Занимательная грамматика для дошкольников

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Занимательная грамматика»

Татьяна Алексеевна Яблуновская
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Занимательная грамматика»

Задачи:

Образовательные:

упражнять в умении выделять гласные и согласные звуки, делить слово на слоги, определять количество слогов составлять предложения, работать со схемой предложений, упражнять в умении читать.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, развивать словесно – логическое мышление и речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитание умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитание стремления доделывать дело до конца.

Материалы и оборудование:

Карта, мяч, карточки с разрезными буквами, схемы предложений, красные и синие карточки, цветные карандаши.

Ход занятий

Организационный момент.

Дети стоят на ковре в кругу.

В. Ребята я очень рада видеть Вас!

Д. Собрались все дети в круг.

Я –твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу,

Все мы будем очень дружно

На вопросы отвечать

Все хотим мы заниматься

Всё хотим на свете знать!

В. А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбки.

Появляется «Знайка» с картой в руках.

Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы готовитесь пойти в школу!

Знайка. А я решил вам помочь и приготовил вам «карту знаний»!

Вот вам эта карта.

В ней вы найдете интересные задания и игры, которые помогут вам еще лучше подготовиться к школе.

Желаю вам удачи!

В. Спасибо тебе «Знайка», а мы приглашаем тебя остаться с нами и посмотреть как ребята будут отвечать.

В. Ребята! Давайте рассмотрим карту. Да она не простая, я думаю, что нас ожидает какой-то сюрприз в конце занятия.

В. Ребята что вы видите на карте?

Д. Какие-то буквы.

В. Да. Правильно!Каждой букве соответствует задание.

В. Ребята нужно быстро ответить на следующие вопросы:

-из чего состоят слова, которые мы произносим!

В. И что же это за звуки?

Д. Гласные и согласные.

В. Какие звуки мы называем гласные?

Д. Гласными называются звуки которые можно петь.

Д. А эти звуки нельзя петь.

В. А что мы пишем и читаем?

В. Молодцы ребята.

Дети! Давайте возьмем следующую букву «О»

Игра называется «Узнай звук»

В. Дети, я буду читать слова, если слово начинается на гласный звук, то вы поднимаете красный квадратик, а если слова начинаются на согласный звук, то вы показываете синий квадрат.

Слова: друг, клуб, ученик, окно, стол, бант, апельсин, парк, трамвай, облако, аптека, ручка, учитель, аист, корова, чай, орех, ананас, кружка, груша, Антон.

В. Ну, что «Знайка» справились ребята с заданиями»

Гимнастика для глаз

В. Ребята возвращаемся к нашей карте и смотрим какая следующая буква.

Буква «Л» Игра «Рассыпалось слово»

Рассыпалось слово, как семечки в грядке.

Составить слова помогите, ребятки.

Возле меня лежат буквы, мне нужен помощник, чтобы собрал буквы в слово и прочитал его.

Ребенок работает у доски.

В. Давайте посчитаем сколько слогов в этом слове? Два слога.

Ребята! А теперь приступайте к заданию, которые лежат у вас на столах.

Составляют слова, читают, делят на слоги.

Физминутка

Игра «Назови свое имя»

«Знайка» предлагает выйти на ковер и поиграть в игру.

В. Ребята, а сейчас предлагаю, посмотреть на карту и назвать следующую букву «О».

Дети отдыхали у бабушки в деревне.

Они купались и загорали на речке.

В. Ребята! что я вам прочитала?

Д. Текст или маленький рассказ.

В. Из чего состоит текст?

Д. Из предложений.

В. Повторите первое предложение. Сколько слов в этом предложении.

В. Повторите второе предложение. Сколько слов в этом предложении.

В. Если в этом предложении маленькое слово? Как мы еще называем маленькое слово?

Д. Да есть. Предлог.

В. Возьмите конверты и постройте схему второго предложения у себя на столах.

В. Предлагаю снять с карты следующую букву «Д».

В. Ребята, нам «Знайка» предлагает отгадать ребусы.

Гимнастика для пальчиков.

Следующая буква на нашей карте буква «Ц»

В. Это задание называется «Разукрась слово»

В. Ребята, у вас на листиках написано слово, вам нужно его прочитать и найти зашифрованные буквы, гласные вы будете разукрашивать красным карандашём, а согласные синим.

В. Ну, что «Знайка» как мы справляемся с нашими заданиями.

В. Ребята, последняя буква на нашей карте, это «Ы».

Игра называется «Хитрые слоги»

На доске висит таблица нужно прочитать слова, которые спрятались.

В. Дети, давайте прочитаем, какое слово было зашифровано у «Знайки» на «карте знаний»?

В. А как вы думаете чего не хватает в конце этого слова?

Д. Восклицательного знака.

Знайка. Молодцы ребята, хорошо вы занимались, отвечали, и что в школу вы пойдете подготовленными детьми!

Конспект открытого интегрированного занятия по математике и обучению грамоте «У нас гости» в подготовительной к школе группе Конспект открытого интегрированного занятия по математике и грамоте «У нас гости» в подготовительной к школе группе. Подготовила воспитатель.

Конспект открытого занятия по обучению детей с ТНР грамоте «Звук [Д] и буква Д» Звук и буква «Д». Цель. Создание условий для формирования у детей представлений о букве «Д» и звуке [ Д ]. Задачи. Образовательные. •.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика» Программное содержание: —Закрепить понятие цифровой ряд. —Закрепить понятия четные и нечетные числа. —Решить задачи на сложение и вычитание.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч, ч» Цель: ознакомление с согласным звуком [ч’], буква Ч, ч. Задачи: Образовательные 1. Познакомить с характеристикой звука [ч’] 2. Познакомить.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами — а, потому что. 2. Развивать.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы К, К’» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Автор: Е. В. Семенова,.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГАТЧИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [р]-[р’]» Тема: Звуки Р, Р* Задачи: закрепление представления о букве Р и звуках (Р-Р*, умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твердости.

Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте «Зимующие птицы» Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте, развитию связной речи и экологического воспитания Тема занятия: «Зимующие птицы».

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамматика» МБДОУ «Чайка» Технологическая карта (конструкт) Непрерывной непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте, «Путешествие.

Занимательная грамматика для дошкольников

Развитие речи у дошкольников — понятие объёмное. С периода новорождённости и до начала школьной жизни малыш должен преодолеть сложный путь от своего первого слова до уверенного, грамотного использования сложных конструкций родного языка.

В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте основное внимание родителей и педагогов направлено на обогащение словарного запаса, работу над фонематическим слухом и артикуляционным аппаратом малыша. Но постепенно всё более важное место в системе занятий с дошкольником занимают игры и упражнения, развивающие лексико-грамматический строй речи.

Читайте также  С днем рождения спортивной девушке

Что такое грамматика

Грамматика — это отрасль языкознания, которая занимается изучением грамматического строя языка. Чтобы речь ребёнка была грамотной, малыш должен правильно собирать слова в словосочетания, предложения, тексты. Для этого необходимо развивать навыки работы с различными понятиями:

  • число;
  • род;
  • падеж;
  • части речи;
  • члены предложения.

Так как основным объектом изучения грамматики является слово, она тесно связана с лексикологией — наукой, изучающей слова, их значения, их взаимоотношения друг с другом и историю их формирования.

Занимаясь с ребёнком дошкольного возраста грамматикой, необходимо следить, чтобы малыш верно произносил грамматические формы, т. е. уделять внимание орфоэпии родного языка, а вот правописанию, или орфографии, настойчиво учить пока вовсе не обязательно. Достаточно показать ребёнку, как пишутся отдельные буквы, и научить его правильно писать несложные слова, например, его имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и других родственников.

Как формируется лексико-грамматический строй речи ребёнка

Строго говоря, знакомство с грамматическими формами начинается, едва ребёнок услышит родную речь. Естественно, в младенчестве и раннем детстве обучение проходит в пассивной, непроизвольной форме. Чем больше, чем чаще кроха слышит грамотные монологи или диалоги взрослых, чем больше ему читают хорошие детские книги по возрасту, тем активнее он впитывает принципы словообразования и усваивает правила компоновки слов в более сложные конструкции.

Целенаправленно внедрять педагогические элементы, посвящённые изучению грамматики, можно уже в 3–4 года. Грамматические навыки формируются постепенно, постепенно повышается качество речи. Так как грамматическая система русского языка весьма сложна, на овладение ею понадобятся годы. Эффективным помощником родителей и педагогов выступают игры и игровые упражнения, которые в увлекательной для малыша форме тренируют его способность работать с грамматическими единицами родного языка.

Грамматические игры для дошкольников

«Хвастунишка»

Игра помогает ребёнку отработать навык изменения слова по числам. Правила просты. Ведущий произносит фразу:

На что ребёнок должен ответить:

  • У меня есть кукла. — А у меня есть куклы.
  • У меня есть орех. — А у меня есть орехи.
  • У меня есть пуговка. — А у меня есть пуговки.

Ребятам младшего дошкольного возраста можно упростить задачу, предварительно подготовив для игры парные карточки, с изображением одного/нескольких предметов. Показывая карточки ребёнку, просите его называть, что на них изображено:

  • Тут мяч, а тут мячики.
  • Тут девочка, а тут девочки.
  • Тут стул, а тут стулья.

Вы можете называть предмет в единственном или множественном числе, а ребёнок пусть показывает соответствующую картинку.

На базе этой игры можно тренировать ребёнка не просто менять слова по числам, но и по падежам. Для этого предложите следующее игровое упражнение.

«Один — много»

Для малышей подготовьте парные картинки. Можно предлагать произвольные слова или использовать игру для отработки определённой лексической темы:

  • посуда;
  • мебель;
  • фрукты и овощи;
  • животные и звери;
  • профессии;
  • мамы и их детёныши

Вы произносите название объекта, указывая на то, что он в единственном числе, а малышу надо образовать словосочетание со словом «много».

  • Один стол — много столов.
  • Один стул — много стульев.
  • Один банан — много бананов.
  • Одна груша — много груш.
«Мама с папой лучше всех»

Род — важное грамматическое понятие. Правда, даже к старшему дошкольному возрасту малыши могут уверенно им пользоваться, но испытывать сложности с определением рода отдельных слов.

Предложите ребёнку игру, в которой ему надо будет говорить комплименты любимым родителям. А чтобы ни мама, ни папа не были обделены вниманием любимого карапуза, проследите, чтобы каждому досталось равное количество комплиментов:

  • Моя мама самая красивая, а мой папа самый красивый.
  • Моя мама самая умная, а мой папа самый умный.
  • Мая мама самая добрая, а мой папа самый добрый.

А теперь обсудите с малышом, что мама — девочка, женщина. И все её качества, которые мы называли, имеют женский род. Слова «красивая», «умная», «добрая» использованы в женском роде. А какие слова у нас мужского рода?

«Волшебный трафарет»

Отличная развивающая игра для изучения цветов и отработки навыков образования словосочетаний «прилагательное + существительное». Вам понадобится несколько прямоугольников из картона разного цвета, а также прямоугольники такого же размера из белого картона с прорезанным силуэтом различных легко узнаваемых по контуру предметов. Предметы на силуэте должны быть как в единственном, так и во множественном числе.

Взрослый накладывает силуэт на цветной прямоугольник, а ребёнок должен ответить, что получается:

  • розовый чайник;
  • оранжевые мячики;
  • зелёные листья <листики|листочки>;
  • красное платье;
  • голубая коляска.
«Командир»

Предложите ребёнку немного покомандовать его любимой игрушкой — куклой или плюшевой зверушкой. Суть игры проста. Вы называете ребёнку то или иное действие (глагол), а малыш должен скомандовать игрушке, что ей делать. Если приказной тон вам не по душе, можно добавить к глаголу слово «пожалуйста». Главное — чтобы ребёнок потренировался образовывать от глагола повелительное наклонение.

  • Пора спать — Машенька, спи!
  • Пора есть — Машенька, ешь!
  • Пора танцевать — Машенька, танцуй!

А если мы будем командовать всеми твоими куколками сразу?

  • Куклы, спите!
  • Куклы, ешьте!
  • Куклы, танцуйте!

Чтобы игра стала интереснее, а её развивающий потенциал шире, не озвучивайте действие, а показывайте его на картинках.

«Что это делает»

Увлекательная игра на развитие навыка образования глагола от существительного. Для малышей лучше всего использовать наглядный дидактический материал: предметы, игрушки или картинки. Для ребят старшего дошкольного возраста достаточно просто называть слова, от которых им надо образовать действие.

  • Что делает дудочка? Дудит!
  • Что делает гром? Гремит!
  • Что делает звонок? Звонит!
  • Что делает бегун? Бежит!
  • Что делает пловец? Плывёт!

Вы можете усложнить задание, предложив ребёнку добавить к предмету и действию их признаки:

  • Красивая дудочка красиво дудит.
  • Громкий гром громко гремит.
  • Звонкий звонок звонко звонит.
  • Быстрый бегун быстро бежит.
  • Ловкий пловец ловко плывёт.

Советы «Эврики»

  1. Друзья, планируя развивающие занятия с ребёнком, тем реже используйте слово «занятие», чем младше малыш. По сути, все предложенные задания — игровые упражнения, или просто игры. Вот и играйте на радость карапузу. Ведь играть любят все мальчики и девочки!
  2. Следите за грамотностью детской речи, ненавязчиво, но регулярно исправляйте ошибки в произношении слов и формировании грамматических конструкций.
  3. Тщательно контролируйте, какие мультфильмы смотрит ваш ребёнок. Иногда персонажам специально прописывают дефекты в развитии речи, но такое решение сценаристов может сыграть с вашим карапузом злую шутку.
  4. С не меньшей критичностью выбирайте детские литературные произведения. Читайте ребёнку произведения разных жанров, знакомьте его со стилистическим многообразием родной речи.
  5. Если ребёнок не хочет играть в предложенную вами игру, замените её чем-то другим. Помните: в дошкольном возрасте усваивается только тот материал, который вызвал искренний интерес ребёнка.

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

С чего начать обучение грамоте дошкольников и какие задания наиболее эффективны?

Чтобы ребенок рос гармоничной личностью, хорошо владел речью и умел составлять на родном языке распространенные и правильные конструкции, следует включить в программу подготовки к школе грамматику для старших дошкольников. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, чтобы ребенок веселился и одновременно получал полезные для себя навыки.

Определение термина

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:

  • развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
  • фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
  • обогащение активного и пассивного лексикона;
  • развитие и улучшение связной речи;
  • умение согласовывать слова при построении фразы;
  • способность делить слова на слоги.

Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память.

Лучший возраст

Заниматься грамотой с дошкольниками специалисты советуют с 5 лет. Конечно, и в более раннем возрасте можно выполнять несколько несложных упражнений, который станут своеобразной подготовительной ступенью, но серьезные и целенаправленные тренировки, обучение основам чтения и письма должны начаться именно в старшем дошкольном возрасте – в это время дети особенно восприимчивы к этой информации.

В 5-6 лет можно учить детей читать и писать, для этого следует использовать разнообразные задания и сюжетно-ролевые игры, позволяющие превратить процесс получения новых знаний в увлекательное времяпрепровождение.

Обучение грамоте дошкольников обязательно должно быть для них интересно, нельзя заставлять ребенка корпеть над прописями «из-под палки», иначе на всю жизнь у него сформируется резко негативное отношение к изучению нового.

Правила проведения урока

Каким бы ни было занятие по грамматике, будь то знакомство с фонематическим составом слова, работа с буквами и звуками, обучение письму, родителям важно использовать игровую форму. Иногда веселье и интерес становятся даже более важными, чем теоретический аспект. Необходимо так выстраивать домашний «урок», чтобы ребенок обязательно совершал свое собственное маленькое открытие. У него появится уверенность в себе, гордость, желание учиться дальше, а это зачастую гораздо важнее, чем бездумно вызубренный алфавит.

Для достижения этой цели можно использовать различные игровые технологии.

  • Путешествие. Родитель заранее придумывает, в какую волшебную страну будет совершено путешествие, какие остановки предстоит совершить. Например, если необходимо научить ребенка правильно образовывать сравнительную степень в устной речи, то остановки могут быть фруктово-овощными (сравним: арбуз большой, а яблоко – меньше).
  • Загадки. Обыгрывается такой сюжет – чтобы получить что-то от сказочного героя, нам надо ему помочь решить несколько загадок по теме. Например, провести звуковой анализ несложного слова.
  • Работа с иллюстрацией. Составление связного рассказа, дорисовка, ответ на вопросы по картинке.
  • Работа с предметами. Детям проще воспринимать информацию, если они видят, о чем ведется речь. Поэтому, изучая с ними прилагательные, следует обязательно использовать некий предмет (это может быть мяч), которому нужно будет придумать характеристики.

Не обязательно каждое занятие по изучению грамоты для детей дошкольного возраста превращать в своеобразный карнавал с музыкой и костюмами. Но все уроки должны проводиться на позитивной волне и быть малышу в радость.

Советы Л.Е. Журовой

Программа обучения дошкольников грамоте подробно рассмотрена в работе Л. Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду». Предлагается выполнение большого количества заданий, доступных для старшей и подготовительной групп. Определенные упражнения могут использоваться и родителями в домашних условиях.

Приведем примеры таких «универсальных» упражнений для 5-6 лет.

  • Чтение веселых и простых стихотворений с установкой на поиск конкретного звука. Сначала родитель коротко описывает суть задания, говорит, что будет читать ребенку текст, его задача – внимательно послушать и хлопнуть в ладоши один раз, услышав указанный звук. Несложное веселое упражнение помогает улучшить фонематический слух.
  • Работа с карточками, на которых изображены слова, начинающиеся с конкретного звука (например, [п] — петух, пила, печка), имеющие этот звук в составе (например, тот же [п]: репка, лапа, липа) и не имеющие звука [п] в названии. Задача детей – рассортировать карточки, устно проведя фонематический анализ.
  • Работа с указкой – взрослый показывает слово, написанное крупными буквами на доске или ватмане, задача ребенка – называть те звуки, на которые указывает родитель.
  • Использование визуализации. Не стоит учить ребенка звукам в отрыве от слов, поэтому те слова, которые будут делиться на звуки, должны обязательно присутствовать в форме карточки. Так, если работа ведется с простым словом «дом», то у малыша перед глазами должна быть картинка дома.

Когда ребенок растерялся, столкнулся с трудностью, ему можно и нужно помогать, подтолкнуть к правильному решению или даже подсказать ответ. Нервничать, срываться на малыше, обзывать его бестолковым нельзя, поскольку он старался.

  • Игра со звуками. Когда ребенок выучил конкретное слово, например «дом», и может перечислить встречающиеся в нем звуки ([д], [о], [м]), необходимо усложнить задачу. Для этого потребуются карточки с буквами – родитель расставляет их неправильно, давая малышу задание восстановить правильный порядок.
  • Уже в 5-6 лет следует разобрать с детьми, что такое гласный и согласный звук. Журова рекомендует обозначать их фишками разного цвета.

Подготовка к школе должна проводиться регулярно, но не занимать длительное время – ребенок не должен уставать. Эмоции допустимы только положительные, поэтому если какое-то задание никак не получается, лучше его отложить на пару месяцев и переключиться на работу с другим материалом. Каждый ребенок индивидуален, скорость восприятия информации у всех разная. Но с терпеливыми и заботливыми родителями малыш непременно добьется успеха в грамматике.

Открытое занятие в старшей группе: «Занимательная грамматика»

Содержимое публикации

Открытое занятие в старшей группе: «Занимательная грамматика»

— использование игровых форм и методов при организации учебно-воспитательного процесса по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста

— помочь взрослым формировать у воспитанников определенные знания и умения по звуковому анализу слов, построение предложения с помощью схем и условных обозначений

Иллюстрации: схемы, индивидуальные карточки, наглядный материал, цветные и простые карандаши, цветные мелки

План проведения занятия:

1. Организационная часть

2. Основная часть

Актуализация опорных знаний

— Упражнение «Гласные — согласные»;

— Игра «Разговор леса»;

Звуковой анализ слов;

— Упражнение «Найди звук»;

— Упражнение «Поймай ошибку»;

— Упражнение «Найди слово»

— Заключительная часть. «Сюрприз»

Ход занятия в старшей группе детского сада

1.Организационная часть

Упражнение «Приветствие».

Воспитатель здоровается с детьми и гостями и объясняет детям, что занятие необычное: на занятие пришли гости. Воспитатель предлагает детям прежде всего поздороваться с гостями и познакомиться. Для этого дети по очереди передают друг другу игрушку при этом называют свое имя и хорошие пожелания всем присутствующим. Таким образом создают доброжелательную атмосферу, благоприятную для дальнейшей работы.

2.Основная часть занятия

2.1.Актуализация опорных знаний

Педагог предлагает детям рассмотреть схему и ответить на вопрос:

— Из чего состоит наш язык? (из предложений)

— Из чего состоят предложения? (из слов)

— Из чего состоят слова? (из звуков)

— Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

— Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие)

2.2.Сообщение темы и цели. Теоретическая информация

Воспитатель предлагает послушать сказочную историю:

Жили-были себе в царстве «Интересной грамматики» «дедушки», «бабушки» — предложения, «мамы» и «папы» — слова и их «детки» — звуки. Жили они дружно, весело и счастливо. Но вот однажды гласные звуки поссорились с согласными. Каждый из них решил, что он самый главный и может делать, что угодно. Они бесчинствовали, скакали, бегали с места на место и выталкивали своих «соседей» и, в конце концов, разбежались в разные стороны. Но звуки — «маленькие детки», поэтому заблудились и не могут найти дорогу домой. В царстве «Грамматики» начался беспорядок. Никто ничего не может рассказать, услышать и понять. И сегодня мы отправимся в интересное, но сложное путешествие, полное приключений и неожиданностей, чтобы помочь звукам найти свой дом.

2.3. Практическая деятельность:

Прежде, чем отправиться помогать другим, необходимо подготовиться самым и показать, что сами способны.

Артикуляционное упражнение «Почисти зубки».

Детям предлагается почистить зубки язычком как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Зубки нужно чистить слева направо и сверху вниз и наоборот. Зубкам от такой процедуры щекотно, и они кусают слегка язычок.

Чистить зубы нам не лень —

Чистим их два раза в день.

Чистим зубки дважды в сутки,

Чистим долго — три минутки.

Упражнение «Гласные — согласные»

Педагог называет отдельные звуки, а дети должны хлопать в ладоши, когда слышат гласный, стучать по столу, когда слышат твердый согласный и сидеть молча, когда слышат мягкий согласный;

Упражнение «Телеграфист»

Педагог говорит отдельные звуки, а дети составляют из них слова:

з-и-м-а, с-н-е-г, с-н-е-г-о-в-и-к, в-е-т-е-р, м о р-о-з, х-о-л-о-д и т.д.

Для того, чтобы попасть в царство «Грамматики», необходимо сесть в «поезд». Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Первым стоит «электровоз», который сигнализирует об отправке гудком. Второй — «машинист». Он руководит «поездом». Остальные дети — «вагончики». Они имитируют звуки поезда, который движется. По сигналу педагога «поезд» отправляется в путь. Каждый участник выполняет свою роль. После того, как «поезд прибывает в царство Грамматики», все дети занимают свои места.

Упражнение «Таинственный мир звуков»

Детям раздаются картинки-схемы с изображением предметов, названия которых состоят из трех, четырех и пяти звуков. Они вместе с педагогом (или самостоятельно) проводят звуковой анализ слов (дети на карточках, педагог у доски) в следующем порядке:

— Сколько звуков в слове?

— Назовите первый звук.

— Какой это звук: гласный или согласный?

— Если согласный, то твердый или мягкий?

— Каким значком обозначаем этот звук?

— Сколько гласных звуков в слове?

— Сколько согласных в слове?

— Сравните похожие слова: чем они похожи и чем отличаются?

Дети проверяют правильность выполнения своих задач с теми, что выполнил педагог на доске.

Стихотворная физкультминутка

Дети повторяют с педагогом слова и имитируют действия

Журчит в источнике вода (дети переминаются с ноги на другую)

Наклонились к воде (наклоняются, набирают ручками «из ручейка воду»)

Набрали водички и умыли личико («умываются»).

Напились водицы и снова сели учится («пьют воду» и садятся на свои места).

Игра «Найди звук».

Педагог предлагает детям вернуть на место звук, который потерялся. Он читает стих, а дети называют, какой буквы недостает в слове:

Черный котик бежал в ле . (с)

И на дерево зале . (з)

Упражнение «Найди звук»

Педагог демонстрирует детям картинки с изображением предметов, которые отличаются друг от друга одним звуком и предлагает определить эти звуки.

Упражнение «Поймай ошибку»

Педагог раздает детям карточки с изображением предмета и схемой звукового анализа названия этого предмета, в которой намеренно допущена ошибка. Дети должны найти ошибку и исправить ее

Упражнение «Найди слово»

Педагог предлагает детям карточки с изображением предметов и схемами звукового анализа названий предметов, причем схемы размещены в произвольном порядке. Дети должны найти схему, соответствующую предмету и соединить их простым карандашом.

Игра «Разговор леса»

Ветерок в лесу: Ш-ш-ш;

Ползет жук в траве: Ж-ж-ж-ж;

Спел комарик: З-з-з-з;

Пролетела птица: Шух-шух;

Запыхтел ежик: Пых-пых-пых

3. Заключительная часть

Подведение итогов.

После того, как дети выполнили все задачи и вернули звуки на места, делаем вывод, что все звуки одинаково важны.

В конце занятия целесообразно провести сюрпризный момент.

МДОБУ Детский сад № 9

Занимательная грамматика

Платная образовательная услуга пред школьной подготовки «Занимательная грамматика»

Руководитель: Маслова Олеся Владимировна, учитель начальных классов.

Рабочая программа по организации предоставления платных образовательных услуг пред школьной подготовки «Занимательная грамматика»

Программа предназначена для занятий по дополнительному воспитанию. Она включает в себя развитие у детей фонематического слуха, речи, мышления, памяти.

Программа рассчитана на один год, 68 учебных часа (по 2 учебных часа в неделю).

Направленность программы

В программе подобраны игры, задания, игровые упражнения, головоломки, ребусы, развлечения, игры на развитие речи, фонематического слуха старших дошкольников, которые помогают научить ребенка самостоятельно анализировать разные звуки, сравнивать их, составлять слова из звуков, делить слова на слоги, речь на отдельные слова и предложения. Способствует развитию у детей внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, личностной независимости.

Огромную и немаловажную роль в освоении навыков является работа с родителями, воспитателями, руководством ДОУ.

Актуальность программы

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника, умение доказывать свою точку зрения, способствовать формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности в области развития речи. Предполагается, что освоение разделов программы поможет дошкольнику успешно учиться в школе, осваивать школьную программу.

Игровые занятия — это одна из форм организации детей, целью которой является развитие речевых способностей детей, фонематического слуха, памяти. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Для этого потребуется новый этап образования – «Занимательная грамматика» – где ребенок помимо общей программы по развитию речи может получить дополнительно необходимые навыки и умения для продолжения их развития в более старшем возрасте (в школе).

Цель программы

Развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания.

Задачи

  1. Развивать монологическую и диалогическую речь, фонематическое восприятие.
  2. Формировать элементарные навыки звукового анализа и синтеза.
  3. Развивать мышление, воображение, находчивость, смекалку, внимание, память, расширять кругозор.
  4. Знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  5. Знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  6. Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
  7. Научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  8. Научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  9. Научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  10. Научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
  11. Формировать произвольное внимание.
  12. Формировать стремление к творческому процессу познания, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Возраст детей

Программа рассчитана на воспитанников 6 – 7 лет

Сроки реализации программы – 1 год

Формы и режим занятий

Программа составлена из расчета 68 учебных часов (по 30 минут 2 раза в неделю)

В программе предлагаются следующие формы работы:

— игровые упражнения, дидактические игры, игры-головоломки

Ожидаемые результаты

Освоение программы будет способствовать развитию диалогической и монологической речи дошкольников, фонематического слуха. Воспитанники будут свободно ориентироваться в звуках родного языка, различать такие понятия как «звук», «слог», «слово», «предложение», «рассказ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: