Жизненная позиция варвары

Варвара («Гроза»)

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная в 1859 году, символизирует собой разрушение устоев провинциальных городков России, жители которых придерживались средневековых порядков. Александр Николаевич путешествуя по Волге, сталкивался с разными жизненными ситуациями людей проживающих в провинции, часто беседовал с горожанами, интересовался их семейным укладом. Всё увиденное писатель постарался донести до читателей через собирательные образы своих персонажей в произведении «Гроза».

Семья Кабановых

В семье Кабановых живут двое абсолютно разных по характеру взрослых детей. Тихон не имеет своего мнения, во всём подчиняется матери. Его жена хоть и не питает к мужу любви, но относиться к нему с уважением и чувством долга. Варя полная противоположность безынициативному Тихону, у неё есть воля, смелость, чувство собственного достоинства.

Объединяет брата и сестру ненависть к домострою, устроенному их матерью, богатой вдовой Марфой Игнатьевной, требующей беспрекословного подчинения. Тихон, не в состоянии переносить постоянные упрёки и приказы матушки, предпочитает напиваться. Варвара, не желая мириться с семейным укладом, находит способ приспособиться к такой жизни.

Жизненные принципы Варвары

Девушка любит жизнь, предпочитая проживать её так, как ей нравиться. Варя хочет быть счастливой вопреки всем преградам. Не решаясь на открытый протест, начинает врать, изворачиваться, её моральным качеством становятся лицемерие и безнравственные поступки.

Не желая мириться с запретами Кабанихи, ограничивающими её свободу, производит подмену ключа от калитки, получая возможность без разрешения выходить за пределы дома по своему желанию.

Будучи не замужем, Варвара не видит ничего предосудительного в тайных встречах с Кудряшом. Не переживает за свою репутацию, пренебрегая мнением общества. Обман становиться частью её жизни в семье, где все подчиняются злой и властной Кабанихе, с которой у всех сложились не очень хорошие отношения. Но надо отдать должное Марфе Игнатьевне, она по-своему любила детей, воспитывая их в строгости.

Отношения Варвары с Катериной

Между Варварой и Катериной не было ничего, что могло бы их объединить. Одна — авантюристка без нравственных принципов, готовая к любым приключениям, другая — нежная, мечтательная, порядочная замужняя женщина. Две противоположности, дополняющие друг друга. Катя любила сестру мужа, делилась с ней своими секретами, дорожила дружбой, ощущала с её стороны поддержку, могла обратиться за советом.

Варе нравилась жена своего безвольного, пьющего брата, которую выдали замуж не по любви. Добрая, честная Катерина познала любовь, будучи замужем. Она никогда бы самостоятельно не решилась на встречу с любимым, если бы её не уговорила Варвара, догадавшаяся о её чувствах к Борису.

Молодая, незамужняя девушка не видит ничего предосудительного во встречах двух влюбленных. Она сама тайком сбегает к своему возлюбленному, поэтому не осуждает Катю. Создав себе установку вседозволенности, Варя не обращает внимания на запреты. Главное, по её мнению, соблюдать видимость приличия, чтобы об этом не догадывалась ни маменька, ни окружающее общество.

Рассказав Борису о чувствах золовки, Варвара устраивает свидание двум влюбленным, тем самым предавая доверие родного брата. Борис оказался не тем человеком, на которого можно положиться, не способным к самоотверженной любви. Он предает свою возлюбленную, уезжая в Сибирь. Варя невольно становится причиной позора, а в дальнейшем гибели подруги.

Будучи честной, искренней, богобоязненной, прямолинейной натурой Катерина решается рассказать о своей измене мужу. И никакие отговорки подруги, не верящей в жалость и сострадание, не помешали ей это сделать. В итоге для неё существование в доме мужа превращается в ад. Замужняя женщина предпочитает самоубийство такой жизни в ненавистном доме Кабановых.

Протест против матери

Молодость не мешает Варе хорошо разбираться в людях. Она не стремится открыто выступать против существующих правил и традиций, создавая видимость приличия. Не в силах терпеть тиранию матери Варвара решается на побег с Кудряшом.

Никто не знает, как в дальнейшем сложится жизнь юной, неопытной девушки, ненавидящей ханжество и самодурство. Будет ли она счастлива со своим возлюбленным, попадут ли они в Москву. Хочется верить в то, что всё сложится хорошо. Чтобы изменить судьбу не обязательно прыгать в реку.

Заключение

А. Н. Островский стремился показать в своей пьесе «Гроза» жизнь российской глубинки XIX столетия. Спокойная, размеренная жизнь провинциального города не такая благополучная, как кажется на первый взгляд. За оградами домов действуют патриархальные законы, царствует домострой в лице таких, как Марфа Игнатьевна Кабанова, разыгрываются трагедии, до которых никому из обитателей города нет дела. В лице Варвары драматург стремился показать, что отношения не должны строиться на подчинении и власти одного человека. Пьесой, написанной накануне реформ в России, А. Н. Островский пытается предсказать неизбежное разрушение самодержавия.

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза»

В произведении Островского «Гроза» каждый персонаж по-своему интересен и значим. Драматург сумел показать все типы, которые могут жить в изображённом «тёмном царстве»: и самодуров, и героев-мечтателей, и бессильных обманщиков, и решительных героинь, и инфантильных пьяниц. С этой точки зрения любопытно узнать о характеристике Варвары из пьесы «Гроза».

Варвара Кабанова — сестра Тихона Кабанова и дочь Марфы Игнатьевны. Уже с первых страниц становится понятно как сильно отличаются брат и сестра. Можно сказать, что они практически противоположны: бойкая Варвара и безынициативный Тихон. Но ни того, ни другого не устраивают правила и законы, по которым приходится жить. Тихон находит утешение в выпивке, Варвара приспосабливается иначе. Удивительно, но Варвара в пьесе «Гроза» — это единственный персонаж, который приспособился. Именно приспособился, а не смирился, как Кулигин.

Варвара научилась врать, лицемерить, научилась изворотливости и в некотором смысле игнорированию. Её характер намного сильнее, чем у Тихона, но открытый протест против патриархальных устоев Варваре не нужен. Ей незачем бросаться в речку, чтобы показать отчаянную глубину того дна, на которое сами себя опустили люди. Варвара слишком любит жизнь, чтобы так рисковать ей. Она практична, и именно этим и притягательна. Как лихо девушка справляется с запретами матери ограничить её пространство! Тихо, без истерик и пространных размышлений Варвара просто меняет замок, чтобы с помощью своего ключа беспрепятственно ходить на встречи. При этом, как говорят, и волки сыты, и овцы целы.

Кроме того, в семье Кабановых только Варвара поддерживает Катерину, слушает её, даёт советы. Девушке нравится Катя, ей искренне жаль, что такой чистой и сильной Катерине достался пьющий безвольный муж. Варвара хоть немного пытается облегчить существование Кати в доме Кабанихи. К сожалению, единственный способ добиться этого — лгать. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара хоть и шёпотом, но всё же даёт язвительные комментарии по поводу истерик Кабанихи. Она достаточно умна и проницательна для того, чтобы понять неправильность и непригодность существующих законов. Варваре замечает изменения в настроениях Кати, уверенно говоря, что та тоскует по какому-то мужчине. Варвара реалистично смотрит на вещи. Это доказывает один из первых диалогов с Катериной: на реплику о том, что Катя мечтает с кем-то гулять и кататься по Волге, Варвара точно замечает: «только не с мужем».

Девушка помогает устроить свидание Катерины и Бориса, хотя ни один из них её об этом не просил. Она видит, как мучаются от невысказанных чувств оба, и решает помочь, абсолютно бескорыстно. Она переживает за влюблённых, встречается с Борисом, сообщая ему о состоянии Кати.

Хоть автор не даёт полного описания Варвары, оббраз героин ярко вырисовывается в воображении читателей. Девушка в чём-то схожа с кошкой, которая гуляет сама по себе, но позволяет другим думать, будто они имеют над ней некую власть. Хочет — гуляет с Ваней Кудряшом, хочет — с кем-то другим. Она пользуется свободой настолько, насколько это возможно. Варваре нравится жить, петь песни, сбегать от матери, быть счастливой. Установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в «Грозе» в образе Варвары. Девушка с удовольствием гуляет с Кудряшом, поэтому нисколько не осуждает поведение Катерины. Варвара всячески пытается отговорить Катю признаваться в измене. В этом поведение девушки схоже с поведением Бориса. Тот тоже не хочет, чтобы о тайных встречах с Катей кто-то узнал. Но Борис хочет этого ради самого себя, а Варвара — ради Катерины.

В финале пьесы читатель узнаёт, что Варвара сбегает из дома матери с Кудряшом. Об этом сообщает Тихон: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла». «Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала её тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло».

Таким поступком девушка высказала свой протест, нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Марфы Игнатьевны. Как только девушка перестала мириться с ситуацией в доме, она сбежала. Варвара сама себе хозяйка, несмотря на её возраст, она кажется опытной и знающей жизнь. Она лучше разбирается в людях, в самой себе, её желания вполне понятны. Побег с Кудряшом отнюдь не импульсивное решение, которое было задумано только ради того, чтобы показать насколько дурна Кабаниха. Это не прыжок в Волгу, а начало нового этапа в жизни Варвары. Можно строить множество догадок о том, как сложиться её судьба дальше: будет ли она с Кудряшом или бросит его, попадёт ли в Москву или ещё куда-нибудь, но при этом возникает стойкое ощущение, что с Варварой всё будет в порядке, ведь она сможет найти выход из любой ситуации. А если ситуация не будет её устраивать, девушка изменит её.

Читайте также  Макияж как у катрин денев

Невозможно себе представить, что впоследствии Варвара могла бы стать похожей на мать. Да, девушка лжёт, создаёт впечатление порядочной и послушной, но Варвара слишком сильно ценит свободу, чтобы загнать себя в рамки ханжества и самодурства. К тому же она видит к чему может привести неоправданная жестокость и патологическое желание контролировать всё.

Варвара — характеристика героини из пьесы А.Н. Островского «Гроза»

История создания

Действие происходит в вымышленном городе Калинова, являющегося прототипом многих маленьких городков, расположенных на Волге. Они похожи друг на друга и в то же время по-своему уникальны. Писатель заносил в дневник все наблюдения о жизни и быте русской провинции, характере жителей, их нравах и обычаях. Персонажи были созданы на основе этих записей и наблюдений.

Другая гипотеза создания — позаимствованный сюжет и образ из реальной жизни. События развивались как раз в год написания. Девушка утром вышла из дома и пропала. Спустя некоторое время её тело нашли в реке Волга. Пострадавшей оказалась Александра Клыкова. Следствие выяснило, что причиной суицида стала напряжённая обстановка в семье. Над женщиной постоянно издевалась свекровь. Муж, в силу его бесхарактерности и нежелания хоть как-то повлиять на ситуацию, ничего не предпринимал. Последней точкой в этой истории стали любовные отношения Александры и почтового служащего.

За основу взята и личная трагедия Александра Николаевича. В рукописях вместе с известным обращением Катерины «А какие сны мне снились, Варенька, прекрасные сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса…» находится пометка автора: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это инициалы Косицкой Любови Павловны, которую он любил. Но женщина состояла в браке. Автор также был несвободен.

Она и была прототипом героини Катерины в драме, а также первой исполнительницей этой роли. Мужем актрисы был И. М. Никулин, артист Малого театра. А автор больше 20 лет сожительствовал с Агафьей Ивановной.

Сюжет и проблемы

Действие происходит в середине XIX века. Главная героиня — молодая женщина Екатерина Кабанова, которая вышла замуж за нелюбимого человека. Катя несчастлива в новой семье. Главой там является злая и алчная мать её мужа Тихона, который беспрекословно во всём ей подчиняется. Девушка влюбляется в молодого человека Бориса, который приехал к своему дяде.

Единственным человеком, сочувствующим героине, была сестра её мужа. Она даже помогает Екатерине встречаться с любимым, организует свидание, когда Кабанов уезжает из города. Влюблённая пара тайно встречается 10 дней, но такая любовь принесла только страдание. После возвращения мужа Катя всё рассказала Тихону и свекрови. Муж готов простить измену, но только не его мать. Она стала ещё хуже относиться к невестке. Жизнь героини превратилась в ад. Любимый человек её покидает. Выход она видит только в самоубийстве. Катя бросается в реку на глазах у Тихона и его матери и тонет.

Все проблемы, затронутые в пьесе, актуальны и в современном обществе:

  • Проблема отцов и детей — здесь идёт речь о непонимании, патриархальном порядке, постоянном тотальном контроле со стороны Кабанихи. Женщина взяла на себя все мужские функции, стала главой семьи.
  • Проблема самореализации показана на примере Кулагина, изобретателя-самоучки, мечтающего построить громоотвод или изобрести электричество. Но среди местных жителей он встречает только издевательства, насмешки и непонимание.
  • Власть. Она принадлежит тому, у кого больше денег. Без них в таком городе прожить достаточно трудно.
  • Любовь. Показана жизнь без любви к своему супругу, когда, кроме жалости к мужу, героиня ничего больше не испытывает. Показана и настоящая любовь, вспыхнувшая мгновенно.
  • Конфликт двух поколений, старого и нового. Драма создана во время действующего рабства крепостных, когда противоречия социального плана достигали своей вершины. Показано отсутствие решительных действий и реформ, а также то, к чему это может привести. Проблема заключается в патриархальном укладе и сопротивлении такой жизни нового поколения, предпочитающего равенство и свободу.

Образ Варвары

Каждый персонаж пьесы достойный внимания. Автор сделал каждого интересным и значимым, имеющим свой уникальный характер. Он показал все типажи, живущие в так называемом обществе «тёмного царства»: самодуры, наивные личности, отчаянные вруны, женщины с характером, алкоголики. С этой позиции любопытно познакомиться с прообразом и характером Варвары. Героиня — сестра Тихона Кабанова и дочка Марфы.

Молодая женщина похожа на кошку, гуляющую саму по себе. Но другие думают, что имеют над ней власть. Она пользуется свободой, как хочет, как только это возможно. Девушка любит жизнь, пение, даже умудряется сбегать от злой и деспотичной мамы. В образе Вари реализуется установка: «делай что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал».

Девушка в отношениях с Кудряшом, поэтому поддерживает Катерину и не осуждает её поведение, даже отговаривает признаваться в измене. В этом она чем-то похожа на Бориса: он тоже не хочет, чтобы кто-то узнал об их встречах. С тем только отличием, что Борис этого желает для своей выгоды, а Варя делает это ради Катерины.

Из всей семьи только она поддерживает главную героиню, умеет её выслушать, дать дельный совет. Ей жалко, что такой лучистой и хорошей Катеньке попался муж безвольный и выпивающий, поэтому старается всячески облегчить жизнь жены своего брата в царстве деспотичной матери.

Единственным правильным решением является враньё: «И не обманщица я была да выучилась, когда нужно стало». Варя даже грубо высказывается по поводу сцен, устраиваемых матерью. Ум и проницательный характер дают осознать неправильность и непригодность всех действующих порядков. Смотря на поведение Кати, она понимает, что та тоскует по мужчине.

Отличие от брата

С первых страниц понятно, чем Варвара отличается от своего брата Тихона. Они две противоположности. Варвара бойкая, реально смотрит на вещи, Тихон безынициативный и инфантильный. Хотя ни брата, ни сестру порядки и законы, которым они вынуждены подчиняться, не устраивают. Он ищет выход в постоянном пьянстве. Она просто научилась приспосабливаться к ситуации. Варя, единственная из героев в пьесе, которая приспособилась, но никак не смирилась с ситуацией. Она умеет врать, игнорировать, лицемерить, быть изворотливой.

На фоне сестры Тихон смотрится ручным птенцом. Его волю полностью подавила матушка. Он ей полностью подчиняется. Только она указывает, как ему жить и что делать. Форма протеста — алкоголь. Сестра же предпочитает не спорить с матерью, но делать всё по-своему. Из того, как Варвара уживается с матерью, можно понять, какой она мудрый не по годам человек, чего не скажешь о её брате. Взаимоотношение Варвары с братом также нельзя назвать идеальными. У них даже не складывается разговор.

Характер сестры намного сильнее характера брата, но открыто свой протест против патриархального устоя она не выражает, предпочитает спокойное поведение. Она не видит самоубийство единственным выходом, чтобы доказать после этого всем глубину того дна, на которую люди опустили сами себя. К тому же героиня очень любит жить, хочет найти своё счастье. Сестра хочет жить собственным умом, а брат нет. У неё есть смысл жизни.

Узнав, в каких словах выражен девиз жизни Варвары, можно понять: девушка она отчаянная. Её принцип жизни: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

Положительные качества

Варя обладала многими положительными качествами. Это отличало её от остальных персонажей:

  • доброта;
  • справедливость;
  • ум;
  • смекалка.

Цитаты о героине

Чтобы узнать побольше о Варваре, следует рассмотреть некоторые выдержки из текста произведения. Вот несколько цитат о дочери Кабанихи:

  • Дочка старой купчихи. Мать её «точит» и обижает: «Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова — взяла и ушла».
  • Лживая. Протестует про себя по поводу поведения матери: «Не уважишь тебя, как же!»
  • Возраст и внешность. Девушка красавица: «Что красавицы? Красота-то ваша вас радует?»
  • Речь выражена кратко и немногословно: «Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне».
  • Греховодница, встречается по ночам с Кудряшом: «Показываются Кудряш и Варвара. Целуются».
  • Семейное положение. Варя не замужем, но испорченная более Кати: «Говори, я хуже тебя!»
  • Хитрая. Описание представлено как девушки, вынужденной обманывать, чтобы выжить в такой семье: «У нас весь дом на том держится, не обманывала раньше я».
  • Жалеет и любит Катерину: «За что ж мне не любить тебя».

В конце произведения Варя убегает с Кудряшом из дома. Куда — неизвестно. Непонятно также, свяжет ли она свою дальнейшую жизнь с ним. Таким поступком она выражает протест и нежелание мириться с проделками и жестокостью Марфы Игнатьевны. Побег — не импульсивное решение, а новый жизненный этап.

Интересно, как сложиться жизнь героини дальше, но кажется, что всё с ней будет в порядке. Несмотря на молодой возраст, она достаточно хорошо знает жизнь, умеет разбираться в людях, может с лёгкостью принять правильное решение и выйти из любого положения.

Сложно даже представить, что в будущем она могла бы стать копией матери. Несмотря на то что иногда она лжёт, хитрит, нравственный акцент делает её порядочной и справедливой. Она слишком ценит свободу, никогда себя не загоняет в рамки ханжества и самодурства. Всё сочинение трудно представить без этой героини.

Проблемы произведения актуальны и в настоящее время. В первую очередь это вопрос о человеческом бытии и предназначении, волнующий людей во все времена. Пьеса поистине является творением на все времена.

Анализ и характеристика Варвары в «Грозе» Островского

В пьесах Островского каждый персонаж по-своему значим. Краткая характеристика Варвары в «Грозе» позволяет понять, насколько ее образ важен для раскрытия идеи произведения. Дочь Кабанихи — единственная, кто сумел приспособиться к законам «темного царства» и даже извлечь из них некоторую пользу. Подобно своему брату Тихону, девушка нравственно искалечена деспотичной матерью, но, в отличие от него, не сломлена. Обманывая окружающих, она делает то, что хочет.

  1. Внешность и характер героини
  2. Роль в пьесе
  3. Вызов патриархальному обществу
Читайте также  Неоднородная плацента с расширением мвп

Внешность и характер героини

Хотя Островский не дает полного описания Варвары в пьесе «Гроза», ее образ явственно предстает перед читателем. Она дочь Марфы Игнатьевны Кабановой и младшая сестра Тихона. Это красивая и бойкая молодая девушка, любительница погулять и повеселиться.

Она давно встречается с конторщиком купца Дикого Иваном Кудряшом. Этот молодой человек не равен ей по социальному положению, поэтому Варвара тайно бегает к нему по ночам на свидания. Девушка обладает следующими чертами характера:

  • Смелость. Варвара не боится своей жестокой и деспотичной матери и ухитряется уживаться с ней. С помощью лжи и лицемерия она добивается того, чего хочет. Дочь осуждает поведение Кабанихи и шепотом язвительно комментирует ее выходки. В конце пьесы она вступает в открытой конфликт с матерью, когда деспотизм той переходит все границы.
  • Хитрость и изворотливость. Чтобы противостоять самодурству и тирании матери, девушка с детства привыкла лгать и лицемерить. Девиз ее жизни выражен в речевой цитате: «Делай что хочешь, лишь бы было шито-крыто». Девушка проницательна и наблюдательна, умеет пользоваться слабостями окружающих и извлекать из них пользу. Она ловко обманывает свою вездесущую мать, которая пытается контролировать каждый шаг. Чтобы видеться с Кудряшом, девушка заменяет ключ от калитки. Она знает, что у матери первый сон крепок, и без опаски убегает к возлюбленному.

  • Доброта и отзывчивость. Несмотря на свое лукавство, Варвара не ожесточилась сердцем. Она хорошая подруга, искренне любит Катерину. Девушка жалеет свою невестку, которую изводит Кабаниха, переживает за нее, помогает ей словом и делом. Видя, как бедная женщина страдает от любви к Борису, она предоставляет влюбленным возможность встречаться наедине. Когда Катерина мучается от угрызений совести, Варвара чувствует перепады ее настроения и пытается отвлечь внимание Кабанихи. Но предотвратить трагедию девушка так и не смогла.
  • Жизнелюбие и свободолюбие. Несмотря на тяжелый патриархальный гнет в семье, Варвара не теряет оптимизма. Пользуясь определенной свободой, которую «темное царство» предоставляет незамужним девушкам, она гуляет, поет и веселится от души. Девушка ценит каждый прожитый день и находит в нем положительные моменты.

Но Варвара не терпит ограничений и всеми силами отстаивает свою независимость. Она готова пойти на все, лишь бы остаться свободной. Это доказывает ее бегство с Иваном в финале пьесы.

Роль в пьесе

Практичная и проницательная Варвара противопоставляется другим молодым членам семьи Кабановых: Тихону и Катерине. Все троих не устраивают законы, по которым им приходится жить, но каждый из них реагирует на них по-своему:

  1. Безвольный и инфантильный Тихон ломается под материнским гнетом. Он находит утешение в пьянстве. Кабанов любит Катерину, но при каждом удобном случае вырывается из дома и пускается в загул, забывая о своей молодой жене.
  2. Катерина свободолюбива и решительна, пытается идти своей дорогой. Молодая женщина полюбила Бориса и начала тайком встречаться с ним, но ее возлюбленный оказался слабым и недостойным ее любви. Правдивая и бескомпромиссная Катерина не может лгать обманутому мужу и поэтому погибает, замученная обитателями Калинова.
  3. Варвара отличается не меньшим свободолюбием, но погибать она не собирается. Эта девушка слишком любит жизнь. Она прекрасно изучила законы «темного царства» и научилась ловко обходить их. Цитатный образ девушки автор кратко выражает словами: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варваре чужда и непонятна романтичность Катерины. Она не витает в облаках и четко знает, чего хочет от жизни.

Девушку не волнуют общепринятые моральные нормы и устои Домостроя. В жизни Варвара руководствуется лишь здравым смыслом и отлично разбирается в людях. Она тайно встречается с Кудряшом, хотя тот отличается ветреностью, но ей это нравится. В отношениях с ним девушка не теряет голову. Ей откровенно скучно с простым и грубоватым Ваней, она зевает при беседе с ним. Но Варвара понимает, что Иван любит ее и никогда не бросит в трудный момент.

Когда мать пытается ее запереть, девушка уходит из дома со своим любовником, чтобы начать новую жизнь.

Вызов патриархальному обществу

В отличие от прочих жертв «темного царства», дочь Кабанихи приспособилась к жизни в Калинове и искренне пытается помочь другим. Она единственная, кто сочувствует своей сильной и правдивой невестке, которой достался никчемный пьяница-муж. Варвара видит, как Катерина и Борис страдают от невысказанных чувств, и устраивает их свидания.

Она не видит в этом ничего плохого, ведь и сама тайно бегает к Кудряшу. Подобно Борису, Варя всячески отговаривает Катю признаваться в измене мужу. Но если первый делает это ради себя, то вторая — ради самой Катерины.

Терпение Варвары не безгранично. Когда Кабаниха, узнавшая о поведении невестки, пытается и свою дочь запереть на замок, та уходит вместе с Кудряшом. Это не импульсивный поступок, а обдуманный вызов патриархальному укладу. В судьбе девушки начинается новый этап, и как бы ни сложилась в дальнейшем ее жизнь, складывается впечатление, что Варя нигде не пропадет. Героиня сумеет найти выход из любой ситуации либо повернет ее в свою пользу.

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» показывает: хотя жизнь научила ее обманывать и лицемерить, она осталась доброй и свободолюбивой.

Эта девушка своими глазами увидела, к какому результату приводит самодурство и жестокость, желание манипулировать окружающими, поэтому даже повзрослев, дочь Кабанихи никогда не станет похожей на свою мать.

Варвара — жизнеутверждающий образ Островского

Социальный образ Варвары — это один из наиболее актуальных, модернизированных, жизнеутверждающих и жизнелюбивых образов, который легко бы вписался в современную жизнь. Для достижения цели исследования понадобится решить ряд вытекающих задач:

1)Сопоставить значение имени героини с её жизненным воплощением;

2)Исследовать социальный образ Варвары в галерее других образов во взаимодействии с ними и в отношении к ним;

3)Проанализировать основные сюжетообразующие аспекты образа: речь героини, внешний облик, костюм, поведение, роль в пьесе, динамику изменения.

Образ Варвары необходимо рассмотреть с нескольких аспектов:

3)Внешний облик и костюм.

4)Поведение и изменение образа.

Имя «Варвара» имеет несколько версий происхождения: древнеримское и древнегреческое. Но в целом значение имени схоже в обоих случаях. «За внешним спокойствием, рассудительностью и замкнутостью Варвары часто скрываются настоящие шекспировские страсти. Этой женщине присущи робость и нерешительность, она обладает ошеломляющим терпением» [1].

Всего в пьесе 29 ремарок, связанных с Варварой. Лишь 3 раза упоминается в качестве предмета одежды головной убор — платок. В целом костюм Варвары в книге представляется читателю схожим с типичным костюмом купечества 60-х годов 19 века. Костюм как внешний атрибут человека, как его форма самовыражения, определенная мода времени, сезона нельзя представить вне какого либо общества. Костюм женщины второй половины 19-го века даёт нам полную картину положения женщины в это время.

Город Калинов — провинциальный городок средней полосы России, поэтому смело можно утверждать, что при представлении костюма, головного убора, предметов быта и обихода жителей данного города, мы рисуем описание быта, культуры и традиций всей российской провинции. Провинциальное население России жило по домостроевским законам и религиозным обрядам в отличие от столицы, где прогрессировали совершено другие, новые идеи, отличные от провинциальных. Через описание быта можно отметить социальные, семейное положение женщины того времени [2. 67]. Жители этого города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии, их круг интересов в основном ограничен личными и семейными проблемами.

В кинофильме В.М. Петрова внешний облик представлен намного ярче. Варвару играет народная актриса РСФСР Ирина Петрова Зарубина. Варвара в фильме рисуется так называемой «женщиной в теле», некоей «женщиной с веслом», которой все нипочем. Про таких справедливо замечал русский поэт Н.А. Некрасов: «И коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт». В целом это связано с общими тенденциями того времени, когда идеалом женской красоты в СССР были реннесановские крупные женщины, которые по своим внешним параметрам значительно отличались от нынешних модниц.

Все же Варвара в фильме довольно неприятная натура. Фрагмент из фильма является доказательством этого: Варвара ест мясо руками, не используя столовых приборов, потом этими же руками приглаживает свои волосы, вытирает руки о подол платья и любуется на себя в зеркальце.

В образе Варвары можно найти схожие черты с образом Марфуши из русской народной сказки «Морозко» и одноимённого фильма Александра Роу, вышедшего на экран в 1964 году. Она такая же самоуверенная, невежественная, имеющая всё, что необходимо для жизни, в том числе и наличие объекта для презрения и непонимания.
Несмотря на то, что Варвара была моложе и по возрасту, и по социальному положению Катерины, будучи незамужней девушкой, тем не менее по отношению к ней, да и к своему брату Тихону, казалась более опытной, взрослой, относилась свысока, пыталась поучать их по жизни. Варвара не понимала всех монологических высказываний Катерины, да иначе и не могло быть, так как Варвара — продукт той социальной среды, из которой выходят Дикие и Кабанихи. В той бескрылой и бездуховной атмосфере нет места восторженным мечтаниям и духовно созидательным мотивам, полёту фантазии и мысли, потому что атмосфера бездушная, угнетающая, приземлённая.

Читайте также  Медосмотр ребенка в 1 месяц какие специалисты

Одним из важнейших составлявших любого образа является речь героя. Любой литературный персонаж может существовать не иначе, как в словесной оболочке. Язык — «первоэлемент» литературы, материальный носитель образности [3, 58]. Речь Варвары носит приземлённо-бытовое звучание. Она очень яркая: всего из 153-х предложений — 75 являются восклицательными или вопросительными. Это составляет 49 % от всей ее речи. Немало в речи Варвары просторечий, например, «коли», «поди-тка» и диалектизмов — «ужотка».

Другим важным языковым средством воплощения художественного произведения является синтаксическая выразительность [5]. В фильме это непосредственно звучащая речь, в книге это синтаксический строй предложений. Для художественного произведения важно всё: начиная от длины фразы, заканчивая расположением слов в ней. Необходимо заметить, что речь Варвары изобилует большим количеством просторечий, что говорит об её уровне образования, однако всего 20% дворян 19-го века были образованны. Также мы наблюдаем короткие фразы, много нераспространенных предложений: определённо-личных, безличных, назывных. Всего в тексте их 107 из 153-х (105 простых предложений, 107 односоставных предложений). Фразы Варвары короткие, часто с лексическим повтором слов. Дело в том, что первоначальное искусство слова существовало не в печатном тексте, а в форме устного рассказа, повествования, песни, поэтому литературная речь есть речь потенциально звучащая. В речи Варвары присутствует эмоциональная тональность: от льстиво хитрой интонации до грубо дерзкой. Интонация речи Варвары в основном бытовая, неупорядоченная, сбивчивая, что говорит о простоте и простодушии её личности. Варвара не говорит без надобности, в её речи нет долгих монологов. Она или конкретно отвечает на вопрос или задаёт его, что указывает на ее сугубо прагматический характер.

Речь в книге кажется более быстрой, в то время в кинофильме она медленная. Возможно, это своеобразная игра актеров, или задумка режиссера. В фильме речь несколько интерпретирована по отношению к тексту книге. Фразы являются близкими, но не тождественными.

В целом, речь Варвары в фильме более реалистична, характерна речи типичной представительницы провинциальной горожанки 60-х годов 19-го века, речь же Катерины отличается, она более возвышенна, поэтична, грамотна и приближается к нормированной литературной речи московских дворян второй половины 19-го века. Скорее всего, это связано с двумя разными школами актрис: Алла Тарасова, исполнившая роль Катерины, окончила МХАТ, в то время как Ирина Зарубина окончила Ленинградский институт сценических искусств.

Варвара никогда не обращается к собеседнику по имени в книге, в фильме она это делает и обыгрывает манерно, как хитрая лиса. В фильме также нет внутренних монологов (отдельных фраз, которая Варвара говорит про себя в отношении матери), потому что все внутренние монологи Варвары в книге относятся к матери — Кабанихе, а конфликтная линия «мать-дочь» отсутствует в фильме, но об этом позже.
Развитие персонажа можно условно разделить на две части: до того, как героиня покрыла голову платком и посмотрелась в зеркало в 9 явлении 2-го действия и после. Варвара покрывает голову, когда даёт ключик Катерине, то есть меняет роль, снимает маску послушной, бессловесной дочери. Варвара полностью отдает отчёт своим действиям и открыто признаётся, что она обманщица и лгунья: «Делай, что хочешь, «лишь бы шито-крыто всё было», прикрываясь тем, что ее семейный дом испортил, иначе просто-напросто не выживешь, однако она ещё не готова показать Кабанихе свою истинную натуру, поэтому она говорит при ней пока про себя.
Следующий её образ — это образ непокорной, лживой и хитрой змеи-искусительницы по отношению к главной героине. Своими действиями Варвара показывает матери, что устои её семьи и города Калинова не подходят героине, они её не устраивают. Поэтому она сбегает, но перед этим она пытается спасти себя, вводя в заблуждения Тихона и Кабаниху, говоря, что Катерина лжёт.

С первых кадров киноленты зритель сразу воспринимает Варвару отрицательной героиней, видя её невежество, необразованность, неграмотность, её корыстную хитрость, видит её лгуньей. Однако мы не видим развития сюжетной линии Варвара-Кабаниха, которая является основной в развитии образа Варвары в пьесе Островского (была послушной, а потом сбежала). В фильме конфликт матери и дочери отсутствует из-за жанра фильма — бытовой драмы.

Варвара является «мощным двигателем» в развитии социального конфликта сюжета. В ней соединяется множество сюжетообразующих линий развития действия [4, 43].
Так, героиня вписана в библейский контекст. Она как змея-искусительница, которая покусилась на добролюбовский «луч света в темной царстве», как когда-то змей- искуситель покусился на первородных Адама и Еву. В результате они, вкусив запретный плод, были изгнаны из рая и стали смертными, так и Катерина, взяв ключик в руки, поплатилась ценой своей собственной жизни.

Нельзя не сказать, что Варвара оттеняет Катерину как в книге, так и в фильме. Если посмотреть фрагмент киноленты, Катерина и Борис представляются более трогательными, трагедийными, думающими об истинных ценностях жизни, на фоне беззаботных и легкомысленных, счастливых и распивающих русские народные песни — Кудряша и Варвары. Схожесть образов можно найти у классиков мировой литературы. Например, у французского комедиографа Жан Батиста Поклена, по пвсевдониму Мольер, в его комедии «Мещанин во дворянстве» также есть пара влюбленных господ Клеонт и Люсиль и пара влюбленных слуг Ковьель и Николь.

Когда мы говорили о значении имени «Варвары», за которым скрываются шекспировские страсти, мы нашли подтверждение этому. Так, у У. Шекспира есть схожие образы с Варварой в трагедии «Король Лир», где сначала любящие дочки Гонерилья и Регана всячески льстят отцу, восхваляя его и предаваясь восторженным речам, признаваясь в любви к нему, получив по полцарства в наследство, в настоящем показали свои вероломство, власть, жестокосердие по отношению к своему родному отцу. Так и Варвара рисует перед своей матерью образ верной, послушной, любящей дочери, которая чтит традиции семьи, затем предаёт её и сбегает с Кудряшом. Ей абсолютно неинтересна ни жизнь матери, ни её устои. Однако данное сравнение рисуется лишь в книге, потому что линия конфликта «дочь-мать» в фильме отсутствует.

Кульминацией в анализе можно назвать «народно-смеховую культуру, которая соединит всё вышесказанное» [6], о которой писал в своих работах русский ученый-филолог М.М. Бахтин. Он объяснял концепцию народно-смеховой культуры на примере карнавала, где представляется бытие без отчуждения. А сущностью карнавала Бахтин называет демонстрацию самого события, то есть обновления, изменения, перелома, возрождения и кризиса одновременно. Используя карнавал [5], можно объяснить концепцию смеховой культуры в воплощении образа Варвары. Прежде всего, Варвара поёт народные песни, а также она носит маски: до ремарки «посмотрелась в зеркало» и после. Её маска — это платок: («сходит по тропинке и, закрыв лицо платком», «закрываясь платком», «покрывает голову платком перед зеркалом»).

С 12 века на Руси православная традиция требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Так и Варвара уже не могла скрывать свою истинную натуру и срослась с новой ролью. В начале пьесы она рисует образ идеальной дочери перед с своей матерью и признаёт свои грехи, а затем происходит обновление, изменение, перелом в личности Варвары. В новой роли она становится хитрой и заботящейся только о себе, как змея-искусительница. Ей неважно мнение других, она считает важным лишь то, как она себя чувствует. Не боится презрения ни в обществе, ни в своей семье.

Образ Варвары в пьесе Островского представлен гораздо ярче, чем в фильме. Поскольку в киноленте Петров изменил жанр трагического на бытовую драму, а также убрал конфликт между матерью и дочерью, тем самым исчезла концепция народно-смеховой культуры и развития персонажа в целом.

Варвара по-своему восстала против гнёта, засилья Кабаних и Диких, но другими методами, сохранив свою жизнь, однако её протест присутствует. На наш взгляд, сравнивая образ Варвары с образом Катерины, персонаж Варвары является жизнеутверждающим. Да, несомненно, образ Катерины высоконравственный, глубокий, ее фигуру поистине можно назвать революционной, но всё же трагический и обреченный на гибель. А образ Варвары греховный, безнравственный, приближённый к реальной жизни и всё же жизнеутверждающий, потому что, с точки зрения, церкви и христианского православия – самоубийство — самый страшный грех, а в образе Варвары напротив мы видим смелость, решительность, народность и жизнелюбие. По мнению психологов, самое ценное у человека- это жизнь. Нужно оберегать и ценить свою жизнь. Именно поэтому Варвара может также иметь привлекательные для читателя и зрителя черты.

Список литературы и использованных источников:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: