Национальная одежда эскимосов

Интересные факты об эскимосах

Эскимосы. Что мы знаем об этих людях, кроме того, что они живут в очень холодных районах нашей планеты? Да мало что. Попробуем восполнить этот пробел, и узнаем о быте этого народа, мифологии, религии, кухне, творчестве, отношению к смерти и многом другом.

Эскимосы — народ, проживающий на российской Чукотке, американской Аляске, в Гренландии и на севере Канады.Слово «эскимос» переводится как «человек, который ест сырую рыбу». Сами эскимосы не любят, когда их так называют, и предпочитают другое название — «инуиты».

Быт эскимосов

Все в укладе жизни этого народа приспособлено к выживанию в суровых условиях. Конечно, сейчас цивилизация немного коснулась этого народа, но многое у них осталось в том виде, как и столетия назад.

Сначала поговорим об эскимосских домах. В достаточно цивилизованных местах эскимосы живут в домах из дерева, камня и других материалов, но, в основном, этот народ живет по старинке, особенно люди, ведущие кочевой образ жизни.

У инуитов есть два вида национальных жилищ — зимнее и летнее.

Иглу — зимний дом эскимосов в форме полусферы, который возводится из снежных блоков. Диаметр его составляет 3 — 4 м, высота — 2 м. Иногда иглу вырезается из большого сугроба. Если эскимосский поселок состоит из нескольких иглу, то их соединяют «снежными» коридорами, что, на мой взгляд, очень удобно — можно , не выходя на улицу, пройти к соседу. Кто-то скажет, что в иглу, небось, температура чуть выше, чем на улице, но нет — внутри этого жилища, обогреваемого специальными лампами, достаточно тепло.

И светло — солнечный свет внутрь поступает и сквозь снеговые стены, и сквозь маленькие оконца, затянутые кишками тюленя или моржа (но их делают не всегда).

Внутри иглу пол и стены покрывают шкурами.

Яранга

Это летнее жилище эскимосов и других северных народов, которое достаточно быстро возводятся и разбирается. О технологии строительства яранги мы упоминали, рассказывая о чукчах.

Ярангами, как правило, пользуются кочующие эскимосы. При переезде на новое место яранга разбирается, и весь «стройматериал» перевозится по «новому адресу».

В домах, как правило, живут несколько эскимосских семей. Каждое семейство имеет свою «комнату» — отделенную от остальных шкурами или коврами часть дома. Внутри «комнат» у каждого свое место: дети и супруги спят в центре, одинокие родственники — ближе к краю. В лютые морозы инуиты берут в дома собак, которые ложатся рядом с хозяевами и согревают их своим теплом.

Эскимос на каяке

Каяк — лодка, без которой эскимосам никак нельзя, ведь рыбалка и охота на крупных морских млекопитающих для них жизненно важны. В переводе с эскимосского «каяк» означает «покрытая», и действительно это судно не имеет открытого верха, как обычные лодки. Он у каяка закрыт полостью из кожи морских животных (тюленей или моржей), называемой «юбка». Да и сам каяк тоже выполнен из вышеупомянутой кожи, натянутой на деревянный каркас (или каркас из кости). Все детали каяка соединены между собой с помощью китового уса.

Эскимос учит сына плавать на каяке

Человек, сев в каяк и закрывшись юбкой, защищен от попадания внутрь судна воды. Но ведь в холодных морских водах нередко штормит, да и близость крупного животного может оказаться опасной, а потому высока вероятность перевернуться. Но эскимосы способны совершать так называемый «эскимосский переворот», когда каяк переворачивается, гребец уходит под воду, но там делает резкий гребок веслом, и вновь оказывается на плаву. Причем такой переворот для инуитов дело обычное, ему стараются сызмальства научить каждого ребенка. И это многим спасает жизнь.

С помощью каяка эскимосы, в частности, охотятся на крупных морских животных. Но для этого им еще нужен гарпун.

Основной наземный транспорт эскимосов — сани с собачьей упряжкой.

Кухня эскимосов

Как мы уже упоминали, эскимосы — сыроеды, хотя иногда едят и вареную пищу. В их рационе есть мясо, рыба, яйца птиц, травы, ягоды, водоросли. Очень любят эскимосы замороженные мясо, китовый жир и рыбу.

Эскимосские дети обедают

Принесенная рыболовом или охотником добыча не становится пищей только для семьи добытчика. Ее выкладывают на улице на большом столе, и все желающие могут взять себе кусок. Молодцы!

Первыми к столу подходят охотники. Мясо животного разрезается на кусочки и смешивается с жиром и мозгами. Если добычей стал тюлень, помимо выше озвученного «деликатеса», каждый наливает себе стакан крови и отрезает кусок печени животного. Зачем эскимосы пьют кровь тюленей? Инуиты считают, что кровь животного, смешавшись с их собственной, даст прилив сил и укрепит здоровье. По легенде, давным-давно эскимосы и тюлени заключили между собой договор, по которому люди всегда будут есть тюленей и пить их кровь, причем эскимосы не могут не следовать этому, иначе тюлени обидятся и перестанут плодиться.

Затем к трапезе приступают женщины, дети и старики. «Коронные» блюда эскимосов — это блюда с трупным ядом (копальхен и кивиак), которые не стоит пробовать людям, не подготовленным к поеданию таких деликатесов с детства.

В качестве десерта эскимосы едят акутак — блюдо, по их мнению, отдаленно напоминающее наше мороженое. Хотя, на мой взгляд, у любителей мороженого вряд ли возникнет такая ассоциация. Акутак — смесь жира животного, мяса, рыбы, различных ягод, сахара и воды.

Пьют эскимосы настои лечебных трав.

Чего эскимосы никогда не едят — это грибы. Причем это не связано с их вкусовыми предпочтениями или с отсутствием грибов в местах их проживания. По эскимосской легенде, грибы — это уши дьявола, с помощью которых он узнает все, что делают живущие люди.

Мне не холодно

Национальная одежда народов Севера

Традиционный костюм многое рассказывает о народе. Какой образ жизни ведут эти люди, где живут, чем занимаются. Главное предназначение одежды на Севере – сохранять тепло. Но не только! Если приглядеться повнимательнее, национальные узоры расскажут целую историю.

Содержание

  • Тепло и удобно
  • Эстетика и смысл
  • Малица, кухлянка, аткук
  • К – камлейки и кафтаны
  • Унты, пимы, торбаса
  • Головные уборы
  • Коколдо и другие рукавицы

Тепло и удобно

Коренные жители северной тайги и тундры – оленеводы и морские охотники – веками используют для изготовления верхней одежды шкуры и мех. Ведь большую часть времени в Арктике холодно, поэтому костюм должен хорошо сохранять тепло, быть функциональным, удобным и не стеснять движений. Дополнительная функция – защита: прочный материал убережет от ссадин и ран.

Одна из главных примет традиционной одежды народов Севера – многослойность. Чем больше слоев одежды, тем больше между ними «прослоек» воздуха, благодаря которым и сохраняется тепло.

Чаще всего жители Арктики из шкур морских млекопитающих делают штаны и обувь, из оленьих – верхнюю одежду и утепляют ее лисьим, беличьим, песцовым мехом. Морские охотники шьют дождевики (камлейки) из кишок моржа и нерпы. У чукчей широко распространена ровдуга – замша из лосиных или оленьих шкур.

Правильная выделка шкур – тяжелая работа и требует мастерства, поэтому умелые скорняки пользуются уважением. Качественная одежда из натуральных материалов не только удобна, но и за счет правильной терморегуляции предотвращает излишнее потоотделение. А это важно в условиях, когда возможность принять душ и устроить стирку бывает не всегда.

На Таймыре живет несколько коренных народов Севера. На фото представители долган, нганасан и энцев в национальных костюмах.

Эстетика и смысл

Традиционный костюм вепсов

Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Например, отличительная черта вепсской вышивки – почти полное отсутствие изображений животных. При этом один из самых распространенных мотивов – тема дерева. Традиционную одежду вепсов шьют из шерсти или льна; в старину ткацкий станок был в каждом доме.

Декор на национальной одежде не только для красоты: вышивка, украшения, узоры всегда рассказывают народное предание, историю или миф.

Для декорирования сумок, поясов, колчанов коренные народы Севера используют протяжку узких ремешков через прорези, создавая искусное плетение и разнообразные орнаменты. На кожаную обувь наносят роспись со сказочными сюжетами, сценками из жизни охотников и рыбаков.

Читайте также  Скачать игру бриллиантовый ураган 2 в vxp

Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Один из древних способов украшения одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Его собирают в пучок и прикрепляют к основе жильными нитками. Получаются рельефные накладные швы, из которых складывается узор.

Еще одна функция декора – ритуальная. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.

Малица, кухлянка, аткук

Житель Ямала в традиционной ненецкой малице.

Главная одежда коренных народов Севера – просторная меховая куртка, бывает короткая и удлиненная. Состоит из двух слоев: верхний носят мехом внутрь, нижний – наружу. Летом кухлянку носят в один слой. Рукава свободные, но плотно прилегающие на запястьях: так лучше сохраняется тепло и удобнее работать.

Глухую меховую куртку из шкуры оленя чукчи, коряки и ительмены называют кухлянкой, ханты – малицей, эскимосы – аткуком, саамы – пеццк, или печок (мехом наружу) и торрк (мехом внутрь). Верхняя женская одежда у энцев и нганасанов – распашная парка – называется лифарие.

У селькупов распашную оленью парку (паргы) мехом наружу носят и мужчины, и женщины. А вот глухой сакуй из оленьих шкур, который в сильные морозы надевают поверх парки – предмет мужского костюма.

По форме все меховые куртки – и кухлянки, и малицы и т. д. – на первый взгляд имеют похожий дизайн у разных народов Севера, но разница в деталях. Например, в одном регионе повязывают пояс, в другом пришивают особые капюшоны или варежки, в третьем к поясу прикрепляют разные полезные вещи: ножи, футляры со спичками, кисеты для табака и так далее.

У энцев наружные пояса не носят. Еще одна особенность – нательный комбинезон без рукавов, который женщины надевают под верхнюю одежду.

К – камлейки и кафтаны

Эскимосская камлейка из коллекции Музея Анкориджа, Аляска.

Интересный элемент одежды коренных народов Севера – камлейка. Это прародитель современного дождевика. Глухая непромокаемая одежда с наголовником надевается поверх меховой для защиты от дождя, водяных брызг, мокрого снега.

Эскимосы и чукчи делают традиционные камлейки из кишок и горловой ткани сивучей, нерпы, моржей, а эвены – из ровдуги или ткани. Современные камлейки шьют также из брезента или синтетических материалов.

Национальные костюмы эвенов и юкагиров похожи, их основополагающий элемент – кафтан. Главное отличие – в крое: у эвенского кафтана сзади широкая внешняя складка, а у юкагирского – внутренняя. Поэтому юкагиров соседи называли людьми «с хвостами куропатки», а те эвенов – людьми «с хвостами гагары».

Унты, пимы, торбаса

Девушка в традиционном долганском костюме, Таймыр.

«Унты», «пимы», «торбаса» – все это названия зимней обуви коренных народов Севера. Распространенный материал для такой обуви – оленьи шкуры, но на Чукотке также используют шкуру нерпы.

Коренные народы Севера шьют обувь из меха и, как и одежду, украшают вышивкой и аппликациями.

Ворс должен быть направлен вниз, чтобы вода стекала с меха. Высота голенища может быть разной; если унты высокие, их подвязывают под коленями специальными вздержками. Подошва может быть из войлока или стриженой оленьей шкуры, внутрь для дополнительного тепла кладут войлочную стельку.

Головные уборы

Девушка в традиционном костюме нганасан, Таймыр.

Традиционный головной убор коренных народов Севера – капорообразная меховая шапка. Мех используют разный: беличий, олений, лисий, бобровый, соболий. Женщины также носят цветные платки – как вместо шапки, так и под нее, например, на Ямале. В прежние времена ительменские мужчины надевали шапки из птичьих перьев, похожие на головные уборы северо-американских индейцев.

У долганов есть обычай: если девушка наденет избраннику собственноручно сшитую нарядную шапку, они считаются помолвленными.

Очень интересные головные уборы в народном костюме саамов. Саамские девушки носят перевязку из бересты, обтянутую красным сукном. А замужние женщины – шамшуру, напоминающую русский кокошник. Чаще всего их делали из красного сукна, для каркаса использовали бересту или картон, а в финале украшали бисером, пуговицами и лентами. Саамские девушки

Коколдо и другие рукавицы

Дети в национальных костюмах на праздновании Дня оленевода на Ямале.

Зимние рукавицы шьют из шкуры оленя мехом наружу. Существуют также летние – из тюленьей кожи или ровдуги. У юкагиров распространены ровдужные перчатки с красно-белой вышивкой волосом оленя. Ительменские женщины часто носят перчатки без пальцев.

Рукавицы легко потерять, так что либо к ним пришивают полоску кожи, чтобы можно было повесить на пояс, либо сами рукавицы прикрепляют к одежде.

Если рукавицы наглухо пришиты к рукаву, в месте сгиба кисти делают разрез, прикрытый клапаном. Клапан прикрывает щель от мороза и ветра, сохраняя тепло, и в то же время благодаря разрезу руку можно при необходимости легко высвободить. Удобно для выполнения различных работ, которые сложно или невозможно выполнить в рукавицах.

Эвенк в национальном костюме, Якутия. Зимние рукавицы у эвенков называются коколдо (или кололло).

  • # Арктика
  • # Север
  • # КрайнийСевер
  • # Одежда
  • # Костюм
  • # НациональныйКостюм
  • # Культура и быт
  • # Вепсы
  • # Саамы
  • # Ханты
  • # Селькупы
  • # Ненцы
  • # Эвенки
  • # Юкагиры
  • # Эскимосы
  • # Чукчи
  • # Энцы
  • # Нганасаны
  • # Долганы
  • # Эвены
  • # Коряки
  • # Ительмены
  • # КМНС
  • # МурманскаяОбласть
  • # Карелия
  • # Ловозеро

Читайте также

Где познакомиться с коренными народами Севера?

Уникальная программа обучения для коренных народов Севера

Какую одежду сегодня носят коренные народы Крайнего Севера, живущие вдали от больших городов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Традиционно для изготовления верхней одежды эвенки, чукчи, ненцы, якуты и другие северные жители использовали шкуры оленей, нерп, диких зверей и даже собак, а также перья птиц – например, гагар и уток. В ход шла также кожа рыб, а у якутов – шкуры коров и лошадей. Особенно распространена у оленеводов и охотников теплая и практичная ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур.

Одежду утепляют мехом белок, песцов, рысей и других диких пушных зверей. В старину народы, которые занимались морским промыслом, приобретали материал для пошива (например, оленьи шкуры) у охотников. Расплачивались за него рыбой, китовым мясом, и нерпой.

Дизайн и покрой одежды с давних пор соответствует образу жизни и роду деятельности владельцев. Поскольку мужчины (охотники, оленеводы, рыбаки) больше времени проводят на открытом воздухе, их одеяние, как правило, шьется максимально глухим, без прорезей. У женщин наряд более распашной. Маленьким детям традиционно шьют двухслойную меховую одежду с капюшоном. Часто штаны и обувь сшиты вместе.

Несмотря на общие принципы в рациональном использовании одежды, у каждого народа существуют свои особенности в ее дизайне.

Чукчи

У чукотских мужчин, чтущих национальные традиции в одежде, принято надевать на голое тело двойную меховую рубаху до колен. Нижняя часть – мехом внутрь, верхняя – наружу. Для красоты ворот и подол обшивают мехом. Русские такой наряд в старину называли «кухлянка». Ее обвязывают поясом, на котором висит охотничий нож. Для пошива летней одежды обычно используют равдугу и нерповую шкуру. Жены оленеводов предпочитают меховые комбинезоны. Грудных детей одевают в комбинезоны-мешки, штанины и рукава которых наглухо зашиты.

Эвенки

У представителей этого народа традиционная верхняя одежда – кафтан из оленьей шкуры с завязками на груди, швы которого простеганы бахромой из козьего меха – чтоб внутрь не попадала вода. Также эвенки активно используют нагрудники из меха. В суровых районах они носят поверх кафтана глухую меховую одежду (соку) и надевают меховые «натазники». Традиционный головной убор – шапка наподобие капора, отороченная мехом. Также некоторые эвенки обматывают голову и шею платками или меховыми полосками, напоминающими шарф.

Якуты

Наиболее распространенным и характерным для якутской национальной одежды считается крой, который они когда-то переняли у русских военных и путешественников, но видоизменили в соответствии со своими культурно-художественными традициями. Это что-то типа пальто со складками по бокам и сборкой на рукаве. Вообще же их этническая «мода» сочетает в себе много заимствований от других народов, а все элементы декора в костюме в старину имели особую смысловую нагрузку. Например, конусовидная парадная женская шапка, делая силуэт якутки как бы устремленным вверх, символизировала процветание и благополучие. Сейчас якуты стали одеваться современнее, у оленеводов популярны меховые или замшевые национальные куртки с воротником или рубахи из грубой плотной ткани.

Читайте также  Как сделать неваляшку своими руками

В этнической моде все смешалось

Если в старые времена северные народности жили более или менее обособленно, то постепенно, в связи с ассимиляцией, произошло очень много заимствований в национальной одежде. Например, у якутов эвенки заимствовали кафтан с отложным воротником, а у чукотских модников – практичные меховые кухлянки. Но зато унты эвенков показали себя настолько удобными, красивыми и теплыми, что их все чаще стали использовать в качестве обуви практически все северные народы!

Более того, в наше время часто можно встретить ненецких, чукотских, якутских оленеводов и охотников в одежде, сочетающей как национальные, так и современные детали. Например, обычная шерстяная шапочка промышленного производства, а сверху – традиционный меховой головной убор.

Вышивка

В украшении одежды аборигены Крайнего Севера активно используют вышивку. Если в старые времена одежду расшивали подшейным волосом оленя, то теперь в распоряжении современных мастериц все чаще появляются обычные нитки и ленты. Вышивать нитками, например, мулине, теперь принято у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков. Также этнические мастерицы продолжают, как во времена бабушек, использовать жилы. Элементы орнамента часто обшивают ровными стежками с небольшими промежутками. Сам же орнамент может быть в виде аппликации или рисунка, выполненного декоративным швом.

При изготовлении одежды, обуви, сумок, поясов, головных уборов и даже накидок на нарты северяне используют в качестве декора лоскутки и полоски ровдуги, кожи, меха.

Кстати, меховая мозаика в виде сочетания полосок и квадратов разного цвета у многих северных народов играет не только декоративную, но и информативную роль. Круглые орнаменты, например, символизируют солнце, а их светло-темное наполнение – соседство света и тьмы. А шахматный узор символизирует оленьи тропы. У некоторых народов узоры аппликаций и вышивки имели социальные, возрастные, половые различия, а некоторые декоративные элементы даже служили чем-то вроде календарей.

Бисер

Особое значение мастерицы придают вышивке бисером. В древние времена аборигенное население изготавливало бусины в виде кружков и столбиков, вытачивая их из кости и окрашивая природными красителями разнообразных оттенков. Говорят, за горсть таких бисеринок эвенки могли отдать целого оленя. Теперь мастерицам доступен современный бисер, а старинный они берегут как раритет. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение.

Техника шитья и виды орнаментов за долгие годы изменений не претерпели, а вот сама тематика несколько меняется: все чаще на одежде изображают растения, зверей, сам же узор стал крупнее.

Всю природную красоту жизни оленеводов (правда, не Крайнего Севера, а Монголии) запечатлел на своих снимках фотограф Томас Петр

Текст — Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Эскимосы

Численность — 1719 человек (по данным на 2001 год)
На территории парка «Берингия» проживают в селе Новое Чаплино, Сиреники. Самый восточный народ России, который живет на Чукотском полуострове.

Самоназвание — юк — «человек», югыт или юпик — «настоящий человек». Использовались также местные самоназвания: унгазигмит или унгазикцы — чаплинцы (Унгазик — старое название с. Чаплино), сиренигмит, сиреникцы, навукагмит — науканцы. На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центральносибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря.

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Мясо, внутренности и жир морских животных ели, жиром обогревали и освещали жилище, из костей изготавливали орудия труда, оружие, утварь, остовы жилищ, шкурами покрывали жилище, обтягивали байдары, каяки, шили из них одежду и обувь. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее — гарпунными пушками. Важнейшим объектом промысла был морж. Весной его добывали на плавучих льдах или с ледовой кромки длинным копьем или гарпуном, летом — на открытой воде с лодок или на лежбищах копьем. Нерпу, лахтака, ларгу отстреливали с каяков короткими металлическими дротиками и гарпунами, с берега — гарпунами, на льду — подползали к зверю или подстерегали его у отдушины, которое животное делает сквозь лед.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) — легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Каяк — мужская охотничья лодка для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника. По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером», а с середины XIX в. — цугом (упряжка восточносибирского типа).

Поселения располагали в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя. К таким местам относятся Аван, Кивак. Наиболее древний тип жилища — каменная постройка с углубленным в землю полом. Остатки таких жилищ остались, например, в Наукане.

Одежда азиатских эскимосов — глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Мужской костюм состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких рубах-кухлянок из оленьего меха (аткук), меховых штанов до колен и торбасов. Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Женщины носили более широкие, чем у мужчин, натазники, поверх них — меховой комбинезон (к’алъывагык) до колен, с широкими рукавами; зимой — двойной. Обувь была такая же, как у мужчин, но повыше, из-за более коротких штанов. Одежду декорировали вышивкой или мозаикой из меха.

Основной едой считается мясо морских млекопитающих: морж, лахтак, акиба. Мясо на зиму квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценили оленину, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных. Летом и осенью в большом количестве употребляли морскую капусту и другие водоросли, ягоды, съедобные листья и корни.

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты, — «проводы кита», либо весной — «встреча кита». К примеру, в с. Новое Чаплино в августе проходит День кита. В этот день охотники выходят на промысел: добывают кита для всех жителей. В селе исполняют национальные танцы, проводят состязания по национальным видам спорта.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка. Музыка (айнгананга) — преимущественно вокальная. Особенностью является гортанное женское пение, подражание звукам природы: животным, птицам. Танцевальная музыка неразрывно связана с поэзией и танцем. Бубен (ярар) — личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами) — занимает центральное место в музыке. Одним из символов солнца, плодородия и магическим амулетом считается эскимосский мяч.

Далеко за пределами Чукотки известен ансамбль «Эргырон». В школах изучают национальный язык до 11 класса. Но одной из проблем является вымирание языка. Созданы учебник «Эскимосский язык» и эскимосско-русский и русско-эскимосский словари. Передачи на эскимосском языке готовит Гостелерадиокомпания «Чукотка».

ЭСКИМОСЫ

ЭСКИМОСЫ, ю п и г ы т, ю г ы т (самоназв. — «настоящие люди»), а н к а л ы н (чукот. — «поморянин»), н ы м ы л г ы н (корякск. — «поселянин»). Числ. в Российской Федерации 1,7 тыс. чел. Живут смешанно с чукчами на вост. побережье Чукотки и о-ве Врангеля. Живут также в США (35 — тыс. чел.), Канаде (26 тыс. чел., самоназв. инуит) и на о. Гренландия (гренландцы, самоназв. каладлит, 45 тыс. чел.). Язык эскимосский, имеет три диалектные группы: навукагмит («науканцы», живущие на территории от пос. Инчоун до пос. Лаврентия); унгазигмит («чаплинцы», расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в пос. Уэлькаль); «сиренигмит» («сиреникцы», жители пос. Сиреники).

Яранга.

Происхождение эскимосов дискуссионно. По-видимому, их прародиной был крайний С.-В. Азии, где они были расселены более широко, чем теперь (до р. Анадырь и Чаунской губы на 3.), и откуда началось их продвижение через Берингов пролив на С.-З. Америки. С Э. связывают берингоморскую (1-е тыс. н. э.) и пунукскую (2-е тыс.) археол. культуры. Первые историч. упоминания Э. — сер. 17 в. Их часто называли «сидячими» или «пешими чукчами». До сер. 19 в. контакты с русскими были слабыми. С кон. 19 в. развиваются торг, отношения с русскими и американцами.

Читайте также  Значение татуировки хризантема
Традиционная одежда.

Осн. традиц. занятие — охота на мор. зверя — в осн. моржа и тюленя. Развитая до сер. 19 в. добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысл, китобоями. Осн. оружие — копьё и гарпун с костяным наконечником, с сер. 19 в. распространяется огнестрельное оружие. Моржа промышляли весной на плавучих льдинах, летом на байдарах или били копьём на лежбищах; с помощью хлопушки из китового уса, имитирующей голос касатки, выгоняли из воды на берег. Тюленей били гарпунами и дротиками в воде с каяков, на льду, подползая с накинутой тюленьей шкурой, подстерегали у проруби. На китов охотились коллективно на неск. байдарах с гарпунами. Охотились также на сев. оленя и горного барана с луками и стрелами, с сер. 19 в. возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приемы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и амер. Э., регулярно совершались торг, поездки на Аляску и о. Св. Лаврентия.

Деревянная табакерка.

Осн. пища — моржовое, тюленье и китовое мясо — мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Кожу кита ели сырой. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растит, пища, морская капуста, моллюски. Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нынлю), бытовавших до сер. 19 в. В 17-18 вв. под влиянием чукчей осн. зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мын’тыг’ак’). Стены яранг часто обкладывали дерном, делали из камней или досок. Летнее жилище — четырехугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей. С кон. 19 в. у зажиточных Э. распространяются дощатые дома, покупаемые у амер. торговцев. До нач. 19 в. сохранялись общинные дома — большие полуземлянки, в к-рых жили неск. семей, а также проходили собрания и праздники.

Осн. средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и ступательные лыжи, при открытой воде — кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до сер. 19 в. дугоко-пыльными и запрягались веером, затем распространилась вост.-сиб. нарта с упряжкой цугом. Лыжи-«ракетки» делались из двух планок, скреплённых на концах и разведенных в середине двумя поперечными распорками, так что получалась рама, по конфигурации близкая к овалу. Пустое пространство между планками переплеталось ремнями из нерпичьей кожи. Носок этих лыж длиною 60-70 см при ширине 15-25 см был слабо загнут и тупее задника. Планки подбивались снизу костяными пластинками, чтобы облегчить ходьбу по ледяным глыбам и по неровной местности. Лодка-каяк представляла собой решетчатый остов из продольного бруса, шпангоутов, бортовых дуг и поперечных планок, соединяющих борта. За исключением небольшого круглого отверстия сверху, остов весь обтягивался кожей. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными веслами. Бытовали и многовёсельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (аняпик).

Разделка китовой туши.

До кон. 19 в. Э. носили глухую одежду — кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. Наружную сторону кухлянки обычно окрашивали в цвет охры, а ворот обшивали полоской меха камчатского бобра. Затем, с развитием обмена с чукчами-оленеводами, одежда стала шиться из оленьего меха. Кухлянка (аткук) — зимой двойная, летом — одинарная, мехом внутрь — была короткой и подпоясывалась на бедрах поясом (тафси). Жен. одежда — двойной меховой комбинезон (к’алъывагын) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой как мужской, так и женской была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок. По швам её украшали кусочками шерсти моржа, окрашенной в красный и синий цвета, на рукава и подол нашивали полоски цветной кожи, низ обшивали каймой из птичьих шкурок. Позднее стали шить камлейки из покупных тканей — муж. из однотонных, жен. из цветных. Голов, уборы — двойные капоры и круглые шапки из птичьих шкурок и полосок нерпичьих кишок — надевали только в дороге. Традиц. обувь — меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, муж. — до середины голени, жен. — до колена. У кожаной обуви — поршня — носок выкроен значительно больше подъёма ноги, имеет вид «пузыря». Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины — выбривали, оставляя кружок или неск. прядей на макушке. Татуировка у мужчин — кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин — сложные геоме-трич. узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом.

Традиц. декоративное искусство: женщины украшали одежду и обувь, сумочки, коврики, кожаные мячи меховой мозаикой, продёргиванием ремешков через разрезы в коже, вышивкой цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером; мужчины вырезали из моржового клыка фигурки китов, тюленей, моржей, украшения в виде цепочек, подвесок, серёг, курительные трубки, ведёрки, ручки к дорожным мешкам, ножи, уключины для вёсел. Осн. узорами жен. искусства были прямоугольники, шевроны, зигзаги, треугольники, косые полоски, волнистые линии, косые крестики, каплевидные фигуры, овалы, Y-образные фигуры, напоминающие китовые хвосты, сердцевидные и Ж-образные фигуры и составленные из них крестовые розетки; орнамент на костяных предметах — точки, крестики, треугольники, ромбики, квадратики, кружочки. Известны эскимос, мастерицы Аяйя, Имаклик, Кейнемеун, М. Глухих. У истоков профес. резьбы по моржовой кости стояли резчики Хухутан и Хотырги. Совр. ведущий мастер гравировки по клыку — Василий Емрыкалн. Известны также гравер Ванкатеин, резчик Унук, скульптор-анималист Вальтыргин.

У Э. преобладал патрилинейный счет родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (аням има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили охотничью добычу. Складывалось имуществ. неравенство, особенно с развитием меновой торговли с русскими и американцами. Выделялась торг, верхушка, представители к-рой иногда становились во главе поселений («хозяева земли»).

Церемониальная маска.

Э. верили в добрых и вредоносных духов (тугIныгIат). Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем мор. охоты; она изображалась на байдарах, ее дерев, изображение охотники носили на поясе. Гл. персонаж космогонич. преданий — Ворон (Кошкли), осн. сюжеты сказок связаны с китом. Осн. ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник голов, посвященный охоте на моржей, праздник кита (Полъа) и т. д. В каждом поселении был шаман или шаманка, семейными ритуалами руководила старейшая женщина. Праздники сопровождались обрядовыми танцами, игровые танцы исполнялись в разное время и по любому поводу. Сюжеты муж. игровых танцев связаны с охотой на мор. зверя и рыболовством, жен. — со сбором растений и дом. работами. Практически не подвергшись христианизации, Э. продолжают сохранять анимистические верования, шаманство, промысловые культы. Письменность в 1932-37 на осн. лат. графики, затем на осн. рус. графики. Лит. яз. на осн. чаплинского диалекта. Известны произв. писателя Айвангу, поэтов Таисии Чухувы, Александры Париной, Юрия Анко, в т. ч. в пер. на рус., чукот. и др. яз.

После коллективизации 1930-х гг. у Э. были организованы промысловые хозяйства. Мн. традиц. занятия и культура начали исчезать. Сохраняются традиц. верования, шаманство, резьба по кости, песни и танцы. С созданием письменности формируется интеллигенция. После 1956 в результате сселения Э. в современные крупные посёлки, ухудшившейся экологической обстановки и воспитания детей в интернатах развились негативные явления — разрушение семейных устоев, утрата традиц. хозяйств, навыков, пьянство, снижение рождаемости. В настоящее время наблюдается подъём нац. самосознания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: