Образ жизни подростка в России

Сленг, клиповое мышление и гаджеты: как понять современного подростка

Всегда найдутся консервативные представители старшего поколения, которые будут ворчать: современные дети и подростки уже не те. Это правда — нынешнее поколение совершенно иное. Но плохо ли это? Попробуем разобраться в современном мире подростков.

Особенности современных подростков

Тех, кто родился после 2000-го года, называют центениалами. Есть несколько аспектов, по которым детство нынешнего поколения кардинально отличается от предыдущих.

Новый сленг современных подростков

«Особые» слова существовали в языке всегда. Подрастающее поколение старается зашифровать свой язык так, чтобы взрослым и «чужим» было непонятно. И это нормально, уверяют психологи.

Вот примеры сленговых слов, популярных у нынешнего поколения подростков. Большинство из них появилось благодаря Сети: когда переписываешься, хочется упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не задержался в одном лишь интернете. Слова быстро перекочевали и в устную речь молодёжи.

Не стоит ругать подростков за такое поведение и за то, что они «коверкают» язык. Сленг — нормальное явление. Просто объясните подростку разницу между формальным и неформальным общением. Если в компании друзей сленговая фраза «го в магаз» прозвучит уместно и естественно, то сказать преподавателю «сорян» за несделанную домашку уже некорректно.

Прогрессивность и толерантность

Общественные настроения и нормы меняются. Поэтому и традиционные модели воспитания подростков в наше время устаревают.

Всё чаще можно встретить юношу или девушку, которые лет в пятнадцать уже задумываются о социальных проблемах, осознанном потреблении, антимилитаризме и гуманистических ценностях. Всё больше подростков ставят под сомнение актуальность традиционных гендерных ролей (женщина — «хранительница очага», мужчина — «добытчик»).

Современное воспитание подростков должно включать в себя уроки толерантности и искоренение гендерных стереотипов.

Клиповое мышление подростков

Технологии, к которым есть доступ у подростка в современном мире, ещё лет двадцать назад казались фантастикой.

Центениалы не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация.

За день через современного подростка проходит огромное количество ярких впечатлений. Он листает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе.

Это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Из положительных можно выделить способность к многозадачности или ускорение реакции у современного подростка. О том, как уменьшить риски, мы расскажем далее в статье.

Быстрый темп

Нынешние дети тратят минимальное время на решение какой-либо функциональной задачи.

Под рукой всегда есть калькулятор, автокоррекция и Google. Любая информация находится мгновенно, ошибки исправляются моментально, а подсчёты в столбик канули в прошлое и используются разве что в начальной школе. Чтобы узнать, сколько тонн весит голубой кит, не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Google даст ответ за 0,65 секунды.

Подростки привыкают к быстрому темпу. Им тяжелее писать большие сочинения от руки, читать объёмные параграфы в учебниках и долго следить за монотонными лекциями.

По наблюдениям психологов, ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд.

Педагоги советуют внедрять в процесс образования интерактив, преподносить информацию кратко и по делу, чередовать форматы обучения. Лучший способ заставить современного подростка сфокусировать внимание — сделать так, чтобы ему было интересно.

Проблемы современных подростков

Период, когда ребёнок становится подростком, — один из самых сложных для родителей. У всех разные способы пережить это «смутное время». Перечислим распространённые проблемы и попробуем найти решение.

Сложности с общением в реальной жизни

Зависимостью современных подростков от соцсетей обеспокоены родители во всём мире. Согласно исследованиям, современным детям и подросткам тяжелее знакомиться и устанавливать близкий контакт в реальной жизни. Виртуальное общение полностью поглощает и кажется более привлекательным, чем реальное.

Само по себе виртуальное общение — это здорово. Можно знакомиться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и находить друзей в других городах. Но для успешной социализации подростка разговоров в мессенджерах недостаточно. Чтобы влиться в социум и построить успешную карьеру в будущем, нужно уметь общаться в реальной жизни.

Решение

Не пытайтесь заблокировать доступ ребёнка к социальным сетям и запретить ему переписываться. Подросток будет злиться и считать взрослых врагами. Так вы рискуете нарушить самое важное — контакт между вами и вашим ребёнком.

Вместо этого показывайте подростку, как можно устанавливать социальные контакты в реальной жизни:

  • устраивайте экскурсии и походы в музеи,
  • предложите записаться в новую секцию или приобрести курсы дополнительного образования,
  • отправьте подростка в летнюю языковую школу или лагерь,
  • вместе подумайте о варианте подработки с частичной занятостью.

Крутые и интересные мероприятия со сверстниками помогают подростку влиться в среду и почувствовать себя частью социума. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мы регулярно устраиваем выезды и встречи, где ребята со всех уголков мира знакомятся, общаются и взаимодействуют в рамках мероприятий.

Невнимательность

Современные дети на «ты» с технологиями. Но бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают сознание подростка фрагментарным. Мир ребёнка превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации.

Результатом может стать рассеянное внимание, плохая память и отсутствие концентрации. Подростку в наше время становится трудно читать длинные тексты, поэтому в интернете стало популярным указывать приблизительное время чтения материала. Если текст длинный, то принято либо упоминать в самом начале, что это «лонгрид», либо извиняться за «много букв». Эти детали ярко иллюстрируют феномен клипового мышления.

Клиповое мышление делает современного подростка уязвимым к различным манипуляциям и ангажированному влиянию. Примером может стать бесчисленная реклама, видеоролики, эмоциональные статьи на остросоциальные темы, политическая повестка.

Решение

  • Включите в процесс воспитания регулярное чтение. Для выработки усидчивости при чтении рекомендуется ставить будильник. Сначала можно отрываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове современного подростка.
  • Устраивайте дискуссии, учите искать альтернативные точки зрения и подвергать сомнению услышанные факты. Так подросток не будет слепо верить всему, что пишут в Сети.
  • Введите в семейное правило день отдыха от информации. В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн.

Потеря мотивации учиться

Современные подростки подвержены влиянию культуры: сегодня предполагается, что успех должен последовать мгновенно. Всё чаще в мировоззрении современных подростков можно встретить тезисы о том, что миллионерами становятся без диплома. Набирают популярность бестселлеры про стартапы и бизнес, где в пример приводится Стив Джобс, бросивший престижный колледж, или Билл Гейтс, которого отчислили из Гарварда.

Это внушает восприимчивым подросткам ложные иллюзии. По данным опросов «Левада-центра», 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учёбе самой серьёзной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учёба в школе необходима для будущей успешной карьеры.

Что делать, если у подростка отсутствует мотивация учиться?

Решение

Наш мозг привык отсеивать информацию, которая кажется ему ненужной. Поэтому учёба в первую очередь должна быть интересной для подростка. Если ребёнок мучается с абстрактными задачами по математике и не понимает, зачем они ему нужны, — мотивации не будет. Ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.

Если подростку неинтересно в средней школе, попробуйте более персонализированные форматы обучения. Например, семейное образование. В России легально учиться вне школы.

«А что, так можно было?» — история хоумскулинга семьи Фомичевых →

Не забывайте хвалить за успехи. Подбадривание и награда — мощные мотивирующие факторы, которые могут значительно повлиять на учёбу.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученикам и родителям помогает штатный психолог. Если ваш ребёнок испытывает трудности переходного периода, он сможет получить бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения. А родители на консультации со специалистом смогут задать любые вопросы про современных подростков.

Кроме того, в нашей онлайн-школе с мотивацией работают персональные наставники. Если успеваемость ребёнка проседает, наставник первым делом выясняет причины на видеовстрече с ребёнком и даёт советы, как можно исправить ситуацию. Наставники выстраивают с детьми доверительные отношения, и порой между ними завязывается настоящая дружба. Он всегда выслушает и поддержит в трудную минуту, поможет поверить в свои силы и вселит надежду в будущее у любого подростка.

Резюме

Современные дети и подростки действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не означает, что они хуже или лучше. Просто другие. Проблемы и особенности современных подростков нужно учитывать при воспитании нового поколения.

С современным подростком стоит познакомиться как с самостоятельной личностью, с человеком, который пока ещё остро нуждается в нас, но всячески старается не подавать вида. Ребёнку, который уже, возможно, выше вас ростом, точно так же нужна забота, внимание и поддержка, как и едва вставшему на ноги малышу.

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Молодой учитель литературы Артем Новиченков по просьбе «Афиши Daily» рассуждает о том, почему современные подростки живут осознаннее своих родителей и не слишком надеются на светлое будущее.

Выпускник факультета журналистики МГУ; учитель литературы в школе № 2009; преподаватель НИУ ВШЭ; методист в проекте «Учитель для России»; ведущий курсов художественной критики в Домжуре; лектор культурной платформы «Синхронизация»

Я работаю в школе четвертый год. Мне 25, им — от 15 до 18. Сам я считаю, что примерно одного с ними поколения, однако, когда я учился в школе, наше поколение не воспринималось как-то по-особенному, а современный школьник для большинства — явление неизученное.

Часто меня спрашивают: «И как школьники?» «А что они?» — говорю. «Ну они какие-то другие, да?» Другие — эту характеристику я слышу чаще прочих. На просьбу пояснить значение обычно отвечают:

  • они ничего не хотят;
  • не читают, все время в телефоне;
  • мы в их возрасте о другом думали;
  • им, кроме развлечений, ничего не нужно;
  • не хотят работать, хотят, чтобы им все легко доставалось.
Читайте также  Когда обмывают ножки новорожденного

Похожие реплики можно услышать во все времена. Но меня интересует природа именно сегодняшней проблемы поколений, ведь мы с ними смотрим одни фильмы и сериалы, сидим примерно в одних пабликах, читаем одни СМИ, шутим одинаково. Однако разница все-таки есть. И она ощутима.

Прежде чем писать этот текст, я поговорил более чем с сотней московских школьников и несколькими десятками студентов-первокурсников, поэтому выводы по большей части основаны на наших с ними диалогах и моем опыте.

О свободе

Все российские школьники — дети путинской России, и другой они не знают. Сколько бы нас ни пугали «закручиванием гаек», эти дети выросли свободолюбивыми и достаточно независимыми. Они озабочены пакетом Яровой и единогласно выступают против любой цензуры в интернете. Свобода действия, свобода во всех проявлениях — одна из их важнейших ценностей. И поэтому подавляющим большинством обязательная школа ощущается как временное заточение длиной в одиннадцать лет, после которого наступит какая-никакая свобода.

При этом они трезво понимают, что абсолютной свободы нет. Они не тешат себя надеждой, что работать не придется, и вовсе не думают, что жизнь — сахар. Мем «жизнь — боль» воспринимается ими как горькая, но ироничная данность, с которой смирились взрослые. Но это не значит, что они смиряются тоже, — им бы этого не хотелось. Возможно, я скажу банальность, но школьники были бы счастливыми людьми, если бы не мир взрослых.

Их родители и почти все учителя родились в стране, которой больше нет, росли в идеологии, которая больше не работает, и несут ценности, которые сегодня кажутся неактуальными. И одним из краеугольных камней является коллективизм.

Сама идея современной школы пронизана духом коллективизма. А субъективная и часто предвзятая оценочная система позволяет выстроить внешнюю иерархию. Такая иерархия установлена во многих школах и в учительской среде, где директор с помощью рычага стимулирующих выплат на педсоветах жалует «отличников» и отчитывает «троечников». И то, что было ценностью одного поколения, становится проблемой другого.

В современном мире анонимность дорого ценится. Для молодого человека анонимность — это в первую очередь личное пространство, свобода выбора: что читать, что смотреть, что делать. Поэтому гаджет для них — не просто игрушка, а образ жизни.

Для родителя, который привык, что «жизнь ребенка — моя жизнь тоже», это неприемлемо. Взрослые, которые воспринимают анонимность как опасность (а вдруг он там узнает что-то плохое?) и пытаются контролировать личные переписки, фактически лишают ребенка личного пространства и возможности выбора. Потому что та безграничная свобода, без которой не могут подростки, для них находится только в интернете (вероятно, во многом именно интернет ее и воспитал). Чего не скажешь о школе, где учитель решает, что будет изучаться и как, определяет обязательное домашнее задание и санкции за невыполнение и назначает даты контрольных.

Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора — это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта. Но только ситуация выбора может научить ответственности. А когда ты сам несешь ответственность за свою жизнь и свои решения, опция «пожаловаться на судьбу, государство или соседей» отсутствует.

О консервативном обществе

В школе каждый сталкивался с несправедливостью. Старательной Марине, будущей медалистке, ставят пятерку по химии или физике, хотя она знает предмет максимум на троечку. А за Вовой закреплен образ двоечника, и поэтому учительница русского находит в его тетрадях те ошибки, которые в Марининой не замечает. Подобная необъективность повсеместна, и она кажется нормой. Нам проще навесить ярлык, чем постоянно пересматривать свои взгляды и менять отношение к чему-либо.

Эта проблема (а для многих детей она серьезна) — следствие другой беды, а именно консервативности нашего общества и конкретно школы. Гибкие дети вынуждены подстраиваться под негибких учителей и даже родителей, мириться с необъективностью и принимать (а то и перенимать) общепринятые стереотипы, потому что спорить с ними энергозатратно и порой даже опасно. Проще лицемерить или молчать.

Но не скажу, что все дети безропотны. Все чаще — внутри даже одной моей школы — возникают стычки, в которых дети отстаивают свою правоту. Вопрос: «А зачем мы это изучаем?» — не просто попытка позлить учителя, а практический и честный вопрос. Ответа на него учитель обычно не имеет, потому что сам не знает «зачем», а преподает по инерции, потому что «надо». Но ученики требуют этого диалога. Им неприятна даже не столько бездумность процесса получения знаний, сколько неспособность и нежелание учителя о нем говорить, ставить под вопрос затверженные догмы.

Это нежелание меняться и вместе с тем тотальная пассивность и безынициативность — другое пагубное следствие консервативного общества. Примерно каждый второй школьник из опрошенных мной сказал, что его родители не готовы кардинально менять свою жизнь в ситуации, когда что-то не нравится. Смена места работы, переезд или развод воспринимаются взрослыми не как действие, направленное на улучшение жизни, а как трагедия, поэтому лучше просто перетерпеть. Фразу «Ну и что, что не нравится? Надо!» слышал каждый подросток.

Формула «успех = труд», по которой живет поколение родителей, в корне отвергается подростками. Они знают достаточно примеров деятельности, в которой надо прикладывать минимум усилий: киберспорт, ведение группы в соцсетях, видеоблоги и так далее. И я говорю не о том, что подростки хотят бездельничать, а о том, что истинность родительской формулы поставлена под сомнение. Оказывается, необязательно много трудиться и делать то, что не нравится.

Нынешние подростки больше всего хотят быть счастливыми, они убеждают себя, что, в отличие от родителей, не готовы поступиться счастьем ради карьеры или достатка. Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно.

О неосознанности взрослых

Ученица говорит мне на перемене: «Моя мама дура. Она эмоциональная, глупая и неосознанная. Я не могу с ней общаться. Она меня не понимает, а только кричит. А все мои попытки ее в чем-то переубедить утыкаются в ее авторитет — мол, она старше. Говорит, поживи с мое, тогда увидишь, что я права». Потом она пересказывает ситуацию, и я понимаю, что мама все-таки не права и со временем тоже права не станет.

Но как мне быть? С одной стороны, я не имею права подрывать авторитет родителей, с другой, не могу быть неоткровенным с учеником. И от безысходности я говорю, что можно обратиться к психологу, что можно попробовать поговорить с мамой иначе, что я обязательно попробую с ней пообщаться на родительском собрании.

Вариант с психологом, естественно, проваливается. Если дети и решаются позвонить специалисту, то убедить родителя сходить на прием становится непреодолимой преградой. Поговорить иначе тоже не получается, потому что аргумент «я старше, мне виднее» непрошибаем — ты же не можешь победить время. Тогда я разговариваю с родителем лично и вижу, что родитель действительно не понимает, что, как, почему и зачем он делает.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК

Подростковый возраст (10-15 лет) – это переходный возраст, в течение которого происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости.

Современный подросток. Кто он? Чем он живёт? Что его волнует? Обеспокоенные родители часто обращаются в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав района Солнцево с этими вопросами.

Подростки считают, что современный тинэйджер – это крутой сорванец, который «не тормозит» и «отрывается со вкусом». В школе он регулярно опаздывает на занятия, постоянно получает замечания учителей и, по возможности, старается обратить на себя внимание сверстников, например, остря и развлекая товарищей, вызывая всеобщий хохот. Прошла эпоха шашек, шахмат, нард. На смену им пришли WaRcraft, Counter Strike, Fifa, Sims, которые заполняют всё свободное, а порой и предназначенное для учебы, время подростков. Сегодняшний тинэйджер вряд ли пойдёт по своей инициативе в театр или музей, он скорее будет скачивать в Интернете картинки и мелодии для мобильного телефона, и по собственному желанию отправится разве только в кино на хорошо разрекламированный фильм.

Нет, современные подростки неплохие. Они всего лишь соответствуют времени, которое делает их такими, какие они есть. Общество оставляет их ничем не отягощенный разум на съедение коварному монстру — Масс-медиа, а проще — массовой культуре… Они плывут по течению, пока родители поглощены мыслью о добывании средств к существованию. Чем интересуются родители школьника, когда они встречаются по вечерам? Какие у него оценки, сделал ли он уроки, что ел на обед. В большинстве случаев этим разговор и заканчивается. И подросток, отделавшись от ежевечернего допроса, вновь погружается в виртуальный мир или отправляется бродить по улицам в компании таких же духовно неотягощенных «крутых перцев».

На смену книгам пришли глянцевые журналы различного качества. Теперь мальчики и девочки больше не хотят стать космонавтами или врачами, они мечтают попасть на «Фабрику звёзд», познакомиться с дежурной шоу-звездой. Потолок мечтаний у современных тинэйджеров не высок. Мечты и те формируются по указке массовой культуры. В результате — приоритеты в большинстве одинаковы у всех, ценности, хотя и резко изменились в сравнении с недавним прошлым, но духовности современным подросткам не добавили, а даже уменьшили. Знания, навыки, умения уже не рассматриваются подростками как богатство, как джокер в жизни. «Сила в деньгах, брат!»- эта фраза из фильма Сергея Бодрова сегодня стала почти афоризмом. Поэтому и среди подростков наблюдается такая разобщённость: группировки, столкновения, выяснения отношений, а по существу проявления выдуманных амбиций.

Напрашивается злободневный вопрос: что делать, и как с этим быть? Для начала надо бы родителям обратить внимание на свои чада. Поинтересоваться, чем же они живут, чем занимаются? Необходимо больше разговаривать с детьми-подростками, при том обо всём. О том, что происходит в городе, стране, мире, о том, какая интересная книга Э.Войнич «Овод» или А.Толстого «Пётр Первый», о том, кто такой Микаэль Теревердиев или Дмитрий Хворостовский. Если подростка не заставлять, а чутко направлять, подталкивать к прекрасному, к соприкосновению с неизведанным, нерекламируемым, а значит нетронутым, неисковерканным массовой культурой, то он вскоре сам начнёт тянуться к этому прекрасному. Он почувствуют себя не таким, как все, поймёт, что он — индивидуальность.

Читайте также  Азербайджанские слова на русском языке любовные

Существует множество специальной литературы, направленной на помощь родителям, преподавателям в воспитании детей-подростков. Ведь возраст от десяти до пятнадцати лет крайне противоречив, характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность – чувство взрослости при детском еще сознании и поведении. Именно поэтому у подростков возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. Всем нам в этом возрасте кажется, что привычный мир рушится, что выхода из ситуации нет, и важно понять, что с такими проблемами сталкивается любой среднестатистический тинэйджер, что можно найти понимание не только в среде себе подобных, но и среди взрослых.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии. Школьники охотно принимают участие в трудовой, общественной, художественной, спортивной и других видах деятельности. Любая деятельность в этот период осознаётся как необходимая не только обществу, но и лично подростку.

Воспитание личности ребёнка базируется на его возрастных особенностях. Подростковый или средний школьный возраст – это период полового созревания, когда все процессы в организме растущего человека активизируются, именно в этом возрастном периоде создаются условия для развития индивидуальных личностных качеств человека.

Родители же порой упускают этот момент из виду, и ребёнок вместе со своим развитием остаётся один на один, т.е. предоставляется самому себе. Когда же всё многообразие мира падает на его хрупкие плечи – он, не зная, что с этим делать, начинает пробовать всё подряд и, как губка, «впитывать». Когда же родители спохватываются, перед ними предстаёт уже готовый «полуфабрикат» массовой культуры и пропаганды. Хватаясь за головы, они кричат о том, какое у нас дурное общество, как оно плохо влияет на детей! Педагогически неграмотным родителям даже не приходит в голову, что будь они внимательнее к своим чадам, прочитай они хоть немного специальной литературы о воспитании, такого результата можно было бы избежать саморазвитии, в воспитании собственных детей. Ведь пока мы не начнём максимально серьёзно относиться к воспитанию будущего поколения, современный подросток так и будет пропадать целыми днями где-нибудь на улице, в лучшем случае в компьютерном клубе, а время учебы в школе будет для него чем угодно, только не счастливым временем приобретения знаний и умений для предстоящей жизни.

10 «почему?» о жизни подростков и ответы на них

Почему подростки грубят? Почему перестают учиться? Почему их тянет во все тяжкие? Почему они не говорят с нами об этом? И можно ли их как-то обезопасить? Эксперты отвечают на вопросы главного редактора «Домашнего Очага» Натальи Родиковой.

10 «почему?» о подростках

Отвечает Марина Щедровицкая, психолог, психотерапевт

Почему подростки – это сложно?

Я всегда говорю родителям: подростки не из скорлупы вылупляются. Они приходят к подростковому возрасту с определенным багажом, который проносят через кризисы развития – сепарации (отделения от родителей) и саморегуляции (управление собой, своим телом). И очень важно, как вы вместе через эти кризисы проходили. Самый, пожалуй, сложный – кризис трех лет. Как вы реагируете на всё, что происходит с ребенком: негативизм, упрямство, протест, «не буду», «не хочу»? Принимаете или сопротивляетесь? Можно подавить и заставить слушаться, но тогда у ребенка не появится самостоятельность, не сформируется воля. Или прессинг только усилит сопротивление, и тогда в подростковом возрасте, когда всё это ребенок проходит еще раз, может рвануть гораздо сильнее.

  • Подросток должен быть упрямым и строптивым. Нам кажется это несносным характером, но значит буквально следующее: раньше я жил по вашим правилам, а теперь должен разобраться и выработать свои. На основе присвоения правил формируются ценности.
  • Подросток должен нас критиковать: как и в трехлетнем возрасте, через критику близких происходит «свержение богов» – бабушки, дедушки, мамы, папы. Нас это раздражает, а он становится независимым, это важно.
  • Подросток может кричать, когда чувствует, что нарушают его границы. Как трехлетний малыш, которого мама кормит насильно, он понимает: если я не кричу – меня не слышат, значит, я буду орать и истерить. Если к подростковому возрасту его не слышали регулярно, если контакт разорван, будет тяжело.
  • В подростковом кризисе есть кое-что и от кризиса семи лет. Это кризис саморегуляции, время, когда ребенок идет в школу и там понимает: дома – одно, а здесь – другое, разные правила, и я должен научиться выживать и там, и там. Я должен в этом мире каким-то образом устроиться, чтобы с ним справиться. Это работает и в подростковом возрасте тоже.

Почему они грубые?

Потому что пока не умеют культурно справляться с негативными чувствами. Лобные доли, которые отвечают за вежливый контроль, еще не сформированы до конца. А чувств много, раздражения много. Стремительный рост, гормональная буря, тебе не нравится твое тело, не нравится грудь, ноги, усы, сверстники смеются, родители подшучивают, постоянный фон недовольства собой и окружающими, низкая самооценка, страх быть непринятым. И здесь мы вдруг врываемся в его мир со своей заботой, нравоучениями и бутербродом.

Мы же ничего плохого не хотели, правда? Почему тогда он хамит и просит закрыть дверь? Потому что ему уже 14 лет и условный бутерброд он себе давно может сделать сам. Не нужно непрошеной опеки, не нужно нарушать границ. Действие в этом возрасте уже должно идти от него, не от вас. Спокойно скажите: «Ок, не будешь, я услышала тебя». Не отнимайте его взрослость, лучше дайте карманные деньги, чтобы он мог купить себе сам круассан и кофе у метро.

Что делать: Иногда кажется, что раздражается подросток совсем уж на пустом месте. Не обижайтесь, не воспитывайте, не хамите в ответ, не реагируйте по-детски на его детские реакции. Взрослые здесь мы, и рамку должны держать тоже мы. Ребенок злится, не говорите ему: «Прекрати, это ерунда», – он имеет право на негативные чувства. Другое дело – научиться с ними работать.

Я всегда рекомендую три книги для родителей: «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер, «Если с ребенком трудно» Людмилы Петрановской и «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили» Фабер и Мазлишь. Все три – очень хороший тренинг эффективного родительства: учимся принимать негативные чувства ребенка и помогать ему с ними справляться.

Почему подростки перестают учиться?

Да, у всех детей в подростковом возрасте успеваемость падает. И родители считают: чем больше мы будем говорить об учебе и ее важности, тем лучше нас ребенок услышит. Нет, напротив. Все разговоры об учебе, затеянные не им, подросток воспринимает как давление. Он уже чувствует, что нужно ему, а что нужно не ему. Он начинает сомневаться в необходимости всей школьной программы, которую в него запихивают. Он сомневается в учительнице математики, потому что она глупая и недобрая. У него, в конце концов, уже появляются собственные интересы – и это не обязательно тригонометрия.

Что делать: Помогите ребенку осознать: учителя и школа – отдельно, знания – отдельно. Если тебе нужно освоить математику – я помогу, химию – наймем репетитора. Не говорите, что он тупой, лучше показывайте пути, как с этим можно справиться. И да, сегодня действительно большинство вещей не нужно учить, их можно легко найти в интернете, в этом подростки правы.

Почему подростки курят?

Потому что это взрослые формы поведения и потому что так может быть принято в их компании. Для подростков среда сверстников намного важнее, чем среда родителей, и это нормально, они так осваивают мир, им в этом мире жить. Отсюда и желание одеваться именно в эту одежду, как в униформу. Отсюда стремление делать и пробовать всё, что делают сверстники.

Что делать: Важно заранее «готовить» ребенку компанию, приглашать домой одноклассников, детей друзей, что-то вместе интересное делать.

Важно давать определенную свободу и, может быть, даже чуть больше, чем вам сейчас хотелось бы дать. Позволять на своей территории все эти необходимые подросткам эксперименты. Не ругать и не выгонять из дома, если кто-то не дай бог выпил бутылку вина из бара в ваше отсутствие или попробовал покурить за углом школы, да еще и честно признался, что его теперь мутит. Отпускать и даже помогать организовывать подростковые ночевки друг у друга – с необходимыми правилами безопасности, конечно. Если позволять немного больше свободы, сохраняя контроль, то у вас больше шансов, что дочь не уедет без спроса на три дня на чью-то дачу, а сын не будет до умопомрачения напиваться на вечеринках, потому что запретный плод сладок. Важно показывать ребенку, что ты ему доверяешь. Но, конечно, всё очень зависит от вашей индивидуальной ситуации. От ребенка, от отношений всех членов семьи.

Почему подростки пробуют наркотики?

Опять же, потому что в их компании это может считаться круто. И еще, потому что все эти опасные вещества, которые могут вызывать зависимость, нравятся людям не на пустом месте. Под их воздействием в мозгу вырабатывается дофамин, который помогает человеку чувствовать радость, удовольствие. А еще – заглушает тревогу.

Что делать: Если ребенок склонен к зависимостям (в том числе от компьютерных игр), ищите, что еще может вырабатывать у него «мирный» дофамин: спорт, азартные игры с родителями, походы, приключения, зарабатывание денег (как минимум карманные деньги нужно вводить в подростковом возрасте точно). И, конечно, не исключен поход к психиатру – возможно, есть тревожное расстройство, которое можно вовремя скомпенсировать. Возможно, есть сильная потеря контакта между вами и ребенком. Возможно, есть какая-то травма, о которой вы не знаете. Со всем этим можно работать.

Читайте также  Какая прическа у веры брежневой

Что касается родительского контроля: я не стеснялась проверять карманы, когда моя дочь была в подростковом возрасте. Я тревожная мать, я знаю случаи нехорошие, даже с детьми из хороших семей. Так что время от времени осторожный неоскорбительный контроль нужен.

Как живут подростки в Америке и России: сходства и отличия

Многие российские подростки смотрят на Америку через «розовые» очки и считают, что жизнь американских тинейджеров — волшебный мир, где дети предоставлены сами себе и не имеют никаких обязанностей. Однако такое мнение не совсем верное. Чтобы развеять некоторые мифы о жизни американских подростков, рассмотрим этот вопрос более детально.

Как одеваются подростки

Существует миф, что американские подростки одеваются очень круто, тщательно следят за модой, и их гардероб переполнен дизайнерскими вещами. Однако это вовсе не так. Американские подростки предпочитают носить простую, практичную и удобную одежду. В тренде спортивный стиль, который обеспечивает свободу действий. Повседневный гардероб американского тинейджера может включать в себя такую одежду:

  • джинсы — самый популярный атрибут, джинсы подростки носят абсолютно разные: узкие и широкие, потёртые и дырявые, однотонные и варёнки, — среди девушек популярны шорты и сарафаны из джинсовой ткани;
  • обычные спортивные штаны;
  • свободные толстовки, на которых изображены геометрические узоры или персонажи из популярных мультиков;
  • пиджаки из замши или шерсти, самая популярная расцветка — хаки;
  • укороченные куртки из кожи;
  • клетчатые свободные рубашки, при этом чем крупнее клетка, тем круче;
  • свободные футболки.

Американские подростки «уважают» спортивную и удобную обувь:

  • кроссовки;
  • мокасины;
  • ковбойские ботинки на низком каблуке.

Иногда тинейджеры дополняют свой образ головными уборами: спортивные штаны сочетают с бейсболками, джинсы комбинируют с ковбойскими шляпами.

Практически так же одеваются и российские подростки. Разница заключается только в том, что в России реже можно увидеть на юношах и девушках ковбойские шляпы и ботинки.

Фотогалерея: мода американских и российских подростков

Видео: какие они, американские девушки-тинейджеры

Школьная жизнь

Уроки в американских школах начинаются в 7.30–8.00. Встают подростки примерно за 1–1,5 часа до начала учёбы. В американских школах демократично относятся к опозданию детей, однако ученики предпочитают приходить в школу вовремя.

Американские подростки меньше переживают, что их будут отчитывать за опоздание, но приходят в школу обычно вовремя

До места учёбы тинейджеры чаще всего добираются на школьных автобусах, которые курсируют как в маленьких, так и в больших городах, или на собственных автомобилях.

Проблем с опозданиями меньше еще и потому, что к школе детей привозят автобусы

Ученические водительские права в Америке можно получить уже в 15 лет.

Многие американские подростки уже с 15 лет водят автомобили и приезжают в школу самостоятельно

Школьная жизнь американских и российских подростков имеет некоторые различия:

  • Американские тинейджеры на уроках преимущественно пользуются планшетами, а не обычными тетрадками и учебниками. В России такая практика вводится, но пока ещё не получила повсеместного распространения.
  • Американским ученикам на уроках предоставляется гораздо больше свободы: им можно разговаривать, вставать и ходить по классу. В российских школах правила поведения более строгие.

В целом в американских школах подростки чувствуют себя более свободно, в русских школах правила поведения гораздо строже

Американские подростки посещают секции и кружки, в которые записываются самостоятельно

В 8.30 по понедельникам и пятницам проходит общешкольное собрание, где обсуждаются прошедшие и ближайшие мероприятия. Ученики готовят выступления, отчитываются за проделанную работу и делятся планами. Затем во всей школе минута молитвы и начинаются уроки.

Alexandra Akeleva

https://mel.fm/blog/alexandra-akeleva/62739-basketbol-tusovki-i-konechno-fastfud-kak-uchatsya-i-zhivut-amerikanskiye-shkolniki

В целом можо сказать, что американские тинейджеры гораздо более социально активны.

Американсткие подростки социально активны

Очень популярны в Америке юношеские волонтерские организации.

Американские подростки часто становятся волонтёрами

Однако существуют и общие обстоятельства:

  • как в российских, так и в американских школах запрещено пользоваться на уроках мобильными телефонами;
  • как в Америке, так и в России в школах каждый день задают домашнее задание.

Видео: типичный день американского школьника

Что делают подростки в свободное время

Существует миф, что в свободное от учёбы время американские подростки только тусуются. В некоторой степени этот миф соответствует реальности. Американские подростки любят собираться большими компаниями. При этом некоторые члены тусовки могут даже не знать друг друга.

Тинейджеры любят собираться большими компаниями

Американские тинейджеры часто отдыхают на природе. В Америке для этого созданы все условия: в любом городском парке и сквере есть места, где можно расположиться на траве и устроить ланч.

Во многих городах России такой отдых проблематичен, поэтому российские подростки часто тусуются в торговых центрах, на площадях, во дворах.

Постоянные тусовки и движение. Каждый день американцы к чему-то готовятся: то Хеллоуин, то день рождения, то общешкольные мероприятия. Так и живут от праздника к празднику. А праздник у них каждый день. Школьники любят тусоваться даже с незнакомыми людьми, любят большие шумные компании. Ходят на дни рождения даже к тому, кого не знают. Постоянно гуляют: в Америке очень много парков и мест для отдыха на природе. Там очень красиво и чисто.

Alexandra Akeleva

https://mel.fm/blog/alexandra-akeleva/62739-basketbol-tusovki-i-konechno-fastfud-kak-uchatsya-i-zhivut-amerikanskiye-shkolniki

Однако тусовки — лишь часть жизни американских подростков. Среди тинейджеров очень популярен спорт, которому они посвящают львиную долю свободного времени. К самым востребованным видам спорта у юношей относятся:

  • баскетбол,
  • американский футбол,
  • бейсбол.

Среди девушек очень популярны чирлидинг и теннис. У российских подростков спорт также в моде, но не является культом, как в Америке.

Среди американских девушек-подростков очень популярен чирлидинг

Во время летних каникул американские подростки любят проводить время в лагерях, которые обычно расположены в живописных местах: на берегу озёр, в горах, в лесах.

В Америке, в отличие от России, подростки любят лето проводить в лагере

Качество проживания, обслуживания и безопасности детей в таких учреждениях очень высокое. Большое значение в американских лагерях отводится физическому воспитанию подростков: здесь практически всегда есть прекрасные возможности для игры, например, в бейсбол, баскетбол, теннис и не только.

в летних лагерях много интересных активных занятий, оснащение и организация на высоком уровне

Среди российских подростков летние лагеря менее популярны. Согласно статистике, отдых в летнем лагере выбирают в основном «бунтующие» подростки, которые таким образом пытаются вырваться из-под опеки взрослых.

Во сколько приходят домой и ложатся спать

В американских семьях не принято указывать подростку, во сколько ему ложиться спать. Фактически подросток приравнивается к взрослому человеку и сам отвечает за свой распорядок дня. Однако время прихода домой с улицы всё же контролируется. По закону в Америке детям младше 18 лет разрешается гулять на улице в будние дни до 23.00, в выходные и праздничные дни — до 00.00. Именно этими критериями и руководствуются родители тинейджеров.

В США подростки младше 18 лет должны быть дома к 11 часам вечера

В российских семьях всё немного по-другому: родители стараются контролировать как длительность пребывания подростков на улице, так и время отхода детей ко сну. К тому же российское законодательство более строгое, чем американское: детям до 16 лет можно находиться на улице одним до 22.00, подросткам 16–17 лет — до 23.00. Поэтому можно предположить, что российские подростки гуляют меньше и ложатся спать раньше, чем их американские сверстники.

Как выглядят комнаты подростков

Комната любого подростка — отдельная страна, живущая по своим правилам. Стандартная комната тинейджера и российского подростка обычно включает в себя одинаковые элементы:

  • спальное место;
  • гардеробную;
  • учебную зону;
  • уголок для общения.

У американцев в почёте стиль кантри, которому характерны такие черты:

  • использование натуральных материалов;
  • простота форм;
  • природная цветовая палитра;
  • обилие массивной деревянной мебели.

В таком стиле часто выполнены и комнаты тинейджеров.

Комната американских подростков часто выполнена в стиле кантри

Популярные атрибуты комнаты американских подростков: плакаты кинозвёзд и известных музыкантов, многочисленные фотографии членов семьи и друзей, различные гаджеты. Такие же предметы интерьера можно встретить и в детских российских подростков.

Как и в России, в Америке подростки любят украшать стены постерами и всяческими интересными, симпатичными и прочими аксессуарами по душе

Самое большое отличие комнаты тинейджера от детской российского подростка — беспорядок. В американских семьях не принято принуждать подростков к регулярной уборке.

Принуждать подростков к наведению порядка родители не любят, их комнаты — их зона ответственности

В комнатах у школьников очень грязно, всё разбросано, но мама, как правило, не заходит в комнату к ребёнку и не наводит там свои порядки. Ответственность лежит на самом ребёнке. Родители лишь изредка просят прибраться, но и эти просьбы не всегда эффективны, хотя это тоже их не сильно беспокоит. У родителей свои заботы и дела.

Alexandra Akeleva

https://mel.fm/blog/alexandra-akeleva/62739-basketbol-tusovki-i-konechno-fastfud-kak-uchatsya-i-zhivut-amerikanskiye-shkolniki

Какие подростки пользуются популярностью

Популярность очень важна для любого подростка вне зависимости от страны проживания. Критерии популярности у тинейджеров и российских подростков примерно одинаковые:

  • везде популярны спортсмены, такие подростки имеют отличную физическую форму и хорошо выглядят;
  • как в России, так и в Америке ценятся открытые и общительные дети, которые всегда в центре внимания;
  • в последнее время модно быть видеоблогером, наибольшее количество подписчиков наблюдается у талантливых подростков, которые классно танцуют, поют, фотографируют;
  • как в России, так и в Америке модно быть умным и образованным.

Среди подростков в Соединённых штатах популярны самые спортивные, умные, общительные и привлекательные, как и в России

Несмотря на существенные отличия, у американских и российских подростков очень много общего: они одинаково одеваются, занимаются спортом, стремятся быть умными и образованными. В какой бы стране ни проживал подросток, он в первую очередь стремится стать индивидуальностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: