Воспитание эстетического вкуса для развития личности

Формирование эстетического воспитания и его развитие

  • Формирование эстетического воспитания
  • Цели, задачи
  • Содержание воспитания
  • Средства, критерии
  • Развитие эстетического воспитания
  • Эстетическое воспитание и семья
  • Воспитание в дошкольном учреждении
  • Воспитание и школа

Эстетическое воспитание – направление воспитания, задачей которого является обучение человека пониманию, навыкам оценки прекрасного, окружающего его.

Что значит “прекрасное”? Оно отличается от понятий “красота”, “красивый”. “Прекрасное” – описание, включающее тонкие понятия. Такие как гуманизм, духовность, совершенство, гармония, мораль. “Красота” – описывает внешнюю форму, которая способна изменяться в зависимости от исторического времени, моды, предпочтений конкретного общества.

Формирование эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – часть культуры личности, необходимое направление любого развитого общества. Формирование личности ребенка, познание правильного отношения к красоте окружающего мира – сложный процесс, содержащий в основе гармоничное развитие чувств.

Эстетическое воспитание осуществляется совместно с трудовым, нравственным воспитанием. Оно проходит через все сферы жизни ребенка. Формирование моральных, умственных качеств (тонкость чувств, особенности мышления, характер, моральные ценности, установки) – основа формирования эстетических.

Сформированные способности подчеркивают индивидуальность каждого члена общества. Эстетически развитый человек всегда обладает высоким моральным, интеллектуальным уровнем.

Цели, задачи

Роль эстетического воспитания в развитии личности любого человека крайне важна. Оно ставит перед собой цель – развить у человека возможность воспринимать красоту в повседневной жизни и художественном искусстве, сформировать культуру личности, состоящую из компонентов:

  • Восприятие – способность замечать внутреннюю красоту;
  • Чувства – особенности эмоциональной оценки;
  • Потребности – желание “общения” с прекрасным;
  • Вкус – способность оценивать;
  • Идеалы – сформированные представления о прекрасном.

  • формировать гармоничную личность;
  • формировать способность видеть, оценивать прекрасное;
  • вырабатывать эстетические чувства, чувства вкуса;
  • развивать способности к творчеству.

Содержание воспитания

При правильном воспитании у детей должно произойти:

  • формирование знаний о прекрасном;
  • освоение основных критериев: “возвышенное”, “низменное”;
  • освоение навыков оценки;
  • освоение категорий смешного, серьезного, комического;
  • формирование знаний элементарной художественной культуры;
  • приобретение первоначальных знаний и навыков (слушания музыки, наблюдения за явлениями, отделения индивидуальных, общих свойств, особенностей);
  • развитие стремления к творчеству, инициативности.

Средства, критерии

Эстетическое воспитания включает организацию разнообразной деятельности (художественной, трудовой, эмоциональной, оценочной, природоохранной).

  • Произведения искусства (скульптура, музыка, литература, живопись);
  • Природа;
  • Эстетика взаимоотношений, внутреннего мира человека;
  • Средства массовой информации;
  • Народные традиции.

Критерии эстетической культуры:

  • потребность преображения действительности согласно законам прекрасного;
  • знание основ искусства, культурных традиций;
  • стремление созидания искусства, общению с природой;
  • умение принимать, понимать искусство, оценивать;
  • потребность самовыражения;
  • эстетизация отношений, труда.

Чтобы воспитание было успешных, необходима организация воздействия нескольких основных факторов:

  • Воздействие на ребенка произведений искусства;
  • осуществление воспитания в труде, деятельности;
  • организация направленного влияния окружающей предметной среды;
  • занятия художественной деятельностью;
  • теоретическое воспитание.

Развитие эстетического воспитания

Эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными. Для их формирования требуется специальное воспитание. Чувства – особое отражение в человеке окружающего мира. Они не могут возникнуть, развиваться там, где в окружении отсутствуют формы, краски, звуки – образцы прекрасного.

Основное средство приобретения эстетических чувств, качеств – произведения искусства. Они способны формировать личностные идеалы, сформировать вкус, содействуют повышению чувствительности. Произведения искусства сочетают трагедию и комедию, низменное и возвышенное, красивое и прекрасное. Они – основной фактор эстетического воспитания.

Пассивное общение с произведениями культуры не так эффективно, как организация восприятия с моментом сотворчества, сопереживания читателя, слушателя. Понимание произведения, переживания, возникающие при его просмотре или прослушивании, вносит свой вклад в становление культуры человека.

Важные способы формирования – теоретические формы: уроки, лекции, посещение музеев, галерей, концертов, формирующих запас знаний о культуре.

Формирование правильного отношения к прекрасному невозможно только посредством красоты природы, приобщения к произведениям искусства. Обретая свободу в деятельности, человек соприкасается с источниками прекрасного в обществе. Эстетическое воспитание трудом – направление необходимое для формирования культуры личности как части общества.

Особое значение приобретает мода – сложное, многостороннее явление сознания.

Средства массовой информации вносят свой вклад в развитие чувства прекрасного. В них заложены неограниченные возможности воспитания.

Факторы, влияющие на формирование эстетических качеств неразрывно связаны друг с другом. Особенно важна мотивация человека к развитию, его потребность в приобщении к прекрасному.

Эстетическое воспитание и семья

Формирование чувства прекрасного начинается с самого раннего детства. Роль семьи, родителей в становлении этого чувства у ребенка на ранних этапах становления личности неоценима. Для ребенка мать, отец являются идеалами. Личный пример родителей, методы воздействия (применение песен, колыбельных, посещение культурных заведений, прочтение книг, рисование) формируют фундамент для развития эстетических качеств у ребенка.

Факторы влияния семьи:

  • внешний вид членов семьи;
  • семейная атмосфера, доверительность, взаимное уважение;
  • эмоциональность;
  • формы воздействия;
  • умение родителей выражать чувства;
  • эстетика быта (оформление детской комнаты, жилого пространства, цветы, чистота, порядок).

Все это оказывает положительный эффект при формировании внутреннего чувства прекрасного, находящего свое выражение в становлении личности ребенка в будущем.

Дети до школы начинают проявлять эстетические качества личности при рисовании, построении замков из кубиков, снега, песка. На этом этапе родителям важно помочь им не затормозить, а ускорить развитие этих качеств. На этом периоде формируется интерес ребенка к труду, желание понимать красоту.

Первоначальные чувства у ребенка вызывает красивая музыка, детские украшения (банты, яркая одежда, игрушка). Важно побуждать интерес к произведениям литературы. При слушании у детей развивается речь, чувство ритма, чувствительность слуха, эмоциональность голоса.

Воспитание в дошкольном учреждении

Попадая в детский сад, ребенок окунается в новый мир. Вопросы прекрасного начинаются в нем с оформления помещения. Все, что окружает малыша, должно быть чистым, аккуратным. Помещение насыщено произведениями искусства: картинками, произведениями декоративного искусства. Особая роль отводится народному творчеству. Большое значение в детском саду приобретают занятия по музыке, рисованию, лепке, чтению.

Игры с пением, хороводами; сценки из сказок, детских книг, применение народных костюмов – лучшее средство развития нравственно-эстетической культуры ребенка.

Наиболее применимым средством является природа – источник разнообразных качеств. Прогулки, экскурсии учат замечать прекрасное в окружающем. Пение птиц, животные, цветы, шум деревьев – дают воспитанникам положительные эмоции от пребывания на улице. Важно также создание специализированных “уголков природы”.

Первые эмоционально – эстетические качества зависит от игры. Влияние художественно оформленных игрушек на ребенка доказано. Игрушки, выполненные в народном стиле, – отличное средство для развития уважения к народным традициям.

Воспитание и школа

Школа влияет на становление всех качеств ребенка. Особое значение имеют уроки русского языка, литературы, знакомящие детей с красотой родного языка, помогающие ценить произведения литературы. Занятия по музыке развивают голос, слух, приобщают к музыкальным произведениям мирового искусства, рисование способствует формированию художественного вкуса, приобщает к изобразительному искусству.

Внеклассные мероприятия разносторонне влияют на формирование разных качеств у школьников. Велико значение в формировании культуры понимания прекрасного досуговых, дополнительных учреждений образования: музыкальных, изобразительных школ, студий танцев и музыки.

Эстетическое воспитание крайне важно для развития ребенка. Его азы закладываются взрослыми после рождения. Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения играют семья, дошкольные учреждения, школа. Родителям, учителям необходимо постараться создать обстановку, в которой у ребенка как можно быстрее развивается чувство красоты, чистоты, аккуратности. Эти качества становятся определяющими при развитии чувства прекрасного и общей культуры личности.

Система воспитания эстетического вкуса

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эстетическое воспитание является одним из направлений педагогики, суть которого состоит в воспитании у человека любви к прекрасному.

Воспитание эстетического вкуса – это неотъемлемая часть эстетического воспитания, оказывающая большое влияние на формирование всесторонне развитой личности.

Современная педагогика предусматривает воспитание эстетического вкуса, а именно умение понимать и чувствовать прекрасное в окружающем, в повседневной жизни, в людях. Процесс воспитания эстетического вкуса необходимо начинать сразу после появления ребенка на свет.

Сущность системы воспитания эстетического вкуса

Цель системы воспитания эстетического вкуса состоит в формировании и развитии у человека эстетической культуры.

Выделяют следующие компоненты эстетического вкуса:

  1. Восприятие. Заключается в умении видеть прекрасное во всех его возможных проявлениях.
  2. Чувства. Умение эмоциональной оценки прекрасного.
  3. Потребности. Состоит в потребности созерцания прекрасного, его восприятия, эстетических переживаниях.
  4. Вкусы. Заключается в умении оценивать и анализировать окружающее с эстетической точки зрения.
  5. Идеалы. Состоит в личностных представлениях о прекрасном в окружающем вокруг.
Читайте также  Магомедов какая национальность

Задачи системы воспитания эстетического вкуса:

  • формирование и развитие гармонично развитой личности;
  • развитие способности находить и ценить прекрасное в повседневной жизни;
  • формирование идеалов прекрасного, выработка эстетического вкуса;
  • развитие творческих способностей.

Направления системы воспитания эстетического вкуса:

  1. Формирование эстетической потребности в произведениях искусства (художественные произведения, музыка и т.д.). Данное направление предусматривает практическое ознакомление с видами искусств, различными произведениями и т.д. Большое значение имеет эстетический вкус педагога и его проявление перед воспитанниками.
  2. Развитие художественного восприятия осуществляется путем ознакомления с различными художественными произведениями и последующего обсуждения их с педагогом.
  3. Овладение необходимыми знаниями в области понимания произведений искусства, а также умения высказывать свои суждения и взгляды по его восприятию.
  4. Формирование художественного вкуса, который связан с восприятием и последующим переживанием прекрасного.
  5. Приобщение к художественному творчеству, развитию природных склонностей и задатков.
  6. Воспитание эстетического вкуса должно быть направлено на осознание и осмысление значения искусства в жизни общества и государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы, средства и методы воспитания эстетического вкуса

Принципы воспитания эстетического вкуса:

  1. Принцип взаимосвязи воспитания эстетического вкуса и художественного образования (педагогический принцип взаимосвязи воспитания и обучения).
  2. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
  3. Принцип систематического и последовательного воспитания.
  4. Принцип наглядности.

Средствами воспитания эстетического вкуса являются:

  • изобразительное искусство (скульптура, живопись и т.п.);
  • драматургия (разные виды театров и т.п.);
  • архитектура (разных исторических периодов);
  • литература (различные литературные произведения: стихи, поэмы, романы, рассказы и т.д.);
  • телевидение, СМИ (сегодня представляет большое количество различных проектов, направленных на воспитание эстетического вкуса и на удовлетворение эстетических потребностей);
  • музыка (различные музыкальные жанры и произведения);
  • природа (во все времена природа признавалась нерукотворно созданными элементами прекрасного).

К методам воспитания эстетического вкуса относятся:

  • личный пример педагога;
  • вербальные методы (беседы, обсуждения, выступления и т.д.);
  • внеурочная и дополнительная деятельность (кружки, дополнительные занятия и т.д.);
  • походы, экскурсии, прогулки и т.д.;
  • посещение «храмов» искусства (театры, музеи и т.п.);
  • проведение в рамках учебного заведения тематических утренников, вечеров, праздников и т.д.

Пути воспитания эстетического вкуса

Воспитание эстетического вкуса не только в рамках специально организованной деятельности, но и на иных занятиях и уроках. Например, развитие культуры чтения, письма и т.д., то есть приобщение к прекрасному во всех сферах жизни.

Введение элементов эстетики во все учебные предметы. В данном случае большая ответственность ложиться на педагога, который в процессе преподавания предмета собственным примером должен подавать детям пример того, что прекрасное есть во всем, учить его видеть и ценить.

Эстетизация среды жизнедеятельности школьников. Необходимо донести до детей, что соблюдение этических норм, эстетики в речи и внешнем виде должно быть не только тогда, когда человек выходить в общество, но и в бытовой, повседневной жизни. Педагог своим внешним видом, речью, поведением и т.п. должен подавать детям пример.

Эстетическое восприятие природы. Воспитание эстетического вкуса должно основываться не только, на созданных человеком произведениях искусств, но и на примере природы. Воспитатель во время прогулки может обращать внимание детей на красивые цветы, восход солнца и т.п., тем самым показывая им прекрасное в природе.

Эстетика общения. Эстетический вкус проявляется и воспитывается не только путем изучения произведений искусства, но и в умении выражать свои взгляды, мысли и т.п. До каждого ребенка необходимо донести, что красота речи должна быть не только в определенном месте и в определенное время. Красиво выражать свои мысли, грамотно и правильно говорить дети должны и между собой, и в семье. Только в этом случае можно говорить об эстетики речи.

Таким образом, система воспитания эстетического вкуса основана на приобщении к прекрасному, умении его видеть в обыденном и повседневном, оценить и описать чувства, которые оно вызывает.

Развитие творческих способностей детей посредством формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности.
консультация

«Дети должны жить в мире, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Сухомлинский В.А.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду

Творческие способности это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластилином.

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых.

Цель художественно-эстетического развития дошкольников

Развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую, музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству. На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.

Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.

Задачи художественно-эстетического развития.

-Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

-Становление эстетического отношения к окружающему миру

-Формирование элементарных представлений о видах искусств

-Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

-Стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений

-Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Формирование практических умений:

  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
  • Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

  • построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
  • формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства; ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
  • приобщение к работе родителей;
  • посещение выставок, концертов, экспозиций;
  • если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
  • создание насыщенной развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
  • организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в группе

Приёмы и методы эстетического воспитания

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников

Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования.

Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению

Читайте также  Почему чешется лицо перед сном

Приёмы художественно-эстетического развития дошкольников

Наглядные

· визуальное обследование предметов;

· изучение картин, репродукций и иллюстраций;

· демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями);

· анализ детских работ;

· игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации

Словесные

· метод сравнения картин;

· искусствоведческий рассказ, художественное слово;

· использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки);

· указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам;

· игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования

Практические

· обрабатывание формообразующих движений рукой;

· доведение движений до автоматизма;

· работа на черновиках

Виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика

Рисование

Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.

Лепка

В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.

Аппликация

Занятия аппликацией способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.

Музыкальная деятельность

Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи. Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.

Театральная деятельность

Дошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.

Художественно-речевая деятельность

Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок. Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.

Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников

  • Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
  • Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
  • Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
  • Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
  • Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
  • Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

Индивидуализация заданий

Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.
Театральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли

Зачем воспитывать вкус и чувства стиля у ребёнка?

Воспитание – это сложный комплекс мер, направленный на всестороннее развитие личности человека. Воспитывая детей, мы готовим их к жизни в качестве самостоятельной единицы общества. Но обычно под этой деятельностью понимается лишь прививание норм и правил поведения: как правильно говорить, жить мирно и нести пользу. Среди тех аспектов, которые часто упускаются из внимания, находится и эстетический вкус.

Какую роль вкус играет в жизни человека?

Чувство эстетического вкуса заключается в умении видеть прекрасное в окружающем мире и гармонично сочетать между собой цвета, формы, разные фактуры и т.д. Это качество не врождённое, а формируемое через восприятие окружающей среды. То есть на чувство вкуса сильно влияет культурный фон места, где живет человек, и, конечно же, пример близких людей. И озадачиться развитием этой черты личности стоит с самых ранних лет. А именно с 2 до 12 лет, когда, по словам психологов, у детей активно формируется эмоциональная сфера.

Хороший вкус – это также знание меры и аккуратность. Человеку нужно всего несколько секунд, чтобы оценить другого, составив о нём первое и самое сильное впечатление – по внешнему виду, речи и манерам. Поэтому нам так важно хорошо зарекомендовать себя в школе, в компании приятелей, при устройстве на работу, ведь, как говорится, «первое впечатление нельзя произвести дважды». Также вкус и чувство стиля влияют на восприятие самого себя и, как следствие, формируют нашу самооценку. И, чем больше узнаёт и впитывает в себя человек, тем богаче его эстетический багаж, который может стать основой для развития творческих талантов.

Как родителям повлиять на вкус ребёнка?

Самые элементарные эстетические предпочтения возникают уже в 2 года, когда малыш учится различать цвета и узнаёт людей и предметы. На этом этапе его вкус идентичен вкусу родителей. Но к 5-7 годам ребёнок уже имеет собственное представление о том, что красиво, а что нет. Что же можно сделать, чтобы развить в нём хороший вкус?

Подавайте достойный личный пример

Очень важно транслировать хороший вкус через собственный пример: быть опрятным и вежливым, бережно относиться к вещам, носить разную и качественную одежду, слушать хорошую музыку и т.д. Заниматься саморазвитием нужно в любом возрасте, особенно учитывая, как стремительно меняется общество и его стандарты. Если родители имеют сформированное чувство стиля и взвешенный эстетический вкус, это непременно передастся и ребёнку.

Позаботьтесь о красоте окружающей обстановки

Конечно, «хороший» и «красивый» – это оценочные суждения, которые для каждой семьи будут отличаться. Ориентироваться стоит на гармонию в вещах: чувствуйте меру и помните об удобстве, функциональности, о приятных тактильных ощущениях и сочетаниях цветов, естественных для нашей природы.

Сделайте домашнюю атмосферу творческой

У ребёнка должен быть свой уголок, где он всегда найдет материалы для творчества. Если невозможно организовать целую комнату, определите такую зону на отдельной полке или выделите специальный ящик. Разместите там всё, что доступно малышу по возрасту и может провоцировать его воображение: белую и цветную бумагу, пластилин, бусины, клей, книжки, раскраски и прочее. Также помните, что творчество заразительно, и общение на темы искусства или любой сопряженный с ними досуг положительно отразятся и на ребёнке.

Даже в семье художников или музыкантов ребёнок не унаследует творческие способности от родителей просто так. Вкус приходит с начитанностью, насмотренностью – богатым и разносторонним опытом. Так, если малышам не давать пробовать новых блюд, они будут любить только макароны с сосисками. Если в семье не принято слушать музыку, то предпочтения ребёнка могут потом сильно удивить родителей и оказывать притом на него не самое лучшее влияние. Так же происходит и с книгами, фильмами, одеждой – внимание нужно уделять всему.

Читайте также  Елка из лент на стену

По мере прививания ребёнку эстетического вкуса, получаемый опыт нужно усложнять. Ходите в музеи, на лектории, кинопоказы, рассказывайте об архитектуре. В отношении последней, конечно, национальное и мировое наследие лучше скажет само за себя. Путешествуйте по городам, историческим и архитектурным памятникам. Даже если сейчас ребёнку скучно слушать о готических замках, разнообразный личный опыт поможет ему сформировать своё мнение в будущем.

Чувство вкуса сильно влияет на ощущение счастья, создаёт новые каналы для вдохновения, расширяет кругозор. Ребёнок может не разделять ваших взглядов и предпочтений, но путь, через который он пройдет благодаря такому обучению, совершенно точно поможет ему найти своё место в жизни.

Как воспитывать эстетический вкус учащихся

ВВЕДЕНИЕ

“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер

Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в “Стратегии модернизации Российского образования”. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
Задача активного приобщения всех детей к сокровищнице мировой культуры, эстетическим ценностям обусловлена политическими, экономическими и социальными особенностями жизни развитого общества. В наше время в своей учебно-воспитательной работе школа уже не может обойтись без комплекса искусств. Кроме того, учащиеся ощущают его активное воздействие вне школы. Это кино, театр, художественные музеи, филармонии, цирк, концерты художественной самодеятельности, телевидение. Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным. Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные; где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его не по ненависти к злу, а из расчета. Сегодня нет школы, техникума, профессионально-технического училища, общественной детской и юношеской организаций, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена (например, такому развитию не способствует среда, в которой растет ребенок), степень необходимых усилий педагога значительно повышается, а результативность эстетического воспитания резко уменьшается. Практический опыт школ, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу — формируют всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство (высокоразвитые духовно-практические, теоретические, эстетические способности), моральную чистоту и физическое совершенство. Именно поэтому в каждой школе эстетическое воспитание рассматривается сегодня, как важнейший элемент целостной системы формирования личности.

Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребёнка.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?

Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день — это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.

Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?

Считаю, что если школа выпустит не идеально грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.

Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.

Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей.

На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к вашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.

Поиски ответов на эти вопросы заставили меня обратиться к изучению одного, на мой взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.

Я уверена в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.

Достижение этой цели я вижу через решение следующих задач:

  • Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
  • Помочь каждому ученику найти свою “нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, — оценить себя и стать увереннее.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: