На что похожа буква й

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Й] и буква Й»

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Й] и буква Й»

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Й

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новым звуком «Й». Звук [Й] обозначается буквой -и краткое (Й).

-На какую букву она похожа (И). Эта буква очень похожа на букву «И»

Воспитатель;

Букву Й, зовут «И кратким»

«Й» как «И» в тетрадке.

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

Воспитатель;

Буква «Й»- ленивая. В начале слова она редко встречается и то только в иностранных словах йод, йога, йогурт

Воспитатель;

Определите: гласный или согласный?

Приложите пальцы к гортани и определите звонкий или глухой звук [Й’].

Скажите, какой по характеру звук [Й’]?

Вывод: Звук [Й’ ] — согласный, звонкий, всегда мягкий.

II. Основная часть.

Один ребенок делает задание у доски.

К доске идет у кого в имени есть звук Й. Да, это у нас Андрей

(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Андрей букву Й на первом этаже, под буквой Л,перед буквой Р.

Воспитатель: какую неваляшку выбираем?

Андрей: зеленую с колокольчиком

Андрей : потому что Й- согласный, звонкий, бывает только мягким

Воспитатель: Теперь Андрей найди в словах звук Й и напиши букву Й. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)

1. Приозносим слова:

Попугай: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в конце слова, пишем зеленым цветом

Йод: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым

Майка: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в середине слова, пишем зеленым

2. В пустых клетках, рисуем предметы со звуком Й

Йогурт: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым

Трамвай: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в конце слова, пишем зеленым

Соловей: Й- согласный, звонкий, мягкий, находиться в конце слова, пишем зеленым

Воспитатель: А вы какие предметы нарисовали Даша и Женя?

Даша : воробей, йогурт, муравей

Женя :Дюймовочка, Айболит, лейка

Воспитатель: молодцы ребята, все справились

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

5. Игра «Транспорт»

Цели. На примере слов: транспорт, воздушный, водный, городской — тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Развиваем навык деления слов на слоги. Закрепляем знания по теме «Транспорт», умение различать виды транспорта (водный, воздушный, городской, железнодорожный) .

Ход игры. Взрослый предлагает назвать и обобщить одним словом предметы, представленные на картинке (транспорт). Ребенок выполняет звуко-буквенный анализ слова транспорт. (Взрослый обращает его внимание на различие в произношении и написании слова: [транспарт], транспорт.)

Ребенок называет буквы, пропущенные в этом слове, вписывает их (Т, Р, Н, С, П, Р, Т) и обобщает (согласные).

Задание: вспомнить виды транспорта (воздушный, водный, городской, железнодорожный). Ребенок анализирует слова, написанные под картинками, и выполняет с ними задание, аналогичное предыдущему; выполняет звуковую и слоговую схемы слов водный, воздушный, городской.

Ребенок указывает стрелками, к какому виду транспорта относится каждая машина.

Взрослый задает вопрос: «Какой вид транспорта не был упомянут в игре?» (Железнодорожный). Ребенок перечисляет машины, относящиеся к этому виду транспорта.

6. Игра «Нарисуй сам» Цели. Тренируем умение писать (списывать) слова. Закрепляем знание о правильном написании слова транспорт. Развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Проверяем знания по теме «Транспорт».

Ход игры. Выполняя звуко-буквенный анализ недописанного слова транспорт, ребенок вписывает пропущенные гласные буквы, комментируя правильное написание этого слова. Затем он анализирует схему предложения, в состав которого входит слово транспорт, и определяет, сколько еще слов нужно дописать в этом предложении. Взрослый поясняет, что здесь недописано слово, обозначающее вид транспорта. Ребенку нужно вписать (списать из предыдущей игры «Транспорт») название любого вида транспорта. Выполняя задание, он вспоминает правило: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

В заключение ребенок рисует и называет машины, относящиеся к этому виду транспорта.

7. Игра «Трамвай»

Цели. Учим делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове. На примере слов самосвал, грузовик, трамвай продолжаем развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение дифференцировать виды транспорта (грузовой и пассажирский транспорт). Развиваем зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок.

Ход игры. Взрослый объясняет, что в написанных, словах нужно правильно расставить слоги — тогда можно будет прочитать названия различных машин. Переставив слоги, ребенок читает и пишет слова: самосвал, трамвай, грузовик.

Предлагается определить, какая из машин лишняя и почему. (Трамвай лишний, так как это пассажирский транспорт, а остальные машины — грузовой.) Ребенок должен узнать, какая из машин нарисована точками (трамвай). Ребенок заканчивает рисунок по точкам, раскрашивает его, подписывает название, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова. Взрослый должен обратить внимание ребенка на правильное произношение и написание слова трамвай.

Итог занятия.

— Вот мы и познакомились со звуком и буквой Й.

— Что вы можете сказать про этот звук?

-Назовите слова со звуком [Й].

— Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Б (БЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква И» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве И. Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве П Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Т Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Согласный звук [й] и буква й

Урок 20. Русский язык 2 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Читайте также  Как состарить джинсы в домашних условиях

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Согласный звук [й] и буква й»

Это снова я – Василиса. Сегодня мне очень захотелось поделиться с вами тем, что недавно и меня очень заинтересовало. Мы поговорим о самой, пожалуй, необычной букве русского алфавита. Это буква непростая. Она умеет играть в прятки. При этом звук, который она обозначает, мы слышим, а букву не видим. Вы, конечно, догадались, что это за буква. Кто догадался? Конечно, это – буква И краткое. Даже название у неё необычное. А вы знаете, что это одна из самых молодых букв нашего алфавита. Ей всего-то около трёхсот лет. Удивились? Да-да большинство букв гора-а-аздо старше.

Итак, сегодня мы поговорим про букву И краткое и звук [й].

В первом классе вы уже познакомились с буквой И краткое. Эта буква очень похожа на букву И, Они отличаются только тем, что над буквой Й есть надстрочный знак – как будто маленькая улыбочка. Но звук [И] мы можем долго-долго тянуть: и-и-и-и. И даже петь: и-и-и-и. При этом звук свободно выходит изо рта, не встречая никакой преграды. Вы же помните, что звук мы обозначаем в квадратных скобочках? А вот попробуйте-ка потянуть звук [й]. Язык сразу приподнимается, перекрывая проход, и звук получается коротким. Вот потому-то, несмотря на внешнее сходство, мы говорим, что [и]– гласный звук, а [й] – согласный.

При этом, когда мы произносим мягкие согласные звуки, наш язык слегка приподнимается к верхнему нёбу. Если сомневаетесь, проверьте. Попробуйте произнести, например звук [К] твёрдо, а потом мягко. [К – К/]. Или любую другую согласную букву, и понаблюдайте за своим язычком. – [т] – [т/], [л] – [л/], [р] – [р/]. А теперь попробуем произнести звук [й]. [Й] – [Й]… Чувствуете, что язык приподнялся? Это потому, что согласный звук [й] – мягкий.

Ну а теперь давайте попробуем произнести этот звук громко, звонко. [Й]! Получилось? Значит, звук [й] – звонкий. А есть ли у звука [й] пара? Вот, например, у звука [Б] есть парный мягкий [Б/], и у каждого из них есть ещё парные глухие – [П] И [П/]. Ну что, не получилось найти пару звуку [й]? Конечно, звук [й] непарный ни по звонкости-глухости, ни по твёрдости-мягкости.

Итак, мы доказали, что звук [й] согласный, мягкий, звонкий, непарный.

А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Один-много». Я говорю слово, обозначающее что-то одно, а вы – это же слово, обозначающее «много».

Бой – бои, герой – герои, музей – музеи, лентяй – лентяи, каравай – караваи. Что же изменило слова, превратив один предмет в много предметов? Просто букву Й заменили на букву И. Но это ещё не всё. Сейчас попробуем разделить наши слова на слоги.

Бой – 1 слог, бо-и – 2 слога. Ге-рой – 2 слога, ге-ро-и – 3 слога. Му-зей – 2 слога, му-зе-и – 3 слога. Лен-тяй– 2 слога, лен-тя-и – 3 слога. Ка-ра-вай – 3 слога, ка-ра-ва-и – 4 слога.

Как же так, вроде бы слово одно и то же, а количество слогов – разное. А дело в том, что буква И – гласная. Она, как и все гласные, образует новые слоги. А вот, как мы уже доказали, буква Й краткое – согласная, поэтому слог она не может образовать.

Иногда слово целиком не помещается на строчку. Дописать его на полях или, что даже смешно, на другой странице нельзя. Что же делать? Ну конечно, перенести часть слова на другую строку. Как же переносятся слова с буквой Й?

Посмотрите ещё раз на слова с буквой Й. Вы заметили, что буква Й почти всегда пишется после гласной? При переносе мы её никогда не станем отрывать от этой гласной. Ведь они так между собой дружат – гласная, и стоящая после неё буква Й. Ге-рой, му-зей, ка-ра-вай.

И даже если И краткое стоит в середине слова, как в словах гайка, лайка, зайка, мы все равно И краткое не будем отрывать от предыдущей гласной буквы. Гай-ка, лай-ка, зай-ка.

Иногда буква Й может стоять не после, а перед гласной, например, майонез, фейерверк. Или даже в начале слова – йод, йогурт.

И все они пришли в русский язык из других языков – французского, английского, немецкого, и других. Написание этих слов надо проверять по словарю и запоминать.

А помните, я говорила, что буква Й краткое любит играть в прятки? Как вы думаете, когда мы не видим букву Й, но слышим звук [й]? Ну конечно, когда называем буквы Я, Е, Ё, Ю и в словах, в которых эти буквы стоят в начале слова или после гласных. Например, яхта [й/ахта ], енот [й/энот], ёлка, юбка [й/упка], маяк [май/ак ]. Видите, как ловко звук [й] спрятался в буквах Я, Е, Ё, Ю?

Ну что же, пришла пора прощаться. Осталось только вспомнить всё, о чём недавно узнала я и решила поделиться с вами, ребята.

* Буква й обозначает звук [й]. Он согласный, мягкий, звонкий, непарный.

* Буква й не образует слога (лесной, чайка).

* При переносе Й не отрывается от впереди стоящего гласного (зай-ка, лей-ка).

* Чаще всего буква Й пишется в середине или в конце слова после гласной, но иногда в словах, пришедших к нам из других языков, может стоять в начале слова или перед гласной.

Слов на «Й» совсем немного:

Йогурт, йод, и слово йога.

Йорк, Йоркшир, Йошкар-Ола…

Мало их, мои друзья.

А теперь я попрощаюсь с вами, ребята. До новых встреч.

Буква «й» (и краткое), обозначающая согласный звук [й’]» (1-й класс)

Класс: 1

Задачи:

  • Познакомить с новым звуком [й,] и буквой («и краткое»).
  • Учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
  • Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
  • Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к старшему поколению.

Оборудование: учебник «Русская азбука»/В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов – М.: Просвещение, 2007 год , карточки со словами и слогами, картинки животных, плакат «9 Мая», линейка, бутылочка с йодом, каравай.

I. Организационный момент

Учитель: Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня, и наших дорогих гостей.

II. Повторение

Выделение звука [й,]

Учитель: Отгадайте загадку:

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (Трамвай)

Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Приложение. Рисунок 1)

Учитель: Какой звук услышали в конце слова?
Предполагаемый ответ учащихся: Звук [й,]
Учитель: Этот звук вам уже знаком. Мы встречали его, когда изучали буквы «е», «я», «ё». Прочитайте слова и вспомните, в каких случаях буквы «е», «ё», «я» обозначают два звука.
Слова для чтения: енот, маяк, ружьё
Предполагаемые ответы учащихся: В начале, после гласной, после разделительного Ь

III. Объяснение нового материала

Постановка цели

Учитель: Сегодня мы научимся распознавать звук [й] и обозначать его новой буквой « и краткое». А также научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Работа со звуком

Учитель: Произнесём звук [й] и поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.

Вопросы учащимся:

  • Дайте характеристику звуку [й] (Согласный)
  • Докажите (Не поётся, есть преграда во рту)
  • Закройте уши, произнесите звук [й]
  • Что услышали? (Звук)
  • Сделайте вывод: звук звонкий или глухой. (Звонкий)
  • Определите, твёрдый или мягкий.
  • Повторите характеристику звука [й]

(1 учащийся дает полную характеристику звука [й,], затем все повторяют хором, далее учащимся предлагается игра «Найди звук»)

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите звук [й]. Если звука нет, молчите.

Лиса, копьё, майка, игрок, лицо, троллейбус, имя, чай, сильный, яма, машина, чайка.

– Молодцы! Большинство из вас правильно нашли звук. А кто ошибался, не огорчайтесь. Мы учимся.

Читайте также  Антуриум карликовый уход в домашних условиях

Знакомство с новой буквой

Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [й]. (И краткое)
– Посмотрите внимательно. На что похожа буква?

Учитель показывает карточку с буквами Й й

– Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
– Посмотрите, на что ещё похожа буква.

Учитель: Чтобы букву вы хорошо запомнили, напечатаем её на спинке друг у друга.

Работа в парах

Дети печатают на спине друг друга заглавную букву Й, маленькую букву й.

Учитель: Я думаю все запомнили эту букву.

Буква Й (и краткое) не простая.
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.

IV. Закрепление нового материала

Отгадывание сказочных героев

Учитель: Ребята, а вы любите читать сказки?
Я проверю, как хорошо вы знаете сказочных героев.
«Доскажите слово» и определите место звука [й]: в начале, в середине, в конце и скажите, какой буквой обозначается этот звук.

Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

1. В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла. (Дюймовочка)

2. Я – великий умывальник
Знаменитый (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена сказочных героев)

Работа со слогами, словами

Учитель: Заглянем в больницу к Айболиту. На приёме у него посетители невесёлые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой. (Приложение. Рисунок 3) А мы будем отправлять к доктору других пациентов.
– Сегодня день особенный. На приём к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й. Кто может придти к Айболиту?
Предполагаемые ответы учащихся:Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок
Учитель: Достаточно на сегодня посетителей.
Ребята, а вам интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?

Всех послушал Айболит
И животным говорит:
«Ваша хитрая семейка
Заболела «неумейкой».
Помогать вам не хочу,
Я лентяев не лечу.»

Учитель: Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый? (Звери – лентяи, притворщики)

Учитель: Давайте поможем, ребята, вылечить болезнь «неумейку» и вернём животным доброе имя.

– Научим читать слоги и слова воробья.

Учитель: В чём отличие каждой пары слов?
– На какую букву оканчиваются слова в 1 столбике? А во втором?
– Сколько слогов имеют слова в 1 столбике? Почему? А во втором?

2) И Зайка слёзы льёт. Он не может написать правильно своё имя.

ЗАИКА (карточка со словом)

– Прочитаем, в кого он превратился. Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?

Предполагаемые ответы учащихся: Дописать галочку сверху. (Приложение. Рисунок 5)

3) Поможем попугаю подобрать противоположные по смыслу слова: узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий. (Приложение. Рисунок 6)

4) Научим Белого медведя делить слова на слоги. (Приложение. Рисунок 7)

ЛИ – НЕЙ – КА, КА – РА – ВАЙ, ЙОД [ёд], ГЕ – РОЙ, ВОЙ – НА

Задания детям: (учащиеся выполняют задания по каждому слову)

1. Прочитайте слово.
2. Разделите на слоги. Какое правило знаете?
3. Растолкуйте значение этого слова.

ЛИ – НЕЙ – КА: (показ предмета)

а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма

б) инструмент для измерения и чертежа. (на математике – отрезки чертим по линейке)

в) строй в шеренгу (на физкультуре)

КА – РА – ВАЙ: большой круглый хлеб (показ предмета)
ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
– А знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и делают на фабрике йод.
ГЕ – РОЙ: человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблестный.
ВОЙ – НА: вооруженная борьба между государствами, народами.

V. Физминутка

Учитель: Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.

Учитель проводит игру «Если нравится тебе, делай так…».

VI. Работа с учебником (работа с текстом)

Учитель:

Дети, а вы здоровы?
Тогда отвечайте дружно мне
С какой буквой сегодня знакомы?
С буквой «И краткое». Молодцы!

– Откройте азбуку на странице 158-159.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию.

Учитель: Какое страшное слово «война». В течение столетий русскому государству приходилось вести войны с оружием в руках, защищать мирную жизнь людей. К счастью, мы не были участниками того тяжёлого времени. Не знаем, что такое война. Мы живём мирной жизнью.

Задание детям: У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время. А потом расскажете об этом в классе.

Работа со словами

Учащиеся учатся читать слова, которые встретятся в тексте: дедушка, медаль, солдат, отвага.

Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса.

Вопросы детям: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?

Вопросы детям по прочитанному тексту:

– Кем был дедушка на войне? (Солдатом)
– Какую награду получил дедушка на войне? (Медаль за отвагу)
– Как вы понимаете слово «отвага»? (Смелость, храбрость, бесстрашие)
– Какой подвиг мог совершить дедушка? (Мог подорвать танк гранатой, мог сбить самолёт, взять в плен немецкого офицера…)
– Прочитайте из текста, что сказала мама о дедушке. (дедушка стар, а душа у него молодая.) (Приложение)
– Как понимаете слова мамы? (В пожилом возрасте дедушка чувствует себя молодым, энергичным, жизнерадостным, ощущает прилив новых сил)

Учащиеся читают еще раз текст («жужжащее чтение») и готовятся к пересказу.

Задания учащимся: Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й (Война)

Учитель: А вы бы хотели, чтобы сейчас наступила война? Почему? (Война всё разрушает, гибнут люди)

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда будет МИР!

VII. Подведение итогов урока

Учитель: С какой буквой познакомились на уроке?
– Обратимся к алфавиту, между какими буквами стоит Й?
– Какой звук эта буква обозначает?
– Поднимите руку, кто порадовал себя своими ответами.

VIII. Домашнее задание

Читать текст на страницах 158-159, уметь его пересказывать.

Презентация по русскому языку «Буква й»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

На что похожа буква
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Доскажите словечко
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется …

Описание слайда:
Описание слайда:

Доскажите словечко
Что мы пели, угадай?
Кара …

Описание слайда:

Доскажите словечко
Что нам пели, угадай?
Баю …

Описание слайда:

Доскажите словечко
Что в стакане, угадай?
Сладкий …

Описание слайда:

Назовите слова, начинающиеся с й

Описание слайда:

ай айва зайка – заика

ой мой трамвай – трамваи

ый новый война – воин

ий синий строй — строит

Описание слайда:

Поиграем !
Добавьте предметы.

Какой? Какая? Какое? Какие?

красный красная красное красные

хороший хорошая хорошее хорошие

рыжий рыжая рыжее рыжие

Описание слайда:

Угадайте сказочных героев

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Почему Дюймовочка,
Айболит и Незнайка
пришли к нам на урок?
й

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Отгадайте ребус
Й
Ш

Описание слайда:

Отгадайте ребус
100 Й

Описание слайда:

Внимательны ли вы ?
Придумайте слова с й в конце слова
Придумайте слова с й в середине слова
Придумайте слова с й в начале слова

Описание слайда:

На уроке
Я не понял
Мне понравилось
Я узнал

Читайте также  Про верность мужчины в отношениях

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Русский язык
  • 1 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных»

Рабочий лист по теме «Состав слова»

Рабочий лист по русскому языку «Повторение»

Рабочая программа 8 вида «Русский язык»

Презентация по русскому языку «Буква ё»

Презентация по русскому языку «Звук и буква Ж»

Презентация по русскому зыку «Звук и буква Ш»

Доклад «Современные инновационные педагогические технологии как условие развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе. Из опыта работы.»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5215815 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Учительница придумала соцсеть, где школьники помогают друг другу с уроками

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Учим буквы. Буква «Й»

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

И снова для вас рубрика учим буквы. Как вы правильно догадались сегодня у нас согласная буква «Й». Почему согласная? А произнесите звук. Ну как легко проходит звук? Конечно же, преграды встречает, мешает язычок и зубы.

В начале слова этот звук встретишь ты не так часто, зато в середине и в конце слова сколько угодно. Вот и начните с того, придумайте слова со звуком «Й». Выложите или вылепите букву.

Ну а дальше придумайте сами, может вы уже с малышом, создаете свою азбуку?

Я лишь предлагаю вам в помощь практический материал: художественное слово, игры, скороговорки, загадки.

Буква «Й»

Веселые стихи

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» –

Чуть завидев с йодом склянку.

Йод порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

У меня игла и нить,

Я учусь у мамы шить.

Если пальчик уколю,

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем большой!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

Йог Ивану бы помог,

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху палочку пиши.

Тополь под горой стоит,

Зайца серого найду.

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой.

Й – веселый попугай.

Скороговорка

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Пословицы и поговорки

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

3. Холода не бойся. По пояс мойся.

Игры

Игра «Кто больше».

Придумайте слова со звуком [й] в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

Игра «Превращение слов».

Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой), моет (мой), строит (строй), поёт
(пой), решает (решай), играет (играй), повторяет (повторяй), плавает (плавай), думает (думай).

Игра «Где звук».

Учитель предлагает детям определить позицию буквы «й» в словах: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

Игра «Узнайте звук».

Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Игра «Доскажи словечко».

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай.

Что мы пели, угадай?

Что нам пели, угадай?

Что за месяц, угадай?

Что в стакане, угадай?

Лечит он болячки, ранки.

Зимой уснули комары,

Спит медведь в берлоге,

А где-то в джунглях от жары

Игра «Любопытный».

– Как тебя зовут? (Андрей.)

– Что ты любишь на завтрак? (Яйцо.)

– Какой вид транспорта предпочитаешь? (Трамвай, троллейбус.)

– Куда любишь ходить в выходной? (В музей.)

– Во что ты набираешь воду, чтобы полить цветы? (В лейку.)

– Какой фрукт ты любишь? (Айву.)

– Какой напиток ты любишь? (Чай.)

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

ша – ба, геро –, трамва –, изуча – те.

Игра «Превращение слов».

1. Вставьте пропущенные буквы в слова:

О т в е т : майка, гайка, зайка, лайка, шайка;

2. Измените каждое слово так, чтобы в нем была буква «й».

Строитель (стройка), лить (лейка), заяц (зайка), читатель (читайте), зима (зимой).

Игра «Занимательные модели».

Составьте слова по следующим моделям.

1. – – й (Май, лай, чай, вой, бой.)

– – й – – (Майка, майка, чайка, сойка, гайка.)

– – – ей (Музей, лицей, жокей, пырей.)

Загадки

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился весной.

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

– Эй, сними меня! – кричит.

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки.

Ну вот мои дорогие, ваши практические советы пополнились еще одной буквой, это буква «Й».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: