Нравственные проблемы современного российского общества

Нравственные проблемы современного общества России

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.

Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно-нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях.

Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации, возникли деформации её культурного и информационного пространства.

Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность. Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач.

Современное общество утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм — вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

С одной стороны, духовный кризис — глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности — «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.

С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью — явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом.

Безусловно, поиск тех идеалов и ориентиров, которые служили бы основой воспитания, осуществлялся на протяжении всех этих лет. Неоднократно проводились различные конференции и семинары, где обсуждались проблемы духовно-нравственного воспитания, существовало множество различных программ духовно-нравственного воспитания. В 90-е годы в данный процесс активно включились различные религиозные конфессии. Радует то, что сегодня, во-первых, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики. Во-вторых, эта проблема перестает быть преимущественно делом различных, подчас чуждых нам конфессий и деструктивных сект. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы образования и православной церкви.

Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

Презентация «Нравственные проблемы российского общества»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нравственные проблемы современного российского общества

Содержание Введение; Проблемы; Нравственность; Выход из ситуации/решение (?)

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Введение.

Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач. проблемы Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как: нравственное здоровье культура патриотизм духовность.

Нередки и такие ситуации, когда просыпающаяся в человеке естественная потребность в духовной жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим культам религиозных сект и оккультизма. Как следствие у детей и подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.

утратило традиционные моральные ценности, а новых так и не приобрело. Современное общество

Нравственность Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Решение этих и многих других проблем только государственными средствами невозможно. Необходима солидарность и консолидация значительных интеллектуальных ресурсов, прогрессивного, здравомыслящего населения для преодоления складывающихся негативных тенденций. Сегодня, когда требуется объединение и концентрация усилий на решение острых социальных, нравственных проблем, важна активная позиция самого гражданского общества, нужна мобилизация творческой энергии людей. Выход из ситуации (?)

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры различных народов. Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких аспектах: — культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры); — нравственно-эстетическом (в контексте нравственного христианского, мусульманского и др. учений о человеке, цели его жизни);- этнокультурном (на основе национальных традиций народов России).

Не теряйте культуру.

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
Читайте также  Посвящение матери в прозе

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.

Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

  • Вуйцик Эдуард МихайловичНаписать 664 04.02.2020

Номер материала: ДБ-975587

  • Доп. образование
  • 11 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    04.02.2020 15
    04.02.2020 12
    04.02.2020 22
    04.02.2020 25
    04.02.2020 18
    04.02.2020 25
    04.02.2020 51
    04.02.2020 21

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

В Госдуму внесли проект о горячем питании для учеников средних классов

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация по обществознанию «Нравственные проблемы современного российского общества»

Описание разработки

Содержание.

Нравственность;

Выход из ситуации/решение (?)

Введение.

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои.

Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.

Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Проблемы.

Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как:

нравственное здоровье

Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач.

Содержимое разработки

Нравственные проблемы современного российского общества

  • Введение;
  • Проблемы;
  • Нравственность;
  • Выход из ситуации/решение (?)

Введение.

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.

Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как:

  • нравственное здоровье
  • культура
  • патриотизм
  • духовность.

Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач.

Нередки и такие ситуации, когда просыпающаяся в человеке естественная потребность в духовной жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим культам религиозных сект и оккультизма. Как следствие у детей и подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.

утратило традиционные моральные ценности, а новых так и не приобрело.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Выход из ситуации (?)

Решение этих и многих других проблем только государственными средствами невозможно. Необходима солидарность и консолидация значительных интеллектуальных ресурсов, прогрессивного, здравомыслящего населения для преодоления складывающихся негативных тенденций. Сегодня, когда требуется объединение и концентрация усилий на решение острых социальных, нравственных проблем, важна активная позиция самого гражданского общества, нужна мобилизация творческой энергии людей.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры различных народов.

Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких аспектах:

  • — культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);
  • — нравственно-эстетическом (в контексте нравственного христианского,
  • мусульманского и др. учений о человеке, цели его жизни);- этнокультурном (на основе национальных традиций народов России).

Нравственные проблемы современного общества

Каждый человек, как развивающийся организм в Природе, рано, или поздно подходит
к тому этапу своего пути, когда ему приходится обновляться. Как в обычной жизни устаревают многие вещи, взгляды и формы, в силу чего приходится от чего-то избавляться, а что-то менять, приспосабливаясь к течению жизни, так и в духовной сфере неизбежно наступает период обнов-ления.
Человек духовный — человек самоосознающий и самопознающий. Именно поэтому важно иметь созание непредубеждённое и чистое, то есть свободное от стереотипов, шаблонов и предрассудков. Но для этого нужно иметь немалое мужество, чтобы противопоставить себя и своё сознание шаблонному образу жизни и мышления окружающего общества. Не каждый дерзнёт быть не таким, «как все». Но именно в этом дерзновении и кроется единственная возможность вырваться из тисков ограниченного и душного мира, в котором всё подчинено жажде наживы, жажде власти и личной выгоды за счёт других.
Быть «как все» в этом мире — это значит жить по законам волчьей стаи. Но каждую минуту член этой стаи может стать её жертвой, бездарно и безотвественно расстратив свою жизнь на борьбу за временное безбедное существование. Но ведь человек — уже человек а не волк! И в его духовной сфере должны происходить мощные сдвиги, отличающие его от грубого и кровожадного животного. Но изворотливый ум современного человека продолжает искать и находит способы завуалировать свою алчность. Непомерная жадность и равнодушие к чужим страданиям продолжает управлять умами и чувствами подавляющего большинства. Образование, которое должно было помочь человеку развить в нём лучшие стороны, стало лишь средством сделать карьеру и карьеризм стал смыслом и способом жизни. Но карьеризм есть беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности, вызванная корыстными личными целями. Именно беспринципность является тем свойством, благодаря которому человек теряет своё человеческое достоинство, охотно унижается сам, и, как правило, унижает других прямо, или косвенно.
Желание иметь материальные преимущества и гарантии преобладает над всеми мыслями и чувствами, иначе говоря корысть довлеет над духом и сознанием. Именно этот фактор стал тор-мозом и хронической болезнью современности. Но настал уже тот момент в эволюции человечества и каждого человека в частности, когда либо дух восстаёт и побеждает, а свободное сознание даёт новое направление развития, либо человечество гибнет, уничтожив себя, пожирая друг друга.
Именно восстать должен человек против законов, согласно которым одни пожирают других. Он должен воскреснуть из мёртвых, восстав духом, вызвав к действию свою волю и Божественное Начало в себе. Отвращение к самому себе алчному, завистливому, заискивающемуся, терпящему унижения своего достоинства ради материального благополучия вызовет в нём протест против всеобщей несправедливости, против засилия зла и жадности.
Человек, осознающий добродетель и порок, человечность и подлость, несомненно понимает, что хорошо, и что — плохо. Сознательно или бессознательно он уважает и ценит высокие качества и испытывает отвращение к низким, но когда встаёт вопрос относительно себя самого, то очень часто он идёт на компромисс со своими убеждениями и совестью. Жертвы собственной беспринципности пополняют ряды хищников, потому что оступившись однажды нет сил противостоять запущенному механизму. Песни сирен — современный массовый гипноз, повергающий человека в полусознательное состояние в котором гаснут все духовные накопления. Одурь соблазнов подобно опию усыпляет и подавляет жизнь духа, а сознание направляется на единственную цель — достижение личных благ и удовольствий за счёт других. Отсутствие бдительности за своими мыслями и чувствами позволяет человеку впасть в состояние одурения, отсутствие зоркости не позволяет отличить необходимое от явных излишков и распущенная алчность только способствует этому. Допущенный компромисс делает человека убийцей своего собственного духа, а это значит — преступником перед Богом. И в тот миг, когда Высший Судия призовёт к ответу, чем оправдается он, что жил не по духу, — не по совести, что разум работал только на собственный желудок, когда море слёз в мире? Оправдаться будет нечем, потому что тяжко всем, но сытно и тепло только злым, ибо они всё отняли у других.
История показала, что незаконному потреблению рано или поздно приходит конец, а это значит что ещё более мощная революция зреет в недрах обворованного народа и кто знает куда она направит свою энергию?

Читайте также  Как лечится сухая кожа на голени ног

Революция, как взрыв энергии, сокрушает среду, в которой она произошла. Все революции, прогремевшие на Земле, не привели нас к тому царству обетованному, которого так жаждет человечество. Направляемые ведущими силами по пути перераспределения материальных благ в первую очередь, они отодвигали на задний план проблему души, более того, она приносилась в жертву новым режимам, осуществляяющим переустройство общественных ценностей.

Но ослабление связи с высшими нравственными принципами нарушает человеческое естество, точка сборки которой пролегает именно в сфере души. Оглушённый взрывом человек перестал слышать её голос, и начав строить и перестраивать окружающую среду, забыл о её существовании, — так был воздвигнут колосс на глинянных ногах, который рухнул, исчерпав свой жизненный рессурс.

Новый взрыв, назревающий в мировой семье, грозит полной всеобщей катастрофой. Материальные рессурсы Земли исчерпаны, перераспределять уже нечего, поэтому мы вплотную подошли к необходимости революции в сфере духа, когда предметом переустройства должна стать душа человека. Никакой другой революции кроме духовной мы уже не выдержим.

Культура, единственно сохранившая в себе все духовные ценности, должна стать методом управления и способом жизни. Культура, освещая путь человечества, не даст заблудиться в искании царства обетованного, ибо Культ Ура есть Культ Света.

© Copyright: Матвеева Мила, 2010
Свидетельство о публикации №11009106975

Нравственность современного российского общества

Вышел в свет научный сборник «Нравственность современного российского общества: психологический анализ» (отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич). Книга служит продолжением изданных ранее Институтом психологии РАН коллективных научных трудов «Психология нравственности» (2010) и «Психологические исследования духовно-нравственных проблем» (2011), развивая психологический подход к изучению духовно-нравственной проблематики. В ней рассмотрены теоретико-методологические основы исследования нравственности, нравственно-психологические составляющие ряда социальных процессов и наиболее острые проблемы современного российского общества, такие как коррупция, наркомания, мошенничество и др.

Нравственные проблемы современной России (фрагмент)

Настоящий сборник научных трудов служит продолжением изданных Институтом психологии РАН коллективных работ (Психология нравственности, 2010; Психологические исследования духовно-нравственных проблем, 2011), подвергая анализу ту же проблематику, актуальность которой в нашем обществе из года в год лишь возрастает. Буквально каждое происходящее в нашей стране событие — от техногенных катастроф до выборов власти — демонстрирует, во-первых, первостепенную значимость морально-нравственного состояния нашего общества; во-вторых — невозможность эффективного решения других социальных проблем без преодоления его нравственного кризиса. Запредельная коррупция и неэффективность борьбы с нею, цинизм прокуроров, «крышующих» подпольные казино, и других высоких чиновников, беспринципность политиков, переходящих из одной партии в другую не реже, чем футболисты из команды в команду, бытовое хамство и многое другое свидетельствуют о тяжелейшем нравственном кризисе нашего общества, являясь одновременно его следствиями и проявлениями. Трудно не согласиться с писателем Д. Корецким в том, что «все упирается в честь и совесть. Законы — вторичное явление» («Разбычить» общество! 2012, с. 3). Без всякого преувеличения можно сказать, что сейчас наша страна переживает один из самых трудных в нравственном отношении периодов в своей истории. Губительность для общества разрушения его нравственных основ хотя и констатируется политиками, учеными и общественными деятелями, но в целом явно не осознается в полной мере, что еще больше усугубляет опасность.

Статистика показателей, которые могут рассматриваться как индикаторы нравственного состояния современной России, выглядит удручающе. Наша страна занимает 1-е место в Европе и СНГ по количеству убийств на 100000 жителей, 2-е место по количеству беспризорников, 1-е место среди стран с развитой и переходной экономикой по индексу Джини, выражающему неравномерность распределения доходов в обществе, 146 позицию из 180 возможных по индексу коррупции и т. п. (Доклад о развитии человека, 2009; Российский статистический ежегодник, 2009; Transparency International, 2009). В современной России ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения; от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. — убегают из дома; пропадают 25 тыс. несовершеннолетних; 5 тыс. женщин гибнут от побоев мужей; насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье; 12% подростков употребляют наркотики; более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в нашей стране; около 40 тыс. детей школьного возраста вообще не посещают школу; детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн. человек; темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности; в современной России насчитывается около 50 тыс. несовершеннолетних заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов (Анализ положения детей в Российской Федерации, 2007).

Несмотря на то, что в нашей стране есть и, хочется надеяться, всегда будет немало высоконравственных людей, способных служить для нации нравственными эталонами, не они задают тон на общественной арене, не они доминируют в средствах массовой информации и определяют происходящее в обществе. Наблюдается и достаточно известный феномен: «хорошие» люди — «плохое» общество, связанный с тем, что, например, один-единственный человек может сделать любую социальную ситуацию отвратительной, если остальные ее участники хотя и осуждают его поведение, но не могут его остановить. Происходящие события демонстрируют не только обострение нравственных проблем, но и нарастание нечувствительности к ним значительной части наших сограждан, а также снижение резистентности* российского общества к вопиющим проявлениям безнравственности. Оно «снимает» один моральный запрет за другим, невозможное совсем недавно становится возможным и не вызывающим активного общественного протеста, то есть планка нравственно приемлемого постоянно опускается. При этом ее снижение получает идеологическое обоснование со стороны псевдолибералов, придающих ему позитивный смысл «продолжающейся либерализации», а любая, казалось бы, совершенно однозначная в нравственном отношении выходка, например, такая, как совершенная панк-группой «Pussy Riot», находит немалое число сторонников, ее оправдывающих. Показательно и то, что, например, мнения в Интернете по любым морально-нравственным вопросам всегда радикально расходятся, и обнаруживается немало людей, готовых оправдать все что угодно.

*Вообще уровень этой резистентности имеет смысл рассматривать как одну из главных характеристик любого общества, имеющую не меньшее значение, чем дистанция власти, избегание неопределенности, индивидуализм/коллективизм, мужественность/женственность (Hofstede, 1980) и т. п.

Характерным для нашей страны становится формирование «консорциумов зла», включающих не только людей, систематически нарушающих нормы морали, но и идеологов такого нарушения, пытающихся оправдать его в общественном сознании и придать ему позитивный смысл. Происходит и «экстремализация зла»: оно проявляет себя во все более радикальных формах, а безнравственное поведение становится нормой и дополняется антинравственным поведением как не просто нарушающим нравственные устои, но и имеющим целью их разрушение.

Различные факты демонстрируют, что в восприятии значительной части наших соотечественников, в особенности представителей молодого поколения, стирается грань между добром и злом как основа нравственного сознания и поведения. Вспоминается представитель одного из африканских племен, которому совершавший турне по Африке выдающийся русский философ В.С. Соловьев задал вопрос о различении добра и зла. Его ответ прозвучал так: «Зло — это когда на меня нападает сосед, избивает до полусмерти, отбирает мой скот и мою жену, а добро — это когда я нападаю на соседа, избиваю его до полусмерти, отбираю его скот и его жену». Похожая прагматичность представлений о добре и зле во многом характерна и для современной России. Исследования, в том числе и проведенные авторами настоящего сборника, показывают, что многие представители нашего молодого поколения — «дети 1990-х и 2000-х» — вообще не используют эти категории при оценке людей и их поступков, предпочитая им такие критерии, как «выгодно — не выгодно», «круто — не круто» и т.п. Например, такой вид зла и, соответственно, нарушения закона и моральных запретов, как мошенничество, считают вполне приемлемым способом «зарабатывания денег» около 90% наших молодых соотечественников (Стрижов, 2009).

Читайте также  Пластилинография «Ваза с цветами

Растет, точнее, уже выросло поколение, многие представители которого не различают добро и зло, и трудно представить, во что превратится наше и без того «больное» общество, когда они выйдут в нем на главенствующие позиции. Но, хотя в целом степень псевдолиберального разложения наших сограждан обратно пропорциональна их возрасту, было бы совершенно несправедливым делить нравственную и безнравственную части нашего общества по возрастному признаку, приписывая безнравственность всей российской молодежи или, по крайней мере, ее основной части. Более того, огромное количество подростковых суицидов, по которому Россия вышла на первое место в мире, множество детей, убегающих из дома, и другие подобные явления помимо иных причин проистекают из того, что как ситуация во многих семьях, так и общая атмосфера в стране стали невыносимыми для значительной части подрастающего поколения.

Очень характерным для нашего общества стало также активное, а подчас и агрессивное отрицание его нравственной «болезни» и блокирование соответствующих дискуссий, в результате чего проблема перемещается «в сферу бессознательного» общества, где потенциально обретает еще большую разрушительную силу. Купируется путем негласного табу на ее открытое обсуждение и тема безнравственного распределения собственности. Это явление — один из главных источников безнравственности нашего общества — порождает массовое чувство вопиющей социальной несправедливости, а одновременно с ним — и легитимности безнравственных образцов поведения, характерных для новой элиты. Как показывают социологические опросы, «Для россиян абсолютно нелегитимна частная собственность на природные ресурсы», признать которую готовы лишь 2 % наших сограждан (Мареева, 2012, с. 399). В результате «Население, 15 лет живущее в условиях рынка, считает рыночные отношения нелегитимными и аморальными» (Дондурей, 2007, с. 80).

Очень симптоматичными являются проводимые в нашей стране выборы кандидатов на различные государственные должности. Разительный контраст с зарубежными странами состоит в том, что там избиратели придают очень большое значение моральному облику кандидатов, а пресса припоминает им безнравственные поступки многолетней давности. У нас же подобные темы вообще не поднимаются во время предвыборных кампаний, а моральный облик политиков вообще не рассматривается значительной частью электората.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: