Воспитание детей на руси

Как воспитывали детей на Руси: Зачем девочкам отцовская рубаха, кто такая крикса и что умел 10-летний ребенок

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Рождение, и почему девочек пеленали в отцовскую рубаху

Современные педиатры и детские психологи утверждают, что самый важный период жизни ребенка — от появления на свет и до года. Такого же мнения придерживались и в древней Руси, только кроме правильного ухода и пристального внимания за здоровьем малыша придавали большое значение различным обрядам, чтобы нечистая сила не могла навредить новорожденному.

Например, сегодня уже мало кто крепко пеленает младенцев, как это делали еще 20-30 лет назад. А в древности за пеленанием следили пристально, считая, что оно убережет ребенка от неправильного развития. При этом для пеленок использовались только старые тряпки, лучше всего чтобы это была одежда родителей. Во многих областях считалось, что идеально подойдет рубаха отца. Завернутый в нее ребенок был защищен от злых сил. Поэтому и мальчиков и девочек пеленали в чистую, но поношенную (а, значит, мягкую) одежду.

Но так делали не везде. В некоторых районах позволялось использовать мужскую рубаху только для мальчика, а женскую только для девочки. Говорили, что если нарушить это правило, то девочка будет бесплодной, а мальчик слабым и глупым.

Первое купание как залог счастья, и что добавляли в воду и с какой целью

И сегодня и раньше матери очень серьезно относились к первому купанию новорожденного. Современные мамочки закупают для этого различные аксессуары, дезинфицируют их, готовят место, где все будет происходить, нагревают воду (по утверждениям врачей она не должна быть горячее 37 градусов). Делают отвары из череды, ромашки для того, чтобы избежать аллергических реакций и сделать нежную кожицу еще более гладкой. В общем, событие однозначно важное и волнующее, но вряд ли оно несет в себе какой-то особый смысл.

В старой Руси считали иначе – от того, как проходит первое купание, могло зависеть будущее ребенка. Чтобы малыш вырос богатым, в воду клали серебряные монетки. Чтобы он никогда не испытывал недостатка в еде и нужных вещах, в воду могли положить кусочек хлеба, яйцо, какую-то стеклянную посуду. Заботясь о внешнем виде и желая своему ребенку нежной белой кожи, родители мыли его в парном молоке.

Что такое крикса и как колыбель защищала от нечисти

На Руси малыш спал в колыбели, а не в кроватке. Считалось, так как кровать стоит на полу, злые духи могут украсть новорожденного. Поэтому люльку подвешивали к потолку, тем самым оберегая малыша от нечисти. Перед тем как первый раз положить ребенка в колыбель, звали кота. Он должен был «впитать» все горести и проблемы, которые могли грозить младенцу. Чтобы нечистая сила не смогла сделали свое черное дело, под матрас подкладывали ножницы или нож. А чтобы ребенок сладко и спокойно спал, использовали сон-траву и свиные хрящики.

Но иногда даже все эти ухищрения не помогали, и ребенок заходился плачем, часто просыпался. Тогда говорили, что это проделки криксы. По преданиям это было противное и злобное существо, бороться с которым можно было, читая заговоры. «Крикса, крикса, уходи из дома, иди в темный лес, на высокую гору, оставь в покое нашего малыша». Не только крикса могла беспокоить ребенка, был еще так называемый зыбочник. Он пугал и мучил новорожденного. Чтобы зыбочник не мешал спокойствию ребеночка, запрещалось качать пустую колыбель, а если младенца вынимали, то люльку прикрывали одеялом.

Как кормили, учили ходить, и что значит «разрезать путы»

Кормили новорожденного исключительно грудным молоком. Если мать этого не делала, она брала на себя грех, поскольку разрывала магическую связь между собой и младенцем. Более того, полагали, что даже если по каким-то ужасным причинам ребенок умер, он еще долго может являться по ночам, чтобы отведать материнского молока.

Ходить учили так же, как и сейчас. Также делали своеобразные ходунки из кожаных ремешков и веревок. Если к году малыш все еще не постигал искусство хождения, нужно было разрезать путы. По преданиям, именно они не давали ребенку шагать. Чтобы это сделать, нужно было поставить ребенка на лавочку, после чего отец должен был взять ножницы или две лучины и сделать движение, которое имитировало разрезание веревок между ногами сына или дочери. К после чего нужно было сказать ребенку, что он может ходить, поскольку «путо разрезано».

Чему учили мальчиков и девочек, и кто такие пестуньи

Детей в Старой Руси рано приучали к труду, они становились полноценными работниками уже в 7 лет. Худшим «комплиментом» было сказать про мальчика, что он способен только бабки гонять, а про девочку – что она «непряха». Мальчишек отцы брали с собой в поля, где они помогали растаскивать навоз, убирали жесткие комки земли, чтобы они не мешали при работе с плугом. Маленькие работники боронили поля, а когда исполнялось 9 лет, уже умели хорошо стрелять из лука, ставить ловушки на уток. К десяти годам вовсю занимались рыболовством, ловили сусликов.

Девочки начинали заниматься домашней работой лет в шесть. Их учили прясть, ухаживать за домашней птицей, в 7 лет они начинали красиво вышивать, а когда маленькой работнице исполнялось десять, она уже умела доить корову, ухаживать за младшими братьями и сестрами, тщательно мыть полы и посуду, гладить белье, стирать.

Когда же наступало двенадцатилетие, девочки имели право стать нянькой, так называемый пестуньей. Это была не просто работа, а оплачиваемый труд. Пестунью нанимали обычно на время страды, когда с детьми некому было остаться. Стоимость услуг могла достигать 5 рублей. Иногда расплачивались продуктами и вещами, например могли отсыпать несколько пудов муки, или выдать большой отрез для пошива платья, расплатиться яблоками и картошкой. Когда надобность в пестунье отпадала, хозяева делали большой пирог с капустой и дарили маленькой няньке со словами «держи пирог, а няньку за порог».

Кому-то это покажется диким, но так называемое суррогатное материнство существовало издревле. Первое упоминание о нём восходит ко временам Плутарха.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ В ДОХРИСТИАНСКОЙ РУСИ.

Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразными.
В системе духовных ценностей славян сохранение племени было основным понятием. Жизнь отдельного человека всецело зависела от семьи, общины и племени. Уклад жизни славян определял традиции в воспитании детей, нравственные ценности, передаваемые из поколения в поколение.
В дохристианской Руси воспитательные методы были тесно связаны с языческими представлениями о природе и окружающем мире. Воспитание было направлено, прежде всего на то, чтобы развить в каждом ребенке важные и полезные для общины качества характера, такие как трудолюбие, честность, исполнительность, уважение к старшим и т.д. Через традиционные обряды и фольклор ребенок учился основам различного вида деятельности, узнавал природу и окружающий мир.

Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода. Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше (обычно это делали с мальчиками 1-3 лет). Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет.

О детях заботилась вся семья, и опека эта начиналась задолго до его появления на свет. Издревле члены славянской семьи старались оградить беременную женщину от всяких напастей. Например, в последние перед родами месяцы женщину даже не выпускали из дому, потому что в доме она находилась под опекой домового и священного огня домашнего очага. Да и вообще, боясь сглаза, даже сам факт беременности женщина пыталась скрыть по возможности дольше, а срок родов хранила в строжайшем секрете. Но сама беременная считалась любимицей богов и могла приносить счастье и удачу. Женщину, ждущую ребенка, иногда специально приглашали в сад и угощали яблоком. Согласно приметам, если беременная отведает яблоко с молодой яблони, дерево весь свой век будет богато плодоносить.
Процесс рождения славяне считали одним из самых сакральных событий. Они верили, что рождение, как и смерть, нарушает тонкую грань между миром живых и мертвых людей. Поэтому рождение ребенка считалось опасным делом не только для матери и новорожденного, но и для всех родичей. По этой причине женщина не оставалась рожать дома, чтобы не навредить остальным. Она чаще всего уходила в лес или хотя бы в другое помещение, например, в баню.
Существовало много обычаев и обрядов, цель которых была помочь женщине в родах. Например, чтобы тело матери легче раскрывалось, и ребенок быстрее родился, роженице расплетали волосы. Даже в доме открывали все окна и двери, развязывали узлы и отпирали замки. В родах будущей матери обычно помогала опытная женщина, которая сама уже имела нескольких здоровых детей. Не редко на родах присутствовал и муж, это было обычным делом и считалось, что нет ничего дурного в том, что рядом со страдающей женщиной находится любящий и надежный человек.

Читайте также  Оригами из модулей схемы пошаговое описание панды

Если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле для того, чтобы он рос хорошим охотником или мастеровым. Если появлялась на свет девочка, то пуповина отсекалась на веретене, чтобы девочка росла трудолюбивой рукодельницей. Пупок ребенку перевязывали льняной ниткой, куда вплетались волосы отца и матери.
Глава семейства брал на руки новорожденного и показывал его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребенка была долгой. Затем младенца показывали Огню очага и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребенка в Земле-Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорожденный представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство.
Потом ребенку давали имя, однако оно хранилось в строжайшем секрете. Славяне считали, что имя во многом определяет судьбу человека. Имя нужно было оберегать от злых духов и недобрых людей, поэтому у славян долгое время существовал обычай двойных имен: одно имя тайное, давалось при рождении, а другое имя было мирским.
Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.
От груди ребенка в Древней Руси отлучали не постепенно, а в один день. В этот же день было принято гадать о будущем малыша. Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха.
Воспитание ребенка рассматривалось как процесс его взросления, который проходил в несколько этапов: «молодой» — 3-6 летнее дитя, «чадо» — 7-12 летний ребенок, «отрок» — подросток 12-15 лет.
Дети до 3-4 лет находились под опекой матери. Роль матери в воспитании на протяжении всего периода детства была весьма важной. Вот отчего вступившего во взрослую жизнь человека называли «матёрым», то есть воспитанным матерью.

+++КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МУЖЧИНА и КАК ЕГО ВОСПИТАТЬ+++

1. Мальчиков воспитывали быть настоящими мужьями. И для этого необходимо было развивать два основных качества.
Первое – мужчина должен уметь защищать свою женщину. Защищать физически: если нападали враги, он должен был уметь постоять за жену и семью. Защищать материально: мальчики с детства понимали, что на них вся ответственность по содержанию семьи, это было естественно. И защищать психологически.
Что значит защищать психологически?
У женщин очень активный ум, и настроение может меняться ежеминутно. И мужчине важно быть твердым в те моменты, когда женщина закатывает истерику. Он не должен истерить вместе с ней. Мужчине важно понимать, что женщине без его помощи трудно с собой совладать, он должен уметь ее успокоить, его обязанность – защитить женщину от ее беспокойного ума, дать заботу и поддержку.
2. И второе качество настоящего мужа – умение контролировать свои чувства. Особенно, что касается других женщин. Мужчина должен быть верным своей жене и не обижать ее, заглядываясь на соседок.

===КАКОЙ ДОЛЖНА СТАТЬ ЖЕНЩИНА И О ХОДЕ ЕЁ ВОСПИТАНИЯ===

Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек — как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию.
Девочки с детства помогали по хозяйству. Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины.
Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами.
Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного. Обряды касались и внешнего вида девушек.
Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.
Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу — вскочу, не хочу — не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов. Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу.
Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего peбенка.

___ОБРАЗОВАНИЕ ПО ДРЕВНЕ-РУССКИ ___

В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди настолько уважали ученость, что даже в старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.
Археологами найдено множество берестяных грамот, на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова. Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное «высшее образование»: от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все драгоценные знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание единственного человека.
Столетиями русским внушали, что письменность «диким язычникам» дали «добрые греки» — монахи Кирилл (Константин) и Мефодий. Но и теперь мы имеем массу данных, что славяно-русы имели свою письменность задолго до крещения.
Например, найдено два древнерусских меча (дохристианской эпохи), на них славянские надписи – видимо, имена кузнецов, «Людота Коваль» и «Славимир».
Ещё одно материальное свидетельство о существовании славянской письменности — это надпись на знаменитой «гнездовской корчаге» середины 10 столетия (она найдена в одном из Гнездовских курганов в 1949 году Д. А. Авдусиным). Надпись состоит из одного слова «гороушна» (видимо, горчица), процарапанного на поверхности уже обожженной корчаги. Есть и другие материальные доказательства, так в Новгороде найдена деревянная бирка с надписью, в слоях X века.
Таким образом, наши пращуры были весьма развитым народом, имели свою державу, цивилизацию, задолго до крещения.

Как воспитывали детей в Древней Руси

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Семья и дети

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей. С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло. Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Читайте также  Диктант по клеточкам трудный собака

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка.

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

Воспитание детей на руси

Лев Толстой о воспитании детей:

«Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны.

Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.

Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

Развитие детей на Руси

На Руси детей развивали, а не воспитывали.

Развитие: «ра» – свет, «в» – внутрь, «витие» – от виться, спирально двигаться вверх.

А слово “воспитание” имеет корни: вос/воз – вместилище груза, пи – постоянная константа, тан/стан – становиться, ние – течение, движение – “постоянное подпитывание, подкладывание груза по ходу движения.

Наши предки считали, что воспитывать можно раба или того, кто не желает жить самостоятельно, выполняя своё предназначение. Причём родители период детства (от зачатия до 21 года) выполняют функцию опоры для ребёнка: на своём жизненном примере показывают выполнение предназначения рода, творцов, своей вежи, сословия, варны, семьянинов и давая возможность дитя попробовать все эти роли через совместные творения.

Развитие – это когда свету, который есть уже изначально в ребенке и несёт знания от Бога, дают возможность виться вокруг родителей, как вьюнок вокруг опорного столба или дуба, тянуться вверх к Солнцу, раскрывая силу рода.

Именно поэтому в поведении ребёнка родители усматривали указания себе от Богов: капризы, болезни дитя до 3х лет воспринимались как послания свыше. Это не означает, что в поведении ребёнка допускалась вседозволенность – отнюдь, но подобная позиция не мешает им обоим учиться взаимно учиться.

Именно позиция, что ребенок пришел учить родителей, а не учиться у них, помогала не впадать взрослым в гордыню, не останавливаться в развитии самим.

Ребенок у славян до 3-х лет назывался “даждьбожичем” – посланником самого Дажьбога – Бога, дающего всю земную благодать. И он приходит не только для того, чтобы дать новые знания родителям, но и как индикатор того душевного состояния, которое есть между ними.

Если ребёнок до 3-х лет болеет (в особенности по ЖКТ), капризничает, закатывает истерики – это показатель, что в семейных отношениях что-то “не то”. Здесь для понимания ситуации помогали знахарские расшифровки предназначения частей тела, органов, заболеваний. Склонность и избирательность в игрушках – тоже информация, помогающая изменить погоду в доме.

Как развивали детей на Руси

Наши предки считали, то дитя развивается через:

  1. понятия заботы и
  2. закон благодати.

С самого раннего возраста ребенка приучали, если он хочет взять что-то у растения, то нужно отдать что-либо в мир растений. Хочешь взять что-то у животного, хотя бы его символ в вышивку, резьбу – отдай что-то в мир животных.

Хочешь взять у родителей силу (а ты её уже взял при зачатии и рождении) – отблагодари их до наступления периода взрослости (21го года), что бы выйти во взрослую жизнь без долгов, а значит “не вляпаться” в программу “раба”.

А ещё объясняли, что закон благодарности работает сильнее, если работать “на опережение”: сначала вкладываешь в мир, а мир, в ответ, с радостью одаряет тебя. Это называли состоянием щедроты сердца.

3 – Щедра – дословно переводится как “милость”, но милость не в смысле милостыня (подаяние из жалости).

Миловать можно только из состояния “много”, «зело» (переизбыток) – только тогда тебе не жалко отдать, делаешь с радостью. Поэтому, если Вы заплатили кому-то за что-то или подали милостыню, а сами в уме копейки считаете – Вам жалко – ни у человека не прибудет (такая подачка разлетится в пыль), ни у Вас (жалость – то, что убивает любовь). Это святотатство, по отношению к энергии Даждьбога.

Ребенку объясняли, что задача человека – сотворять в мире красоту, любовь, миловать любовью весь мир через своё дело, творчество, рукоделие, и тогда тебе вернется “сторицей” (в сто раз больше).

Очень важным элементом в развитии ребенка становится понятие заботы – это первая вещь, которую ему объясняют родители. Поскольку, чтобы создать и поддержать весь период взросления врата, через которые дитя приходил, как Душенька, на землю, они потратили очень большое количество сил, то задача ребенка, пока он растёт, полностью вернуть эту силу.

Хотя бы для того, чтоб в 21 год стать полностью свободным (сво, сва – небо + ботать – говорить с Богом), самостоятельно говорить с Богом, исполнять свое предназначение без посредников по силе. Именно для этого надо отдать долги, вернуть родителям силу, исходя из закона благодати, чтобы не зависеть в получении блага ни от кого, кроме Богов.

Читай также: Народное образование:

Поэтому нет понятий домашних обязанностей – есть понятие заботы о родительском мире, о том мире, в котором ты растёшь. И ребенок, начиная с трех лет, самостоятельно выбирал, какую заботу он берет на себя добровольно в огромном родовом мире, чтобы через это маленькое дело отдать им часть силы.

И так до 14 лет ребёнок растет на осиленной энергии родителей на 100 %, с 14 до 21 года – на 50% силы. Если через заботу о их мире получается отдать долг, то, вступая во взрослую жизнь, становишься достоин родовой, большей силы. Если нет – то попадаешь в созависимые отношения взаимоотношения, где исполняешь роль раба.

Поэтому и за столом первое место, самые лучшие куски, доставались тому мужчине, который больше всего работал в семье: самому старшему (на его вере, воле и знании существует весь род), затем мужчине-работнику, потом женщине-старинушке (прабабке), а затем женщине, работающей физически и, в последнюю очередь, детям. А не как сейчас наоборот.

Это, во-первых, формировало уважение к отцам и дедам и стремление ребенка вырасти и стать таким же значимым для своей семьи. А, во-вторых, это формировало понимание, что я росту за счет того, что они сильны. Если Вы своих дедов, мужей, жен не уважаете, то и ребенку энергетически неоткуда взять силы. Тогда он растет эгоистом и энергетическим паразитом: сил нет, но гонора много.

И вот эти постулаты становились фундаментом в развития ребенка. А дальше уже, исходя из той вежи (возрастном периоде), в которой находится ребенок, добавлялись свои особенности, испытания, игры – об этом рассказывает подробно Любомудрие.

Воспитание детей на Руси

Ирина Серова
Воспитание детей на Руси

«Старых чти, как отца, а молодых как братьев.

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело.

Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь»

(Из Поучения Владимира Мономаха)

В наше время существуют самые разные методики воспитания детей. Монтессори и Вальдорфские детские сады и школы, метод Зайцева, Щетинина, раннее развитие по Масару Ибука. Выбор за родителями. Однако когда-то методик и вовсе не было, дети росли без Спока и Ушинского. Как же воспитывали детей наши далекие предки?

«Дай вам Бог, Иван Иванович, богатеть, а вам, Марья Петровна, спереди горбатеть»

Читайте также  Костюм из жаккарда для полных

Также как и сейчас подготовка к родам на Руси начиналась задолго до появления на свет малыша. Конечно, будущие мамы не читали тонны ученой литературы, не посещали и курсов по правильному питанию во время беременности, у наших предков были свои знания, ритуалы, призванные помочь женщине в родах.

Так девушки еще во время беременности учились у повитух старинному наговору, который затем читали, поглаживая свои круглые животики.

«От тебя, мой свет, моя капелька, я сама всяку беду отведу. Будет куполом тебе любовь моя, колыбелькою — все терпение, да молитвою — утешение. Жду тебя, мой свет, как земля зари, как трава росы, как цветы дождя».

Звучание этих нежных слов не только благотворно влияло на ребенка, но и у матери создавало правильный настрой перед родами.

У православных староверов существовал обычай подпоясываться поясом супруга днем, а ночью укрываться его зипуном или плащом, дабы «мужская сила» охраняла мать и ребенка во время сна. Роды происходили в воде в специальной купели из березы, которую помещали в хорошо истопленную баню, чтобы Священный Огонь и Банник всегда могли прийти ей и ребенку на помощь. В бане роженице расплетали волосы, по углам бани ставили раскрытые сундуки, как символ легких родов. Когда малыш рождался, пуповину ему перевязывали льняной нитью, сплетенной с волосами отца и матери. Перерезалась пуповина только после того, как малыша показывали восходящему солнцу, а делалось это для того, чтобы у младенца была долгая и светлая жизнь.

Еще один интересный обычай существовал на Руси. Беременную женщину водили в яблоневый сад и угощали яблоком. Согласно приметам, если беременная отведает яблоко с молодой яблони, дерево весь свой век будет богато плодоносить. От груди ребенка в Древней Руси отлучали не постепенно, а в один день. В этот же день было принято гадать о будущем малыша.Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха.

«Вся девичья краса — это гордость и коса»

Девочек и мальчиков воспитывали по-разному. Мальчика — как будущего война, защитника и кормильца, а девочек, как будущих матерей, хранительниц домашнего очага.

Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави.

Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.

Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего peбенка.

Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали «инемние» (иностранные) языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передавали им свои знания.

Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной» назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (XII век, княгиня киевская, обучала «младых девиц» «писанию, також и ремеслам, пению, швейную и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие».

В старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен.

Даже при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

«Добрый сын всему свету завидище»

Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась очень строго.

Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько,что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения.

Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода.

Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Юноши в 12 лет получали по два меча – это означало, что за 9 лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приёмами владения мечами и стать воинами, защитниками своего рода.

«Учить — ум точить»,

Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить — ум точить», «Ученье в детстве — как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается».

Археологами найдено множество берестяных грамот,на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова.

Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное «высшее образование» от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание одного человека.

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»

Детские игрушки на Руси делали, как сейчас принято говорить из «высокоэкологичных материалов» — дерева, древесной коры, кожи, кости, глины, соломы. Мальчики играли с деревянными мечами, чему свидетельствуют раскопки. Длина целого деревянного меча из Старой Ладоги — около 60 см, ширина рукояти деревянных мечей — около 5-6 см, соответствующая ширине ладони ребенка в возрасте 6-10 лет.

Детские игрушки-луки делали из орешника, можжевельника, дуба. Несколько детских игрушечных луков «недомерков» было найдено при раскопках в Новгороде. При раскопках древнерусских городов встречаются и игрушки-лошадки, вырезанные из дерева.

Наиболее распространенными среди новгородских кукол — фигуры с плохо обработанным плоским деревянным туловом. На их лицах иногда изображали нос, глаза, рот. Ноги и руки у кукол отсутствуют. Из дерева же вырезали фигурки животных и птиц, в основном голубей и кур и крепили их на палки.

В слоях домонгольского времени во многих древнерусских городах были найдены деревянные шары. Часть из них предназначалась для игры в шар-мазло, во время которой шары загоняли в лунку чем-то наподобие клюшек.

Игра в шар-мазло была распространена и на Московской Руси в XVI в.

Пословицы, да поговорки

• Дети — благодать божья

• Детушек воспитать — не курочек пересчитать (перещипать).

• Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

• Дочь — чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай.

• Засиженное яйцо всегда болтун (т. е. баловень).

• Материнская молитва со дна моря-вынимает (достает).

• Первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание

• Дай бог вспоить, вскормить, на коня посадить (а если дочь, за пряслицу посадить).

Фотоочерк «Резьба по дереву на Руси» Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества – вырезывание.

Проект «История хлеба на Руси» Слайд 1 Титульный лист Слайд 2 Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена.

Конспект НОД во второй младшей группе «Как готовились щи на Руси» НОД «История щей. Что любили готовить на Руси». Образовательная область: «Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие».

Фотоотчет о НОД в подготовительной логопедической группе «Быт на Руси» В подготовительной логопедической группе «Васильки» прошло занятие на тему: «Быт на Руси», в рамках лексической темы «Быт на Руси». Ребята.

Конспект занятия по ознакомлению детей со старинным бытом и укладом на Руси в подготовительной группе Ознакомление с окружающим на тему: «Ознакомление детей со старинным бытом и укладом на Руси» в подготовительной группе Тамара Еремеева Ознакомление.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, — это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Праздник «Святая русская земля. Крещение Руси» «Святая русская земля. Крещение Руси»(Конспект образовательного мероприятия по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного.

Презентация к классному часу «Что ели на Руси» Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья.

Сценарий развлечения «Народные хороводы на Руси» Цель: Приобщать детей к русской культуре — играм танцам, хороводам. Задачи Воспитывать любовь, интерес к народным играм, хороводвм Развивать.

Досуг «Шуточные посиделки на Руси» Тема : Шуточные посиделки на Руси. Цель: Воспитание у детей интереса и любви к русской народной культуре, народному творчеству, особенностям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: