбирают картинки и называют) например: семья ….

— семья ежа (ежиная)-семья лисы (лисья)

-семья медведя (медвежья)-семья волка (волчья)

-семья барсука (барсучья)-семья зайца (заячья)

-семья лося (лосиная)-семья рыси (рысья)

-семья белки (беличья)-семья кабана (кабанья)

-семья оленя (оленья)-семья бобра (бобриная)

4. Мы знаем, что в каждой семье есть папа, мама и детеныш. «Назовите членов звериного семейства»(по схеме). Папа-мама-детеныш.Например:

-медведь-медведица- медвежонок -волк- волчица-волчонок

-барсук –барсучиха-барсучонок-заяц –зайчиха-зайчонок

-олень –оленуха-олененок-бобр –бобриха-бобренок

У кабана детёныш называется также как у домашнего животного похожего на кабана.

***А когда ежонок вырастит кем он будет (ежом, ежихой) и т.д.

5.«Опиши животное по схеме».Давайте рассмотри какие части тела есть у животного, какого окраса его шерсть и чем он питается.

1.У лисы вытянутая узкая мордочка, острые ушки, туловище, четыре лапы и длинный пушистый хвост. Лиса рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые. Лиса хищное животное.

2. У медведя большое туловище, голова, маленькие округлые ушки, четыре мощные лапы с острыми когтями и короткий хвостик. Медведь коричнего (бурого) цвета. Медведь всеядное животное.

3. У оленя крупное туловище, голова, морда, ветвистые рога, короткий хвост и ноги с копытами. Тело оленя покрыто светло-коричневой короткой шерстью. Олень травоядное животное.

6.Вы ребятки не зевайте, а части тела ласково называйте «Назови ласково» (в кругу с мячом)

Рыжая голова – рыженькая головка, острые зубы – остренькие зубки,

короткий хвост-коротенький хвостик черные глаза — черненькие глазки

колючая спина –колюченькая спинкаморда — мордочка

мягкая шерть – мягонькая шерстка длинные уши-длиненькие ушки

Читайте также  Померить объем талии

когти — коготочки усы – усики.

7.Логопед приглашает детей на ковер.

Поработали, ребятки,А теперь все на полянку
Тихо встаньте. Улыбнитесь,Все в зверюшек превратитесь.
Сколько здесь пришло зверей!Не узнать моих детей!

8. Оглянитесь, посмотрите друг на друга и «найдите себе пару» и назовитесь кто вы. Детям одеваются медальончики с изображение символов диких животных.

(Я — бельчонок и я бельчонок – вместе мы бельчата).

Я лисенок и я лисенок – вместе мы лисята

Я волчонок и я волчонок – вместе мы волчата

Я зайчонок и я зайчонок – вместе мы зайчата

Я медвежонок и я медвежонок – вместе мы медвежата

Я барсучонок и я барсучонок – вместе мы барсучата

Я поросенок и я поросенок – вместе мы поросята.

9. Гимнастика малой подвижности «Дикие животные».

Раз, два, три, четыре, пять, дети шагают на месте

Как животных нам назвать?руки разводят в стороны

С людьми они не знаются, хлопают в ладоши

В лесу живут, скрываются спрятаться за «ветки» изображенные руками

По картинкам всяк их знаетскладывают ладони в виде книжки

Волк, лиса, медведь и заяц указательным пальцем пр руки загибают пальцы на лев руке

Дом их – заросли густые изображают руками крышу дома над головой

Они – дикие, лесные.изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки,

растопырив на них пальцы.

10. Пальчиковая гимнастика «В лесу».

-Что в лесу опять стряслось? Растопыренные руки-«рога» над головой,приподнять брови.

Удивился старый лось

-Это дерево упало — Обе руки параллельно друг другу опускаем вниз.

Дров бобру на зиму мало! Рубим дрова

Головой качает рысь: указательные и средние пальцы на голове – ушки и покачать головой

-Ну-ка, звери, берегись! Погрозить пальцем – покачать вперед-назад.

11 Ребята к нам пришло письмо. Смотрите здесь для вас задание. Разгадайте слово по первых звукам картинок.«Назови жилье животных».

хлеб – арбуз – танк – кот – ананас — (ХАТКА).

Кто знает что такое ХАТКА?

Лиса живет в норе.А кто еще живет в норе?(Барсук живет в норе.Ежик живет в норке.)

Белка живет в дупле.Медведь живет в берлоге.

Волк живет в логове.Заяц под кустом.

Лосиха живет под деревом.

12.«Составь рассказ» по плану.

Белка это дикое животное. Она живет в лесу. Белка по размерам маленькая.

У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост.У белки детёныши бельчата. Белка живет с бельчатами в дупле.

Она любит есть орехи и грибы.

13. Ребята, а теперь я вам предлагаю стать писателем и придумать свою загадку по схеме про лесного жителя.

1)Лапа, хвост, мышка. (У этого животного мощные лапы с острыми когтями, длинный хвост, питается мелкими животными).

2) Рога, копыта, трава.(У этого животного мощные рога, есть копыта, ест траву)

3) Цвет, как подает голос, где живет?(Это животное рыжее, тявкает, живет в норе)

12. «Пересказ» рассказа «Лиса-охотница».

13. Итог образовательной деятельности.

Интернет — ресурсы по теме:

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004717

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Дикие животные»

Цель: расширить и закрепить знания о диких животных.

Задачи: Образовательные: — закрепить названия диких животных, их детёнышей; — закрепить знания детей о повадках диких животных, о том, где живут и чем питаются; — дать понятие хищник и не хищник; — учит отвечать на вопросы полными ответами.

Развивающие: — развивать внимание, память, логическое мышление, воображение; — способствовать развитию координации движения, мелкой о общей моторики. Воспитательные: — воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе; — прививать экологическую культуру.

Оборудование: Презентация «Дикие животные», картинки с изображением диких животных, игрушка Ёжик, трафареты изображения зайца для эксперимента, грецкие орехи и шишки для счёта, самомассажа рук, корзина с макетами еды для животных, тарелочки для каждого животного для игры «Кто что ест?», картинки-схемы «Правила поведения в лесу», таблица для заполнения «Как животные готовятся к зиме?»

Воспитатель: Ребята, о каких животных мы говорили на прошлой неделе? (о домашних).

Почему их называют домашними? (живут рядом с жилищем человека, приносят ему пользу, человек о них заботится).

А как называют животных, которые живут вдали от людей, прячутся от человека? (дикие).

Почему ещё их называют дикими? (сами себе добывают еду, строят себе жилище, сами о себе заботятся).

Где живут дикие животные?(в лесу).

Вы бы хотели познакомится с дикими животными поближе? (да).

Тогда я предлагаю набраться смелости и отправиться в лес к диким животным.

Проводится физминутка «В лес отправимся гулять…»:

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать,

По тропиночке пойдём,

Все пенёчки обойдём,

На носочки встали,

деревья мы достали,

На корточки мы сели,

Оглянись ты раз, другой,

Здравствуй лес наш дорогой

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои! (выполняются движения по тексту)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Давайте закроем глазки и послушаем звуки леса. (аудиозапись звуки леса)

Воспитатель: Ребята, по тропинке кто-то бежит, да это же ёжик с конвертом, давайте посмотрим, здесь записка, надо прочитать:

«В лес к животным попадёте, если знаки назовёте»

Что за знаки? Догадались? (Правила поведения в лесу.) Давайте вспомним и назовём правила. (Воспитатель показывает картинку-знак, дети отвечают).

Ответы: Нельзя мусорить, нельзя разжигать костры, нельзя топтать ядовитые грибы, нельзя обижать животных и насекомых, нельзя разорять муравейники, нельзя разорять птичьи гнёзда, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя шуметь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правила вы знаете, значит, пропуск в лес заработали. Читаем записку далее:

«Чтобы в гости к нам попасть Да и всё про нас узнать, С нами нужно поиграть, И загадки отгадать.» Лесные жители.

Зверей в лесу много, давайте отгадаем загадки и узнаем, к кому мы попали?

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Ну а хвост её краса,

Подскажите, кто она? (Лиса)

(дети отвечают правильно, тогда на экране появляется животное) Слайд 1-5

Воспитатель:- Какого цвета у лисы шуба? (рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые).

— Как лиса готовится к зиме? Линяет ли лиса на зиму? (да, у лисы вырастает новая шерсть, особенно на лапках, чтобы лиса не замёрзла, но цвет шубы не меняется).

— Где живёт лиса? ( в норе)

. — Чем питается лиса? (мышкует, т. е.ловит мышей, охотится на зайцев и ежей, ворует домашних птиц.)

— Лиса- это хищное животное? (да). Почему? ( питается мясом других животных).

— Как называют детёнышей лисы? (лисята).

Игра «Лисичкины вопросы»:

— В каких сказках я живу? (Лисичка-сестричка и серый волк, Лиса Патрикеевна, Лисичка со скалочкой, Колобок, Заячья избушка)

— Как называют меня в сказках? (Хитрая, плутовка, обманщица).

— Для чего мне такой хвост? ( Легче уворачиваться от погони, заметать следы.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, лисичка довольна, давайте повиляем хвостиком, как лиса, и понюхаем, словно охотимся. (Выполняются дыхательные упражнения «Лисичка», «Охота» (повороты головы) на основе гимнастики по методике А.Стрельниковой).

Воспитатель: А мы отправляемся дальше в лес, отгадываем загадку:

«Всё время по лесу рыщет,

Он в кустах кого-то ищет,

Из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это….» (волк)

Волк тоже готовится к зиме. Шерсть у волка за лето и осень отрастает и становится густой и тёплой. Дом, в котором живёт волк с волчицей называется логово, здесь весной у волчицы рождаются детёныши.

— Как называют детёнышей волчицы? (Волчата). Волк-хищное животное, живут волки стаями, вместе охотятся.

— Чем питается волк? (Волки охотятся на пасущихся овец, коз, телят и других животных, могут напасть на человека).

— Как можно услышать волка? ( Голодные волки издают вой, воют). Предлагаю превратится в волков. (Дети издают звуки, имитируя вой волка)

Воспитатель: Кого же мы встретим дальше, отгадайте загадку:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода кора! (заяц)

Воспитатель: Ребята, как заяц готовится к зиме? (линяет, шерсть становится пушистая, белая) — Почему белая? (ответы детей)

Проводится эксперимент с бумажным шаблоном, воспитатель показывает издалека изображения серого и белого зайца на белом фоне. Дети делают вывод: «белый заяц прячется от хищников, маскируясь под белый снег».

Воспитатель: — Есть ли у зайца домик? (Заяц живёт под кустом, поэтому всего боится, трясётся от страха ).

-Чем питаются зайцы зимой? (Грызут кору деревьев. ) Давайте вместе с зайчиком погреемся.

Динамическая пауза «Зайка» (выполняем движения по тексту):

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Кто-то зайку напугал, он в кусты и ускакал!»

Воспитатель: Вот и зайка с нами поиграл. Кто же попадётся на пути дальше, давайте отгадаем!

Кто по ёлкам ловко скачет,

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка) Слайды 11-14

Воспитатель: — Как готовится к зиме белка? (ответы детей)

Читайте также  Почему девушка заигрывает с другими

Белка на зиму линяет, рыжая шерсть выпадает, вырастает новая, серая, тёплая, серый цвет спасает белку от хищников, на зиму белка делает запасы (сушит на ветках грибы, шишки и орехи прячет под корни деревьев).

— Где живёт белка? (В дупле).

— Какое у белки любимое занятие? (Любит прыгать по деревьям).

— Для чего у белки такой пушистый хвост? (Помогает ей держать равновесие при полёте с ветки на ветку.)

Ребята, белка, хоть и хорошая запасиха, но большая забывака. Давайте поможем белочке посчитать её запасы: орехи и шишки. (Воспитатель выкладывает на стол шишки и орехи, дети считают):

-одна шишка, две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек….

-один орех, два ореха, три ореха, четыре ореха, пять орехов….

Воспитатель: Вот, молодцы, за то что помогли белке посчитать запасы, она научит вас катать орехи в руках. (Проводится самомассаж рук с помощью грецких орехов).

Воспитатель: Отправляемся дальше, следующая загадка.

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой,

Любит он малину, мёд,

Кто сластёну назовёт? (медведь)

Воспитатель: — Ребята, а как медведь готовится к зиме? (ответы детей)

Медведь летом и осенью сытно наедается, откладывает жир под кожу и ложится спать на всю зиму.

— Где спит медведь? ( В берлоге).

Говорят, медведи большие сластёны и обжоры.

— Чем же питается медведь?(ответы детей) Медведь любит малину, мёд, рыбу, но всё же считается хищником, ест мясо. Медведь очень любит поесть и хочет узнать, чем лакомятся другие звери. Давайте, ребята, устроим обед для лесных жителей.

Проводится дидактическая игра «Кто что ест?» На столе корзина с муляжами еды (грибы, орехи, шишки,зёрна пшеницы, жёлуди, яблоки, морковка, капуста, кора дерева, овца, курочка, яйцо, малина, мёд, рыба) изображения животных, перед каждым из которых стоит тарелка, дети раскладывают еду, вместе с воспитателем проверяют.

Ребята, назовите животных, к которым мы в гости не попали, но они пришли к нам на обед. (кабан, ёжик, мышка) Слайды 18-20

Звери вас хотят поблагодарить за угощения. А вот и ёжик опять по тропинке бежит, хочет нас предупредить, чтобы долго не задерживались в лесу, ведь мы здесь гости, да и опасно по лесу долго гулять, можно заблудиться. Пора возвращаться! (дети идут друг за другом змейкой за воспитателем и присаживаются на стульчики.)

Воспитатель: ребята, а давайте поразмышляем вместе и ответим на вопросы «Что будет, если…?» (использование приёмов ТРИЗ)

— ….заяц не поменяет свою шубку на белую зимой или останется в ней летом?

-….медведь не ляжет спать зимой?

-…. у белки или у лисы не будет таких хвостов?

— Ребята, вам понравилось в лесу?(ответы) — Каких животных вы сегодня встретили ? (ответы) — Кто из животных вам запомнился больше всех? Чем? (ответы)

Чтобы закрепить наши знания, предлагаю заполнить таблицу наблюдения «Как животные готовятся к зиме?»( + это «Да», — это«Нет» ) (Дети вместе с воспитателем, отвечая на вопросы, заполняют таблицу) Молодцы!

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные нашего края»

Занятие охватывает большой объем программного материала по теме “Дикие животные”, а также знакомит детей с дикими животными Кемеровской области. Занятие построено с учетом возрастных особенностей дошкольников, в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает отследить уровень знаний дошкольников и спланировать дальнейшую работу.

Дикие животные нашего края

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных.

Образовательные

  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области

Воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
  • Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным
  • Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность

Развивающие

  • Работа по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.;
  • Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один зайчонок, два зайчонка, десять зайчат т.д.).

Предварительная работа:

  • Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.
  • Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;
  • Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.).
  • Заучивание: Е. Трутнева “Белкина кладовка”, В.Степанов “Как живете? Что жуете?”, И. Токмакова “Медведь”, А. Блок “Зайчик”.
  • Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.
  • Разучивание подвижных игр “Заяц Егорка”, “Зайка беленький сидит”.
  • Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Материалы к занятию:

Иллюстрации к занятию “Дикие животные”, “Дикие животные Кемеровской области”, “Животные, которые жили на территории Кемеровской области много миллионов лет назад”, “Деревья Кемеровской области”, “Заповедники Кузбасса”, “Динозавр”. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч”, фанты для поощрения детей.

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995.
  2. Волина В. Праздник Букваря. М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
  3. Скоролупова О.А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006.
  4. Сладков Н. Разговоры о животных. М.: “Стрекоза – Пресс”, 2002.
  5. Соболева А.В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
  6. Степанов В.А. Природа родного Кузбасса,
  • www.zveryshki.ru/
  • gsmnet.ru/logzhiv/logzhiv110.htm
  • http://www.twirpx.com/file/618203/
  • http://lik-kuzbassa.narod.ru/liki-zemli-kuzneckoy.htm
  • Ход занятия

    Часть I

    Введение

    Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о диких животных. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь (по мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет картинки с изображением животных).

    Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая для лета,
    Для зимы другого цвета. (Заяц)

    Пышный хвост торчит с верхушки,
    Что за странная зверюшка?
    Щелкает орехи мелко.
    Ну, конечно, это…(Белка).

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка.
    Пышный хвост-краса.
    Кто это? (Лиса)

    В густом лесу под елкой,
    Осыпанный листвой,
    Лежит мешок с иголками,
    Колючий и живой. (Ёж)

    Кто зимой холодной
    Ходит злой, голодный? (Волк)

    Сделал дыру, вырыл нору.
    Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

    Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    Серенькая, маленькая,
    хвост как шило. (Мышь)

    С ним тягаться трудно в беге,
    Коли встретить довелось,
    знайте, дети, это…(Лось).

    Возле дуба острым рылом,
    Деловито землю рыл он.
    Видно желуди искал.
    Я пугать его не стал.
    Не спугнул и мой Полкан,
    Очень грозен был … (Кабан).

    Воспитатель:

    Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

    – Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

    – Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.

    Часть II

    Рассказы детей о диких животных

    Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь. Для того чтобы организовать очерёдность детей, можно провести игру “Волшебный мячик”. Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера.

    Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу “ волшебный мяч”.

    Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

    План

    Что умеет делать?

    Как называют его детёнышей?

    Как называется его жилище.

    Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.

    Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться.

    Физкультминутка “Дикие животные”:

    Встанем, надо отдохнуть,
    Наши пальчики встряхнуть.
    Поднимайтесь, ручки, вверх,
    Шевелитесь, пальчики, –
    Так шевелят ушками
    Серенькие зайчики.
    Крадемся тихо на носочках,
    Как лисы бродят по лесочку.
    Волк озирается кругом,
    И мы головки повернем.
    Теперь садимся тише, тише –
    Притихнем, словно в норках мыши.
    Ходил медведь по лесу,
    Топтался и рычал.
    Хотел он очень меда
    А где достать – не знал.

    Часть III

    Рассказ воспитателя

    Животные нашей Кемеровской области

    Сегодня на занятии пойдёт разговор о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях, о животных, которые обитали в нашей Кемеровской области много миллионов лет назад, какими они были.

    В Кемеровской области из крупных диких животных обитают лось и марал, косуля сибирская и северный олень. Из хищных животных наиболее распространены бурый медведь, рысь и рассомаха.

    Есть в нашей области место на берегу реки Кии – единственное в нашей стране “кладбище динозавров”. В окрестностях села Шестаково на правом берегу реки под землёй сокрыто огромное количество костей животных, населявших землю более 130 миллионов лет назад. Здесь был найден скелет динозавра, которого нарекли “пситтакозавр сибирикус”. Это небольшой двухметровый динозавр с необычной формой головы и клювом, как у попугая. Пятьдесят миллионов лет назад климат Сибири был значительно теплее, и растительность резко отличалась от современной. Вместо тайги простирались теплолюбивые леса из бука, ольхи, липы, клена, дуба и грецкого ореха. Лиственные леса шумели даже там, где сейчас простирается тундра. В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты. Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн!

    Физкультминутка “Звериная зарядка”:

    Раз – присядка. Присесть.
    Два – прыжок. Подпрыгнуть.
    Это заячья зарядка. “Ушки на макушке”зайчики.
    А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
    Любят долго потянуться, Потянуться.
    Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
    Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
    А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
    И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
    Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
    Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
    То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
    Долго топчется на месте.
    А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
    Начинает все сначала.

    Часть IV

    Заключение

    – Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”. Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру.

    Читайте также  Горящее сердце на свадьбу своими руками

    Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фанты или фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фанты, и определяется победитель.

    Интегрированное занятие в старшей группе «Дикие животные зимой»

    Интегрированное занятие в старшей группе «Дикие животные зимой»

    Содержимое разработки

    Интегрированное занятие в старшей группе «Дикие животные зимой»

    Автор: Задорожная М.А. воспитатель ГУ «ЛДУУ ясли-сад № 68»

    Интеграция образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

    Цель: Расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой.

    Задачи:

    Образовательные: Закрепление ранее приобретенных знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни в зимний период, через игровые обучающие ситуации. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование синтаксической стороны речи. Учить детей выявлять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

    Развивающие: Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие зрительного восприятия, творчества через игровые упражнения. Побуждение и стимулирование ребёнка к деятельности.

    Воспитательные: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, любовь к природе, бережное отношение к животным; сформировать чувство причастности к окружающему миру.

    Материал, оборудование: картина зимнего леса, магнитофон, диск с записью – звуки зимнего леса, корректурные таблицы по теме «Дикие животные», фишки и разрезные картинки на каждого ребенка, цветные карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание картин с изображением диких животных, чтение произведений Г. Скребницкого о животных, беседы о зиме.

    Ход занятия

    Звучит музыка (звуки леса).

    В.: Сейчас мы отправимся в путешествие в зимний лес. Давайте закроем глаза и скажем:

    «Сказка двери открывай!

    В зимний лес нас приглашай!» (воспитатель выставляет картину зимнего леса)

    Зимний лес… Застыли ели.

    Нет тропинок, нет дорожек.

    Шубы белые одели

    Только нет на них застежек.

    Под ногами снег хрустит

    В.: — Какой красивый зимний лес!

    Давайте сядем на свои места и рассмотрим, кто же живет в нашем лесу?

    Дидактическая игра: «Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»

    (дети рассматривают корректурную таблицу № 1 по теме «Дикие животные»)

    — Зверька узнали мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубе серенькой зимой,

    А в рыжей шубке – летом. (Белка)

    — Серый злой, зимой голодный

    Весь замёрзший и холодный

    Он зубами «щелк-щелк-щелк»

    Кто же это? Это … (Волк)

    — По снегу бежит – петляет.

    К лету шубку он меняет.

    На снегу его не видно,

    Волку и лисе обидно. (Заяц)

    — Кто в лесу огромней всех?

    Кто богатый носит мех?

    Кто в берлоге до весны

    Днем и ночью смотрит сны? (Медведь)

    — Недотрога, весь в иголках,

    Зимую я в норе, под ёлкой.

    Хоть открыты настежь двери,

    Но ко мне не входят звери. (Ежик)

    Скачет по лесу весь день,

    — В тёплый край не улетают,

    На морозе распевают,

    И зимой найдет приют:

    Не боится он простуды –

    С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

    Упражнение: «Подумай и ответь»

    (дети рассматривают корректурную таблицу № 1 по теме «Дикие животные»)

    — Каких зверей мы можем увидеть зимой в лесу?

    — Каких птиц мы можем увидеть зимой в лесу?

    — Какие животные зимой спят?

    — Кому из зверей не страшны морозы?

    — Кто запасает запасы на зиму?

    — Чьи следы на снегу мы можем увидеть зимой?

    — А чьи следы мы не найдем зимой на снегу?

    — Какие животные не живут в лесу?

    Упражнение: «Продолжи предложение»

    — Заяц летом серый, а зимой …(белый)

    — Заяц пушистый, а еж…(колючий)

    — Белка летом рыжая, а зимой …(серая)

    — Еж маленький, а медведь…(большой)

    — У белки хвост длинный, а у зайца…(короткий)

    — Лиса живет в норе, а белка…(в дупле)

    — Лиса зимой бегает, а медведь…(спит)

    — Норка маленькая, а берлога …(большая)

    Динамическая пауза «Зимний лес»

    Мы пришли в зимний лес.

    Сколько здесь вокруг чудес!

    Справа – березка в шубке стоит,

    Слева ель на нас глядит.

    Снежинки в небе кружатся,

    На землю красиво ложатся.

    Вот и зайка проскакал,

    От лисы он убежал.

    Это серый волк рыщет,

    Он себе добычу ищет!

    Все мы спрячемся сейчас,

    Не найдет тогда он нас!

    Лишь медведь в берлоге спит,

    Так всю зиму он проспит.

    Как красивы они!

    В лесу красота и покой,

    А нам пора уже домой. ( Дети садятся на свои места)

    В.: Читает стихотворение «В зимнем лесу». Козлов С.

    Лес под снегом притаился,

    Заяц к елке притулился,

    Она зайца сторожит.

    В самой колкой из одеж

    Спит в лесной избушке еж.

    У оленя на рогах

    Снег лежит, как на ветвях.

    И, задумчив, целый день

    Под сосной стоит олень.

    А синице лето снится,

    Снится солнышко синице,

    И поет она: «Тень-тень!

    Здравствуй, белый зимний день!»

    (Воспитатель предлагаем рассмотреть корректурную таблицу № 2 по теме «Дикие животные»)

    В.: — А теперь, давайте найдём дом на наших картинках для диких животных.

    Дидактическая игра «Найди дом для животного»

    ( дети накрывают картинками животных, корректурные картинки)

    — Найдите дом лисы?

    Зимой собрался мишка спать.

    А как назвать его кровать?

    — А кто еще может жить в дупле?

    — А кто еще может жить в норе?

    — А какие дома лишние на наших таблицах? Где дикие животные не живут?

    В.: — Вот и помогли мы нашим животным найти своё жилище.

    Пальчиковая игра: «У лисы в лесу нора»

    У лисы в лесу глухом (Загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие)

    Есть нора – уютный дом.

    Не страшны зимой метели

    Белочке в дупле на ели.

    Под кустами ёж колючий

    Нагребает листья в кучу.

    Из ветвей, корней коры

    Хатку делают бобры.

    Спит в берлоге косолапый

    До весны сосёт он лапу.

    Есть у каждого свой дом (Дом – ладошки)

    Всем тепло уютно в нём.

    В.: В лесу выпал большой снег. Снегопад засыпал всех животных. Остались видны только ушки и хвостики. Узнайте животных. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк)

    Дидактическая игра «Угадай кто спрятался?»

    (дети рассматривают корректурную таблицу № 2 «Дикие животные», накрывая найденное изображение, картинкой нужного животного)

    — Найдите ушки зайчика, лисы, медведя, волка, ежика;

    — Найдите хвостик лисы, зайца, волка, белки.

    Пальчиковая игра «Дикие животные»

    Это зайчонок, это бельчонок.

    Это лисенок, это волчонок. (Поочередное сгибание пальцев начиная с мизинца)

    А это спит и вздыхает спросонок

    Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Шевеление большим пальцем)

    Дидактическая игра «Дорисуй» (корректурная таблица № 3 «Дикие животные)

    Нужно найти и дорисовать недостающие части изображения животного

    В.: Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем:

    «Сказка двери закрывай!

    В детский сад нас отпускай!»

    В.: — Ребята, скажите, а кому мы сегодня с вами помогли?

    — Как можно назвать их, одним словом? (Животные)

    — Что вам больше всего запомнилось в лесу, что интересного увидели и узнали? (Ответы детей)

    Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. МОСКВА.», 2014

    Н.В. Гавриш, Безсонова О.К. «Калейдоскоп інформаційно-ігрової творчості дітей. Методичні рекомендації щодо використання коректурних таблиць». К. Видавництво: Слово. 2012. 256 с.

    Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ : Альма-матер, 2007. − 496 с.

    Крашенинников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС. Издатель — Мозаика-Синтез. Серия — Библиотека программы «От рождения до школы», 2014

    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС. Издатель — Мозаика-Синтез. Серия — Библиотека программы «От рождения до школы», 2014

    Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. — 2012.- №5.

    «Мы» программа экологического образования детей/ Н,Н, Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

    Николаева С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.

    Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» — 1999 – 128 с.: ил.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: