Регалии российских императоров

10 самых ценных регалий русских царей (ФОТО)

Музеи Московского Кремля

1. Шапка Мономаха

Музеи Московского Кремля

Вероятно, самый известный из парадных головных уборов русских царей, выполнен из золота, изумрудов, рубинов, шпинели и жемчуга, оторочен мехом соболя. Большинство ученых склоняются к версии, что шпака была даром золотоордынского хана Узбека московскому князю Ивану Калите, а создана ювелирами Золотой орды в конце 13 века.

Музеи Московского Кремля

Название же она получила по легенде конца 15 века, согласно которой была подарком киевскому князю Владимиру Мономаху от византийского императора.

Музеи Московского Кремля

В поставлении на престол российских царей шапка участвовала вплоть до конца 17 века.

2. Икона с Крестом Животворящего Древа и панагией

Музеи Московского Кремля

В эту золотую чеканную икону заключены драгоценный крест, выполненный из Древа Креста в 11 веке, и панагия с тремя камнями от Гроба Господня и крышки Гроба, привезенные в Москву при Борисе Годунове в начале 1600-х.

Музеи Московского Кремля

Крест использовался при вступлении на престол царей с 1547 года.

Музеи Московского Кремля

3. Трон

Музеи Московского Кремля

Роскошный трон из золотых пластин, инкрустированных рубинами, бирюзой и турмалинами, принадлежал увековеченному в знаменитой опере Модеста Мусоргского царю Борису Годунову.

Музеи Московского Кремля

Изготовленный иранскими мастерами, он был подарком шаха Аббаса I и служил почти два века.

Музеи Московского Кремля

4. Скипетр

Музеи Московского Кремля

Это один из нескольких скипетров в Оружейной палате музея, венчал на царство Михаила Федоровича в 1613 году.

Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля

Драгоценная вещь была создана в стилистике позднего Ренессанса мастерами Западной Европы.

5. Держава

Музеи Московского Кремля

Пара скипетра – держава – также происходит из Западной Европы начала 17 в.

Музеи Московского Кремля

В верхней части она украшена рельефами со сценами из жизни библейского царя Давида.

Музеи Московского Кремля

Державу украшают крупные камни – алмазы, изумруды, рубины и сапфиры.

6. Цепь

Музеи Московского Кремля

Золотая цепь из 88 колец принадлежала первому представителю династии Романовых – царю Михаилу Федоровичу.

Музеи Московского Кремля

На каждом кольце отчеканена надпись; все вместе они составляют единый текст, в котором, в том числе, есть молитва к Пресвятой Троице и полный список земель, которыми владела тогда Россия.

Музеи Московского Кремля

7. Крест наперсный с цепью

Музеи Московского Кремля

Алмазный крест был выполнен в мастерских Кремля в 1662 году и входил в Большой наряд государя.

Музеи Московского Кремля

Это вещь с секретом – в центре расположен еще один, съемный крест меньшего размера.

Музеи Московского Кремля

8. Шапка Мономаха второго наряда

Музеи Московского Кремля

После смерти в 1682 году бездетного царя Федора Алексеевича, в результате боярских интриг, трон на время поделили два его младших брата Иван и Петр.

Музеи Московского Кремля

На церемонии поставления на престол 15-летнему Ивану, «слабому здоровьем и умом», досталась Шапка Мономаха (№1 в нашем списке), а для 10-летнего Петра сделали такую не менее драгоценную копию.

Музеи Московского Кремля

9. Двойной трон

Музеи Московского Кремля

Для Ивана и Петра в мастерских Кремля был выполнен и этот необычный двойной трон из серебра.

Музеи Московского Кремля

В роскошном сооружении, более напоминающем барочную беседку, есть и потайное третье сидение с окошком – оно спрятано за местом 10-летнего царя Петра.

Музеи Московского Кремля

Это тайное сидение предназначалось для наставника.

10. Шапка алмазная 1687

Музеи Московского Кремля

Это парадная шапка принадлежала царю Ивану Алексеевичу, брату Петра Великого, правившего с 1682 по 1696 годы.

Музеи Московского Кремля

Любопытно, что она была изготовлена в мастерских Кремля из драгоценностей и алмазов предыдущих правителей.

Музеи Московского Кремля

Уникальный альбом «Государственные регалии Московского царства», посвященный сокровищам Оружейной палаты, вышел в издательстве Музея Московского Кремля на английском языке.

Шапка Мономаха и скипетр династии Романовых: 9 царских регалий Российского государства

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Шапка Мономаха

Пожалуй, наиболее известным из парадных головных уборов царей тогда еще Московского государства — это легендарная шапка Мономаха (другое название — корона Великих московских князей). Материалом для создания знаменитой регалии послужили золото, изумруды, рубины, шпинели и жемчуга, а сама шапка оторочена соболиным мехом. При этом вес ее составляет всего чуть меньше одного килограмма.

Интересна история появления этого знаменитого головного убора. Согласно распространенному мнению ученых, шапка была создана ювелирами Золотой орды в конце 13 века и стала подарком золотоордынского хана Узбека московскому князю Юрию Даниловичу в 1317 году. Впервые же в исторических источниках упоминается при правлении Ивана Калиты.

А вот свое легендарное название — шапка Мономаха — она получила благодаря легенде, которую придумали в конце 15 века, когда регалию окрестили и установили на нее православный крест. Согласно созданному мифу, шапка была подарена киевскому князю Владимиру Мономаху от византийского императора Константина IX Мономаха. При этом авторов легенды не смутил тот факт, что будущему правителю Древней Руси на тот момент было всего два года.

В поставлении на престол российских царей шапка Мономаха использовалась вплоть до конца 17 века: первым ею короновали Дмитрия Ивановича Внука в 1497 году — формального соправителя деда, царя Ивана ІІІ, а полноценно возвели на престол Ивана VI Грозного. А последний царь, надевший регалию в 1682 году, т. е. через 178 лет после первого стал старший брат императора Петра Великого Иван V. Интересно, что после коронации правители шапку больше никогда не надевали.

2. Икона с Крестом Животворящего Древа и панагией

Еще одной уникальной царской регалией, находящаяся в экспозиции музея Московского Кремля, является золотая чеканная икона, в которую заключены драгоценный крест, выполненный из Древа Креста в 11 веке, и панагия — образ Богоматери небольшого размера — с тремя камнями от Гроба Господня и крышки Гроба. Последняя православная святыня, по одной их версий, была привезена в Москву во время правления Бориса Годунова в начале 1600-х годов.

Для создания иконы-ковчега в мастерских Кремля было использовано немалое количество материалов — дерево, золото, серебро, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, турмалины и жемчуг. Кроме того, его венчают два изображения, характерных для византийских ставротек — святых Константина и Елены.

Центральная реликвия, содержащаяся в ковчеге — Крест Животворящего Древа — согласно наиболее вероятному предположению, выдвигаемому историками, как раз и использовалась во время вступления на престол правителей Московского царства. Так, по одной из версий именно этот крест стал частью церемонии коронации Ивана Грозного в 1547 году.

3. Трон Бориса Годунова

Царь Борис Годунов в 1604 году получил в подарок от шаха Аббаса I роскошный трон, выполненный в традиционных восточных мотивах, и на следующие два столетия он стал полноценной регалией правителей Российского государства. Изготовлением будущего дара занимались персидские мастера, которые в качестве материалов использовали золотые пластины, инкрустированные 552 рубинами и турмалинами, 825 единицами бирюзы, 177 жемчужинами и 700 половинками жемчужин.

Трон использовали для вступления на трон и после правления царя Бориса Годунова, однако в период царствования императора Петра Великого он был передан в Оружейную палату Московского Кремля. После этого его использовали во время коронации российских монархов всего однажды — когда проводилась церемония императрицы Елизаветы Петровны.

Интересный факт: по приказу Елизаветы Петровны была заменена обивка — красный персидский бархат, традиционный для восточных мотивов, был убран в пользу модного и популярного в тот период французского вельвета голубого оттенка с цветочным орнаментом.

4. Скипетр Большого Наряда

С течением времени правители Московского государства стали отходить от использования восточных, в частности, византийских мотивов и все больше ориентировались на европейские традиции в церемонии коронации. Так, ярким примером такого перехода можно считать появление среди царских регалий нового предмета — скипетра.

В Оружейной палате музея Московского Кремля можно найти такой скипетр, с которым восходил на престол Михаил Федорович в 1613 году. Первый царь династии Романовых получил его как символ верховной власти — царский посох. При венчании на царство и во время торжественных мероприятий московские правители держали скипетр в правой руке. В других случаях — при больших выходах — скипетр несли перед царем специальные люди, называвшиеся стряпчими стряпчими.

Скипетр царя Михаила Федоровича Романова выполнен в стиле позднего Ренессанса западноевропейскими мастерами. Как полагают исследователи, он был доставлен царю Борису Годунову Великим посольством Рудольфа II, императора Священной Римской империи в 1604 году, и, уцелев в период Смуты, получил статус Скипетра Большого наряда.

5. Держава царя Михаила Федоровича Романова

Неотъемлемый партнер скипетра в руках монарха – держава – также пришел в Московское государства из Западной Европы в конце 16 — начале 17 века. Самой древней из сохранившихся среди тех, которые использовались во время коронации русских правителей, наряду со скипетром, является держава Михаила Федоровича Романова, также известная как «Мономахова держава».

История этой регалии сходна со парным ему скипетром: она была принесена в дар еще царю Борису Годунову, пережила смуту и в 1613 году вошла в коронационное одеяние — «Большой Наряд» первого царя династии Романовых. Последним же правителем, который держал ее в руках, был Иван Алексеевич, старший брат Петра Великого. После этого она была отдана на постоянное хранение в Оружейную палату.

Интересный факт: свое второе название — «Мономахова держава» — регалия получила по аналогии с одноименной шапкой. Была придумана легенда, якобы державу ниспослали еще в 11 веке киевскому князю Владимиру Мономаху вместе с венцом и другими реликвиями.

Держава, как и скипетр Михаила Федоровича, согласно утверждению историков, имеет западноевропейское происхождение. На это, в частности, указывает наличие так называемого «латинского» креста на навершии. Также в верхней части регалии расположены рельефы со сценами из жизни библейского царя Давида. Держава создана из золота и украшена крупными камнями – алмазами, изумрудами, рубинами и сапфирами.

6. Цепь Михаила Романова

Еще одна регалия, которая принадлежала первому правителю династии Романовых – царю Михаилу Федоровичу. Она представляет собой золотую цепь, состоящую из 88 колец, на каждом из которых отчеканена определенная надпись. Если читать их по очереди, то они складываются в единый текст, в котором, среди прочих, есть молитва к Пресвятой Троице и полный список земель, которыми владело Российское государство на тот момент.

7. Шапка Мономаха второго наряда

В Оружейной палате Музея Московского Кремля находится сразу две шапки Мономаха. Помимо оригинальной, есть еще и другая, которая была с в спешном порядке создана в рамках совместного правления Ивана V и Петра I. Последний регалии не имел, и было решено сделать для него менее изысканную копию отцовской. Так и появилась шапка Мономаха второго наряда, которая позже получила еще одно название — «Шапка Таврическая».

Читайте также  Губы обметало как лечить

Сам прецедент двоевластия такого рода появился из-за того, что предыдущий царь Федор Алексеевич на момент своей смерти в 1682 году не оставил государству наследников. Единственными представителями династии Романовых были два его младших брата Иван и Петр, которые оказались в центре боярских интриг — именно последние и стали причиной того, что на трон посадили обоих мальчиков.

Шапка Мономаха второго наряда имеет несколько отличий от оригинальной. Так, например, ее внешний вид менее изящный и изысканный, в частности, из-за того, что на ней отсутствуют восточные узоры. Кроме того, скопированная регалия имеет меньшую массу — она весит всего 600 граммов.

8. Двойной трон царевичей Ивана и Петра

Еще одной регалией, которая была создана в рамках двойного правления Ивана и Петра является необычный двойной трон из серебра. Он создавался в мастерских Кремля с 1682 по 1684 год. Материалами для двойного трона стали дерево и серебро, причем последнего понадобилось около двухсот килограмм.

Трон имеет настолько сложную конструкцию, что его нередко сравнивают с роскошным архитектурным сооружением, которое напоминает скорее беседку в стиле барокко. Еще одним оригинальным конструктивным решением, которое появилось с инициативы бояр, является потайное третье сидение с окошком, которое скрывалось за местом 10-летнего царя Петра и предназначалось для его наставников. Нередко на том месте восседала царевна Софья Алексеевна, которая была регентом при малолетних царствующих братьях.

9. Шапка алмазная царя Ивана Алексеевича

Алмазная шапка была изготовлена в период с 1682 по 1687 годы для царя Ивана Алексеевича, брата Петра Великого. Интересно, что в качестве материала для нее кремлевские мастера использовали драгоценности и алмазы предыдущих правителей, которые посчитали морально устаревшими. Несмотря на то, что шапка была парадной, предназначалась она также для повседневного пользования.

Регалия создавалась на основе двойного металлического каркаса. Первый — внутренний — представляет собой золотое чеканное полушарие, к нему прикреплялся внешний каркас из сплошной плетёнки из золотых узоров с добавлением алмазов. Драгоценности размещены особым образом, то есть в разных ракурсах. Такое решение создает эффект, когда при падении яркого света бриллианты «играют» и переливаются своим блеском.

Тулья короны была традиционно украшена соболиным мехом. Кроме того, среди пологов Алмазной шапки расположились двуглавые орлы, а также короны, многолепестковые розетки, которые отличались по форме и размеру. Всего реалия украшена более чем 900 алмазами, и множество других камней.

Хочешь узнать больше о бесценной регалии императорского периода Российского государства? Тогда читай: Корона Российской Империи: 5 занимательных фактов о главной реликвии Романовых

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Коронационные регалии российских императоров

Большая императорская корона

Корона — шедевр мирового ювелирного искусства.
Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца.

Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отрестраврирован в 1984 году. Главный художник В.Г. Ситников, ювелиры — В.В. Николаев, Г.Ф. Алексахин.
[more= >>>>>>]

Серебро, бриллианты, жемчуг, рубины-шпинели
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Москва.Россия
Большая Императорская корона, созданная придворным ювелиром для коронации Екатерины II. Традиционная по форме, корона состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и крестом

Использованы материалы — серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук.
Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности — 64 см.
Масса короны — 1993,80 грамм.
Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата.

Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II Великой талантливым придворным ювелиром Иеремией Позье. Превосходный мастер, он сумел создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Не случайно поэтому русская корона занимает исключительное положение среди европейских регалий. Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом.&

Грациозны и вместе с тем необычайно спокойны лавровые ветви – символ власти и славы, как бы охватывающие бриллиантовую ромбовидную сетку полушарий и скреплённые бриллиантом в центре.&
Сверкание бриллиантового кружева мастер подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. В рисунке гирлянды из крупных белых и розовых бриллиантов, между полушариями, помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в ХVII веке у восточных купцов). Это также один из семи исторических камней Алмазного фонда России.
Екатерина осталась довольна работой. Эту почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии – несколько часов.
Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Имперская регалия с 1762 до 1917 г.

Екатерина II с коронационными регалиями. Императрица в правой руке держит Скипетр. Портрет Алексея Антропова 1765 г.

Золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль
Длина 59,5 см
Начало 1770-х годов

Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, а ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру света и тени. Завершается скипетр литым золотым двуглавым орлом, украшенным чёрной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы манархической власти многократно усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году. По мнению знатоков, это лучший бриллиант из всех знаменитых. Как известно, он был «оком» золотой статуи Брахмы в индийском храме. Это один из семи исторических камней Алмазного фонда Российской Федерации.

В древние времена скипетр числился атрибутом власти Зевса (Юпитера). В Старой Руси изображение скипетра можно отыскать на древних монетах князей Владимира и Ярослава начала XI в. Скипетр как регалия упоминается также в российских летописях середины XIII в., повествующих о приезде западных послов. Считается, но, что скипетр был введен в обиход при Иване Суровом по оканчанию завоевания им Казанского ханства. При всем этом Иван IV вроде бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем. Овеществить притязания на этот титул, который долго и упрямо так сказать отрешались признать и в Великом княжестве Литовском, и в Короне Польской, должен быть конкретно скипетр. Особенное символическое значение придавал скипетру и Петр Великий. Во время коронации собственной супруги Екатерины I он ни на секунду не выпускал его из рук. Остальных императорских регалий у Петра I не было. Скипетр императорский, лежащий в Алмазном фонде, украшен всемирно известным алмазом «Орлов», ограненным в виде высочайшей «индийской розы». Согласно, как всем известно, одной из легенд, этот камень принадлежал Надир-шаху. По оканчанию его падения алмаз попал в Амстердам, где был куплен за 400 тысяч рублей графом Григорием Орловым и подарен им императрице Екатерине II.

Императрица Екатерина II при игре в карты любила расплачиваться бриллиантами. «Как весело играть в бриллианты! Это похоже на тысячу и одну ночь!» – восклицала она в одном из писем. Своему любимцу Григорию Орлову она подарила алмазный камзол стоимостью в миллион рублей. Орлов не остался в долгу и преподнёс царице алмаз весом в 189,62 карата на императорский скипетр.&
Редчайший по чистоте, с голубовато-зелёным отливом алмаз был найден в 16 веке в копях Голконды (Индия). Первоначально камень представлял собою обломок от более крупного кристалла, предположительно, таинственно исчезнувшего алмаза «Великий Могол», и в необработанном виде имел 450 каратов (90 г). Первое название алмаза – «Дерианур», или «Море света» (вторым осколком «Могола» стал не менее известный «Кохинор», или «Гора света»). Согласно древней легенде, оба камня были глазами храмовой статуи Брамы. Вначале алмаз был огранён в виде «высокой розы» (около 180 граней) массой 300 карат. Шах Джехан остался недоволен огранкой и приказал перегранить камень.&
После этого алмаз приобрел современную форму, но масса его упала до 200 каратов (или 40 граммов). Персидский шах Надир, захватив в 1739 г. Дели, украсил ими свой трон. Когда Персию «посетили» англичане, они таким же образом присвоили «камешки». «Дерианур» неведомыми путями попал в 1767 г. в Амстердамский банк, сменив название на «Амстердам», а хозяином его стал не то армянин, не то еврей Григорий Сафрас. В 1772 г. он продал бриллиант своему родственнику, русскому придворному ювелиру Ивану Лазареву (отсюда третье название камня — «Лазарев»). Лазарев, в свою очередь, в 1773 году продал камень за 400000 рублей графу Орлову, в руках которого камень и приобрёл свое окончательное имя, с которым вошёл в историю и был преподнесён в день именин Екатерине II вместо букета. Она по достоинству оценила подарок и поместила его на венец своего золотого скипетра (ниже навершия, представляющего собой двуглавого орла, украшенного чёрной эмалью и бриллиантами), многократно усилив его парадность.

Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см
Длина окружности шара 48 см
1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото – «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.

В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины, к которому они крепились серебряными петельками, невидимыми посетителям.

В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид.
Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.

Читайте также  Извинение перед мужем после ссоры в прозе

Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см
1750-е годы. Мастер И. Позье

Среди созданного швейцарцем Иеремией Позье для русского двора – роскошная пряжка-аграф длиной 25 сантиметров.
Тяжёлые золотые, подбитые горностаем коронационные мантии в дни торжеств скреплялись громадными нарядными пряжками, рассчитанными прежде всего на зрительный эффект.
Тонкое чувство декоративности помогло ювелиру создать пряжку, необычную по форме, сказочную по богатству.

Она изготовлена в виде банта из трёх пышных ветвей, усыпанных бриллиантами. Переплетающиеся ветви массивны, но в то же время создают впечатление лёгкости – из-за того, что среди сочных листьев разбросаны мелкие цветочки на тоненьких стебельках.
Тщательная продуманность каждой детали рисунка изделия, свободная композиция, сочетание разнокачественных бриллиантов – всё это характеризует стиль И. Позье, лучшего из лучших «бриллиантщиков» XVIII века.

Пряжку в своё время носила Елизавета Петровна, а затем та по очереди принадлежала другим российским правителям, став застёжкой на коронационной горностаевой мантии.

МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА

Бриллианты, серебро
Высота с крестом 13 см
1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль

Традиционная по форме, малая императорская корона была сделана известными придворными ювелирами братьями Дюваль в 1801 году для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.
Строгость и чувство меры отличают работы этих мастеров. Стиль их чист, логичен, разумен, а исполнение таково, что заставляет забывать о технических приёмах и видеть лишь красоту материала, с которым они работают.

Всё в короне удивительно пропорционально и уравновешенно. Сияние бриллиантового кружева в серебряной оправе передаёт ощущение торжественности, значимости, величия, несмотря на миниатюрные размеры изделия.

Среди превосходных камней на короне чистотой и размерами выделяется ряд крупных, будто повисших в воздухе бриллиантов на венце. Красота камней, отточенное ювелирное мастерство, несомненно, приближают малую корону к большой императорской короне Екатерины II.

Коронационные регалии российских императоров. На переднем плане — Держава императорская 1856
Большая императорская корона среди регалий российских императоров.

Екатерина II (1762 г.)

Виргилиус Эриксен.Императрица Екатерина II в Большой императорской короне

Боровиковский В.Л.Император Павел I в Большой императорской короне

Последний раз Большая императорская корона использовалась в государственных мероприятиях в 1906 году — на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II. В настоящее время императорские регалии находится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Большая императорская корона

Малая императорская корона

Держава императорская
Утащено отсюда, спасибо Stephanya

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Кликабельно 1200 рх Шапка Мономаха .

Конец 13 — начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха . Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно : четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.

Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому — же подобию изготавливаются и другие шапки — венцы .

Шапка Казанская .

Середина 16 века . Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец .»Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение . Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Оружейная палата . Москва . Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля . Астраханской же шапкой она навана потому , что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани . Как известно , после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра , для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы .

Шапка Алтабасная . ( Сибирская ) . 1684 .

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная . 1682 — 1687 .

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце .

Шапка Алмазная . 1682 — 1684 .

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля .

«Шапка Мономаха второго наряда» . 1682 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата . Москва . Россия . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля . Далее идут императорские короны . Одна из первых императорских корон была корона , которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас , т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд .

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец , ценнейший экспонат Алмазного фонда :

Большая Императорская Корона России .

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу , министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом . После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован , проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло , принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России .

Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

Диадема. 1810 .

Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты . Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне , жене Александра I .

Корона российской империи из одноименного кинофильма. Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью. Обошлась «Мосфильму» в 2000 долларов.

А вот сейчас нет никакого головного убора правителя. А жаль :-)

Царские венцы Российских самодержцев

Среди государственных регалий русских царей были короны или венцы, крест, скипетр, держава, бармы — специальное оплечье, украшенное запонами и изображениями святых, саадак — набор, состоящий из налуча и колчана и другие предметы, которые одевали во время различных торжественных церемоний, приема иностранных послов, поставления патриархов и др. Определенный ритуал существовал при венчании на царство. Непременным атрибутом его было надевание царского венца — короны, символа верховной власти. Короне-венцу придавалось особое значение и она в русской традиции была предметом, передаваемым по наследству от государя к государю.

Из русских царских венцов до начала XVII века сохранились лишь две — шапка Мономаха и шапка Казанская. Примечательно, что и та, и другая являются образцами татарской культуры и попали к русским царям от татарских ханов.

Золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. Регалия русских великих князей и царей. Символ самодержавия в России.Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда».

Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать ее и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков.

Читайте также  Развлечения на хэллоуин дома для взрослых

Шапка Казанская создана ок. 1553 в честь взятия Казани в октябре 1552 войском Царя Иоанна IV Грозного и присоединения Казанского Ханства к Московскому Царству. Корона Казанского Царства имеет вид удлиненной золотой шапки, украшенной бирюзой, рубинами, жемчугом и другими камнями. Вместе с восточным орнаментом на тулье расположены в три ряда накладные «кокошники-городки». В центре «городка» закреплен большой драгоценный камень либо крупная жемчужина. Шапку первоначально венчал густо-красный камень – китайский шпинель, но в 1627 его заменили на жёлтый сапфир.

Изображение Казанской шапки венчает щит Казанского царства в Большом гербе Российской империи. В наше время Казанская шапка также венчает щит в гербе Казани. Хранится в Оружейной Палате Московского Кремля.

Венец . «Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 г.

Астраханская шапка была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова и в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционный для такого типа венцов — «шапок». Шапка украшена 177 камнями и жемчужинами. Сегодня изображение этой короны венчает герб Астрахани.

Шапка Алтабасная . ( Сибирская ). 1684 г.

Алтабасная — то есть из золотой ткани. Данная шапка была сделана специально для царя Ивана V Алексеевича, причем, для украшения шапки использовались украшения, снятые с Алмазной шапки Фёдора Алексеевича. Также в украшениях использовались: алмазы, яхонты, изумруды. В настоящее время входит в собрание экспонатов Оружейной палаты Московского кремля.

Шапка Алмазная 1682 — 1687 гг.

Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.

Венец Алмазный. 1682 — 1684 гг.

Первый венец царя Петра. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V. После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец.

Шапка Таврическая или «Шапка Мономаха второго наряда». 1682 г.

Шапка Таврическая («Шапка Мономаха второго наряда») создана для Царя Петра I, который венчался на царство вместе со старшим братом Царем Иоанном V в 1682. Как и на Шапке Мономаха, на ней восемь вытянутых треугольных пластин из золота, но они гладкие и отполированные, с драгоценными камнями в благородных оправах, окруженными жемчугом. Шапка Мономаха второго наряда венчает герб Царства Херсониса Таврического, почему и имеет второе название Таврическая. Хранится в Оружейной Палате Московского Кремля.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.

Корона, изготовленная в Петербурге в 1730 году мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Была переделана из серебряной короны Петра I, в которую ювелиры вмонтировали около 2500 алмазов, рубинов. Главная ценность: помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. Этой же короной 20 лет спустя короновалась императрица Елизавета Петровна.

Большая императорская корона Российской империи 1762 г.

Большая Императорская корона Российской Империи была изготовлена в 1762 году по специальному заказу Екатерины II. Работа осуществлялась под руководством известных ювелиров Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми Позье, который в основном занимался подбором камней. Ювелирное чудо было создано всего за два месяца!

Большая Императорская корона Российской Империи изготовлена в виде головного убора восточных традиций — «тюрбана или чалмы индийских султанов, высшей касты раджей и османского духовенства». Основа короны выполнена из драгоценных металлов — серебра и золота. Высота короны с крестом составляет 27,5 см. Два серебряные полушария усыпаны бриллиантами и разделены бриллиантовой гирляндой и двумя рядами крупных матовых жемчужин, скрепленных невысоким венцом, состоящим из большой шпинели, входящей в число исторических камней, и креста из 5 огромных бриллиантов. Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов общим весом в 2858 карат и 72 индийских жемчужины, подчеркнув сверкание бриллиантовых ювелирных вставок двумя рядами крупных матовых жемчужин.

Самым известным из драгоценных камней короны является шпинель весом в 398,72 карат, которая находится на дуге, разделяющей две половины короны. Этот камень был приобретен в 1676 году у китайского императора Канси. Поверх шпинели находится крест из пяти больших бриллиантов. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом.

Две полусферы в короне олицетворяют соединение Востока и Запада на территории Российской империи, ставшей «границей» в виде увенчанного красным рубином восточных земель и крестом православия усыпанного бриллиантами обода и объединяющей два континента в победе над османами. Соединенные у основания короны и обрамленные жемчугом, они изображают латинскую букву «V» ( лат. victoria — победа), что также символизирует победу Екатерины Великой. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и желуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Малая императорская корона Российской империи 1856 г.

Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра II в 1856 году. Малую императорскую корону можно назвать миниатюрной: ее вес составляет всего 378 граммов, а к прическе она крепилась специальной шпилькой. Корона не являлась государственной регалией и считалась частной собственностью императрицы.В настоящее время корона хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Регалии российских императоров

Императорские регалии. Символы императорской власти.

Императорские символы власти: Корона, Держава и Cкипетр.

Корона, скипетр, держава — это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру.

Императорская корона это корона (главный символ), используемая для коронования императоров, и официальных (торжественных) мероприятий с участием императоров.

Считается, что корона (с лат. corona — венок, венец) ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, — военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

Скипетр — щедро украшенный и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти.

В русской истории скипетр явился преемником царского посоха – повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав русских царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» вошел в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича.

В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

Держава — символ монархической власти (например, в России — золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского «държа» — власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Начиная со времен правления российского императора Павла I, держава представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Корона российской империи.

Большая императорская корона Российской империи изготовлена в 1762 году.

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Официальная имперская регалия с 1762 года до 1917 года.

Большой императорской короной короновались в России все императоры, начиная с Екатерины II Великой.

Большая императорская корона была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье.

Большая императорская корона изготовлена, как было принято, в виде головного убора. Она составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

Художественный дизайн Большой императорской короны не только прекрасен и приятен глазу, но и наполнен глубоким смыслом. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Высота Большой императорской короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности 64 см. Корона изготовлена из золота и серебра. Масса короны 1993,80 грамм. Большая императорская корона украшена 4936 бриллиантами весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата.

Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата.

Корона российской империи.

Императрица Екатерина II Великая в Большой императорской короне.

Императрица Екатерина II Великая с коронационными регалиями: Большой императорской короной, Скипетром и Державой.

Корона российской империи.

Малая императорская корона Российской империи изготовлена в 1856 году.

Малая императорская корона была изготовлена в 1856 году по образцу Большой императорской короны придворным ювелиром Зефтигеном для коронации супруги императора Александра Второго — императрицы Марии Александровны. Использовалась так же для коронации Марии Федоровны — супруги императора Александра Третьего.

В малой императорской короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г.

В настоящее время регалии (сисволы власти) Российских императоров, в том числе и императорские короны, хранятся в Алмазном фонде Российской Федерации.

Символы императорской власти. Корона российской империи. Императорская корона Российской империи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: