Методика пластилинографии в детском саду

Пластилинография в детском саду: методические особенности организации работы с детьми

Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Этот вектор учебно-воспитательной работы ценен не только самим содержанием материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности малышей. Одним из таких «универсальных» видов творческой активности является пластилинография.

Суть понятия

Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.

Рисунки пластилином получаются очень яркими и объёмными

Что нужно для занятий

Исходя из того, что пластилинография подразумевает рисование пластилином, очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик или оргстекло (например, для витражной пластилинографии). Пластилин следует подбирать ярких оттенков, хорошо поддающийся лепке, обязательно нежирный, в противном случае на подложке будут оставаться жирные следы.

Для изготовления поделки нужны будут:

  • дощечки для лепки;
  • стеки;
  • ножницы;
  • специальные скалочки для раскатывания пластов пластилина;
  • шприц без иглы;

Заготовки-жгутики из мягкого пластилина удобно делать шприцем

Цели и задачи занятий пластилинографией с детьми

Миссия уроков по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  • тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
  • воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

Работа с пластилином развивает мелкую моторику

Таблица: задачи пластилинографии в ДОУ

Виды пластилинографии в ДОУ

В ДОУ практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:

  • прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы;
  • витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет;
  • контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца;
  • многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы;
  • мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера — вторая младшая, средняя группы;
  • модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;
  • фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.

Видео: контурная пластилинография — мастер-класс

Фотогалерея: примеры поделок в разных видах пластилинографии

Видео: техника обратной пластилинографии

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки

При знакомстве с техникой пластилинографии педагог использует следующие методы:

  • наглядность (воспитатель показывает малышам образцы готовых картин, а также схемы поэтапного выполнения поделки);
  • словесные методы работы (в рассказе, беседе взрослый объясняет порядок исполнения того или иного приёма пластилинографии)
  • практические методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками, например, в подготовительной группе ребята выполняют картину «Клоун» витражной техникой, а затем рассказывают, как этого персонажа зовут, где он работает и какие номера показывает).

В старших группах поделки в нетрадиционной технике лепки из пластилина могут быть основой для составления описания или даже целых рассказов

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:

  • раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
  • скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;
  • отщипывание — от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
  • прищипывание — кусочки соединяются в один элемент;
  • оттягивание — кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;
  • сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.

Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:

  • размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
  • примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;
  • налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;
  • заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
  • смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Освоение приёмов работы с пластилином для поделок в традиционной и нетрадиционной техниках идёт параллельно.

Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста

Фотогалерея: примеры работ по теме «Транспорт» в разных возрастных группах

Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду

В детском саду темы уроков по нетрадиционной технике лепки, интегрирующих разные области знаний и виды искусства, очень многообразны. В связи с этим методически грамотный подбор идеи заключается в том, чтобы найти тему, которая отражает реалии окружающего мира и/или соответствует времени года, общественно значимым событиям. Например, создание поделок на тему «Зима» в декабре-феврале, «Флаг России» в канун Дня флага России 22 августа или перед Днём народного единства 4 ноября.

Поделки к праздникам могут быть домашним заданием

Примерная тематика

Для подготовки уроков по пластилинографии педагог составляет рабочую программу, в которую включается перечень целей, задач для каждой группы, расписание занятий, описание УМК, а также календарно-тематическое планирование. При этом занятия планируются в виде тематических блоков, то есть темы уроков разных учебно-образовательных направлений пересекаются. Так, перед Днём матери на занятии по развитию речи дети учат стихотворения про маму, на уроке по ознакомлению с окружающим миром рассматривают историю этого праздника, а на пластилинографии делают поделки, связанные с угощениями.

В младших группах дети только знакомятся с пластилинографией, поэтому темы предполагают изготовление поделок с крупными элементами и не слишком изогнутыми линиями:

  • «Сушки»;
  • «Снеговик»;
  • «Украшаем одежду»;
  • «Пасхальное яйцо»;
  • «Пирог для мамы».

Примерами составления тематики занятий по пластилинографии для детей 4–5 лет могут быть такие:

  • «Овощи на тарелке»;
  • «Жучки на цветочной клумбе»;
  • «Грибы»;
  • «Солнце в тучах»;
  • «Веточка рябины»;
  • «Осеннее деревце»;
  • «Рыбка»;
  • «Новогодняя ёлка»;
  • «Ёлочные игрушки»;
  • «Снегирь»;
  • «Снежная баба-модница»;
  • «Теремок»;
  • «Павлин»;
  • «Весёлая ракета»;
  • «Подарок для папы (дедушки)»;
  • «Цветик-семицветик»;
  • «Белая берёза»;
  • «Космос»;
  • «Звёздное небо»;
  • «Одуванчик».

В старшей группе тематику дополняют занятия, посвящённые изучению народного декоративно-прикладного искусства:

  • «Матрёшка»;
  • «Гжель»;
  • «Тело человека. Человек под дождём»;
  • «Расписная тарелка».

В подготовительной группе в тематику включаются также темы, предполагающие усложнение техники пластилинографии:

  • «Кошка» (ребята тренируют навык создания перехода от светлых оттенков к тёмным) ;
  • «Одежда» (дети разрабатывают дизайн одежды, используя разные виды техники — прямой, контурный);
  • «Комнатные растения» (на этой теме дети учатся создавать фактурные изображения);
  • «Моя семья» (эта тема является усложнением изученной ранее темы «Моё тело» — теперь юные творцы учатся соблюдать пропорции между размером человечков разного возраста);
  • «Ландыш» (ребята продолжают работу в фактурной пластилинографии, комбинируя барельеф с контррельефом).

Фотогалерея: образцы работ по пластилинографии на разные темы

Шаблоны для выполнения поделок в технике пластилинографии

Первоначальные навыки изодеятельности в нетрадиционной технике лепки из пластилина дети получают при работе с шаблонами, которые используются, прежде всего, для прямого вида создания рисунков пластилином, но могут применяться и для более сложных разновидностей. Так, создание рисунков, где есть люди, считается одним из самых трудоёмких видов пластилинографии.

Шаблонами для пластилинографии могут служить и обычные раскраски.

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

  • Главная
  • Карта сайта
  • О сайте
  • Контакты
  • Реклама

  • Викторины
  • Модно, стильно, молодёжно
  • Для дошкольников
  • Игры
  • Конкурсы к праздникам
  • Олимпиады (с ответами)
  • Отдых
  • Подарки – поздравления
  • Посторонним вход запрещен (только для подростков)
  • Правила
  • Родителям
  • Сценарии к школьным праздникам
  • Творчество своими руками
  • Школа
  • Выпускной
  • Каникулы
  • Учительская
  • Школа жизни
  • Школьная жизнь
  • О сайте
  • Контакты
  • Реклама

Пластилинография в детском саду: как проводить уроки творчества

Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства.

Пластилинография как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования

Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

Пластилинография — нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую фантазию.

Создание картины в этой технике — это новый уровень работы с пластилином, который может стать искусством.

В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства

Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками

Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время краткосрочных индивидуальных или подгрупповых занятий.

Воспитателю важно помнить, что в группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки.

Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты — удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки.

Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Методы обучения пластилинографии:

  • наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
  • словесные (беседа, объяснение, рассказ);
  • практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).

Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание.

Рисование пластилином — увлекательное занятие для дошкольника

Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп

  1. Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
  2. Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник — аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
  3. Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
  4. Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе. В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д.

Умения и навыки детей усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками.

  1. В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие — один элемент (шарик, цилиндр, колбаска); создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу.
  2. У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе.
  3. В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе.
  4. Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность.

Виды рисования пластилином в детском саду

Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле.

Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать. Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся), но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами.

По способу создания изображения пластилинография бывает:

  • Прямая Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки.
  • Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.
  • Витражная или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.
  • Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.
  • Контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.
  • Многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Как разогреть материал: раскатываем часть пластилина в колбаску, проталкиваем его в шприц. Лишний материал срезаем стеком. Закрываем с помощью поршня шприц и нагреваем его содержимое с помощью воды или микроволновки.

Фотогалерея: виды пластилинографии в зависимости от способа нанесения

Уровень сложности поделок

У детей каждой возрастной группы отличается уровень способностей. Для гармоничной работы и положительных эмоций этот момент нужно учитывать.

Основные методы пластилинографии и их использование в работе с детьми 1-й младшей группы

Основные методы пластилинографии и их использование в работе

с детьми 1-й младшей группы детского сада.

Консультация для воспитателей. Воспитатель высшей квалификационной категории Стукалкина Наталья Анатольевна.

В программе дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС, говорится о развитии интереса детей к различным видам изобразительной деятельности. Проанализировав программу, я заметила, что большее внимание в разделе «Художественно-эстетическое развитие» уделено рисованию и гораздо меньше лепке. Значение же лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Техника лепки — самая развивающая, так как в лепке работают обе руки (развитие мелкой моторики), происходит обогащение сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес), координируется работа двух полушарий, у детей формируется умение доводить начатое дело до конца, планировать работу, развивается эстетический вкус и воображение.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми. Рисование пластилином — замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

Планируя свою работу с детьми я ставила перед собой следующие задачи: общеразвивающие ( развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать пространственное мышление, элементарные творческие способности, чувство цвета, формы, пропорции; формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни), образовательные: (продолжать знакомить с разными приемами и способами, в рисовании пластилином, учить принимать совместное участие в работе в соответствии с общим замыслом),воспитательные: (воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, аккуратность в работе, воспитывать оценочное отношение детей к деятельности сверстников).

Я использую следующие методы обучения детей рисованию пластилином:

— Наглядный: Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный (воспитателя и ребенка), поэтапный. Обрисовывание жестом. Анализ детских работ.

— Словесный: Объяснение. Пояснение. Указание. Вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение.

— Исследовательский: ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать.

— Практический: индивидуальная работа с детьми и самостоятельная работа детей.

В рамках реализации задачи по оздоровлению детей при рисовании пластилином применяю приемы, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников:

 чтение стихов, загадок, поговорок, проговаривание их с движениями

 музыка эмоций, ароматерапия.

Приёмы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке: раскатывание «жгутиков» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее.

Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности. Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста надо начинать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем.

В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием. Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинаю обучение с наиболее простых, таких как:

Использование только приёма надавливания.

Использование только приёма размазывания.

Использование обоих приёмов.

Обучение происходит поэтапно с возрастанием. Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует провожу поэтапно:

при помощи пластилиновых «жгутиков» выделить контур рисунка.

научить надавливать на пластилин.

затем размазывать его от центра к краям контура или от краёв к центру.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания — сверху вниз, слева направо. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), по желанию вносятся дополнения: трава, солнце. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого солнышко — вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик). На занятиях с детьми используйте простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка — муравушка, дождь — проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т. д.

В итоге, работая в технике «рисуем пластилином» сначала под руководством взрослого, а затем в совместной и самостоятельной деятельности, дети узнают много интересного об окружающем их мире и в достаточной степени развивают мелкую моторику пальцев рук, учатся создавать своими руками интересные картинки, которые они могут повесить на стену, подарить своим близким.

Занятия по пластилинографии для развития мелкой моторики у малышей и школьников

В поисках новых творческих занятий, которые понравились бы малышам и увлекли их, педагоги и родители экспериментируют с хорошо зарекомендовавшими себя техниками и материалами. Пластилинография для детей – пример соединения лепки и рисования, она берет лучшее от каждого из двух видов изобразительного искусства. Возможности этой техники шире, чем у обычной плоскостной лепки, знакомой нам с детства. Заниматься пластилинографией маленькие художники могут уже в 3–4 года.

Польза применения разных техник рисования в занятиях с детьми

Малыши интуитивно стремятся разнообразить свои занятия, ведь им так много нужно всего узнать, стольким вещам научиться! Это оправдано и с точки зрения пользы для развития детей. Смена обучающей и творческой деятельности позволяет тренировать различные когнитивные навыки (память, речь, мышление), пробуждать способность к нестандартному мышлению, воображение.

Рисование — один из самых любимых, доступных, а потому и популярных видов творчества у детей всех возрастов. При этом в изобразительных средствах здесь нет практически никаких ограничений: рисовать можно и карандашами, и пальцем по запотевшему стеклу, и песком, и пластилином. Процесс развития мелкой моторики средствами любой из перечисленных техник имеет свои особенности. Например, использование карандаша или кисти готовит руку к письму, а контакт с песком дает уникальные тактильные ощущения и успокаивает ребенка. Занятия по лепке учат пальчики быть сильными и аккуратными, а главное — дарят бесконечный простор для творчества.

Способы рисования пластилином и необходимые материалы

Пластилин для работы нужно подобрать достаточно мягкий и податливый, чтобы ребенку было легко менять его форму, – например, восковой. Подойдет и любая другая безопасная масса для лепки. Цветов не обязательно должно быть много – важно, чтобы они были яркими и хорошо смешивались. Желательно иметь в палитре белый и черный, чтобы малыш понял принцип изменения насыщенности цвета.

Для начала работы понадобятся также следующие материалы и инструменты:

  • доска для раскатывания пластилина;
  • трафареты, шаблоны или готовые рисунки на картоне, пластике, стекле;
  • стеки, зубочистки, скалочки, формочки, штампы;
  • украшения — бисер, крупы, раскрашенные макароны, мелкие пуговицы, стразы, пайетки, ракушки;
  • шприц для выдавливания колбасок (пригодится для создания масштабных полотен продвинутым мастерам пластилинографии);
  • широкий скотч для заклеивания поверхности рисунка на картоне перед нанесением пластилина, чтобы было удобнее исправлять огрехи;
  • детские влажные салфетки для рук.

Очень удобно в качестве основы использовать одноразовые пластиковые тарелки. Пластилин на них хорошо держится, и в то же время рисунок легко корректировать. Круглая форма смотрится аккуратно, работа приобретает завершенный вид.

Сложность используемой техники должна возрастать поэтапно в зависимости от возраста и способностей ребенка:

  1. Начинающим художникам подойдет такой вариант, как размазывание пальчиками массы для лепки в пределах обозначенного контура.
  2. Детки от 5 лет, которые умеют скатывать из пластилина маленькие шарики или колбаски, смогут делать объемные рисунки.

Плоскостная лепка для самых маленьких

Знакомство с азами пластилинографии лучше всего начинать с рисования мазками. Предложите ребенку произвольно размазать несколько небольших разноцветных кусочков хорошо размятого пластилина на плотной поверхности (картоне или пластиковой доске). После этого можно начинать «раскрашивать» простые рисунки из крупных геометрических форм — солнышко, дерево, цветок, фигуры животных. Обычно малыши используют для работы указательный палец ведущей руки, но полезно подключать и другую руку, большие пальцы. Такие упражнения развивают синхронизацию работы обоих полушарий мозга.

Когда ребенок хорошо освоит прием размазывания, предложите нанести на рабочую поверхность 2–3 слоя пластилина любых цветов, а потом с нажимом поводить по ним пальцами или стеком. В зависимости от силы надавливания на палитре начнут проявляться разные оттенки — эффект поразит воображение малыша.

Мозаика из пластилиновых шариков

Эта техника доступна детям в средней или даже младшей группе детского сада. Как только малыш научился скатывать маленькие шарики из пластилина, можно предложить ему заполнить разноцветными комочками готовый контур, слегка придавливая их к основе. Такие занятия отлично развивают мелкую моторику и воображение. В этой технике можно изобразить что угодно, а любые погрешности легко исправить, просто переместив шарик на другой место.

Это свойство можно использовать. Попробуйте сделать с ребенком пластилиновый мультфильм на основе несложной картинки, передвигая комочки так, чтобы она «двигалась». Для съемок подойдет даже камера на мобильном телефоне, а малыш будет в восторге!




Пластилиновые колбаски и спирали

В старшей группе дети уже могут делать несложные композиции из пластилина, скатанного в тонкую колбаску. Здесь от них потребуется еще больше аккуратности и терпения — именно эти качества развивает работа в такой технике. Комбинируя полоски разных оттенков, ребята могут изобразить космос со звездами и кометами, а расположив слой пластилинового снега на зеленых ветках елей — настоящую зиму. В этой технике удачно получаются осенние деревья, подводный мир, пейзажи. Сложность работы можно повысить, располагая предметы один поверх другого, придавая картине глубину.




Пластилиновые жгутики, свернутые в спирали, похожи на цветы. Из таких заготовок можно собрать целый букет, а можно сделать кудрявую березку или пушистого кота. Палитра рисунков станет богаче, а сами работы — красивее, если скатывать пластилин близких оттенков, не смешивая их до однородного цвета. Чтобы получить нарядный леденец, нужно аккуратно перекрутить между собой два тонких жгутика (лучше – изготовленных с помощью шприца) ярких цветов, после чего свернуть полученную полоску в плоскую спираль или нарезать коротких палочек с крючком на конце.

Расположите среди полос белого пластилина 1–2 голубых, зеленых и розовых, после чего нанесите поперек всех живописные зигзаги стеком-лопаткой. Цвета слегка перемешаются, и получится северное сияние.

Рисование процарапыванием и вмятинами

Даже 3-летний малыш может нацарапать стеком или любой другой подходящей палочкой узоры на поверхности, покрытой пластилином. Получится своеобразная граттография. Ребята постарше используют подобные инструменты для детализации рисунка, придания ему дополнительного объема, реалистичности. Мелкие царапины помогут изобразить пушистые еловые ветви или роскошный лисий хвост, острой палочкой удобно рисовать чешую на разноцветных рыбках.

Малыши могут выдавливать на размазанном пластилине готовые фигурки с помощью специальных формочек. Старшим дошкольникам интересно с помощью этого же приема создавать орнаменты. В этом случае цельные силуэты заменяются маленькими фигурными штампами, в роли которых могут выступать декоративные пуговицы или макаронные изделия интересной формы. Инструмент с наконечником в виде полусферы поможет сделать углубления для глаз у животных или сказочных героев: с таким приспособлением качество картинки сразу повысится.

Купите ребенку набор из разнообразных стеков. Большой выбор наконечников — острых, плоских, круглых, зазубренных — подстегнет фантазию юного художника и вдохновит его на поиск новых образов.

Пластилинография — отличный вариант для проведения творческих занятий как с малышами, так и с ребятами школьного возраста. В этой технике у детей получаются оригинальные открытки для мамы на 8 Марта или папе к 23 февраля, новогодние и конкурсные поделки. Различных приемов и хитростей в исполнении пластилиновых картин очень много, все зависит от фантазии и опыта юного художника.

Азы пластилинографии для детей: польза и техники

Неутомимые поиски творческих занятий, подходящих малышам и непременно их увлекающим, заставляют педагогов проводить эксперименты с материалами, техника работы с которыми давно зарекомендовала себя в положительном ключе. Пластилинография для детей — удачный пример, в котором объединены лепка с процессом рисования. Возможности такого мероприятия намного шире, нежели у обычного занятия с пластилином, знакомому каждому. Заниматься маленькие художники таким творчеством могут, достигнув трехлетнего возраста.

  • Польза рисования пластилином
  • Правила работы
  • Что нужно иметь
  • Плоскостная лепка
  • Мозаика из шариков
  • Колбаски со спиралями
  • Рисование процарапыванием и вмятинами

Польза рисования пластилином

Дети интуитивно пытаются разнообразить повседневные занятия, поскольку им требуется многое узнать, научиться практически всему самостоятельно. Это полезно для всестороннего развития. Замещение обучающей деятельности творческими экспериментами позволяет совершенствовать когнитивные навыки, пробуждать в себе способность мечтать, воображать, мыслить нестандартно.

Рисование — доступный и наиболее любимый вид занятий для ребят любого возраста. Средства изобразительного искусства не имеют ограничений: можно использовать карандаши, песок, пластилин либо просто палец, водя им по заиндевевшему стеклу. Процесс активно развивает у малышей мелкую моторику. При использовании кисти рука учится держать ручку для письма, работа с песком позволяет усилить тактильные ощущения, невероятно успокаивая малыша. Лепка пластилином укрепляет пальчики, настраивает на аккуратность, даря простор творческим фантазиям.

Правила работы

Обучение технике пластилинографии происходит быстро. Детям необходимо просто отрывать от куска материала небольшие части нужного цвета, а затем делать из них маленькие шарики. Эти элементы требуется приклеить к листу бумаги с нарисованным на нем изображением в нужном месте. После размещения на поверхности очередной детали картины, ее слегка прижимают пальцем. Такая процедура удобна тем, что позволяет исправлять допущенные ошибки без каких-то лишних усилий.

Когда малыш создает на полотне пластилиновое изображение, необходимо соблюдать такую методику действий. В работе используйте только яркий материал, которому легко задавать необходимую форму. Так будет проще ручкам, которые еще не слишком окрепли, создавать эксклюзивные рисунки.

Для закрепления полученных навыков разделяйте этапы обучения: вначале покажите, как надавливать на материал, потом тренируйтесь в его размазывании. После сочетайте в игре оба способа.

Что нужно иметь

Пластилин желательно подбирать податливый, в достаточной мере мягкий, чтобы ребенок без усилий мог менять форму элемента. Подойдет восковая либо иная безопасная масса. Не требуется искать многоцветную продукцию — главное, чтобы оттенки хорошо смешивались, были яркими. Непременно купите белый с черным материалы, чтобы продемонстрировать крохе, как происходит преобразование цветовой насыщенности.

На первых этапах занятий для работы нужно приготовить:

  • раскаточную доску;
  • изображения, нанесенные на картон либо пластик;
  • палочки, формочки;
  • украшения для придания рисунку праздничного вида;
  • кондитерский шприц (им легко выдавливать колбаски);
  • широкий скотч (пригодится для заклеивания рисунка перед работой, чтобы стало удобно быстро исправлять ошибки);
  • влажные салфетки, чтобы протирать испачканные пластилином ручки.

Плоскостная лепка

Начинать приобщать малыша к пластилинографии следует с обучения навыкам рисования продольными мазками. Покажите ребенку, как нужно растирать по поверхности несколько разноцветных ломтиков размятого пластилина. Потом начинайте выполнять «раскрашивание» геометрических фигур в виде солнышка, большого цветка, пирамидального тополя, зверей. Часто дети применяют в процессе работы только указательный палец, однако постарайтесь, чтобы они использовали обе конечности. Такие упражнения помогут улучшить синхронизацию деятельности мозговых полушарий.

Мозаика из шариков

Подобная техника детской пластилинографии доступна большинству детей. Когда ребенок научится самостоятельно скатывать из материала маленькие сферы, предложите ему задание — заполнить заранее нарисованный контур этими разноцветными комочками, не сильно прижимая пластилин к поверхности. Такое занятие прекрасно развивает воображение и мелкую моторику. При выполнении упражнения получится раскрасить самый фантастический рисунок, придав ему объем.

Любые погрешности в работе легко исправить — достаточно только переставить в нужное место цветной шарик.

Колбаски со спиралями

Дошкольникам уже подвластно выполнение несложных пластилиновых композиций. Для этого необходимо скатывать материал в тонкие стержни. Здесь требуется максимум терпения, внимательности и аккуратности — такие качества характера развивает подобная деятельность. Комбинируя разноцветные полоски, дети изображают космические картины со звездами, зимний лес, подводный мир, осенние деревья. Прекрасные полотна получится сделать, если располагать объемные рисунки.

Усложненный вид творчества — свертывание пластилиновых жгутиков спиралью, напоминающей цветы. Используя такие заготовки, удается собрать шикарный букет, изобразить пушистую собачку либо кудрявую березку.

Палитра в таких рисунках будет намного богаче, работы существенно красивее, когда скатывать вместе пластилин похожих оттенков, но, не добиваясь однородности колера. Для получения праздничного леденца потребуется аккуратно перекрутить пару тонких ярких жгутиков (добытых посредством выдавливания из шприца). Затем их нужно свернуть в виде спирали.

Рисование процарапыванием и вмятинами

Такая техника подвластна даже трехлетним детям. Сначала любую поверхность нужно покрыть слоем пластилина. Затем малышу вручить тонкую деревянную палочку и предложить ею нарисовать на материале любые узоры. Ребятам постарше подобный инструмент поможет детализировать готовое изображение, придавая ему реалистичность посредством создания дополнительного объема.

Мелкими царапинами делают пушистые еловые лапы, роскошный хвост рыжей лисички. Еще острой палочкой легко рисовать тонкие чешуйки, покрывающие тала разноцветных рыбок. Дети могут выдавливать специальными формочками готовые фигурки на размазанном слое пластилина. Дошкольникам нравится аналогичным способом создавать изумительные орнаменты. Для этого вместо цельных силуэтов применяют небольшие штампы, которыми вполне способны являться макаронные изделия, декоративные пуговицы. Инструмент, у которого присутствует на кончике полусфера, удобен для выполнения углублений в местах расположения глаз сказочных героев либо зверей.

Методика рисования с пластилином — прекрасный вариант творческих игр с малышами. В такой технике ребята способны создавать оригинальные поздравительные открытки родителям, новогодние поделки, конкурсные задания. Всевозможных приемов и маленьких хитростей в изготовлении пластилиновых полотен чрезвычайно много, здесь огромный простор для фантазии юного художника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: