Названия мужской одежды в монгольском языке

Одежда монголов и ее различия у разных этнических групп

Автор: Майдар Сосорбарам

Монголы любят богато украшенную одежду, компенсируя ею простой, аскетичный кочевой образ жизни.

Монгольская одежда обусловлена суровым климатом и приспособлена к кочевому образу жизни, продумана мельчайшая ее деталь. Средневековый путешественник писал: «Удивительно, как эта нация создала одежду, соответствующую всем сезонам и потребностям, хорошо продуманную и используемую разными способами».

Традиционная монгольская одежда — это дээл, который носят как в рабочие, так и в праздничные дни. Это длинная, свободная цельная мантия с рукавами и высоким воротником. Широкие полы дээла накладывается спереди друг на друга, опоясывается створкой.

До революции 1921 года у каждого социального слоя была своя одежда. Животноводы носили обычный дээл как летом, так и зимой. Ламы носили желтый дээл с накидкой (орхимж), обернутой вокруг груди. Светские феодалы носили шикарные шляпы и шелковые жилеты поверх дээла.

А женщины особенно ценили дээл как предмет моды, пытаясь превзойти друг друга в выборе ткани, элегантности выреза и оригинальности обрезки.

Обычно различают три вида дээл, которые носят в зависимости от сезона.

Дан дээл напоминает платье, выкраивается из простой ткани без подкладки. Сельские женщины носят его круглый год, в холодную погоду надевая сверху теплую одежду.

Тэрлэг утеплен лишь слегка, его надевают веной и осенью. Зимний дээл утеплен подкладом из овечьей шерсти.

Мужской и женский дээл имеет один и тот же срез, но мужской дээл шире и менее яркий. Для повседневного дээла обычно выбирают ткань серого, коричневого или другого темного цвета; праздничный дээл шьется из синего, зеленого или красного шелка, носится с шелковым поясом контрастного цвета длиной несколько метров.

Пояс — не просто украшение, он служит еще и мягким корсетом во время длительных поездок на лошадях. Мужчины носили на поясе ножны с ножом, табачный мешочек, кремнь и крючок для чистки труб, специальную серебрянуюая ложку для чистки языка. Характерно, что монголы прятали трубку для курения в сапогах.

Воротник дээл, передняя часть и рукава обычно украшаются кожей и цветной парчой, широкой или узкой. Пуговицы дээл, если они не изготовлены из декоративных камней или серебра, представляют собой узкую тесьму, завязанную в замысловатые узлы.

Сегодня монголы, живущие в городах, как правило, носят одежду в европейском стиле, но в сельской местности современный наряд часто неудобен и непрактичен. В дополнение к дээл в холодную погоду монголы носят куртку или хүрэм, ее надевают сверху на дээл.

Гутал — это высокие сапоги из жесткой кожи, утепленные тонким войлоком и украшенные вышивкой и аппликациями из кожи. Левый и правый сапог традиционно одинаковой формы, носятся с толстыми носками из стеганого полотна. Традиционные гутал имеют загнутые носки и не имеют пяток. Многие иностранцы ошибочно считают, что загнутые носки монгольской обуви – проявление уважения и бережного отношения к земле, но в первую очередь загнутые носки позволяют великолепно сохранять тепло благодаря «воздушному карману».

Различные монгольские этнические группы имеют разные костюмы. Существует приблизительно 400 различных предметов одежды, 20 различных сапог и десять поясов.

Один из самых ярких и оригинальных предметов национальной одежды — традиционный головной убор или малгай. Малгай по-прежнему очень распространен в сельской местности. Головные уборы различаются по форме и назначению — для молодых и старых, мужские и женские, праздничные и повседневные, для лета и зимы, праздников и церемоний. Внешний вид, крой и цвет варьируются в зависимости от пола владельца, его или ее социальной касты и в зависимости от того, к какой этнической группе принадлежит будущий владелец.

Существует более 100 различных традиционных стилей. Каждая этническая группа имеет свой собственный стиль дээл, отличающийся вырезом, цветом и отделкой.

Халхская этническая группа состоит из четырех подгрупп, в значительной степени они названы по названию тех мест, где они осели: Элжгэн халх, Ээвэнхэн халх, Төв халх и Боржигон халх. Халх до сих пор является доминирующей этнической группой в Монголии, составляющей 80 процентов населения.

Халхские женщины традиционно носят очень своеобразный дээл с чрезвычайно широкими плечами. Женская прическа Халха очень отличается от других групп, представляя собой мифическую птицу гаруду. Прическа украшается 5-10 кг серебра и драгоценных камней. Халхи обожают красно-синие цвета, которые символизируют огонь и небо.

На костюм Баргутов гораздо больше серебряных украшений, чем на одежде других групп: на голове женщины Барги может находиться 20 кг серебра. Барга дээл отличается серебряным орнаментом, который изображает оленей и природные сцены.

Люди Баяда любят фиолетовый цвет. В особых случаях женщины Баяда носят цэгдэг — дээл с очень широкими рукавами, отделанными черным бархатом. Они также носят замысловатые украшения, похожие на серебряные конверты для волос (кос). Мужчины баяд ежедневно носят белый дээл с широкой черной отделкой и воротником. Зимой они носят малгай под названием шаазгай.

Бурятский костюм отличается уникальным стилем среди других монгольских этнических групп и имеет свои особенности.

Головные украшения народности Дарьганга украшены богаче, чем других этнических групп, что иллюстрирует мастерство ремесленников Дарьганга. Их дээл похож на дээл халхасов.

Традиционный дээл Дурвуда сильно отличается от одежды центральных монголов, более напоминая стиль Ойрада. Он сохранил многие характеристики древнего монгольского костюма. Мужчины носят дээл с белой кожаной отделкой по нижнему краю. Женщины носят белый воротник над дээл, обшитый красочной ниткой. Они также не опускают нижнюю часть дээл и добавляют длинную одежду без рукавов. Говорят, что отсутствие края символизирует свободу. Самая распространенная малгай Дурвуда называется махлай, но другие называются төгрөг, дуулгал, тойруул, халван и хасаг. Замужняя представительница Дурвуда носит две косы, каждая в тонком хлопчатобумажном мешке с серебряным орнаментом в форме бабочки.

Хотон. Женщины-хотоны традиционно заплетают волосы в две косы, которые убирают в хлопчатобумажный мешочек, называемый чачвагом, он свисает по спине женщины. Чудесные предметы, называемые ладонями чачвага, висят в конверте. Кисточка с драгоценностями проходит от ладоней чачвага до нижнего лоскута дээл.

Мужчины Мянгад носят дээл халхского стиля, отделанный черным шелком и имеющий красный или желтый воротник. Женский дээл и украшения похожи на халх, так как племена халх и мянгад имеют древние связи. Одной из характерных черт женщин мянгад является маленький нож, который они носят справа, предположительно, для того, чтобы подчеркнуть свою силу.

Торгууды особенно примечателен тем, что сохранили свой традиционный костюм в XIX и XX веке. В теплое время года мужчины традиционно носят тонкие хлопчатобумажные дээл с малгай под названием жатаг, лоовууз или халван, но теперь они в основном носят эти головные уборы только во время исполнении танцев и песен. Женщины торгууд традиционно носят маленькую малгай, верхушка которой украшена своеобразным узелком-шишкой, украшенным кораллами.

Для малгай характерны шесть или восемь цветов и форма луны на передней части, выполненная из серебряной нити. Костюм Торгууд отличается от других этнических костюмов рукавами и тем, что наиболее узок в груди. И мужчины, и женщины носят войлочную обувь, называемую тоохуу, изготовленную из влажной толстой необработанной кожи коровы.

Традиционный костюм Урианхай демонстрирует различия в классе и статусе, особенно ярко показывает богатство человека. Женский дээл имеет широкие рукава, костюм включает в себя длинную одежду без рукавов, узкую в груди. Мужчины ежедневно носят белый дээл, похожий на Халх дээл. Основное различие заключается в том, что урианхайский мужской дээл имеет разрезы с обеих сторон и черные спиральные узоры над прорезями. Грудь и нижняя часть дээл отделаны широким черным шелком и овечьей шкурой. Урианхайские мужчины обычно носят малгай под названием лоовууз, с которого свисает толстая красная шелковая нить, или малгай, называемый тоохуу. Мужчины заплетают свои волосы в пять косичек.

Женщины Захчин любят бледно-голубые и голубовато-зеленые цвета и оттенки. И мужчины, и женщины носят малгай под названием халбан. Женщины Захчин традиционно носят белый воротник над дээл, символизирующий «молочное» сердце. Пятицветные шарфы свисают по обеим сторонам длинной одежды без рукавов, похожие на волны, символизируя мягкое сердце женщины.

Лексика национальной одежды у агинских бурят тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.16, кандидат филологических наук Базарова, Цымжит Бадмажаповна

  • Специальность ВАК РФ 10.02.16
  • Количество страниц 159

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Базарова, Цымжит Бадмажаповна

К истории вопроса: Изучение национального костюма

Глава I. Названия верхней одежды у агинских бурят

1. Названия мужской верхней одежды у агинских бурят

2. Названия женской верхней одежды у агинских бурят

3. Названия детской верхней одежды у агинских бурят

Выводы по главе

Глава II. Названия головных уборов у агинских бурят

1. Названия мужских головных уборов у агинских бурят

2. Названия женских головных уборов у агинских бурят

3. Названия детских головных уборов у агинских бурят

Выводы по главе

Глава III. Названия обуви у агинских бурят

1. Названия мужской обуви у агинских бурят

2. Названия женской обуви у агинских бурят

3. Названия детской обуви у агинских бурят

Выводы по главе

Словарь терминов национальной одежды у агинских бурят

Иллюстрации типов одежды у агинских бурят

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Монгольские языки», 10.02.16 шифр ВАК

Символика женских украшений восточных бурят 2005 год, кандидат исторических наук Шагланова, Ольга Владимировна

Традиционный женский костюм западных бурят: Дифференцирующие функции 2005 год, кандидат исторических наук Дагданова, Марина Борисовна

Одежда чеченцев и ингушей XIX — начала XX вв. 2010 год, доктор исторических наук Гарсаев, Лейчий Магамедович

Одежда татарского населения Среднего Тоболо-Иртышского междуречья в конце XIX — первой трети ХХ вв. 1998 год, кандидат исторических наук Смирнова, Елена Юрьевна

Символика традиционного бурятского женского костюма 2000 год, кандидат исторических наук Самбуева, Светлана Бальжинимаевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лексика национальной одежды у агинских бурят»

В последнее время возрастает интерес бурятского народа к своей истории, родному языку, традициям и обычаям. История любого языка, в частности бурятского, неразрывно связана с историей народа, с его духовной и материальной культурой. Словарный состав бурятского языка может служить ценным источником для выявления древних этногенетических, культурных, экономических и языковых связей. Одной из основных направлений современного языкознания является изучение языка в его отношении к культуре, взаимодействие лингвистических, этнокультурных факторов в функционировании и эволюции языка. Известно, что язык любого народа всегда реагирует на изменения, происходящие в общественном развитии, истории, духовной и материальной культуре данного народа. В связи с этим исследования по бурятской диалектологии дают возможность выяснить истоки материальной культуры, этнические процессы, экономические и культурные контакты с другими народами. Лексику материальной культуры нельзя рассматривать в отрыве от материальной культуры самого народа и его истории.

Агинские буряты в основном проживают в Агинском Бурятском округе, т.е. на самой восточной окраине обитания своего этноса. Еще в 19-м веке учитель У-Ц.Онгодов отмечал, что земли Агинского ведомства представляют собой форму суши Америки в миниатюре. Агинская степь, расположенная в южной части Восточного Забайкалья, представляет собой северную окраину степей и пустынь Центральной Азии. Известный ученый-монголовед Ц.Б.Цыдендамбаев полагал, что слово-название Ara, обозначающее обширную, большей частью степную местность в Читинской области, является эвенкизмом. «аги в верхнеалд.-зейск.диал. «поле», в барг.диал. «открытое место, степь»

Читайте также  Пластилинография «Ваза с цветами

(ЭРС, с. 16)» (Цыдендамбаев, 1972, с. 525). Долина реки Аги отошла к агинским бурятам по условиям соглашения 1799 г. взамен земель по рекам Ингода и Чита. В связи с созданием Агинской степной думы в 1839 году агинские буряты окончательно обособились от основного этноса. В 1897 г. в Агинском ведомстве было 5551 хозяйство, 31101 душ обоего пола, постоянно отсутствующих хозяйств-781, в них душ обоего пола 3375. (История Бурят-Монгольской АССР, 1954, с. 311). Здесь проживают представители 9 хоринских родов (галзууд, харгана, хуасай, хубдууд, шарайд, бодонгууд, худай, сагаан, халбин), хотя старожилы всегда говорят Агын найман эсэгэ-8 агинских родов.

Основной отраслью хозяйства агинских бурят в 19 — начале 20 века было экстенсивное животноводство, земледелием почти не занимались. По архивным данным, в 1842 г. в 6 инородных управах (Цугольской, Бырко-Цугольской, Могойтуйской, Саган-Шелутаевской, Кялинской, Тотхалтуевской) Агинской степной думы на 8801 ревизскую душу, т.е. лиц мужского пола, приходилось: лошадей-25311, крупного рогатого скота-26088, овец-66219, коз-8001, верблюдов-1841, всего-127560, т.е. примерно 14 голов скота на мужскую душу населения (см. Батуева, 1997, с.24).

Несмотря на трудности с кочевым и полукочевым способом хозяйствования, агинские буряты еще в 19-м веке продавали для своих нужд скот, овечью шерсть, кожи, шкуры или обменивались на другие товары (чай, ткани, хлеб и т.д.) на специально проводимых ярмарках. Традиционная одежда связана с хозяйственным укладом.

Агинские буряты отличаются от остальных групп бурят некоторыми особенностями в языке, культуре, образе жизни и хозяйственном быте.

Язык агинских бурят относится к хоринскому наречию, составившему с 1936 года основу литературного бурятского языка. «Хоринское наречие — самое крупное диалектное подразделение бурятского языка, куда входит собственно хоринский говор, распространенный на территории нынешних трех больших

административных районов Республики Бурятия: Еравнинского, Хоринского и Кижингинского. В этой части хоринский диалект составляет своеобразное койне, взятое за основу литературного произношения. К этому наречию относится и агинский говор, распространенный в Читинской области (за исключением говора ононских хамниган), тугнуйский говор, основной особенностью которого является фонетический признак оканья» (Бураев, 1996, с. 11). Представители 11 хоринских родов (галзууд, хуасай, хубдууд, гушад, шарайд, харгана, худай, бодонгууд, халбин, сагаан, батанай) являются носителями хоринского диалекта.

Языку хоринских бурят была посвящена монография известного монголоведа А.Д.Руднева «Хори-бурятский говор», изданная в 1913-1914 гг. Уже в те годы ученый понимал, что хоринский диалект в целом и его говоры заслуживают детального сравнительного изучения: «Я первый сознаю, что не все, что годно для хоринского говора, пригодно не только для аларского, но даже очень часто и для агинского, считаемого многими, как уже сказано, за одно и тоже-что хоринский говор» (Руднев, 1913-1914, вып.1, с.6).

Летом 1930 г. была организована экспедиция Академии Наук при активном участии Института культуры Бурят-Монгольской АССР в составе известного монголоведа Н.Н.Поппе, А.Н.Боржоновой и Т.В.Баханова по изучению говора агинских бурят. За два месяца работы был собран значительный материал по языку агинских бурят. Для ленинградского профессора Н.Н.Поппе эта экспедиция была продолжением исследований бурятского языка, до этого им был исследован говор добайкальских бурят, а именно аларский говор («Аларский говор», Л., 1930-1931). По результатам поездки в Агу Н.Н.Поппе была подготовлена статья «Заметки о говоре агинских бурят». Автор после детального сравнительного анализа говора агинских бурят и говора аларских бурят пришел к выводу, что агинский говор в фонетическом и лексическом отношении стоит довольно далеко от западных говоров, но имеет много общего

с халхаским языком. Ученым зафиксировано значительное количество русских заимствований, касающихся многих понятий, в том числе терминологии частей летней юрты, упряжи и домашней утвари. Если войлочная юрта как старый тип жилища имеет свою монгольскую терминологию, то летняя деревянная юрта агинских бурят, напоминавшая сарай с двухскатной крышей и без окон, как поздний, заимствованный у русских тип постройки имеет заимствованную из русского языка терминологию. Автор отметил халхаские, тибетские заимствования, развитую революционную монгольскую терминологию. В заключении Н.Н.Поппе пишет: «. агинский говор лексически стоит далеко от западных и притом в отношении даже простых основных слов, совсем не относящихся к какой-либо специальной области. Вместе с тем укажу, что словарный запас агинского говора в большей своей части в точности совпадает со словарным запасом халхаского языка и что большое количество слов агинского говора представляет собой лишь фонетическую переработку соответствующих халхаских слов. Это то и делает халхаский язык столь понятным агинским бурятам и, наоборот, агинский говор халхасам» (Поппе, 1932, с. 22-23). Ученый рекомендовал сравнительно-словарное изучение всех бурятских говоров и назвал это одной из ближайших задач бурятской диалектологии, увлекавшейся до этого, главным образом, по его мнению, вопросами фонетики.

В 1968 году монголоведом Л.Д.Шагдаровым была написана статья «О некоторых языковых особенностях тугнуйских и агинских бурят и степени их отражения в литературном языке». Автором сопоставлены фонетические, морфологические и лексические особенности тугнуйского и агинского говоров с литературным бурятским языком. На основании проведенного исследование ученый пришел к выводу, «что между тугнуйским и агинским говорами, а такж и

Монгольские народы

В книге рассказывается о языках, народах, миграционных движениях монгольских народов. О том, как возникает общность монгольских народов, о формировании верований, обычаев, обрядов, ритуалов. Привлекаются различные исторические и этнографические источники разных времен. Приведены краткие грамматики некоторых монгольских языков.

Оглавление

  • Монгольские народы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Монгольские народы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Андрей Тихомиров, 2018

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Монгольские народы понимаются в следующих значениях: 1) халха-монголы, народ, основное население Монголии, живут также в Китае. 2) название народов, говорящих на монгольских языках. Халха — старинное название внешней (северной) Монголии, которое появилось в 16 в., по одной из версий, такое название дал этой территории Гэрэсэндзэ — младший сын Даян-хана, назвавший свой удел Халха. Река Халхин-Гол в переводе с монгольского языка означает «река Халха». Покорение монгольских княжеств являлось одной из задач маньчжурской завоевательной политики, главной целью которой был захват Китая. В 1634 г. маньчжуры одержали победу над Лэгдэн-ханом. Вслед за этим южномонгольские князья признали в 1636 г. вассальную зависимость от маньчжуров. Южная Монголия была переименована во Внутреннюю, то есть входящую в состав Маньчжурского государства. Северная Монголия (Халха) с этого времени стала называться Внешней. Название «монголы» встречается в китайских летописях со времён Танской династии (618 — 907 гг.), где их называют «ши-вей-мон-гоу». В летописях Сунской династии (10—11 вв.) они известны под именем «мэнгу».

Современная классификация монгольских народов:

Баоань, народ в Китае, входит в 56 официально признанных народов Китая.

Согласно историческим хроникам, в период династий Юань и Мин в тибетских районах в области Тонгрен провинции Цинхай были расквартированы монгольские войска. Эти монголы в течение долгого времени занимались обработкой земли и скотоводством и поддерживали тесные связи с народами хуэй, хань, тибетцами и монгорами, жившими по соседству. Это способствовало постепенному формированию новой национальности.

Во время правления династии Мин в районе Тунжэнь был установлен защитный лагерь и построен город Баоань, с чем, по-видимому, и связано происхождение названия народа, изначально звучавшее как «баоаньхуэй», то есть «баоаньские мусульмане». В 1950 г. по их желанию им было дано название «баоань». В 16 в. баоани проживали в трёх поселениях на берегу реки Лунъу, однако во времена правления императора Тунчжи этот народ подвергся гонениям со стороны буддийского монастыря. Баоани были вынуждены бежать сначала в Сюньхуа, где, как полагают, Ма Лайчи (духовный наследник Аппак Ходжи) обратил их в мусульманскую веру. В 1870-х годах, после поражению дунганского восстания, они в большинстве своем перебрались чуть подальше, на восток, в провинцию Ганьсу, и наконец основательно обосновались у подножья горы Цзиши в уезде Линься, где основали три поселения — Дадун, Ганмэй и Гаоли. Согласно историческим хроникам, уже в период династии Юань баоань делали красивые сабли с деревянной рукояткой в кожаных ножнах. Впоследствии технология изготовления сабель все совершенствовалась и достигла очень высокого уровня. В процессе изготовления сабли совершается от 40 до 80 с лишним операций. Благодаря своему изяществу и красивому внешнему виду сабля у баоаней уже стала неотделимой частью национальной культуры. Свои сабли баоани преподносят в качестве подарка почётным гостям, они также являются предметом подношения в знак любви у молодых баоаней. Свадебные традиции баоаней характерны для жизни кочевников. В день свадьбы жених, его родственники и близкие люди верхом на лошадях встречают невесту у её дома, невеста с родными также едет к дому жениха. Обычно этот ритуал сопровождается скачками на лошадях.

Буряты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — монгольский народ, говорящий на бурятском языке. Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии, известной по средневековым источникам как Баргуджин-Токум. Предполагаемые предки бурят (байырку и курыканы) начали осваивать земли по обе стороны Байкала начиная с 6 в. Курыканы заселили земли к западу от Байкала, а байырку расселились на землях от Байкала вплоть до реки Аргунь. В это время они находились в составе различных кочевых государств. Усиление киданей привело к тому, что ядро расселения байырку сместилось из восточной в западную часть Забайкалья. Это послужило началом более тесного взаимодействия байырку и курыкан. Примерно в это время соседние народы начинают называть байырку на монгольский манер баргутами, то же происходит и с курыканами, которые в источниках уже называются хори. К моменту создания Монгольской империи территория вокруг Байкала уже имела единое название Баргуджин-Токум, а основная часть его населения имела общий надплеменной этноним баргуты.

Верующие буряты преимущественно исповедуют буддизм или являются шаманистами. Буряты-буддисты являются приверженцами северного буддизма (махаяна).

Этимология этнонима «бурят» имеет несколько версий (данные Википедии):

От слова буриха — уклоняться.

От этнонима курыкан (курикан).

От слова бар — тигр, что маловероятно. Предположение основано на диалектной форме слова буряад — баряад.

От слова бури — заросли.

От хакасского слова пыраат, восходящему к термину бури (тюрк.) — волк, или бури-ата — волк-отец, предполагающий тотемный характер этнонима, так как многие древние бурятские роды почитали волка как своего прародителя. В хакасском языке общетюркский звук б произносится как п. Под этим именем русским казакам стали известны предки западных бурят, жившие к востоку от предков хакасов. В дальнейшем пыраат трансформировалось в русское брат и было перенесено на всё монголоязычное население в пределах Русского государства (браты, братские люди, брацкие мунгалы) и затем принято эхиритами, булагатами, хонгодорами и хори-бурятами в качестве общего самоназвания в виде буряад. От выражения буру халядг — сторонний, смотрящий в сторону. Данный вариант исходит от калмыцкого пласта в смысловом понятии, тоже что и буриха и халядг (хальмг) применилось именно к ним после их переселения из Джунгарии. Джунгария находится на территории северо-западного Китая; граничит с Монголией, Казахстаном и Россией. Через Джунгарию проходил древний торговый тракт из Средней Азии в Китай. Термин «Джунгария» появился в европейской литературе в начале 18 в. как наименование сложившегося в 17 в. ханства ойратов. Название «Джунгария» возникло в связи с тем, что господствующее положение у ойратов [сохранивших, подобно восточным монголам, со времени Чингисхана военно-административное деление на 2 «крыла», или «фланга», — джун-гар — «левое крыло» и барун-гар — «правое крыле»] приобрели князья группы джун-гар. После включения Д. в состав Китая (1758 г.) термин «Джунгария» сохранился в географической литературе как название северной части Синьцзяна.

Читайте также  Объемные фрукты из бисера со схемами

От слов бу — седой, в переносном смысле старый, древний и ойрот — лесные народы, в целом переводимое как древние (коренные) лесные народы. Наиболее вероятно, что предками современных бурят являются байырку и курыкане, которые входили в союз племён теле. Теле в свою очередь происходили от динлинов. Первые сведенья о динлинах появились в источниках 4—3 вв. до н. э.

Буряты являются создателями собственных исторических письменных источников. Это так называемые «бурятские летописи», написанные преимущественно в 19 в., где описываются основные вехи истории и культуры бурят. Составлены на литературном монгольском языке. Авторы И. Ломбоцыренов, Т. Тобоев, В. Юмсунов и др. использовали исторические записи и хроники, документы, предания. Буддийские священнослужители и наставники тех времён оставили после себя богатейшее духовное наследие собственных трудов, а также переводов по буддийской философии, истории, тантрическим практикам и тибетской медицине. В большинстве дацанов Бурятии существовали типографии, печатавшие книги ксилографическим способом

Традиционным жилищем бурят, как и всех скотоводов-кочевников, является юрта, называемое у монгольских народов гэр (буквально жилище, дом). Юрты устанавливались как переносные войлочные, так и стационарные в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные, не имеющие окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Помещение делилось на правую, мужскую, и левую, женскую, половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С левой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С правой стороны — сундуки, стол для гостей. Издавна в пище бурят большое место занимали продукты животного и комбинированного животно-растительного происхождения. Впрок заготовлялось кислое молоко особой закваски (курунга), сушёная спрессованная творожистая масса — хурууд. Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало. Во время трапезы в Монголии и Бурятии не принято сдерживать отрыжку — мол, без отрыжки гость голодный, надо ещё кормить.

Каждый бурятский род имеет свою национальную одежду, отличающуюся чрезвычайным разнообразием (в основном у женщин). Национальная одежда забайкальских бурят состоит из дэгэла — род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушённую, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных — бумажные, у богатых — шелковые. В ненастное время поверх дэгэла надевалась саба, род шинели с большим меховым воротником. В холодное время года, в особенности в дороге — даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.

Высшее божество древних монголов — Хухэ Мунхэ Тенгри (Синее Вечное Небо), воплощение мужского начала. Земля — женское начало. На небе живут боги. Во времена их правителя Асаранга-тенгри небожители были едины. После его ухода власть стали оспаривать Хурмаста и Ата Улан. В итоге никто не одержал победу и тенгрии разделились на 55 западных добрых и 44 восточных злых, продолжающих вечную борьбу между собой. В. В. Николаев в книге «История предков чувашей» пишет (с. 66—67): «В религии монголов и тюрков было немало общего. Они поклонялись как верховному божеству Тенгри. Тенгри — Вечное небо, единое, благодетельное, всезнающее и правосудное. Имелось в виду не обычное голубое небо у нас над головой, а Небо как дух, как иная реальность, как душа неба. Само слово «тенгри « — загадка, оно не тюркское, не монгольское и не иранское. Единственный язык, на котором оно в форме «дингир» означает «небо», — это шумерский, язык древнейшей цивилизации Ближнего Востока, расположенной за несколько тысяч километров от Великой Степи. Причем на этом языке перестали разговаривать за две тысячи лет до появления первых известий о монголах и тюрках. Обычно Тенгри не представляли как-то определенно, в виде образа, но связывали с мужским началом и судьбой (сходство алтайских и шумерских яз., с. 16).

Со временем, благодаря шаманам, стали выделять много небес и на каждом — свой тенгри, а также отдельных тенгри созвездий и т. д., так что их число дошло до 99 тенгри. Их стали рисовать как трехглазых великанов. А в качестве главных богов стали почитать Ульгеня или Хормусту (как владыку верхнего мира и всех тенгри) и Эрлика (как хозяина загробного мира?) [Рассоха И. 77., с. 88—90].

Главная сила пришедшего с востока народа заключалась в его высоком духе, опиравшемся на развитую религию, древний культ тенгри. Некоторые племена пришли в языческую Европу под знаменами с крестом. Крест на хоругвях Аттилы был символом Тенгри хана — верховного, а возможно, и единственного бога их древней религии. (Слово «хоругвь» происходит от тюркского «хоруг» «стяг», «знамя» — и переводится как «защита», «покровительство»).

На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные древним художником изображения священнослужителей в длинных одеждах с жезлами в руках.

Что Россия позаимствовала у монголо-татар

Кадр из фильма «Орда»

Андрей Прошкин/Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012

В 13-м веке разрозненные русские княжества были атакованы и подчинены самым большим государством в истории человечества (площадь от 24 до 33 млн кв. км.) – Монгольской империей, созданной Чингисханом (1165-1227) и его потомками.

Нашествие монголов было для русских княжеств настоящим кошмаром. Пешие русские дружины, слабо владевшие искусством боевых построений, и кое-как укрепленные деревянные города были сокрушены лучшей армией в мире. В ее составе была была легкая и тяжелая кавалерия, лучники, тяжеловооруженная пехота, осадные машины.

Монгольская армия на марше. Современная реконструкция

Onetwo1 (CC BY-SA 3.0)

Вскоре после покорения Руси Монгольская империя распалась, и контролировать русские земли стала Золотая Орда, государство, выделившееся из состава Монгольской империи. Монголы не хотели завоевывать русские земли – они лишь собирали дань, а русские князья были вынуждены ездить в столицу Золотой Орды, чтобы получать там ярлыки – официальные документы, подтверждающие право князей управлять их собственными землями. Это было неслыханное унижение для гордых русских воинов – унижение, которое стало первым шагом к формированию единого русского государства.

Русские поняли, что сбросить иго монголов можно, только переняв монгольские методы ведения войны, управления, контроля и учета популяции, в общем, действуя против них их же оружием. В 1380 году, впервые объединившись, русские князья сокрушили часть армии Золотой Орды в Куликовской битве, а сто лет спустя великий князь Московский Иван III (1440-1505) отстоял целостность организованного им государства на реке Угре. После этого зависимость русских земель от остатков Орды стала во многом формальной.

«Москва обязана своим величием ханам», – написал великий русский историк Николай Карамзин. Все последующие военные и политические успехи Московского государства на международной арене – по большому счету, следствие невольного «обучения», которое русские прошли в период ордынского владычества. Перечислим самые главные вещи и явления, которые русские позаимствовали у монголо-татар.

Управление армией, слово «богатырь» и боевые кличи

Монгольский военачальник. Кадр из фильма «Монгол» (2007)

Сергей Бодров ст./СТВ production, 2007

Несмотря на меньшую численность, чем у монголов, русские дружины и пешая армия были сильны и, главное, бесстрашны – они защищали родную землю. Наступательное и оборонительное вооружение русских дружин славилось в Европе. Но тяжеловооруженные дружинники были малочисленны. Они хорошо годились для отражения коротких набегов и эпизодической защиты городов. Когда пришлось противостоять системно организованной монгольской армии, основную массу русского войска составило вооруженное рогатинами и топорами ополчение. Но главная причина поражения была не в нём.

Русские проигрывали монголам, потому что были разобщены. Князья и дружины не только были разбросаны по отдаленным друг от другам городам – они не умели договариваться. Общественные и военные вопросы в Древней Руси решались на вече – собрании свободных людей. Для решительных действий этот способ был неэффективен. В первой крупной битве против монголов на реке Калке русские князья так и не смогли договориться о слаженных действиях и были наголову разбиты.

Кроме того, в русской традиции князь был зачинателем боя. Сейчас это выглядит абсурдно, но князья в окружении своих дружинников «лезли» в бой в первых рядах, где более многочисленный противник окружал и уничтожал их. Дружины и ополчения без лидера оказывались деморализованы.

Битва на Калке. Позднее стилизованное изображение

У монголов все было иначе. Ханы вообще, как правило, не являлись на бой, а военачальники – темники и тысячники – наблюдали за боем издалека с высот, руководя своими войсками посредством флагов, дымовых и световых сигналов и с помощью звуков труб и барабанов. В случае военных неудач не рядовые воины, а именно военачальники несли всю тяжесть ответственности перед ханами.

Многое пришлось перенять русским у монголов, начиная с самых основ. Например, русский боевой клич «ура!» мог быть, согласно гипотезе, скопирован с монгольского или татарского: по-монгольски «урагшаа!» – «вперед», а по-татарски «ura» – «бей!» Да и слово «богатырь» – тюркское, означает «смелый, герой». До монгольского нашествия таких людей на Руси называли «хоробор», «удалец».

В итоге, в Куликовской битве победа русских над войсками под началом ордынского полководца Мамая была достигнута благодаря четкому центральному управлению русским войском и наличию засадного полка тяжелой кавалерии, не случайно, а по команде ударившего по монголам. Кстати, кавалерийские техники боя русские тоже позаимствовали у захватчиков.

Кавалерия

Монгольский всадник. Кадр из сериала «Золотая орда»

Тимур Алпатов/Амедиа; Марс Медиа Энтертейнмент, 2018

До начала монгольского владычества лошадь была атрибутом роскоши. На лошадь в трехлетнем возрасте сажали маленьких княжичей, следуя древней индоевропейской традиции инициации отпрысков знатных родов. Но после того, как монгольская кавалерия продемонстрировала свои преимущества в бою с русскими, покоренный народ понял – надо учиться создавать кавалерийские формирования. Одинокие князья на лошадях, даже закованные в доспехи, не могли противостоять регулярным конным полкам монголо-татар.

Именно с XIII-XIV вв. на Руси появляются княжеские «стада коневые» и начинают обучаться профессиональные воины-кавалеристы. Они были потомками княжеских дружинников и принадлежали к знатным и богатым родам – иначе невозможно было приобрести лошадей и соответствующую статусу и функции кавалериста одежду.

Читайте также  Какой размер одежды у новорожденных

Одежда

«Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного» (1800), художник Яков Турлыгин. Иван Грозный изображен в тафье

Обычный мужской костюм различных племен, населявших русские земли, до монгольского завоевания состоял из портов и рубахи, охваченной на талии поясом, тканевым или кожаным. Верхней одеждой служили накидки и плащи, завязывавшиеся веревочками. Статус демонстрировался богато украшенными поясами, стоимостью ткани плаща и его окраской (самым «дорогим» цветом считался глубоко синий индиго).

Для быстрой езды на лошадях, особенно в боевой ситуации, такая одежда не очень подходит – в развевающемся плаще будет холодно на скорости, он может обмотаться вокруг головы, закрыв обзор всаднику. У монголов были поизаимствованы кафтаны – плотная двухслойная верхняя одежда, которая застегивалась на крючки. Можно было, застегнув верх для тепла, оставить низ расстегнутым для удобства сидения в седле.

Но и многие другие привычные уже русским предметы одежды стали называться так, как их называли татарские племена, жившие в различных ханствах – остатках Орды. Эти люди не только воевали, но и торговали с русскими. Так в русском языке прижились «новые» названия привычной одежды: колпак, кушак, штаны, башмак, кумач (красный цвет), зипун (тканое пальто без воротника) и многие другие. Появились и прямые заимствования – татары выделывали особым образом овечьи и козьи кожи – так появилась сафьяновая кожа, новый для русских шикарный материал; в обиход вошла тафья – подобие тюбетейки, которую носили знатные татары, а у них этот обычай переняли русские.

Тафью в быту любил носить Иван Грозный, бривший голову налысо, как это делали татарские ханы. И вообще парадные и повседневные облачения русских царей, их церемониальные шубы и кафтаны, украшенные золотом и драгоценными камнями, которые мы видим на множестве портретов первых Романовых, были созданы с оглядкой на облачения монгольских и татарских правителей.

Ямская служба (почтовые станции)

Вид трактира и почтовой станции на дороге из Костромы в Ярославль, 1839

Для управления своей гигантской территорией Чингисхан (или его потомки) создали систему ямов – пунктов, где гонцы, перемещавшиеся на лошадях на огромные расстояния, могли найти свежих, не загнанных коней, сменить их и продолжать путь без серьезных задержек. Монгольские воины фактически росли в седле – взрослые монголы были натренированы проводить на лошади более двух суток без перерыва. После подчинения русских земель ямы были организованы и на русской территории. Местное население начало нести «ямскую повинность» – оно обязано было держать на ямских станциях дежурных, поддерживать в порядке повозки и выставлять свежих лошадей.

В разных формах ямская повинность просуществовала в России до начала XVIII века. Система, введенная монголами, послужила и в России решению проблемы управления государством огромного размера и стала одной из основ того типа управления, который тоже был позаимствован у монголо-татар.

Система государственного управления

Один из монгольских ярлыков 14-15 вв.

Монголо-татарское нашествие покончило с вечевыми порядками на Руси. Монголам было удобно, чтобы Русь продолжала управляться единоличными князьями – но только с их, монголов, санкции. Они умело сталкивали князей между собой – поэтому нельзя говорить о какой-то естественной «раздробленности» русских земель, ведь им насильно мешали объединяться. Через несколько десятков лет князья поняли, что происходит, и стали пытаться объединить земли вокруг одного центра, которым в итоге стала Москва.

У монголов переняли и механику их типа управления – официальные документы, подтверждавшие права князей и монастырей на власть над землями и жившими на них крестьянами; денежную и таможенную систему (слово «деньги» происходит от тюркского «tenge» – «монета», а «таможня» – от тюркского damya – «печать, клеймо»), наследование власти, централизованный учет войск и военачальников, гражданскую и военную администрацию – влияние монголо-татарских порядков на русскую систему власти было всеобъемлющим.

Главное – если до прихода монголо-татар русские земли управлялись сонмом князей, а вопросы решались коллегиально, то в 1480-м, на момент победы над ордынским владычеством, на Руси был единоличный государь, равных которому не было – великий князь московский, на тот момент Иван III Васильевич. Это спасло Россию – и стало началом новой эры в ее истории.

Проект по технологии «Монгольский современный костюм»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Монгольский современный костюм

Актуальность Тема работы актуальна потому, что в наши дни утрачиваются национальные традиции, забываются народные промыслы. К сожалению, молодое поколение не знает историю народного костюма и национальную одежду может увидеть только на праздниках.

Актуальность К сожалению, молодое поколение не знает историю народного костюма и национальную одежду может увидеть только на праздниках.

Цели и задачи работы: — изучить историю национального монгольского костюма — познакомить учащихся с монгольской современной одеждой. — провести заочную вертуальную экскурсию в «Музей монгольского костюма» — провести интервьюирование по теме — подготовить дефиле монгольской одежды

Монгольский национальный костюм имеет богатую историю, обладает многовековыми художественными традициями. Он тесно связан с образом жизни монгольского народа, с природными условиями страны.

Женский монгольский праздничный костюм

Костюм должен соответствовать самым разным бытовым ситуациям — едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике.

Традиционная монгольская одежда подразделяется на повседневную и праздничную. Летом монголы носят легкий халат «Тэрлэк», весной и осенью ватный халат «Ховонтэй дээл» или халат на ягнячьей овчине «Хурган дотертой дээл», зимой овчинный халат, напоминающий шубу «Цагаан нэхий дээл».

Костюм девушки не отличается по покрою от детского и мужского. Рукава мужской и девичьей одежды никогда не делаются вшивными – они длиннее рук, у кисти заканчиваются воронкообразными обшлагами.

Материалы, из которых шили одежду, изготовлялись самими монголами «кожа, шерсть, меха» или привозились из заграницы. Неизвестно, когда началось в Монголии собственное производство тканей, однако твердо установлено, что уже очень давно одежду шили из шелка, хлопчатобумажных тканей, шерстяных тканей, парчи.

Монгольская безрукавка хантаз, одевают поверх халата и пояса. Шьют безрукавку из ярких узорчатых шелковых тканей.

Свой отпечаток накладывает на одежду и возраст ее обладателя. Костюм пожилых людей, как правило, неярок, скромен, а молодежь предпочитает более красочные, элегантные одежды. В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней женщины. Костюм последней богаче украшениями и отделкой.

Не лишены своеобразия и головные уборы. Почти каждая народность вносит свое в конструкции, форму, цвет головного убора, в его украшения, так что существует много типов монгольских шапок. В западной Монголии распространены шапки типа «Торцог», «Юден», «Жарантай».

Устремленная к небу остроконечная верхушка шапки, символизирует процветание, благополучие. Петелька на верхушке сампина у шапки означает луну, узелок сампина — прочность, крепость, нижняя часть сампина, называемая тав символизирует солнце. Вниз от тава отходят четыре полоски, обозначающие очаг, и тридцать две прошивки — солнечные лучи. Сампин и прошивки бывают на большинстве шапок цвета вампина — обычно красный, синий или коричневый.

Можно указать несколько видов обуви, которую носят монголы, «наамал ултай гутал», сапоги с прикленной подошвой, «шохойтой гутал», «ханчин гутал», притом и здесь прослеживаются различия между обувью отдельных национальностей.

Экскурсия в музей монгольских костюмов Музей открылся 23 июля 2005 года. Главная цель музея: показать иностранным туристам разнообразие монгольских костюмов и напомнить молодым гражданам Монголии о старинных традициях и обычаях своего народа.

Музей национальных монгольских костюмов расположен рядом с центральной площадью Улан-Батора. Также представлены украшения, предметы обихода, культовые изделия, убранство монгольской юрты.

Представлены как современные так и старинные костюмы различных этнических групп, проживающих на территории современной Монголии.

Современная одежда с элементами национального костюма

Свадебный монгольский костюм

Сценический монгольский костюм

«Национальные мотивы в современной одежде» На завершившемся недавно 11-м всекитайском конкурсе монгольских национальных костюмов в г. Хайлар коллекция Елены Цыренжаповой из Бурятии, имела большой успех.

3 — 4 марта в столице Бурятии прошел первый международный фестиваль моды монголов мира «шелковый путь»

Опрос учениц 8 «Б» класса Нравится монгольская одежда – 12 — да Нравится русский костюм – 9 — да, 3 — нет Национальная одежда дома есть: 10 — да, 2 — нет Вы одеваете национальный костюм – 12 Вам нравится свадебный национальный костюм – 5 — да, 7 — нет

Интервью учителей Людмила Ивановна – очень нравится монгольская национальная одежда. Она красивая, яркая. Современный монгольский костюм – эффектный, стильный. Модный. Мягмарсурэн —

Показ монгольской одежды

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Зандакова Людмила ИвановнаНаписать 1643 22.04.2018

Номер материала: ДБ-1488296

  • Технология
  • 8 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    22.04.2018 241
    22.04.2018 425
    22.04.2018 144
    22.04.2018 316
    22.04.2018 1059
    22.04.2018 426
    22.04.2018 126
    22.04.2018 140

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В России в науке и образовании женщин больше, чем мужчин, но ученых степеней у них меньше

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: