Нежеланный ребенок последствия

Психологические особенности нежеланного ребенка в семье

Екатерина Силивертстова
Психологические особенности нежеланного ребенка в семье

Одним из ярких примеров влияния нарушенных детско-родительских отношений, ребенок, который растет в семье, где он — нежеланный.

Нежеланный ребенок в семьепоявляется по множеству причин: желание одного из супругов, способ сохранения семьи, удержания спутника рядом; незапланированная беременность, насилие; материальный мотив. Еще случай, когда чувства матери к ребенку изменяются под влиянием постродовой депрессии. Все это приводит к тому, что ребенок рождаясь испытывает непреодолимую потребность в материнской любви, но не чувствует, не получает обратной связи. Ребенок растет как будто в вакууме. В окружении ребенка нет проявлений любви и заботы, мать не испытывает к нему никаких нежных, теплых чувств.

Не обязательно, эта семья будет из разряда «социально неблагополучных». Внешне это будет обычная семья, где родители обеспечивают своих детей, осуществляют уход за ними, по мере сил занимаются воспитанием. Но почему-то реакция ребенка не соответствует желаемой. Родители не понимают причин бесконечного детского непослушания, частых капризов, истерик, проявления агрессии к другим детям, к матери, отцу, братьям и сестрам.

А все почему? Потому что базовая потребность ребенка в любви и привязанности никуда не делась. Она осталась не удовлетворена.Ответьте себе на вопрос: что происходит с Вами, когда Вы не получаете длительное время то, что хотите? А что если это еда или вода, сон, отдых?. Возможно Вы впадаете в отчаяние или начинаете наоборот усиленно искать удовлетворение своих потребностей, начинаете замещать это другим, злитесь, кричите.

Подобное происходит и с маленьким ребенком, который пришел в этот мир, но его не хочет принимать самый родной человек. Он в силу своих возможностей пытается добиться любви своих родителей, он всячески привлекает их внимание. Будучи младенцем, он часто плачет, не спит, затем появляются соматические нарушения, он начинает часто болеть, — это все является своеобразным способом привлечения материнского (родительского) внимания, все только для того, чтобы получить долгожданные минуты телесного контакта, заботы, сочувствия. Затем, когда малыш подрастает, он становится более активным и самостоятельным, он уже сам то и дело подходит к родителям, особенно к матери, пытается ее потрогать, обнять, заглянуть ей в глаза, всячески привлечь ее внимание к себе, завоевать ее любовь.Его действия как бы говорят: «Посмотри на меня, я хочу, чтобы ты меня увидела, я существую, я здесь, я нуждаюсь в тебе». Но в ответ на все свои старания ребенок получает лишь раздражение родителя и еще большее отстранение.

Что же происходит с ребенком, который не получает принятия, любви, внимания и признания своих родителей, в детском саду?. Его потребность в принятии и внимании никуда не исчезает, а часто еще и усиливается, когда ребенок начинает замечать, как другие родители относятся к своим детям. Появляется зависть и злость, нетерпимость к детям, которые в отличие от него растут в условиях полного принятия, любви их родителями и другими членами семьи. Ревность к воспитателю, который распределяет свое внимание на других детей в группе, выделяет кого-то из детей за работу на занятиях. И вот именно здесь мы наблюдаем «беспричинные» вспышки гнева, детского раздражения. Ребенок может сломать неожиданно игрушку, поделку, толкнуть другого ребенка, вступить в драку, кинуть что-то в воспитателя или выразить свою агрессию вербально.

В итоге мы наблюдаем ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы, трудностями в коммуникативной сфере, негативизм, эмоционально-обусловленное снижение интеллектуальных способностей. В этом случае психологической работы с одним только ребенком будет крайне недостаточно, подобным образом мы можем лишь заглушить на какое-то время проявления детской агрессии в саду, но не решить истинную проблему, которая запускает механизм. Для полноценной работы обязательна работа с родителями, необходима коррекция детско-родительских отношений в семье.

Консультация для родителей «Психологические особенности материнства» Как отечественные, так и зарубежные психологи изучали отношения матери и ребенка. Например, исследования Д. Винникотта и Р. Шпица делают.

Консультация «Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье» Консультация «Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье» Современные научные данные доказывают,.

Консультация «Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста 2–7 лет» Консультация. Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет). 2-3 года: В этом возрасте ребенку важно:.

Памятка для родителей и педагогов «Влияние порядка очередности рождения в семье на личностные особенности ребенка» Влияние порядка очередности рождения в семье на личностные особенности ребенка Личностные особенности – это те самые внутренние и глубинные.

Презентация «Психологические особенности возраста старшего школьника» Родительское собрание в 10 классе МОУ СОШ № 51 Психологические особенности старшего школьного возраста «Мы и взрослые» Одна из важных.

Консультация «Психологические особенности детей 6–7 лет» Психологические особенности детей 6-7 лет. Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах,.

Семинар для родителей «Особенности и психологические новообразования у ребенка 3–4 лет» Семинар для родителей Особенности и психологические новообразования у ребенка 3-4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за.

Родительское собрание «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Краснодар «Центр развития — детский сад 182 «Солнечный город» Родительское.

Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.

Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста Хронологические границы возрастно-психологических особенностей.

Нежеланные дети — диагноз или судьба?

О том, что число больных, несчастных, неудачников по большей части пополняют нежеланные дети, лучше других знают психологи и психотерапевты, которые практически каждый день сталкиваются с ними. Статистики нежеланных детей, понятно, никто не ведет, но их не счесть во все времена и во всех странах. Они есть среди богатых и бедных, знаменитых и простых людей.

Кто же не знает, кто такие нежеланные дети? Нежеланные дети — это дети, рождение которых было нежелательно для обоих или одного из родителей. Но в обыденной жизни мало кто связывает нежеланность рождения человека, особенно если он уже взрослый, с его несчастной судьбой.

А для психолога, психотерапевта нежеланность рождения — это своего рода диагноз. Многие проблемы клиента, пациента становятся сразу понятными и объяснимыми, когда мы узнаем, что ребенок родился нежеланным. Дело в том, что такие люди на весь мир склонны смотреть через призму нежеланности своего рождения, чувствуя себя обделенными безусловной любовью, незащищенными. Для них ощущение нежеланности рождения равнозначно потере любви, а значит, потере базисного чувства безопасности и доверия к миру.

Нежеланных детей можно разделить на 2 категории: первая — это дети, рождения которых не хотели вообще, а также незапланированные по времени так называемые «нечаянные» дети; вторая категория — это дети, нежеланные по полу.

К первой категории можно причислить детей, рожденных вне брака, после изнасилований, несовершеннолетними родителями, в климактерическом периоде (когда беременность вначале считают просто полнотой). Сюда можно отнести детей женщин, которые не хотели рожать от определенного человека, а также детей, из-за появления которых родители были вынуждены жениться. В эту же группу входят незапланированные дети, которые родились в тот же или следующий год после рождения предыдущего ребенка, и те дети, в отношении которых были попытки аборта (просто намерения или действия).

По степени нежеланности по полу самые нежеланные, конечно, это третьи, четвертые (и далее) девочки или мальчики, рожденные подряд. Часто таких детей в России называют именами, которые имеют и женский, и мужской варианты. Например, дочь Александра, Валерия или сын Валентин, Евгений Не так редки случаи, когда, например, разочарованный отец отказывается забирать из роддома пятую дочь, а мама впадает в депрессию от третьего сына.

Особенно тяжело переносится рождение дочерей в венценосных и титулованных семьях в странах, где по закону корона или титулы передаются только по мужской линии.

Однако не всегда нежеланные дети — это нелюбимые дети. Довольно часто они становятся самыми любимыми. Чаще всего, по наблюдениям, становятся самыми любимыми младшие, больные или болезненные дети, похожие на родителей или очень красивые.

Как показывает практика, несмотря на разность судеб, для многих, если не для всех, нежеланных детей свойственны повышенная тревожность и чувство вины за то, что они пришли в этот мир, не оправдав ожиданий своих близких.

Им могут быть присущи чувства одиночества, брошенности и неприкаянности. Они чаще желанных детей испытывают депрессию, аффективные расстройства, немотивированную агрессивность или аутоагрессию (от грызения ногтей до попыток самоубийства), склонность к алкоголизму и другим зависимостям. Согласно некоторым исследованиям, попытками аборта, то есть нежеланностью рождения, объясняются причины некоторых психических заболеваний.

Нежеланные дети чаще желанных бывают ревнивы, обидчивы, неуспешны в любви, семейной жизни. Это происходит потому, что они не могут поверить в то, что заслуживают любовь и своим поведением провоцируют ссоры и расставания, выбирают заведомо неподходящих партнеров.

Важно подчеркнуть, что у нежеланных детей, которых любят родители, особенно оба, перечисленные переживания и свойства характера менее выражены, а перспективы будущего более благоприятны.

Нежеланные дети обычно всю жизнь пытаются, как могут, доказать своим родителям, что они лучше своих братьев-сестер.

В худшем случае одни бессознательно делают это, привлекая внимание родителей болезнями, попытками самоубийства. За желанием получить свою порцию жалости у них может стоять попытка получить от них хоть толику любви. Другие, потеряв надежду на получение любви и внимания родителей, просто становятся несчастными, неудачниками. Некоторые нежеланные дети, не простив родителей, начинают ненавидеть и их, и своих братьев-сестер.

В благополучных вариантах нежеланные дети — самые упорные борцы, которые во что бы то ни стало добиваются успехов ради своей основной цели: доказать родителям, что они ошибались, причислив их к нежеланным. Им важно добиться большего, чем братья-сестры, им кажется, что только так можно заслужить любовь родителей. Нежеланность рождения для таких людей является мотивацией для достижения успеха, своего рода «золотым пинком», стимулом для достижения успехов. Однако при всей своей успешности они могут продолжать ощущать себя одинокими, неприкаянными или агрессивными.

Между тем, известно любопытное наблюдение, что нежеланные дети чаще всего самые заботливые, старательно ухаживающие за больными и престарелыми родителями. Часто родители умирают на руках у нежеланных детей. Таким образом они еще раз доказывают, насколько они были достойны любви и признания. К слову сказать, наследство, однако, достается, как правило, желанным детям.

Читайте также  Мордочка ежика для аппликации

Что касается нежеланных детей по полу, они, кроме всех перечисленных проблем, могут иметь проблемы половой и сексуальной идентичности, то есть иметь склонность к гомосексуализму, транссексуализму, трансвестизму, страдать различными сексуальными расстройствами.

О том, как нежеланность рождения может негативно влиять на судьбу человека, говорит такой пример из психотерапевтической практики.

Молодая, глубоко несчастная женщина жалуется на то, что все мужчины ее бросают. Оказалось, что она по рождению вторая дочь. Отец так хотел сына, что до 5 лет называл ее сынком и старался, вопреки ее протестам, воспитать из нее «настоящего мужчину». В результате такого воспитания его любимая дочка стала нервной, неуверенной, несчастной женщиной, которая до психотерапии даже не могла родить. Она всегда жила с чувством вины перед отцом и любимыми мужчинами, боялась потерять их любовь. И всегда ее все бросали, кроме отца, которого она и любила, и ненавидела одновременно.

А вот насколько сильно нежеланность рождения ребенка влияет на его судьбу, зависит от многих факторов. Кроме любви родителей, это и воспитание, и социальное окружение, а также особенности нервной системы и способы реагирования организма на стрессы, психотравмы. Так что нельзя сказать, что нежеланные дети — всегда несчастные люди, хотя нежеланность рождения всегда в какой-то мере влияет на судьбу.

Иногда только осознание того, что все их проблемы объясняются всего лишь нежеланностью рождения, некоторым людям помогает по-новому оценить свои поступки, отношения, прошлую жизнь и настоящее. В сложных случаях, конечно, не обойтись без психотерапии.

Нежеланные дети: можно ли заставить проснуться свой материнский инстинкт

Нежеланные

“Я не люблю своего ребенка”. Под таким шокирующим названием создаются ветки на форумах молодых мам, этой проблеме посвящены десятки статей на психологических сайтах. С этим признанием некоторые прихожанки идут на исповедь в церковь, пациентки — на беседу к семейному консультанту. Обычные женщины — не алкоголички, не гулящие. Просто они в силу разных причин лишены материнского инстинкта, который, казалось бы, присущ большинству рожениц, и теперь склонны винить во всех своих неприятностях не вовремя прилетевшего аиста.

narodna-pravda.ua

Термин “нежеланный ребенок” прочно вошел в современный лексикон. Ссылаясь на него, беременные получают в женских консультациях направление на аборт. По этой же причине новорожденных оставляют в домах малютки. Неприятием, нелюбовью можно объяснить грубое, тираническое отношение родителей к своим детям. В то же время “нежеланность” — расплывчатое понятие. У каждой матери, которая только “терпит рядом” рожденного ею малыша, свои объяснения этому.

“Зачем юлить — планировали с мужем третьего ребенка ради отдельной квартиры. Готовились к беременности, все было отлично. А когда я была на третьем месяце, муж ушел к другой. Как говорится, ничто не предвещало беды. Мне уже не нужна была эта квартира, вообще ничего не было нужно, я хотела сделать аборт, в ногах у участкового гинеколога валялась, но меня отговаривали все — и врачи, и родственники. Я трижды приходила за направлением на вакуум-аспирацию, и трижды со мной беседовали психолог, священник. Помню, как батюшка сказал: “Господь никогда не ошибается, если посылает кому-то ребенка!” А дальше — про женщин, которые не могут забеременеть годами, про несчастных брошенных малышей, воспитывающихся в детских домах, про то, что материнство — дар Божий. И я дрогнула. Решила: как-нибудь справлюсь. Где двое детей, там и третий не помеха. Ах, если бы все было так просто.

Беременность была очень тяжелой — у меня началась водянка при позднем токсикозе. Лежала в одной больнице, в другой. Я возненавидела весь мир, проклинала всех, кто уговорил меня сохранить ребенка. Обозлилась страшно — не на себя, не на мужа, а на ни в чем не повинного человечка. Понимаю это — и ничего не могу с собой поделать! Как назло, сын — когда-то желанный и долгожданный после двух дочек! — родился копией своего отца. И это снова как ножом по сердцу. Когда плакал в кроватке, я специально не подходила — пусть сам угомонится. Накормлен, здоров, в новом памперсе — что ему еще надо? На ласку меня уже не хватало.

Так и живем вчетвером. Две любимые дочки и нелюбимый сын. Я бесконечно перед ним виновата, но не могу заставить себя обнимать его, целовать. Словно мщу через него его отцу. Вижу, что мальчик страдает. Ему уже четыре года, он понимает, что мама с ним не такая, как с сестрами.

И девочки видят это. Видят родственники, друзья семьи. Все жалеют моего Лешу, а я, родная мать, только срываюсь на нем по каждому поводу. При этом с приходящим по выходным папой у него отличные взаимоотношения: бывший с ним и обнимается, и играет с удовольствием, и всегда выслушать готов. ”

Этот крик души подхвачен десятками других форумчан. Почти в каждой истории — боль и непонимание своего поведения, попытки оправдаться, желание хоть что-то изменить.

“Мне было 17 лет, когда я узнала, что беременна. Родители настояли на том, чтобы родила, пусть даже без мужа. А у меня, девочки с периферии, — совсем другие планы на жизнь: я хотела поехать учиться в столицу, жить там на съемной квартире с подружкой, выйти замуж за минчанина.

В результате вместо поступления — пеленки, кормление по часам, пересуды соседей (у нас всем до всех есть дело). Я к дочке не то что любви не испытывала — она меня раздражала, бесила. Я закатывала истерики родителям, жаловалась на загубленную юность, кричала, что лучше бы сделала аборт. И однажды отец, стукнув кулаком по столу, заявил: выкорми ребенка хотя бы год, а потом катись в свой Минск. И я, счастливая безмерно, пошла на это условие. Хотя и здесь старалась схитрить: если родителей не было дома, я сцеживалась в бутылочку и так кормила малышку, лишь бы только не чувствовать ее ротик на своей груди. Я не хотела, чтобы она ко мне привыкала. Паковать чемодан начала еще за месяц до того, как истек срок грудного вскармливания. Представляете, уезжала из дома ночью, крадучись, чтобы Дашка не проснулась и не позвала меня, она ведь только-только звуки в слова начала складывать, и первое из них было — “мама”. Ну вот как так-то? Я ее не любила, не хотела, всеми фибрами души старалась от нее отстраниться. А она ручки из кроватки тянула: “Ма-ма!” Сейчас вспоминаю — плачу, а тогда молилась, чтобы отец не передумал.

Я приезжала домой раз в три месяца с какой-нибудь игрушкой в подарок, пока Дашу воспитывали мама с папой. В какой-то момент дочка вообще стала забывать, что я есть на свете. Однажды назвала меня тетей. Но мне было все равно. Двадцать три года, выпускной в вузе, предложение хорошей работы в Минске, красивый роман с человеком намного старше меня. Жизнь бурлила, о Даше я старалась не думать. Своему мужчине призналась в существовании дочки перед самой свадьбой. Его реакция меня поразила: он сказал, что на “кукушке” не женится никогда, что ошибался во мне, что всему женскому роду должно быть стыдно за таких матерей, как я. “Ты серьезно считаешь, что теперь, после всего, что я узнал, я захочу с тобой общих детей?” Он ушел из моей жизни навсегда. Но я ему по сей день признательна, потому что его слова заставили меня о многом задуматься. Нет, я не вернулась в свой маленький городок, но уже через год, сняв двушку и встав в очередь на жилье, “перетащила” в Минск родителей и дочь. Понемногу стали налаживать отношения. Но для Даши я еще много лет была наполовину чужой. Она меня и сейчас никогда не называет “мамой”, только по имени. Да и нежности ко мне никакой не испытывает. Скорее, снисходит до общения. Очень сложная девочка. Порой может нахамить, ударить. Но это понятно: ей уже 13, самый сложный возраст. Гораздо тяжелее осознавать, что Даша не любит своего единокровного брата. Да и отчима терпеть не может. Наверное,
это моя расплата за нелюбовь к первенцу”.

asjust.ru

Если ребенок недополучит ласки и внимания с детства, он не сможет ласку и внимание дарить другим.

И научиться этому в более позднем возрасте будет очень сложно. Нелюбимый, обделенный лаской малыш меньше доверяет миру, проявляет тревогу и страхи, эмоциональную холодность.

И при этом — повышенную агрессивность. Он нуждается в любви и заботе, но не умеет их ни принимать, ни дарить

— Кто-то в открытую твердит: “Лупила бы и лупила, этот малец мне всю жизнь испоганил!” А кто-то просто лупит, не произнося ни слова. Причем “лупит” — не всегда означает, что наказывает физически. Ведь чтобы продемонстрировать свою нелюбовь, можно придумать сколько угодно вариантов поведения. Не подходить к кроватке, когда ребенок плачет, или подходить со злостью и раздражением, думая лишь о том, как этот малыш мешает, что он обуза, что съедает слишком много времени и сил. Не кормить грудью, потому что “фигура испортится”. Не читать сказки, потому что “некогда”. Или “заваливать дорогими кормами, лишь бы отцепился”, как выразилась одна из таких мамаш.

Здесь во главе угла стоят не потребности ребенка, а интересы мамы. Не чувствуя эмоциональной связи с малышом, женщина либо пренебрегает воспитанием и заботой, либо, наоборот, проявляет сверхзаботу, удовлетворяя все потребности ребенка, но так и не привязываясь к нему эмоционально. В основе — лишь мысли о необходимости выполнять материнский долг. В Instagram, скажем, у таких мам масса фотографий красивого, пышущего здоровьем малыша. А любит он, к примеру, больше бабушку или младшую сестру мамы, которые дарят ему ласку и нежность. Но эту-то любовь и мама видит, поэтому крепнет ревность и соперничество уже в отношении взрослых.

— Чем опасна нелюбовь в отношениях матери и ребенка?

Читайте также  Анекдоты про пьяных девушек

— В науке это называется “депривация” — лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка. Потребностей много. Соответственно как и видов депривации. Одним из видов депривации, о которой мы сегодня говорим, является материнская депривация — состояние, которое возникает из-за эмоционального отрыва ребенка от матери. Чаще говорят именно о материнской депривации, а не об отцовской, подразумевая, что в большинстве случаев с первых минут жизни ребенком “занимается” мама. Хотя влияние отцовской (или патернальной) депривации не менее разрушительно.

При полной депривации биологической мамы нет в жизни ребенка (это, например, ситуации, когда малыш по какой-то причине попадает в детский дом или в замещающую семью). Частичная депривация наблюдается там, где прямой разлуки с мамой или папой не произошло, но их отношения по какой-то причине обеднены и неудовлетворительны. Чем это чревато? Вспомните восклицание Паровозика из Ромашкова в одноименном мультфильме: “Если мы не увидим, как распускаются первые ландыши, то опоздаем на всю весну!” Мультфильм, конечно, не про депривацию. Но если ребенок недополучит ласки и внимания с детства, он не сможет ласку и внимание дарить другим. И научиться этому в более позднем возрасте будет очень сложно.

Нелюбимый, обделенный лаской малыш меньше доверяет миру, проявляет тревогу и страхи, эмоциональную холодность. И при этом — повышенную агрессивность. Он нуждается в любви и заботе, но не умеет их ни принимать, ни дарить.

— Некоторые ученые считают любовь всего лишь химической реакцией, протекающей в нашем организме. И что делать, если эта реакция не состоялась? Можно ли заставить себя полюбить родное дитя? Воспитать в себе приязненное к нему отношение?

— В ситуации, когда мама отказывается смотреть за ребенком, не может или не хочет удовлетворять его потребности в ласке, внимании (а не только в пище и сне), для ребенка жизненно важно наличие любого значимого взрослого человека (папы, бабушки, приемной мамы, крестной мамы или тети), который сможет о нем заботиться, научит получать и отдавать любовь, тепло, нежность.

Несмотря на разность судеб, для многих (если не для всех) нежеланных детей свойственны повышенная тревожность и чувство вины за то, что они пришли в этот мир, не оправдав ожиданий своих близких, пишет shkolazhizni.ru. Им могут быть присущи чувства одиночества, брошенности и неприкаянности. Они чаще желанных детей испытывают депрессию, аффективные расстройства, немотивированную агрессивность или аутоагрессию (от грызения ногтей до попыток самоубийства), склонность к алкоголизму и другим зависимостям. Согласно исследованиям ученых, именно попытками аборта будущей матери, то есть нежеланностью рождения, объясняются причины некоторых психических заболеваний родившегося малыша

Что касается мамы, то в основе таких ее действий, а точнее, в основе их отсутствия, чаще всего могут скрываться четыре сильнейших чувства:

1) Вина. “Да, я виновата в том, что не люблю своего ребенка. Но и он виноват в том, что я сейчас с ним занимаюсь, а не на дискотеки хожу”.

2) Злость. “Он мне жизнь сломал. Я ему отомщу”.

3) Зависть. “У меня не так, как у всех. У всех есть деньги, машины (список можно продолжать до бесконечности, причем каждый раз будет называться что-то новое, чего сейчас не имеет женщина). А у меня этого нет. Муж не купил. Родители не дали. Родня отсудила. ”

4) Угрызения совести. “Я не могу дать ему того, что имеют другие дети”.
Фото Рейтер

Ребенок не виноват, что “аист прилетел не вовремя”. И маме, которая видит в своем малыше порой лишь обузу и чувствует ненависть к нему, скажу: не только от любви до ненависти один шаг. Но и от ненависти до любви такое же расстояние. Начните ценить в сыне или дочери все то, что вы уже смогли увидеть, но что вызывает у вас пока лишь негативные чувства. И начинайте думать при этом со слова “зато”:

“Он пачкает памперсы и требует кормления по ночам? Ура! Зато это здоровая реакция организма. Есть детки, у которых с этим проблемы”.

“Он родился слишком рано или слишком поздно? Не вовремя? Все равно — ура! Зато он — родился! У сотен тысяч женщин на планете не получается подарить жизнь, а у меня получилось!”

Человек так устроен: он слишком часто не ценит то, что имеет. Оглянитесь вокруг. И вспомните четверостишие Омара Хайяма: “Я был в обиде на Творца, что не имел сапог. Пока не встретил молодца, который был без ног”.

Синдром недолюбленности – как понять, что ваш ребёнок недолюблен?

Ошибки родителей, признаки недолюбленности и последствия.

Известно, что ошибки, допущенные родителями в воспитании ребёнка, способны кардинально изменить маленькую личность и преследовать на протяжении всей жизни: могут не складываться отношения, постоянно преследовать тревога и напряжение, хроническая усталость и эмоциональные блоки. Кто такие недолюбленные дети и что скрывает за собой «синдром недолюбленности»? Какие последствия могут преследовать таких детей уже к подростковому возрасту и как им помочь?

Синдром недолюбленного ребёнка возникает из-за недостатка любви и внимания со стороны значимых для ребёнка взрослых и может начать формироваться ещё на стадии внутриутробного развития. Каждому ребёнку для гармоничного развития нужна родительская любовь, эмоциональный контакт с мамой, что заложено на инстинктивном уровне как потребность сформировать привязанность с тем, кто поможет выжить в этом мире. Вот только удовлетворить своё желание ребёнок может не всегда, с чем связан ряд причин:

  • неумение проявлять чувства со стороны родителей – нередко мама и папа просто не умеют правильно проявлять свою любовь, задаривая ребёнка последними трендами в мире игрушек и дорогими гаджетами, включая мультики и оставляя его один на один с часовыми мультсериалами вместо того, чтобы прочитать с малышом книгу или полепить из пластилина. Такие дети чисты и опрятны, управляются с мобильным телефоном не хуже взрослых, но явно испытывают дефицит внимания, ласки и обыкновенного тактильного контакта.
  • индивидуально-личностные особенности ребёнка – все дети разные и объём родительской любви для каждого может быть крайне различен: кому-то хватит единичного объятия при утреннем подъёме, а кто-то готов купаться в них до самого вечера. Знаете ли вы, сколько сиюминутных нежностей хватит вашему малышу для внутренней гармонии?
  • появление сиблинга – с появлением братьев и сестёр, родительская любовь становится все более «рассеянной» и, нередко, старших начинают обделять заботой и лаской. Психологи отмечают, что с появлением второго ребёнка поведение первенца изменяется – если первенец старше четырёх лет, он старается привлечь больше внимания к себе в этот период, играет роль младенца и постоянно просит запеленать его, покачать на ручках, пытаясь напитаться любовью.
  • нелюбовь – назовём этот пункт как одноименный фильм А. Звягинцева. Возможно получить любовь ребёнок не может оттого, что его не любят вообще – такое бывает при незапланированных беременностях, отсутствии личной жизни родителей, психологической неготовности к появлению ребёнка и т.п. При таком исходе родителям сложно скрыть отсутствие любви, которое ребёнок чувствует на интуитивном уровне.

Какие же последствия ожидают детей, неспособных напитаться родительской любовью и лаской?

Недолюбленного в детстве, во взрослой жизни можно легко узнать по определённым ключевым признакам.

Как любить своих детей и не навредить им

Расскажем, как правильно любить своих детей и не навредить им, что такое созидающая, разрушающая и требовательная любовь и какие могут быть последствия в будущем.

Ключевые признаки «синдрома недолюбленности» во взрослой жизни

1. Недоверие к людям – если в детстве у ребёнка не было стабильного и благоприятного эмоционального окружения, скорее всего ему сложно будет научиться доверять людям, что гарантирует трудности в будущей семейной и сексуальной жизни.

2. Неспособность управлять эмоциями – в формировании эмоционального интеллекта значимую роль играет семья. Недолюбленный ребёнок, неспособный контролировать и понимать свои негативные эмоции, в будущем обретает стойкое эмоциональное давление и блоки.

3. Страх совершить ошибку – у недолюбленных детей часто возникают проблемы с осознанием чувства собственного достоинства, на протяжении всей жизни преследует «синдром отличника», нерешительность и сильный страх совершить ошибку.

4. Обострённая ранимость – страх быть отвергнутыми преследует тех, кто не получил достаточно любви и внимания от близких и значимых для него людей. Неуверенность в себе, низкая самооценка, склонность проявлять повышенную чувствительность к критике и замечаниям напрямую связано с осознанием ненужность в детстве.

5. Проблемы с собственными детьми – есть большая доля вероятности, что как бы не старался в осознанном возрасте «недолюбленный ребёнок» избежать подобной участи для своих детей, он неосознанно, бессознательно будет копировать манеру поведения своих родителей или диаметрально противоположную – чрезмерно баловать, задаривать и возводить малыша в ранг поклонения.

Последствия недолюбленности и ключевые признаки данного синдрома во взрослой жизни как минимум – заставляют задуматься, а как максимум – проанализировать своё поведение, и понять, хватает ли любви ребёнку на данном этапе?

10 признаков, что вы слишком строги с ребенком

Разумная строгость необходима в воспитании: детям спокойнее, когда они хорошо понимают, где проходит граница между допустимым и недопустимым поведением. Однако порой родители перегибают палку — строгость в отношениях с ребенком становится важнее любви и радости. Как понять, что вы слишком строгий родитель?

Признаки того, что ваш ребёнок недолюблен:

  • отсутствие доверительных отношений со взрослым, негативное восприятие советов родителей;
  • наличие поведения, способного привлечь к себе ваше внимание (чаще в негативном ключе);
  • проблемы с интеллектуальной и познавательной сферой личности;
  • возможное наличие в анамнезе синдрома дефицита внимания и гиперреактивности, логопедических диагнозов и задержки психического развития;
  • сниженная мотивация, нежелание обучаться, безынициативность;
  • чрезмерный эгоцентризм, высокомерие вследствие низкой самооценки, отсутствии уверенности в своих силах;
  • непринятие собственной гендерной принадлежности;
  • восприятие окружающего мира как угрозу, чрезмерное количество детских страхов;
  • замкнутость, застенчивость, тревожность.

Отсутствие родительской любви в детстве часто делает человека несчастным на всю жизнь, а синдром недолюбленности легче профилактировать, чем устранять существующий. Поэтому отложите все дела и просто обнимите вашего ребёнка сказав, какую ценность он представляет для вас!

ЖЕЛАНИЕ И НЕЖЕЛАНИЕ СТАТЬ МАТЕРЬЮ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.

Принято считать, что большинство женщин мечтает о счастливом замужестве и материнстве. Если первое практически не подлежит сомнению, то вопрос о материнстве достаточно сложен. В нашей стране всегда шла пропаганда счастливого материнства, а основным средством регулирования рождаемости до советском прошлом являлся аборт. Многодетных матерей награждали орденом «Мать-героиня», а женщины с телеэкранов прямо заявляли, что секса у нас нет, что вызывало недоумение у всего мира.

Читайте также  Как оплатить госпошлину за развод в сбербанке

Эти противоречия порождали мощные бессознательные интрапсихические конфликты и в обществе, и у отдельных индивидуумов, в первую очередь у женщин. Три-четыре аборта в жизни женщины считались нормальным явлением. Встречались женщины, сделавшие за свою жизнь по десятку абортов. И они не считали, что с ними что-то не так. Решиться на аборт было для некоторых легче, чем на визит к стоматологу.

О причинах нежелания иметь детей можно говорить много.

Среди прочих называют социальную и бытовую неустроенность, карьерные соображения, необходимость закончить обучение, нежелание осложнять личную жизнь, бедность. Хотя на практике именно малообеспеченные семьи склонны к многодетности. В целом разрыв между общественным сознанием, утверждающим счастье материнства, и нежеланием иметь детей, сохраняется и по сей день.

Если человек переносит операцию по ампутации конечности, удалению какого-либо органа, это может стать травмой на всю жизнь, приводит к чувству неполноценности. Ребенок, как уже говорилось ранее, на протяжении всего периода беременности составляет единое психосоматическое целое с матерью. У них общие системы жизнеобеспечения, биологические и психические ритмы. Решаясь на аборт, женщина отторгает часть себя, своего физического тела, то есть это акт самодеструкции, запускающий соответственные психические механизмы.

Человек – единственное живое существо, у которого удовлетворение сексуального влечения продолжается круглый год, а не только в брачный период. И человек – единственное живое существо, сознательно уничтожающее свое потомство. А уничтожение потомства, как известно, ведет к уничтожению вида.

Необходимо подчеркнуть, что отец несет такую же ответственность за сохранение жизни ребенка, как и мать. Перекладывание решения об аборте на плечи женщины есть лишь доказательство того, что такое решение по сути своей страшно. И мужчина, уходя от этой ответственности, защищается своей инфантильностью и равнодушием. Как показывает психоаналитическая практика, чувство вины за не родившегося ребенка может преследовать женщину всю жизнь, проявляясь в кошмарных сновидениях и невротических симптомах.

Примером могут служить кошмарные сновидения 30-летней женщины о погибающих котятах, которых она бесконечно спасала и не могла спасти. После прохождения курса психотерапии, проработки этих сновидений и воспоминаний о трех сделанных в юности абортах, в состоянии пациентки наступило улучшение, произошло ослабление депрессивной симптоматики, исчезновение навязчивых ночных кошмаров.

Беременность, являясь кризисной точкой в формировании женской идентичности, во многом определяет дальнейшую судьбу женщины. Будет ли реализована роль матери? Как сложатся отношения с будущим ребенком? Предпосылки этого складываются уже во время беременности.

Кроме абортов совершившихся, происходит большое количество самостоятельных попыток изгнания плода. Они либо не завершаются, либо не удаются. Эти случаи не становятся достоянием гласности, нигде не учитываются. Обычно это тайна матери и ребенка. Каковы последствия этих действий? В первую очередь, это нарушение отношений между матерью и ребенком после рождения.

Довольно часто в доверительной беседе с матерью страдающего неврозом ребенка выясняется, что она не хотела иметь его, пыталась избавиться от плода.

Клинические примеры

На приеме у психотерапевта мама с мальчиком 12 лет. До этого времени он не вызывал особых проблем. Внезапно начал грубить, убегать из дома, ночуя где придется, перестал посещать школу. Если мать и отец разыскивали его в подъезде или на улице, безропотно шел домой, плакал, просил прощения, обещал больше так не делать, говорил, что всех любит и не знает, что на него нашло. В разговоре с мамой выясняется, что ребенок был нежеланный. На 12-й неделе беременности мать пыталась вызвать выкидыш, принимая какие-то медикаменты по совету подруги. Когда ребенок родился, долго не могла принимать его с любовью и радостью, но в то же время, чувствуя вину, пыталась быть сверхзаботливой матерью, бросаясь в отношениях с сыном из крайности в крайность.

Гиперопека в сочетании с эмоциональным неприятием привела к обострению конфликта в раннеподростковом возрасте и спровоцировала мальчика на побеги из дома и другие протестные формы поведения. В этом случае проводилась терапевтическая работа с мамой. После трудного, болезненного осознания и проработки своих проблем, мешающих понимать и принимать своего ребенка, она сумела изменить отношения с сыном. через четыре месяца мальчик возобновил учебу, прекратились побеги из дома.

За консультацией к психотерапевту обратилась семья: мать, отец, дочь 10 лет и сын 3 лет. У старшей девочки, начиная с 11 месяцев, лицевые тики и конвульсивные движения конечностей. Девочка плохо ходит, недостаточно развита речь. Многочисленные медицинские исследования не дают удовлетворительного результата. Диагноз точно не установлен, лечение облегчения не приносит. Девочка ненадолго успокаивается, только если мама крепко обнимает ее и удерживает. Девочка умная и ласковая, но может сказать иногда: «Я вас всех ненавижу!» В беседе с мамой выясняется, что первый ребенок, в отличие от второго, был нежеланным. Мама принимала горячие ванны и изнуряла себя физическими упражнениями, пытаясь вызвать выкидыш. После рождения дочери мама до 3 месяцев не выносила ее присутствия, с трудом соглашаясь кормить. Когда дочери было 10 месяцев, мама сделала аборт. Вскоре после этого у девочки начались тики и конвульсивные движения.

Таких примеров десятки. Рассмотрим вопрос с точки зрения психоаналитической теории.

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд постулировал существование в человеческой психике влечения к жизни и влечения к смерти и, соответственно, особых видов психической энергии: либидо и мортидо. Энергии либидо дают стремление к жизни, к созиданию. Энергии мортидо – стремление к разрушению. Либидо стимулирует желание родить и воспитывать ребенка. Основная задача мортидо – облегчить умирание и распад физического тела, когда придет срок.

У здорового человека энергия либидо преобладает, стимулируя жизнь и творчество. Для преобразования и нейтрализации разрушительных, мортидных влечений используется психический процесс, называемый сублимацией. Это перенаправление не одобряемых обществом желаний и влечений на социально приемлемые цели. Если по каким-то причинам мортидные влечения преобладают и не сублимируются, возникают различные проблемы. В слабой степени это суицидные мысли, нежелание жить, отказ от борьбы с болезнью и медленное угасание. В сильной степени – это аутодеструктивное, саморазрушающее поведение: алкоголизм, наркомания, патологическая страсть к разрушению, убийству, некрофилия.

Если женщина не хочет ребенка и пытается самостоятельно изгнать плод, вместо любовного заполнения образа развивающегося ребенка появляются отторгающие, ненавистнические импульсы. Соответственно нарушаются психологические задачи следующих этапов беременности, что увеличивает частоту осложнений и в течение беременности, и во время родов. Женщина не готовится к роли любящей и заботливой матери, а переживает свою неудачу, пытается смириться со сложившейся ситуацией, чувствует виноватой себя либо ищет других виновников.

Часто таким «виновником» становится ребенок после рождения. Неприятие ребенка после родов выражает агрессивные чувства матери. Ребенок, появляясь на свет, окунается в деформированное психическое поле матери. Вероятно, активизируются и его деструктивные импульсы. Нежелание кормить, брать младенца на руки может быть явным или скрываемым. Мать как будто демонстрирует ребенку, что лучше бы его не было. Часто нет или недостаточно молока, либо мать без конца болеет, передавая заботу о ребенке окружающим.

Активизация мортидо у ребенка приводит к отказу от груди, вялому сосанию и другим нарушениям. Вырастая без любви, ребенок может направить свою энергию разрушения либо на внешний мир, либо на себя самого.

Подобный случай приводится в докладе президента Французской ассоциации пренатального воспитания д-ра Андрэ Бертин, прочитанного на Конгрессе ассоциации в 1988 году.

Взрослый мужчина испытывал внезапные приливы жара, сопровождающиеся страхом смерти. «Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и прокрутил в обратном порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне» (Бертин, 1991. С. 12).

В бессознательной памяти сына сохранилось и ощущение жара, и мысли о смерти, которые присутствовали в сознании матери.

Даже если желание забеременеть принято сознательно, оно не всегда имеет своей конечной целью материнство. Это может быть попытка сохранить семью, удержать любимого мужчину, доказать свою сексуальную зрелость, взрослость, спастись от одиночества и т. д. Эти тенденции усиливают скрытую или явную противоречивость в отношениях мать – дитя, обуславливают различные нарушения в межличностных отношениях, в семье. Психотерапевтическое вмешательство в первые месяцы беременности может предотвратить или свести к минимуму риск послеродовой депрессии и трудности в послеродовых отношениях.

Трудно надеяться, что нелюбимые дети, когда вырастут, будут хорошо относиться к своим родителям. А любовь к матери – это и прообраз любви к своей стране, бережного отношения к жизни и к другим людям.

Таким образом, сама мысль об аборте запускает мощные разрушительные программы в психике человека и общества. Необходимо перестраивать общественное сознание таким образом, чтобы у женщин как можно реже возникала мысль о прерывании беременности. Причины абортов часто являются отговорками, прикрывающими деструктивные тенденции общества. Вероятно, все мероприятия в этой области должны приветствоваться: от сексуального просвещения и пропаганды противозачаточных средств до создания специальных домов матери и ребенка. В них мать, не имеющая поддержки родных, или несовершеннолетняя, могла бы жить до и после родов. там она могла бы оставлять ребенка на воспитание, пока не сможет его забрать, не отказываясь от него. Общество должно найти средства и обеспечить матерей, воспитывающих детей, хотя бы минимальной заработной платой и стажем. Величайшей ценностью является человеческая жизнь, и нам пора уже это понять.

Источник: Бердникова Юлия Леонидовна » Воспитание и развитие ребенка. Психоаналитический взгляд»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: